КОНЦЕПТ
Павлова Е. Н. Управление предприятием с помощью системы бюджетирования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 05. - ART 75091. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75091.htm. - Гос. per. Эл № наушо-методичесюш. электронный журнал. ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 75091 УДК 338.2
Павлова Елена Николаевна,
магистр II курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова», г. Саратов [email protected]
Управление предприятием с помощью системы бюджетирования
Аннотация. В статье исследуются система бюджетирования, влияние ее использования на эффективность деятельности предприятий. Ключевые слова: бюджетирование, управление предприятием, взаимосвязь бюджетов, подходы к внедрению бюджетирования. Раздел: (4) экономика.
Управление предприятием - процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала, постановки стратегических целей и тактических задач предприятия, принятия управленческих решений и обеспечения их выполнения.
Производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамика и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия - от рабочего нижнего звена до директора.
Управление, проще говоря, это воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед фирмой и его коллективом. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины и статистика, а с другой - на обобщении практического опыта управления различными предприятиями, организациями, компаниями, фирмами.
Управление предприятием состоит из ряда функциональных подсистем:
1) стратегическое и текущее управление;
2) планирование;
3) управление персоналом;
4) управление производством;
5) управление маркетингом;
6) управление финансами;
7) управление инвестициями.
Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности. В основе стратегического управления лежит необходимость:
1) стратегического анализа происходящих изменений во внешней среде (учитываются современные аспекты мировой экономики, политического положения государств, состояния экологии, демографической ситуации) и условий для формирования целей, потенциальных производительных сил и возможностей предприятия (ресурсы, проекты, идеи, квалифицированный персонал);
2) выбора стратегии развития предприятия и (при невозможности ее реализации) альтернативных вариантов;
3) реализации выбранной стратегии развития.
К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на выполнение установленных перед ними задач.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Павлова Е. Н. Управление предприятием с помощью системы бюджетирования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 05. - ART 75091. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75091.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75091 УДК 338.2
В задачи управления персоналом в соответствии со стратегией развития предприятия и текущими потребностями производства входят:
1) обеспечение предприятия кадрами необходимой квалификации заданного профессионального состава и численности;
2) обучение работников в соответствии с принятой на предприятии технологией и организацией производства продукции;
3) расстановка персонала по рабочим местам;
4) проведение объективной оценки и оплаты результатов деятельности каждого работника как основы эффективной мотивации его труда;
5) обеспечение прав и социальной защиты;
6) обеспечение безопасности и нормальных условий труда.
С целью реализации указанных задач в систему управления персоналом на крупном предприятии, как правило, входят отделы кадров, обучения и повышения квалификации, оценки персонала, оплаты труда, техники безопасности.
Основными задачами подсистемы управления производством являются организация изготовления и поставки продукции необходимого качества и установленной себестоимости в запланированные сроки. На практике это означает, что органы данной подсистемы управления должны обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, принципов ресурсосбережения, производственного режима путем соответствующей организации производства и труда.
Управление маркетингом является одной из важнейших подсистем управления предприятием. От нее зависит, с одной стороны, точность и рациональность определения того, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой - оснащение и снабжение предприятия факторами производства по ценам, не приводящим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в достаточном объеме и по ценам, гарантирующим получение прибыли.
Управление финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим соглашениям или за предоставленные услуги, а также денежных поступлений от ценных бумаг и др. Важнейшими задачами управления финансами, кроме того, являются оплата поставок сырья и материалов, предназначенных для производства; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приобретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (реклама, страхование и т. д.); выплата заработной платы работникам предприятия; выплата налогов и осуществление других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Управление инвестициями включает:
1) систематическое совершенствование организации производства и труда на основе поиска, разработки и внедрения новаторских предложений;
2) формирование банка инновационных идей и альтернатив их решения;
3) организацию процесса выявления проблем развития, их решение;
4) формирование на предприятии благоприятного климата для новаторства, поиска новых идей.
1) Перечисленные подсистемы управления предприятием реализуют следующие функции:
2) постановка целей и задач в соответствии с принятой стратегией и спецификой подсистемы;
3) планирование необходимых ресурсов для решения установленных задач;
rsj ги
КОНЦЕПТ
Павлова Е. Н. Управление предприятием с помощью системы бюджетирования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 05. - ART 75091. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75091.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75091 УДК 338.2
4) организация и регулирование процесса исполнения в соответствии с целями и поставленными задачами, обеспечивающие объединение усилий и ресурсов в заданном направлении;
5) стимулирование работников, направленное на повышение эффективности их труда для достижения поставленных целей;
6) контроль и корректировка деятельности подсистемы и принятие необходимых мер для получения результата.
Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке непосредственно зависят от стратегии развития, выбора и применения как отдельных стратегических типов управленческих технологий, так и их различных сочетаний. Управленческие технологии - это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей организации, включающий:
1) методы и средства сбора и обработки информации;
2) приемы эффективного воздействия на работников;
3) принципы, законы и закономерности управления;
4) системы контроля.
Обращаем внимание на последнем показателе, ведь контроль является очень важным элементом в построении рациональной политики управления предприятием.
В последнее время все актуальнее становится проблема низкой эффективности отечественных предприятий. Чтобы повысить эту эффективность необходимо снижать издержки, а также своевременно реагировать на проблемы организации, чтобы заблаговременно их устранять. В этом ключе бюджетирование, как один из основных элементов управления становится еще более востребованным.
«Бюджетирование - инструмент финансового планирования на предприятии, который помогает практически понять, как формируются доходы, расходы, прибыль, кредиторская и дебиторская задолженность, проценты по кредитам и др.» [1].
Бюджетирование - один из основных инструментов управления предприятия. Оно давно и активно используется компаниями как технология финансового планирования. Применение бюджетирования позволяет руководителям отслеживать состояние дел во всех подразделениях компании, обеспечить взаимодействие и подчинить их действия общей стратегической цели. Также бюджетирование предоставляет возможность заранее просчитать вероятные варианты в неблагоприятных ситуациях, а соответственно, заранее принять необходимые меры [2].
Бюджетирование снижает не только издержки, повышает оперативность принятия решений, а также являются надежным инструментом мотивации в силу своей простоты и наглядности, каждый работник знает, что ему нужно сделать, каков объем работ и к какому сроку. Кроме того, сокращается время руководителя на корректировку плана, так как все бюджеты увязаны между собой формулами.
На предприятиях с успешно действующей системой бюджетирования применяется система мотивации, которая основывается на бюджетах, закрепленных за тем, или иным подразделением, которая позволяет увязать деятельность работника и его заработную плату (именно денежное вознаграждение оказывает наибольшее влияние на персонал).
Основная задача бюджетирования состоит в определении схемы распределения (разработка финансовой структуры) и в собственно распределении по элементам схемы (центрам ответственности) ограниченных по объему и времени ресурсов.
Рассмотрим данную систему во взаимосвязи бюджетов (см. рисунок).
м Q м
T f Т TT TT* Т-Г'-Г™* Павлова Е. Н. Управление предприятием с помощью
IV I 1 I I I I I i III системы бюджетирования // Концепт. - 2015. -
Г\ I I | | | | ГТ III Спецвыпуск № 05. - ART 75091. - 0,4 п. л. - URL:
W-7 i- -Ч U J- http://e-koncept.ru/2015/75091.htm. - Гос. per. Эл №
научно-методический электронный журнал фс 77~49965- ~ISSN 2304-120Х. ^
ART 75091 УДК 338.2 LJ-
Граница составления бюджетов составляет один год, с разбивкой по кварталам и по месяцам. Фактические данные вносятся в бюджет с целью корректировки по мере изменения важных показателей.
В бюджете продаж отражаются планируемые продажи в рублях и натуральных показателях по продуктам или по договорам. Исходными данными служит информация: контракты и договоренности с покупателями, данные прошлого периода и профессиональная оценка менеджера. В графике поступления денежных средств от продаж отражается поступление денежных средств от продажи продукции, работ, услуг, а кроме того, дебиторская задолженность по продажам.
Запланировав объем продаж, необходимо спроектировать объем производства. Бюджет производства определяет количество продукции для изготовления.
Определив объем производства, необходимо запланировать, сколько для этого требуется материалов. В бюджете закупок отражается сумма затрат на закупку материальных ресурсов в рублях по всем продуктам, услугам. В графике оплаты денежных средств за материалы отражаются перечисления денежных средств и кредиторская задолженность перед поставщиками материалов.
Затем составляется бюджет прямых затрат на оплату труда. Рассматриваемый бюджет отражает затраты труда на единицу продукции или на одну услугу в соответствующих единицах измерения (человеко-часах, трудоднях и т. д.) и, соответственно, совокупные прямые затраты труда в рублях. График погашения задолженности по оплате труда отражает выплаты заработной платы в рублях за каждый месяц в течение года и кредиторскую задолженность перед персоналом предприятия.
Бюджет продаж
Бюджет производства
Бюджет доходов и расходов
Бюджет управленческих расходов
Бюджет закупок
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет прямых затрат на оплату труда
V
Бюджет накладных расходов
Бюджет инвестиций
а у
Бюджет движения денежных средств
Бюджет пассивов
1
Бюджет активов
Порядок разработки бюджетов организации
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Павлова Е. Н. Управление предприятием с помощью системы бюджетирования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 05. - ART 75091. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75091.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75091 УДК 338.2
В бюджете накладных расходов определяется сумма накладных расходов, т. е. затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию производственного процесса, обслуживание производства и прочие расходы (потери от простоев, порча материальных ресурсов).
Бюджет коммерческих расходов содержит данные о выплатах по коммерческим расходам, т. е. затратах, связанных с реализацией и продвижением на рынок товаров, оказанием услуг (реклама, транспортировка, страхование груза).
В бюджете управленческих расходов отражены выплаты по управленческим расходам - содержание административных зданий, оргтехники и так далее.
После составления операционных бюджетов, необходимо рассчитать финансовый бюджет. В него входят: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджетный бухгалтерский баланс. Бюджет доходов и расходов включает такие статьи как выручка, себестоимость, прочие доходы и расходы, прибыль (от продаж, чистая, до налогообложения).
Далее составляется бюджет движения денежных средств. Бюджет характеризует поступления и списания денежных средств за отчетный год. Результатом служит излишек (дефицит) денежных средств по основной хозяйственной деятельности.
Сбалансировав денежные потоки, проектируется инвестиционный (вспомогательный) бюджет. В нем отражаются будущие поступления и выплаты по инвестиционной деятельности. Инвестиционный бюджет не всегда имеет место быть, но представляет собой хорошую возможность поддержания существующей деятельности предприятия и оказание поддержки в продвижении новых технологий, внедрении инноваций и средств НТП на предприятии.
Бюджет активов и бюджет пассивов составляют баланс предприятия. Числовые значения данных бюджетов служат показателем точности составления построенной системы бюджета. Если значения активов и пассивов равны друг другу, то система бюджетов не содержит расчетных ошибок.
Несмотря на множество плюсов системы бюджетирования многие предприятия по-прежнему ее не используют. Это вызвано следующими факторами:
1) необходимость детального планирования по статьям бюджетов;
2) трудоемкость (необходимо периодически вносить изменения в статьи);
3) обучение персонала (разъяснения по отнесению расходов и доходов по статьям, по системе мотивации).
При внедрении бюджетирования на предприятии необходимо понимать, что следует управлять именно деятельностью компании, а не цифрами; производственная работа должна строиться и быть ориентированной по целям и способам их достижения, а не по цифрам; бюджет - это не цель, а средство достижения всех целей и, кроме того, самой миссии предприятия.
Хорошо сформированная и отработанная система бюджетов позволяет оперативно реагировать на различные ситуации, происходящие на предприятии (при условии постоянного контроля за исполнением бюджетов), отлично мотивирует персонал (все бюджеты распределены по центрам ответственности), и формирует прочную наглядную связь между подразделениями предприятия.
Рассмотрим, систему внедрения бюджетирования на предприятии на основе различных подходов.
Наибольшее развитие идеи бюджетирования получили в конце ХХ века, что было обусловлено двумя факторами: с одной стороны, новейшие теоретические исследования, обогатившие теорию и практику учета для целей управления, с другой,
PU г М
"I" f у у у у|!| I'll Павлова Е. Н. Управление предприятием с помощью
IV I 1 I I I I I i III системы бюджетирования // Концепт. - 2015. -
Г\ I I | | | | ГТ III Спецвыпуск № 05. - ART 75091. - 0,4 п. л. - URL:
W-7 i- -Ч U J- http://e-koncept.ru/2015/75091.htm. - Гос. per. Эл №
научно-методический электронный журнал фс 77~49965- ~ISSN 2304-120Х. ^
ART 75091 УДК 338.2 LJ-
сложившиеся экономические условия, обострившие внешнюю и внутреннюю конкуренцию и связанный с ней рост затрат на реализацию товаров [3].
В управленческом учете рассматриваются три основных подхода к внедрению системы бюджетирования на современных отечественных предприятиях: бюджетирование на основе финансовой структуризации, процессно-ориентированный подход, управление «вне бюджетирования».
Широко распространен подход на основе финансовой структуризации, который позволяет определить доходы и расходы каждого структурного подразделения. Формирование финансовой структуры происходит на основе организационной структуры предприятия. Закреплением финансовой ответственности и полномочий производится за руководителями центров ответственности.
Подход на основе построения бизнес-процессов требует, чтобы были обозначены границы бизнес-процессов с назначением ответственного лица за результаты бизнес-процессов и наделением полномочий и ответственности за ресурсы, потребляемые бизнес-процессами. Данная методика используется на производствах намного реже в силу высоких требований к структурированию деятельности компании. Однако, обе методики имеют общую логику построения бюджетирования, основанную на базе структурирования деятельности компании.
Концепция «вне бюджетирования» зародилась в 1998 году как результат научно-практических исследований международной рабочей группы по прогрессивным технологиям, направленных на разработку новой модели менеджмента для перехода от промышленной эры к информационной. Многие авторы не относят этот подход к современным подходам, поскольку он не нашел практического применения и мало распространен, но по своей сущности управление «за рамками бюджета» относится к подходам по построению бюджетирования.
Рассматривая подходы к построению бюджетирования необходимо отметить существование таких методик бюджетирования с заданными показателями деятельности: методика «сверху вниз» и бюджетирование «снизу в верх», которая базируется на формировании бюджетов исходя из запланированных целей подразделений. Основой для применения данных методик является принцип формирования целей и установок для бюджетирования. В случае использования методики «сверху вниз» цели и задачи для компании устанавливаются на верхнем уровне управления.
Целевые установки деятельности компании конкретизируются на уровне подразделений. Исходя из поставленных целей рассчитываются бюджеты в подразделениях. В случае бюджетирования «снизу - вверх» бюджеты рассчитываются путем установки планов на следующий период через приращение показателей прошлого отчетного периода. На основании данных планов рассчитываются бюджеты, которые затем утверждаются на верхнем уровне управления. Как правило, в бюджетировании используется два этих подхода одновременно или совместно. Данная классификация в большой степени относится непосредственно к формированию бюджетов, рассмотрение подходов позволяет осуществить классификацию основополагающих моделей формирования бюджетных систем на предприятиях.
В современных экономических условиях отмечается высокий интерес к построению эффективной системы управления, которая является основой для обеспечения успешного функционирования предприятия. Значительное внимание уделяется вопросам усовершенствования технологий и внедрения новых инструментов, которые позволяют разработать стратегию управления, эффективно планировать деятельность и осуществлять контроль реализации планов. Для современных компаний
КОНЦЕПТ
Павлова Е. Н. Управление предприятием с помощью системы бюджетирования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 05. - ART 75091. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75091.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75091 УДК 338.2
актуальной проблемой является внедрение и развитие системы бюджетирования. Бюджетирование как управленческая технология дает возможность менеджменту постоянно иметь общую картину функционирования организации и ее финансового состояния, прогнозировать финансовый результат, контролировать возможные риски, оптимизировать затраты, увеличить степень контроля над расходованием средств и достижением запланированных результатов.
Ссылки на источники
1. Стерлядев С. А., Чернышев М. А. Совершенствование управления и планирования на предприятии инструментом бюджетирования // Современные научные исследования и инновации. -2011. - № 8. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/5763 (дата обращения: 09.12.2014).
2. Кучеренко А. И. Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации // Справочник экономиста. - 2010. - № 3. - С. 23-26.
3. Мещеряков Г. Е. Управление бюджетированием холдинга подакцизной отрасли промышленности. - М.: Экономика, 2002. - 146 с.
Elena Pavlova,
master degree 2 study, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavi-lov, Saratov
Enterprise Management with the budgeting system
Abstract. This article examines the system of budgeting, and impact its using on the efficiency of activity of the company. Key words: budgeting, management of company, the link between budgets, approaches for using of budgeting.
Рекомендовано к публикации:
Земцовой Н. А., кандидатом экономических наук, доцентом кафедры бухгалтерского учета СГАУ им. Н. И. Вавилова
ív 7 ^
977230412015917