ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1УДК 37.014.542.22 ББК 74.204.2
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Л. Е. Курнешова, Л. Ф. Шаров
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам управления педагогическим потенциалом образовательного учреждения для удовлетворения требований, предъявляемых к качеству образования государством, учеником и его родителями. В качестве основы для принятия управленческих решений предлагается использовать оценку сформированности педагогической компетенции. С этой целью в статье предложена схема декомпозиции педагогической компетенции на основные и базовые компетенции в образовательной, воспитательной и развивающей сфере деятельности педагога. На основе предложенной декомпозиции разработан метод оценки сформированности этих компетенций с использованием имитационной модели формирования педагогических кейсов, анализ которых позволит оценить сформированность педагогической компетенции. Управление уровнем сформированности позволит решить проблему удовлетворения запросов на качественное образование со стороны всех участников образовательного процесса, как того требует Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова: педагогическая компетенция, образовательная энергия, декомпозиция, основная компетенция, базовая компетенция, алгоритм.
MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL PERSONNEL POTENTIAL TO PROVIDE QUALITY EDUCATION BASED ON COMPETENCE APPROACH
L. E. Kurneshova, L. F. Sharov
Abstract. The article deals with the problems of management of pedagogical potential of educational institutions to meet the requirements imposed on the quality of education by the state, the student and his parents. As a basis for making management decisions it is proposed to use the evaluation of formation of pedagogical competence. To this end the article presents a scheme of decomposition of pedagogical competence into key and basic competences in educational, developmental and pedagogical sphere of activity of the teacher. Based on the proposed decomposition method there has been developed the evaluation of maturity of these competencies using a simulation model of pedagogical cases. Managing the level of maturity will solve the problem of meeting the demands for quality education from all the participants in the educational process, as required by the Education Act 29.12.2012 No. 273.
Keywords: educational competency, educational energy, decomposition, key competence, basic competence, algorithm.
Сегодня учителя средней школы отмечают, что учащиеся трудно включаются в познавательную деятельность и неохотно овладевают знаниями, предлагаемыми школьной программой. Все труднее и труднее настроить ребенка на овладение программой обучения, соответствующей стандартам. Можно сказать, что так было всегда: кто-то хочет учиться, а кто-то нет. И что тут страшного? Проблема состоит в том, что появилась тенденция резкого увеличения числа таких учащихся. Ярким примером этой тенденции является несоответствие уровня подготовки выпускников требованиям высшей школы.
Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями о возможных причинах этого. Зададим вопрос: что такое школа? Казалось бы, в чем здесь вопрос. Школа - это учреждение, оказывающее образовательные услуги, которые кому-то нужны. Кому? Безусловно, они нужны государству, ибо ему нужен человеческий ресурс (капитал) для своего существования, поэтому оно и создает государственную систему образования. Обществу тоже нужны эти услуги. Запросы общества не во всем совпадают с запросами государства, что привело к появлению негосударственных образовательных организаций. Нужны образовательные услуги родителям и ребенку, как путь его социализации и развития. Однако здесь нужно остановиться и поразмышлять о том, насколько школа готова удовлетворять эти запросы.
Посмотрим на школу в разные временные отрезки, скажем, времен Я. А. Коменского, начала XX в. и XXI в.
«Великая дидактика», созданная Я. А. Комен-ским, - универсальная теория, ставившая перед школой задачу: как в годы юности научить всех всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. Учитель в такой школе - основной источник информации. При этом школа в то время не играла роли обязательного института социальной адаптации человека в обществе.
В начале XX в. школа была востребована как инструмент для подготовки кадров для бурно развивающегося индустриального общества. Школа стала массовой, доступной, общий образовательный уровень растет. Но при этом учитель перестает быть единственным источником информации. Радиовещание, кино,
телевидение и телефония, развивающиеся в этот период, становятся дополнительным информационным ресурсом.
Конец XX - начало XXI в. характеризуется бурным развитием науки, информационной среды. Интернет сделал информацию легкодоступной в любое время и в любом месте, развиваются информационно-коммуникационные технологии, то есть появляются ресурсы для самообразования и социализации. При этом школа, обеспечивая равные возможности, по-прежнему должна учить всех, но не всему, а с учетом запросов учащихся и их родителей.
Как же выяснить эти запросы? Можно, конечно, спросить, но где гарантия, что вы получите достоверный результат.
В работе [1] предложен метод оценки запросов родителей и учащихся на основе введенного авторами понятий «образовательная энергия учащегося» и «энергии родителей».
Как следует из данной работы, существуют как минимум 25 различных требований к качеству образования, предъявляемых родителями и учащимися. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) дается определение: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [2]. Таким образом, перед образовательным учреждением стоит задача выполнения требований Закона об образовании о предоставлении гражданам бесплатного качественного образования. А для этого каждая школа должна обладать соответствующим кадровым потенциалом, управление которым осуществляется администрацией школы.
Для построения системы управления кадровым педагогическим потенциалом необходимо выделить элементы этой системы и их взаимосвязи, а также определить допустимые
управляющие воздействия на эти элементы.
На рис. 1 представлена схема управления любым объектом. Она состоит из реального объекта управления, идеального объекта, который мы хотим получить в процессе управления, блока сравнения идеального и реального объектов, блока управляющих воздействий. Система управления работает следующим образом: происходит сравнение параметров идеального объекта с параметрами реального объекта, а если они не совпадают, то подается сигнал на блок управляющих воздействий, который, воздействуя на управляемый объект, должен изменить параметры объекта, чтобы компенсировать появившееся расхождение.
В первую очередь, остановимся на главном элементе этой системы - на учителе и воспитателе, попробуем ответить на вопрос, а каким нам видится современный учитель и воспитатель? Этот вопрос вряд ли может быть решен окончательно раз и навсегда, но описать требования к учителю и воспитателю мы обязаны.
Во-первых, современный учитель и воспитатель должны соответствовать профессиональному стандарту «Педагог» [3] (далее - ПСП), в котором прописаны все трудовые функции, знания и умения, которыми они должны обладать. Во-вторых, педагог работает в конкретном образовательном учреждении, в котором могут быть свои требования к педагогу. В-третьих, современный информационный мир ставит перед педагогом ряд задач, одной из которых является умение управлять поведением ученика в этом
Управляющие воздействия
Рис. 1. Блок-схема системы управления любым объектом
новом и противоречивом информационном мире. Можно сказать, что современный учитель должен быть, если так можно выразиться, «образовательным менеджером», то есть управлять процессом поиска и владения учащимися необходимыми знаниями.
Следующим элементом системы управления является блок сравнения. В нашем случае этот элемент не является простым и требует отдельной проработки. Действительно, как сравнить требования к трудовым функциям, предъявляемые ПСП, с тем, как эти функции выполняет конкретный педагог? Впрямую это сделать затруднительно, а следовательно, необходимо искать косвенные способы сравнения.
Блок управляющих воздействий направлен на определение мер, которые сведут к нулю расхождения между текущим и идеальным параметрами. Как вы понимаете, предложить заведомо заданный набор этих мер сложно.
Учитывая вышесказанное о сложности и неопределенности элементов системы управления, можно было бы поставить точку в вопросе разработки системы управления кадровым педагогическим потенциалом, если бы не одно обстоятельство - зависимость выполнения трудовых функций от сформированности педагогической компетенции у педагога, а следовательно, можно построить систему управления кадровым педагогическим потенциалом на основе компетентностного подхода.
Сегодня в научном сообществе нет единого понимания термина «компетентность». Но совершено точно можно утверждать, что компетентность проявляется при разрешении педагогом той или иной проблемы. Таким образом, говорить о том, обладает ли данный человек компетентностью, можно лишь по результату разрешения им той или иной проблемной ситуации. В связи с изложенным выше можно предложить следующее определение компетентности: компетентность - это способность достигать поставленных целей в данной конкретной ситуации на основе знаний, умений и личных качеств. Совершенно очевидным является тот факт, что проблемы могут возникать в различных областях человеческой деятельности, и один и
тот же человек, легко решающий проблему в одной области, может быть совершенно беспомощен в другой. Это позволяет нам говорить о профессиональной компетентности, отождествляя ее с профессиональной областью деятельности человека. В рамках данной статьи мы будем говорить о педагогической компетентности.
Как показывает анализ педагогических источников, в педагогической науке сложилось многообразие подходов к формулированию компетенции:
• системного (В. В. Краевский, В. И. Ильин и др.);
• деятельностного (И. А. Зимняя, А. И. Леонтьев, С. Д. Рубинштейн и др.);
• личностно-ориентированного (Е. В. Бон-даревская, Э. Ф. Зеер, С. В. Кульневич, И. С. Якиманская и др.);
• контекстного (А. А. Вербицкий и др.);
• компетентностного (В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, Т. Н. Иванова, Е. Я. Коган и др.).
При решении задачи управления кадровым потенциалом образовательного учреждения через формирование педагогической компетентности необходимо знать, в какой области педагогической практики у данного педагога его педагогическая компетентность дает сбой, и в этом смысле декомпозиция педагогической компетентности необходима и желательна.
Отсутствие в ПСП перечня компетенций, которыми должен обладать педагог, ставит перед практиками, применяющими данный ПСП, задачу по трансформации предложенных в ПСП трудовых действий, умений и знаний в некоторую систему компетенций. В этой связи особый интерес представляют исследования авторов, посвященные выделению и классификации (декомпозиции) профессиональных компетенций педагогов.
Так, разработанная под руководством В. Д. Шадрикова методика оценки уровня квалификации педагогических работников [4] опирается на системно-деятельностный подход. Авторы выделяют шесть базовых компетенций педагога и по три показателя для каждой из них:
1. Компетентность в области личных качеств:
1.1. Эмпатийность и социорефлексия;
1.2. Самоорганизованность;
1.3. Общая культура.
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности:
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников);
2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу;
2.3. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.
3. Компетентности в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности:
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности;
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников);
3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности:
4.1. Компетентность в методах преподавания;
4.2. Компетентность в предмете преподавания;
4.3. Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учебников и учебных коллективов.
5. Компетентность в области разработки программ, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений:
5.1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы;
5.2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы;
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
6. Компетентность в области организации педагогической деятельности:
6.1. Умение устанавливать субъектно-субъ-ектные отношения;
6.2. Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность;
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание.
Отметим, что на сегодняшний день нет общепринятого алгоритма деления.
В данной статье при декомпозиции педагогической компетентности мы исходили из тех задач, которые сегодня стоят перед системой образования и в современной образовательной парадигме. Новые подходы к образовательному процессу и результатам образования появились и получили развитие в России еще в 1990-х гг. и исследовались параллельно внедрению Болонского процесса в странах Западной Европы.
В России уже давно проводятся исследования в области компетентностного подхода, основное отличие которого состоит в обучении не только ЗУН, но и реализации своих знаний в жизни. Исследователи в области компетентностного образования (например, И. А. Зимняя, А. В. Гурьянова, А. Г. Каспаржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин) полагают, что «содержание образования - дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем». Смысл организации и управления образовательным процессом состоит в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования.
«Расширение задач образования и вывод целей образования за рамки ЗУН требует пересмотра отношения к позиции учителя в обучении учащегося, изменению подхода к оценке деятельности педагогических работников и методической базы оценки работы педагогов. Особенно это важно с учетом того влияния, которое оказывает сегодняшнее развитие нашего окружающего мира. Таким образом, необходимость диагностики педагогических компетенций работников образования и изучение вопросов формирования определенных педагогических компетенций у работников дошкольного, начального, основного общего и среднего общего образования обусловлено изменением парадигмы современного образования и государственной образовательной политикой» [5].
Исходя из описанных выше результатов образования, педагогическая компетентность мо-
жет быть декомпозирована на три основные компетенции:
• общепедагогическая компетенция (раздел ПСП «Общепедагогическая функция» - обучение);
• воспитательная компетенция (раздел ПСП «Воспитательная деятельность»);
• развивающая компетенция (раздел ПСП «Развивающая деятельность»).
В целях диагностики сформированности вышеназванных компетенций педагогов предлагается декомпозировать их до уровня базовых.
Общепедагогическую компетенцию предлагается декомпозировать на следующие базовые компетенции:
• педагогико-организационная компетенция - в области организации педагогической деятельности для достижения цели обучения;
• педагогико-мотивационная компетенция - в области мотивации ученика на достижение цели обучения;
• педагогико-информационная компетенция - в области информационных потоков, необходимых для достижения цели обучения;
• педагогико-технологическая компетенция - в области педагогических технологий для достижения цели обучения;
• педагогико-инновационная компетенция - в области педагогических инноваций для достижения цели обучения;
• педагогико-управленческая компетенция - в области управления процессом обучения для достижения цели обучения.
Воспитательную компетенцию предлагается декомпозировать на следующие базовые компетенции:
• воспитательно-коммуникационная компетенция - в области коммуникаций для достижения воспитательных целей в обучении;
• воспитательно-психологическая компетенция - в области психологии для достижения воспитательных целей в обучении;
• воспитательно-социальная компетенция - в области социальных взаимоотношений для достижения воспитательных целей в обучении;
• воспитательно-организационная компетенция - в области организации воспитательного процесса для достижения воспитательных целей в обучении;
• воспитательно-управленческая компетенция - в области управления воспитательным процессом для достижения воспитательных целей в образовании.
Развивающую компетенцию предлагается декомпозировать на следующие базовые компетенции:
• ситуационно-развивающая компетенция - в области ситуационного анализа для достижения целей развития личности в образовании;
• проектно-развивающая компетенция - в области проектирования процессов для достижения целей развития личности в образовании;
• проблемно-развивающая компетенция -в области проблематизации деятельности для достижения целей развития личности в образовании;
• организационно-развивающая компетенция - в области организации процесса развития для достижения целей развития личности в образовании;
• управленческо-развивающая компетенция - в области управления процессом развития для достижения целей развития личности в образовании.
Предлагаемая схема декомпозиции понятия «педагогическая компетенция» связана с результатами образования и представляет собой систему взаимосвязанных основных и соответствующих им базовых компетенций, которые направлены на достижение образовательных целей. Особенностью декомпозиции на базовом уровне является то обстоятельство, что названные базовые компетенции позволяют сформировать способы деятельности по достижению тех или иных целей образования, опираясь на имеющиеся у педагога знания и умения, а также личный опыт.
В табл. 1 представлена схема декомпозиции педагогической компетентности в соответствии с принятым принципом формирования деятельности в различных областях педагогической практики.
Несформированность тех или иных компетенций не позволит учителю качественно выполнять трудовые функции, предусмотренные ПСП. В табл. 2 приведены данные, связывающие названные выше базовые компетенции с необходимыми знаниями, умениями и трудо-
выми функциями. Хотелось бы отметить, что предлагаемая в табл. 2 взаимосвязь необходима для создания методики оценивания сфор-мированности компетенций.
В настоящее время используются разные методы измерения (диагностики) компетенций. Например: специальные тесты, профессионально-ориентированные задания, задания проект-но-исследовательского характера, проблемные ситуации, кейсы, портфолио и др. Необходимо отметить, что выбор метода измерения связан с выбранной системой декомпозиции компетенции. Для предлагаемой выше системы декомпозиции педагогической компетенции наиболее предпочтительным может быть метод кейсов, реализованный с помощью «интерактивной измерительной среды»:
• педагогу предлагается решить кейс из ряда педагогических ситуаций;
• педагог должен:
а) выявить педагогическую проблему/проблемы, выбрать ее из предложенного списка, то есть показать сформированность компетенции в области педагогической проблематиза-ции;
б) составить план действий по устранению выявленной педагогической проблемы, то есть выбрать из предложенного ему списка действий те, которые позволят решить выявленную проблему;
в) установить взаимосвязь между этим действиями, то есть составить план действий;
г) пройти тестирование на владение знаниями и умениями для реализации плана.
Система управления кадровым педагогическим потенциалом может быть такая (рис. 2).
Блок управления педагогической компетенцией на данном рисунке предназначен для выработки управленческого решения для повышения уровня сформированности компетенции. Например, для выбора того или иного способа повышения квалификации педагога.
Основной вопрос, который возникает при рассмотрении данной системы: каким образом произвести оценку сформированности компетенции в целом и ее составных частей?
На рис. 3 представлен алгоритм оценки сформированности компетенций. В основу данного алгоритма положены следующие принципы:
со О)
I
£
Таблица 1
Схема декомпозиции педагогической компетенции
Педагогическая компетентность
Позволяет решать проблемы в области образования. Направлена на достижение целей образования в области обучения, воспитания п развития обучающихся
Общепедагогическая компетенция Воспитательная компетенция Развивающая компетенция
Позволяет решать проблемы в области обучения. Направлена на достижение результатов в области обучения — предоставления ученику качественного образования в части овладения необходимыми ЗУН Позволяет решать проблемы в области воспитания. Направлена на достижение результатов в области воспитания — формирование у ученика жизненной позиции, позволяющей гармонично жить в современном мире Позволяет решать проблемы в области развития личности. Направлена на достижение результатов в области развития — формирование у ученика представления о самом себе п своей модели образования
Педагогпко-ор-ганпзацпонная компетенция Решает проблемы в области организации обучения с учетом потребностей государства, ученика п его родителей Воспптательно-коммунпк ацпон -ная компетенция Решает проблемы в области взаимопонимания, уважения личности, духовности Сптуацпонно-развпвающая компетенция Решает задачи в области ситуационного анализа в целях развития ученика благодаря выявлению его способностей
Педагогпко-мо- тпвацпонная компетенция Решает проблемы в области мотивации к обучению, демпфируя отрицательные воздействия внешних факторов Воспптательно-пспхо логпческ а я компетенция Решает проблемы в периоды психологически неустойчивого поведения учащихся п в нестандартных ситуациях Проектно-развп-вающая компетенция Решает задачи в области проектирования своего собственного развития
Педагогпко-пн-формацпонная компетенция Решает проблемы взаимодействия с современным информационным миром Воспитательно-социальная компетенция Решает проблемы социального характера, связанные с социумом Проблемно-ра.з-впвающая компетенция Решает задачи в области выделения, формулирования проблемы п способов ее решения
Педагогпко-тех- нологпческая компетенция Решает проблемы в области педагогических технологий взаимодействия учитель—ученик Воспитательно- организационная компетенция Решает проблемы в организации воспитательного процесса Органп.зацпон- но-развпвающая компетенция Решает задачу организации развивающей ученика деятельности
Педагогпко- управленческая компетенция Решает задачу управления процессом обучения ученика во всех его проявлениях Воспитательно-управленческая компетенция Решает задачу управления процессом воспитания ученика во всех его проявлениях Управленческо- развпвающая компетенция Решает задачу управления процессом развития ученика во всех его проявлениях
О
СТ1
00
0
го
>
1
со
Б
о ь
со
Таблица 2
Связь базовых компетенций с необходимыми ЗУН и трудовыми функциями
Базовая компетенция Необходимые ЗУН Трудовые действия
Педагогико-организационная компетенция Знать Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы. Методику преподавания предмета. Программы и учебники по преподаваемому предмету. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач. Педагогику, психологию, возрастную физиологию. Уметь Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: учебно-игровую, учебно-исследовательскую, проектную Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии требованиями ФГОС дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего образования
Педагогико-мотивацион-ная компетенция Знать Педагогику, психологию, возрастную физиологию. Основы теории мотивации. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни их возможные девиации, а также основы психодиагностики. Уметь Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включение в образовательный процесс всех обучающихся Формирование мотивации к обучению. Объективная оценка знаний учащихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Использование побуждающих к творческой и познавательной деятельности образовательных технологий
Педагогико-информационная компетенция Знать Современные средства информационного общения. Уметь Владеть ИКТ в общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической областях Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями
Педагогико-технологическая компетенция Знать Современные педагогические технологии продуктивного, проектного и дифференцированного обучения. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. Уметь Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности. Применять собственный и уже известный опыт обучения при разработке методик, технологий и приемов обучения Формирование оптимальных учебных действий с учетом имеющихся средств обучения, имеющегося контингента учащихся и требований государственного стандарта
Педагогико-управленческая компетенция Знать Теорию и методы управления образовательной системой. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Законы и иные нормативные правовые акт регламентирующие образовательную деятельность. Конвенцию о правах ребенка. Уметь Осуществлять контрольно оценочную деятельность с использованием ИКТ. Осуществлять планирование деятельности Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Организация, осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы учащимися учебного заведения
Продолжение таблицы 2
Воспита-тельно-ком-муникацион-ная компетенция Знать Основы культуры общения. Особенности различных форм коммуникаций. Уметь Создавать доверительные дружеские отношения с учащимися и уважать их интересы и предпочтения. Поддерживать в детском коллективе дружескую и деловую атмосферу Обеспечение права и свободы учащихся на самовыражение, при выполнении правил и норм поведения в учебном заведении, уважения человеческого достоинства, чести и репутации обучающегося
Воспита-тельно-пси-хологиче-ская компетенция Знать Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей. Уметь Создавать и поддерживать уклад, традиции атмосферу жизни образовательной организации Осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом их психологических и физиологических особенностей. Способствовать формированию общей культуры личности. Создавать благоприятный морально-психологический климат для каждого обучающегося или воспитанника
Воспита-тельно-соци-альная компетенция Знать Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях. Уметь Защищать достоинство и интересы учащихся. Помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации Обеспечивать атмосферу толерантного отношения в коллективе. Создавать благоприятную микросреду в коллективе
Воспита-тельно-орга-низационная компетенция Знать Методику воспитательной работы. Знать методику организации внеурочной деятельности. Уметь Организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т. п. Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка Осуществлять деятельность по воспитанию детей в образовательном учреждении и его структурных подразделениях. Создавать благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающегося или воспитанника
Воспитательно-управленческая компетенция Знать Законы и нормативно правовые акты, регламентирующие воспитательную деятельность. Конвенцию о правах ребенка. Уметь Управлять учебными группами с целью вовлечения учащихся в процессы обучения и воспитания. Создавать в учебных группах разновозрастные дет-ско-взрослые сообщества. Проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающегося во время пребывания в учебном учреждении. Разрабатывать программу воспитательной работы. Планировать мероприятия, направленные на воспитание обучающихся или воспитанников
Ситуационно- развивающая компетенция Знать Основы ситуационного анализа. Основы теории физического познавательного и личностного развития. Уметь Выявлять интересы и наклонности личности в целях их дальнейшего развития Выявлять и развивать познавательные наклонности ребенка в целях гармоничного развития личности
Проектно-развивающая компетенция Знать Методы и формы проектной деятельности. Уметь Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) Владеть различными видами развивающей деятельности Оказывать помощь учащимся в проектировании путей своего развития
Окончание таблицы 2
Проблемно-развивающая компетенция Знать Основы теории проблематизации и целеполагания. Уметь Выделять проблему в различных ситуациях. Выстраивать траекторию решения проблемы. Ставить цели Выделять проблемы и создавать учебные проблемные ситуации. Оказывать помощь обучающимся и воспитанникам по преодолению проблем на пути их развития. Проектировать потенциальные траектории движения по пути решения проблемы
Организаци-онно-разви-вающая компетенция Знать Современные методики и технологии организации образовательной деятельности. Методологию оценивания результатов достижения цели при реализации развивающих программ обучения. Уметь Организовывать решение учебно-познавательных, учебно-практических и учебно-игровых задач в различных формах индивидуальной или групповой деятельности Организовывать развивающие виды деятельности, такие как: предметная, познавательно-исследовательская, ролевая, продуктивная в разных возрастных группах
Управленче-ско- развивающая компетенция Знать Основы теории управления проектами. Уметь Оказывать помощь, поддержку детской инициативе и самостоятельности в различных видах деятельности. Активно использовать для управления побуждающие методы Управлять процессом развития ребенка
Рис. 2. Система управления педагогическим потенциалом на основе компетентностного подхода
Рис. 3. Алгоритм оценки сформированности компетенций
Принцип «Два из трех»: ответ правильный, если из трех попыток две правильные, что позволит исключить случайно выбранные ответы.
Принцип внутрифирменных стандартов: параметры А и Б задаются образовательным учреждением, исходя из целей развития.
Данный алгоритм позволяет разработать компьютерную программу для автоматизации процедуры оценки сформированности компетенций.
В качестве иллюстрации применения предлагаемого метода оценки рассмотрим пример.
Учащихся класса, в котором Вы преподаете, условно можно разделить на три группы - А, В и С.
Группа А состоит из 5 человек, которые явно скучают на Ваших уроках, но при этом на контрольных стабильно показывают хорошие результаты, могут позволить себе небрежно выполнить домашнюю или классную работу, могут мешать проводить урок.
Группа В состоит из 12 человек, которые могут выполнить задание на хорошую оценку, но требуют постоянного внимания; хорошо могут выполнять задания по образу и подобию.
Группа С состоит из 7 человек, которые с трудом справляются с учебным предметом. Из них трое - Петя, Слава и Катя - грубят и практически не желают учиться. Остальные с большим трудом справляются с предметом.
После очередной внешней проверки были получены следующие результаты, средний результат класса ниже среднего результата по городу, при этом по группам получены такие результаты:
Группа А - результат на 20% выше городского;
Группа В - результат на 10% ниже городского;
Группа С - результат на 20% ниже городского.
Администрация школы ставит задачу: к следующей проверке довести средний результат класса не ниже среднего по городу. Предложите Ваш план и порядок действий:
Классифицируйте образовательную проблему (ОП). Это может быть проблема класса или отдельной группы:
ОП1 - программа не адаптирована под учащихся;
ОП2 - не оптимально выстроен урок;
ОП3 - педагогическая технология не соответствует данному классу;
ОП4 - ослаблена мотивация;
ОП5 - нет желания учиться;
ОП 6 - не оптимальная технология обучения;
ОП 7 - нет дифференциации заданий.
Составьте план Ваших действий (ОД) по разрешению выявленных проблем из нижеследующих действий:
ОД1 - применю различные задания для различных групп;
ОД2 - изменю технологию проведения урока на работу в парах;
ОД3 - изменю технологию преподавания для различных групп;
ОД4 - введу дополнительные занятия;
ОД5 - введу групповые, игровые формы занятий;
ОД 6 - введу индивидуальную программу;
ОД7 - для мотивации изменю систему оценивания.
Оптимальный вариант решения представлен на рис. 4.
Далее по каждому действию, выбранному учителем, будет предложен тест на проверку знаний, позволяющих выполнить данное действие.
Рис. 4. Оптимальный вариант решения
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шаров, Л. Ф. Управление качеством образования на основе учета требований, предъявляемых государством, учеником и его родителями [Текст] / Л. Ф. Шаров, В. В. Трушин // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: сб. науч. тр. по итогам 3-й междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2016.- С. 57-62.
2. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» [Текст] // Рос. газета. - 2013. - № 6261 (285). - 18 дек.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Рос. газета. - 2012. - № 5976 (303). - 31 дек.
4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Текст] / под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. - М., 2010. - 174 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. -5 мая. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/ joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 04. 08.2016).
REFERENCES
1. Sharov L. F., Trushin V. V. Upravlenie kachest-vom obrazovaniya na osnove ucheta trebovaniy, predyavlyaemykh gosudarstvom, uchenikom i ego roditelyami. Osnovnye voprosy teorii i praktiki pedagogiki i psikhologii. In: Сollection of scientific papers of the 3rd International Scientific and Practical Conference. Omsk, 2016. Pp. 57-62.
2. Professionalnyy standart pedagoga. Prikaz Min-isterstva truda i sotsialnoy zashchity RF ot 18 Oct 2013 No. 544n "Ob utverzhdenii profes-sionalnogo standarta 'Pedagog (pedagogiches-kaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachal-nogo obshchego, osnovnogo obshchego, sred-nego obshchego obrazovaniya)". Ros. gazeta. 2013, No. 6261 (285). 18 Dec.
3. Federalnyy zakon ot 29 Dec. 2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Ros. gazeta. 2012, No. 5976 (303). 31 Dec.
4. Shadrikov V. D., Kuznetsova I. V. (ed.). Meto-dika otsenki urovnya kvalifikatsii peda-gogicheskikh rabotnikov. Moscow, 2010. 174 p.
5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - no-vaya paradigma rezultata sovremennogo obra-zovaniya. Internet-zhurnal "Eydos". 2006, 5 May. Available at: http://www.eidos.ru/jour-nal/2006/0505.htm (accessed: 04.08.2016).
Курнешова Лариса Евгеньевна, член-корреспондент РАО, советник при ректорате ГАОУ ВО МИОО, заслуженный учитель школы Российской Федерации, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования e-mail: [email protected]
Kurneshova Larisa E., corresponding member, Russian Academy of Sciences, adviser to the Rector, Moscow Institute of Open Education, Honored teacher, Laureate of the President of Russian Federation in the field of education e-mail: [email protected]
Шаров Леонид Федорович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник ВАК, доцент Международного университета природы, общества и человека «Дубна» e-mail: [email protected]
Sharov Leonid F., PhD in Engineering, Senior Researcher, Higher Certifying Commission, Associate Professor, Dubna International University for Nature, Society and Man e-mail: [email protected]