Научная статья на тему 'Управление параметрами тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков с целью достижения максимального тренировочного эффекта'

Управление параметрами тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков с целью достижения максимального тренировочного эффекта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
365
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ-ОРИЕНТИРОВЩИКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / УПРАВЛЕНИЕ / TRAINING LOADS / MANAGING / ORIENTEER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронов Юрий Сергеевич

Среднестатистические показатели параметров тренировочных нагрузок квалифицированных ориентировщиков и характеристики их тренда являются объективной основой рационального нормирования нагрузки для юных спортсменов. Применение методов моделирования и математической статистики позволило обосновать верхние границы оптимально-допустимых тренировочных нагрузок юных ориентировщиков на всех этапах многолетней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PARAMETERS OF TRAINING LOADING OF YOUNG ORIENTEERING-SPORTSMEN ENGAGED IN ORIENTEERING

Average parameters of training loads for qualified orienteering-sportsmen and characteristics of their trend are the objective basis of rational load rate setting for young sportsmen. Application of methods of modeling and mathematical statistics has allowed proving limits of optimum-assumed training loads for young orienteer at all stages of long term training.

Текст научной работы на тему «Управление параметрами тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков с целью достижения максимального тренировочного эффекта»

УПРАВЛЕНИЕ ПАРАМЕТРАМИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭФФЕКТА

Юрий Сергеевич Воронов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Среднестатистические показатели параметров тренировочных нагрузок квалифицированных ориентировщиков и характеристики их тренда являются объективной основой рационального нормирования нагрузки для юных спортсменов.

Применение методов моделирования и математической статистики позволило обосновать верхние границы оптимально-допустимых тренировочных нагрузок юных ориентировщи-ков на всех этапах многолетней подготовки.

Ключевые слова: юные спортсмены-ориентировщики, тренировочные нагрузки, управление.

MANAGEMENT OF PARAMETERS OF TRAINING LOADING OF YOUNG ORIENTEERING-SPORTSMEN ENGAGED IN ORIENTEERING

Yury Sergeevich Voronov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Abstract

Average parameters of training loads for qualified orienteering-sportsmen and characteristics of their trend are the objective basis of rational load rate setting for young sportsmen. Application of methods of modeling and mathematical statistics has allowed proving limits of optimum-assumed training loads for young orienteer at all stages of long term training.

Key words: training loads, managing, orienteer..

Главным условием повышения качества и эффективности управления многолетней подготовкой юных спортсменов является наличие научно-обоснованных допустимых объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок [1, 2, 3].

С целью изучения показателей тренировочных нагрузок ориентировщиков нами исследовались усреднённые значения объёмов работы по основным группам средств. Для анализа были взяты показатели тренировочных нагрузок мастеров спорта, членов сборной команды страны и юных ориентировщиков. Всего в исследовании приняли участие 426 спортсменов, специализирующихся в ориентировании бегом.

В результате анализа структуры средств тренировки квалифицированных ори-ентировщиков (МС-МСМК) было установлено, что наибольшее количество упражнений в целом, использованных ими в течение годичного цикла - это бег различной интенсивности (66,7%). Далее в порядке убывания следуют: бег с картой - 12,6%, ОФП -7,6%, лыжная подготовка - 7,3%, теоретическая подготовка - 4,9% и СБУ - 0,9%.

Наибольшее количество упражнений (14-12% от общего числа за год) использовалось при организации тренировочного процесса в ноябре-декабре, т.е. тренировка в этот период имела наиболее вариативный характер. Меньше всего упражнений применялось в июне-июле (4-5%). Квалифицированные ориентировщики использовали в тренировочных занятиях 110-130 различных упражнений.

Понятно, что значимость различных средств подготовки для достижения высокого результата неоднозначна. При рассмотрении коэффициентов корреляции становится очевидным, что между спортивным результатом в ориентировании в настоящем и прошедшем спортивных сезонах самая высокая мера связи (r=0,982). Такая высокая корреляционная связь даёт основание считать, что спортивный результат является продуктом непрерывной многолетней подготовки. Объём бега средней и высокой интенсивности указывает на то, что данный показатель оказывает существенное влияние на спортивный результат (r, соответственно, равно 0,922 и 0,704). По-видимому, объём

работы в данных зонах определяет развитие потенциальных возможностей организма, которые спортсмен использует при адаптации к мышечной деятельности. Как показывает анализ, увеличение числа соревновательных стартов существенно отражается на состоянии технико-тактической подготовленности ориентировщиков, что подтверждается тесной положительной связью между количеством проведённых соревнований и их успешностью (г=0,823). Такая же картина характерна и для показателей бега с ориентированием (г=0,865). Следовательно, опыт участия в соревнованиях и применение в тренировках специальных упражнений с картой повышают уровень проявления специальной работоспособности спортсменов.

Улучшить тренированность юных спортсменов можно различными путями. Один из них - это увеличение объёмов тренировочных нагрузок. Для изучения данного вопроса нами были проанализированы годовые объёмы нагрузки учащихся ДЮСШ и ориентировщиков высокого класса (табл. 1).

Таблица 1

Объёмы основных средств подготовки ориентировщиков 12-18 лет

и представителей элиты (средние данные)

Возраст (лет) ОФП, час (шіп-шах) Бег, км (шіп-шах) Лыжи, км (шіп-шах) Бег с картой, км, (тт-шах) СБУ, км, (шіп-шах) Теория, час (тт-тах)

12 42.4 674.7 296.8 144.3 10.6 6.1

(20-63) (442-1181) (92-406) (41-208) (7-14) (3-7)

13 38.3 760.8 308.2 202.8 10.8 6.8

(22-49) (460-1234) (90-484) (62-305) (7-16) (3-8)

14 30.4 1036.6 330.6 284.3 11.4 7.4

(18-38) (480-1557) (84-480) (88-409) (6-19) (5-12)

15 27.2 1111.5 397.0 300.7 12.6 10.2

(16-33) (488-1459) (80-781) (108-487) (7-24) (7-18)

16 37.0 1712.2 500.2 381.1 21.7 17.6

(19-52) (542-2397) (20-1515) (156-645) (11-36) (8-32)

17 40.2 2586.2 476.2 425.5 38.0 18.5

(20-83) (1533-3011) (35-2070) (340-536) (50-85) (10-35)

18 57.5 3284.2 523.1 550.3 49.1 27.1

(30-78) (1917-3562) (20-1210) (298-820) (15-86) (8-45)

МС - 36.0 4427.7 370.3 700.5 45.2 23.6

МСМК (12-64) (2630-4940) (20-1411) (342-1234) (10-100) (8-40)

Как видно из представленных данных, увеличение спортивного результата в ориентировании обеспечивается различной динамикой применяемых объёмов тренировочных нагрузок. Так, если нагрузки ориентировщиков высокого класса в каждой группе средств принять за 100%, то можно отметить постепенное их увеличение по мере роста мастерства спортсменов в таких показателях, как ООЦН и бег с ориентированием. Максимальный объём ОФП, ТП и СБУ достигается спортсменами в 17-18 лет и составляет, соответственно, 158,3%, 117,3% и 108,8%.

Среднестатистические показатели параметров тренировочных нагрузок спорт-сменов-ориентировщиков высокого класса (МС-МСМК), а также характеристики их тренда позволили разработать эффективные тренировочные программы для юных спортсменов и оптимальную стратегию управления многолетней подготовкой. При расчёте должных норм тренировочной нагрузки для ориентировщиков различного возраста применялся метод доверительных интервалов и уравнение логистической кривой, свойства которой соответствуют дидактическому принципу доступности и вполне объяснимы с биологической точки зрения. Полученные данные были выражены в форме математической зависимости, связывающей возраст спортсменов и параметры объёмов тренировочных нагрузок (рис. 1).

6400

І+схР"*^4^

11 | 12 | 13 14 | 15 16 | 17 | 18 | 19 | 20 Возраст

Начальной Углубленной Спортивного совершенствования Этап

специализации тренировки

12-14 % 18-20 % 20-25 % Прирост

Рис. 1. Модельные показатели ООЦН у спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетней подготовки

В качестве исходных значений при установлении логистической функции использовались показатели объёма нагрузок учащихся 1-2 года обучения в УТГ и спорт-сменов-ориентировщиков членов сборной команды России. В результате были рассчитаны минимальные объёмы тренировочных нагрузок по годам обучения в ДЮСШ с учётом возрастных особенностей юных ориентировщиков и требований этапа высшего спортивного мастерства.

ВЫВОДЫ

1. Изучение структуры средств подготовки ориентировщиков позволило установить, что их многолетний тренировочный процесс характеризуется возрастанием годовых объёмов средств технической и беговой направленности в среднем на 12-36% в год, а объём ОФП, теоретической подготовки и СБУ своих максимальных значений достигает в 17-18 лет, затем их рост прекращается или наблюдается волнообразная динамика.

2. На начальных этапах подготовительного периода годичного цикла (ноябрь-март) происходит поступательный рост объёмов месячных нагрузок. Максимальная величина нагрузки за месяц достигает у квалифицированных ориентировщиков 550650 км и приходится на март. В зависимости от квалификации спортсмена она не превышает 9,4-10,2% от общегодовой нагрузки.

3. Нагрузки максимальной интенсивности в общем объёме циклической нагрузки у спортсменов-ориентировщиков составляют 0,6-1,1%. Прирост околопредель-ных и предельных годовых тренировочных нагрузок обусловливается возможностями растущего организма и составляет 3-4% на этапе начальной спортивной специализации и до 8-10% на остальных этапах.

4. Индивидуализация подготовки юных ориентировщиков предусматривает увеличение объёма бега с картой, нагрузки в аэробном и смешанном режимах и минимизацию малоэффективных нагрузок (ОФП, спортивных игр и т.п.) в процессе роста спортивного мастерства. Индивидуально-приемлемые нормы тренировочных нагрузок обеспечивают выраженное направленное повышение уровня работоспособности и максимальную мобилизацию резервных возможностей кардио-респираторной системы и интеллектуальных способностей юных ориентировщиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивочкин, В.В. Планирование многолетней подготовки перспективных юных бегунов на средние и длинные дистанции / В.В. Ивочкин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 4. - С. 28-30.

2. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Квашук П.В. - М., 2003. - 49 с.

3. Рожков, С.В. Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции учащихся учебно-тренировочных групп спортивных школ : автореф. дис. . канд. пед. наук / Рожков С.В. - М., 2008. - 22 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Александр Юрьевич Герасимов, заведующий кафедрой, Новомосковский институт Российского химико-технологического университета

(НИ РХТУ)

Аннотация

Включение в процесс физического воспитания методики, направленной на формирование познавательной активности студентов, способствует повышению качества учебного процесса, оптимизирует физическое состояние и мотивационно-ценностное отношение к здоровью.

Ключевые слова: познавательная активность, физическая культура, студент, учебный процесс.

FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AT PHYSICAL

EDUCATION LESSONS Aleksander Yurevich Gerasimov, Management faculty,

Novomoskovsk Institute of Russian Chemical-Technological University

Abstract

Including the methods, directed to the formation of cognitive activity of students, into the process of physical training enables to increase the quality of educational process and optimizes the physical fitness and value-motivational attitude to health.

Key words: cognitive activity, physical education lessons, the student, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы предполагает разработку и апробацию педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования познавательной активности. Основой формирования познавательной активности студентов на занятиях по физической культуре является привлечение их к составлению учебного плана практических занятий в соответствии с их интересами и потребностями. Это позволяет им ознакомиться с принципами и методами физического воспитания, научиться составлять комплексы утренней зарядки и физических упражнений для самостоятельных занятий, ознакомиться с методиками тестирования и использовать их в заданной программе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ

Исследования по проблеме формирования познавательной активности проводились на базе Новомосковского института Российского химико-технологического университета. Разными методами исследования было охвачено 65 студенток в возрасте 17-18 лет.

В процессе педагогического эксперимента были сформированы три группы: контрольная (КГ) и две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2). КГ занималась по общепринятой программе по физической культуре для студентов, определенной Государственным стандартом. Занятия в ЭГ проводились по авторской программе, направленной на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.