УДК 338.45.01
Управление организационными изменениями на промышленных предприятиях
На основе анализа экономических показателей функционирования промышленных предприятий в современных условиях доказана необходимость применения новых моделей менеджмента для обеспечения их развития в условиях рыночной среды. Идентифицированы факторы, влияющие на процесс управления организационными изменениями. Разработана схема поэтапной программы проведения организационных изменений на промышленных предприятиях.
Ключевые слова: организационные изменения; организационное развитие; инновационное развитие; стратегический менеджмент; реинжиниринг.
An analysis of economic indicators for manufacturing firms in the current environment proves the need to apply new management principals to ensure their continued economic growth in the free market economy. Factors that influence a process of managing organizational changes are identified. The paper presents a step by step methodology for conducting organizational changes on manufacturing firms.
Key words: organizational changes; organizational development; research and development; strategic management; reengineering.
Актуальность проблемы управления организационными изменениями на предприятиях
В условиях современной посткри-зисной экономики большинство российских предприятий испытывают трудности, связанные с эффективностью управления. В течение 2011-2012 годов социально-экономическое развитие России протекало достаточно интенсивно (табл. 1). Экономический рост, наметившийся в 2011 году, продолжался и был устойчивым. Объем ВВП в этот период увеличивался со среднегодовым темпом прироста 1,5%. Однако промышленное производство имело тенденцию к снижению в пределах около 4% по сравнению с предыдущим периодом. В то же время про-
мышленный комплекс продолжал играть важнейшую роль, определяя позиции России в мире и внутреннюю социальную обстановку.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2013-2014 годов, в течение 2012-2014 годов развитие промышленного производства наряду с уровнем платежеспособного спроса должно определяться эффективностью реализации ряда мероприятий, к которым, в частности, относятся:
— повышение конкурентоспособности продукции российского производства за счет развития производственной инфраструктуры, реализации перспективных инвестиционных проектов, создания научно-технического и кадрового потенциалов, в том числе инновационного характера;
Блинов Андрей Олегович
академик РАЕН,
профессор кафедры
общего
менеджмента
и управления
проектами, научный
руководитель
заочного
факультета
магистерской
подготовки
Финуниверситета
E-mail: aoblinov@
mail.ru
Рудакова Ольга Степановна
д-р экон. наук, профессор кафедры банков и банковского менеджмента, декан заочного факультета магистерской подготовки Финуниверситета E-mail: olrud@ yandex.ru
Угрюмова
Наталья
Викторовна,
канд. экон. наук, преподаватель Челябинского филиала
Финуниверситета
Таблица 1
Основные показатели развития экономики Российской Федерации (к соответствующему периоду предыдущего года) [1]
№ п/п Основные показатели развития экономики РФ 2011 г. декабрь, % 2012 г. декабрь, %
1 ВВП 103,81 104,31
2 Индекс потребительских цен на конец периода 101,6 102,4
3 Индекс промышленного производства 110,2 106,7
4 Обрабатывающие производства 113,3 113,5
5 Индекс производства продукции сельского хозяйства 103,2 100,7
6 Инвестиции в основной капитал 91,7 95,35
7 Объемы работ по виду деятельности «Строительство» 86,4 98,9
8 Ввод в действие жилых домов 99,9 83,7
9 Реальные располагаемые денежные доходы населения 115,4 94,5
10 Реальная заработная плата 101,2 105,56
11 Оборот розничной торговли 100,5 100,5
12 Объем платных услуг населению 98,1 104,6
13 Экспорт товаров, млрд долл. США 27,7 34,51
14 Импорт товаров, млрд долл. США 11,4 15,31
15 Средняя цена за нефть UraLs, долл. США/баррель 75,9 93,8
— развитие совместного производства конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями;
— увеличение финансирования государственного оборонного заказа и расширение военно-технического сотрудничества.
На сегодняшний день у предприятий сохраняются в неизменивших-ся размерах имущество и земельные участки, содержание и эксплуатация которых экономически эффективны лишь при условии выпуска предприятием тех объемов продукции, которые обеспечивают оптимальную загрузку его производственных мощностей [2].
Процесс становления промышленных предприятий, способных к развитию в условиях рыночной среды, идет относительно медленно. Причинами этого являются:
— нежелание менеджмента предприятий менять деятельность на
всех уровнях управления, что приводит к отсутствию его заинтересованности в совершенствовании существующих бизнес-процессов;
— отсутствие управления изменениями; лишь на некоторых предприятиях отдается приоритет инновациям и делаются предложения по совершенствованию работы через процесс управления организационными изменениями;
— исключение внедрения процессного управления, а также непрерывного совершенствования основополагающих бизнес-процессов предприятий.
Одним из способов преодоления сложившейся ситуации является разработка новой стратегии или политики предприятия, основанной на использовании новых походов, нового образа мышления, новых схем понимания реальности — новых моделей менеджмента.
Теоретические основы реализации организационных изменений
Планируемые изменения, по нашему мнению, напрямую связаны с внедрением процессного подхода к организации производства и управлению деятельностью предприятия. Реализация организационных изменений предполагает повышение активности и эффективности действий всех работников, участвующих в различных процессах и видах деятельности предприятия.
Новые модели менеджмента предполагают управление изменениями основных движущих сил бизнеса — человеческими ресурсами, знаниями и интерфейсами, связывающими различные части бизнеса воедино.
Одной из важных научно-практических задач становится поиск эффективных стратегий и механизмов организационных изменений, которые позволят активизировать деятельность предприятий, повысить их конкурентоспособность и, как следствие, создать основу для технологического развития других отраслей российской экономики [3].
Актуальность изучения процессов выполнения изменений обусловлена необходимостью адаптации предприятий к требованиям внешней и внутренней среды, освоению новых технологий, получению новых знаний, что особенно важно в условиях рыночной экономики. Объем информации, которой владеет человечество, удваивается в среднем каждые 10 лет, соответственно этому удваивается и количество ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию важности задач управления преобразованиями. Небольшие изменения основных параметров организационной среды (цели, задачи, структура, процессы, человеческие ресурсы и др.) рекомендуется проводить в организации регулярно, а зна-
чительные — с периодичностью один раз в пять лет [4].
В теории современного менеджмента понятие управления организационными изменениями включает, главным образом, модели, методы и технологии, инструменты, навыки и другие формы знаний. Значимость организационных изменений активно возрастает, постепенно приобретая статус объекта управления. Этот процесс вполне закономерен и связан со стремлением хозяйствующих субъектов максимально адаптироваться к изменениям, происходящим во внешней среде предприятия. По мере усложнения среды функционирования хозяйствующих субъектов потребность в организационных изменениях возрастает. За этой довольно простой формулировкой скрывается существенный для управления социально-экономическими системами вывод о том, что разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает достаточным разнообразием [5]. Согласно этому закону с увеличением сложности бизнеса более разнообразным должен быть процесс управления, обеспечивая разнообразие управляемой системы. Для достижения необходимого разнообразия на выходе системы, то есть результатов деятельности предприятия, управляющий орган должен быть готов к выработке определенного минимума управляющих воздействий. Если этот потенциал низкий, он не способен обеспечить качество управления, которое достигается за счет увеличения его разнообразия.
Процесс осуществления организационных изменений начинается с осмысления их неизбежности. Прежде чем приступить к преобразованиям, необходимо продумать последовательность этапов и шагов внедрения изменений на предприятии, что представлено в обобщенном виде на рис. 1.
Новые модели
менеджмента
предполагают
управление
изменениями
основных
движущих
сил бизнеса -
человеческими
ресурсами,
знаниями
и интерфейсами,
связывающими
различные части
бизнеса воедино
ЭТАП 1
ЭТАП 2
ЭТАП 3
ЭТАП 4
ЭТАП 5
ЭТАП 6
Рис 1. Последовательность этапов осуществления организационных изменений
Прежде чем начинать организационные изменения предприятие должно подготовиться к довольно длинному и сложному пути, в том числе к возникновению ряда проблем (явных или скрытых) на стадии планирования и подготовки процесса перемен.
Реорганизация предприятия может осуществляться в различных формах, включающих слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, сокращение, перепрофилирование [6]. При каждой из вышеуказанных форм происходит соответствующая перестройка системы управления, которая влечет изменения в структуре, технологиях, человеческих ресурсах, корпоративной культуре и других важнейших параметрах функционирования предприятия.
Диагностические признаки, определяющие необходимость измене-
ний, могут быть прямыми и косвенными: ухудшение или стабилизация показателей эффективности работы предприятия, проигрыши в конкурентной борьбе, пассивность персонала, неаргументированный протест против любых инноваций, отсутствие процедуры отмены неэффективных управленческих решений, разрыв между формальными обязанностями персонала и его конкретной работой, высокая частота наказаний при отсутствии поощрений и др.
Существует множество причин проведения организационных изменений: экономические, идеологические, организационные, информационные, кадровые и др. Эти причины могут возникать как во внешней среде предприятия, так и во внутренней, а также могут представлять собой сочетание факторов внешней и внутренней среды.
Диагностика проблем управления изменениями
Значительная часть российских промышленных предприятий относится к субъектам хозяйствования, проблемы у которых возникали и накапливались в течение последних 20 лет, что, несомненно, отразилось на объеме и качестве выпускаемой промышленной продукции. Устаревшее оборудование, разрыв связей в производственно-технологической цепочке производства, утрата значительной части кадрового потенциала «тормозят» разработку и внедрение новых технологий, выпуск продукции более высокого научно-технического уровня с качественно новыми потребительскими свойствами, что является необходимым условием для формирования экономики инновационного типа.
В этих условиях основная функция организационных изменений заключается в разрешении существующих проблем. Для конкурентоспособных предприятий основной задачей является обеспечение развития — стремление опередить, обойти своих конкурентов, а профилактической — обеспечить адаптацию к неопределенности внешней среды [7].
Для диагностики проблем управления организационными изменениями важно иметь представление об объективных условиях, которые создают предпосылки для возникновения проблем, но непосредственно их не формируют. На создание этих условий для осуществления организационных изменений оказывают влияние следующие факторы:
1) техническая сложность реализации;
2) организационный охват;
3) географический охват;
4) масштаб изменений по времени;
5) потребность в ресурсах;
6) необратимость последствий реализуемых изменений;
7) степень специализации используемых в ходе стратегических изменений активов;
8) уровень фиксированных затрат в случае прекращения программы организационных изменений;
9) стратегические взаимосвязи между различными подразделениями, бизнес-единицами или реализуемыми предприятием проектами.
По результатам исследований, проведенных в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Методология совершенствования системы стратегического корпоративного реинжиниринга», авторами настоящей статьи были выявлены условия эффективного проведения реорганизации предприятий (рис. 2):
1) условия, связанные с развитием/применением управленческих технологий — «жесткие» условия:
• реальность и конкретность целей внедрения, четкость плана внедрения, наличие ключевых показателей эффективности (КРІ) проекта изменений;
• наличие квалифицированного персонала, обладающего необходимыми знаниями об управ -ленческих технологиях;
2) условия, связанные с психологией, развитием/управлением человеческих ресурсов — «мягкие» факторы.
• наличие «политической воли» высшего руководства организации;
• раннее информирование и вовлечение сотрудников в проводимые реформы;
• адекватность проводимых изменений корпоративной культуре компании;
• настроенность персонала компании на изменения.
Анализ полученных в ходе исследования данных позволил выделить
Для конкурентоспособных предприятий основной задачей является обеспечение развития -стремление опередить, обойти своих конкурентов, а профилактической -обеспечить адаптацию к неопределенности внешней среды
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Рис. 2. Условия эффективного проведения реорганизации компаний (по результатам исследования)
условия, имеющие наибольший вес при внедрении проектов организационных изменений:
• раннее информирование и вовлечение сотрудников в проводимые реформы (89%);
• наличие «политической воли» высшего руководства предприятия (78%);
• необходимость интеграции организационных изменений и развития персонала (85%);
• адекватность проводимых изменений корпоративной культуре предприятия (91%);
• настроенность персонала компании на организационные изменения (83%).
Разработка программы
организационных
изменений
на промышленных
предприятиях
В настоящее время новые тенденции в управлении предприятиями являются следствием переосмысления
подходов к управлению организационными изменениями. В число этих тенденций входят:
• глобализация мировой экономики;
• рост экономики и влияния стран с развивающейся экономикой;
• возрастание роли государства в бизнесе в мировом масштабе;
• последствия повышения цен на продовольствие и возрастание их волатильности;
• дефицит природных ресурсов;
• развитие интернет-технологий;
• формирование новых отраслей бизнеса в результате технологических, социальных и экономических изменений;
• низкий уровень доверия к корпорациям со стороны общества и осознание необходимости учета интересов многих сторон, заинтересованных в деятельности предприятий.
Достижение положительного результата проводимых организацион-
Таблица 2
Классификация организационных изменений
№ п/п Классификационный признак Виды организационных изменений
1 Механизм организационных изменений Эволюционные; трансформационные (революционные)
2 Локализация организационных изменений Внешние; внутренние
3 Намерения, связанные с изменениями Плановые, намеренные; незапланированные, случайные
4 Область изменений Изменения в технологии; изменения в продукции; изменения в стратегии и структуре; изменения в культуре
5 Ресурсное обеспечение организационных изменений Саморазвитие; инвестиционные изменения; партнерские; комплексные
6 Характер организационных изменений Реактивные и проактивные
ных изменений предполагает ясное понимание того, о каких изменениях идет речь, и необходима классификация организационных изменений, которые может осуществлять предприятие. Проведенный авторами анализ показывает, что классификационных признаков организационных изменений существует достаточное количество.
Для достижения стратегического преимущества менеджеры, по мнению Ричарда Л. Дафта, могут сосредоточиться на четырех типах изменений внутри предприятия: товары и услуги; стратегия и структура; культура; технология.
Изменения в товарах и услугах имеют отношение к выходу, запланированному результату реализации процесса, то есть конечным продуктам в виде товаров или услуг.
Изменения в стратегии и структуре организации относятся к административной сфере, включающей контроль и управление. Данные организационные изменения осуществляются
в структуре предприятия, стратегическом менеджменте, политике, системе вознаграждения, трудовых отношениях, системах взаимосвязей, контроля и информации, системе финансовой отчетности и планирования бюджета.
Изменения в технологии — это изменения в процессе производства, в том числе в умениях, навыках и знаниях специалистов предприятия, которые дают им возможность приобрести особую, лишь для них характерную компетентность. Эти изменения планируются для того, чтобы сделать производство более эффективным или увеличить объем выпускаемой продукции.
Изменения в культуре имеют отношение к изменениям в ценностях, установках, ожиданиях, убеждениях и поведении сотрудников организации. Культурные изменения затрагивают ментальные модели, предающие смысл событиям. Реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение системы всеобщего управления качеством
Достижение
положительного
результата
проводимых
организационных
изменений
предполагает
ясное понимание
того, о каких
изменениях
идет речь,
и необходима
классификация
организационных
изменений,
которые может
осуществлять
предприятие
Таблица 3
Общая схема поэтапной программы организационных изменений для промышленных предприятий
Цель организационных изменений Периодичность проведения Мероприятия
Обеспечение безубыточности Краткосрочный • Переориентация предприятия на производство инновационной продукции; • создание системы оплаты и стимулирования труда, связанного с генерацией инноваций сотрудниками; • совершенствование оргструктуры, направленное на способность адаптации к нестабильным условиям внешней среды; • формирование и внедрение «организационной культуры»; • создание отдела НИОКР; • формирование хозяйственных связей с поставщиками, партнерами; • выделение приоритетных направлений развития предприятия, выделение существенных ограничений стратегического развития; • внедрение информационных технологий в процессы управления производства; • повышение квалификации специалистов; • совершенствование технологий управления и производства
Повышение конкурентоспособности Среднесрочный • Реализация процессного подхода к управлению предприятием; • реинжиниринг бизнес-процессов; • внедрение системы менеджмента качества; • непрерывное совершенствование бизнес-процессов; • внедрение новых технологий производства; • развитие организационной культуры, формирование условий труда, • способствующих генерации инноваций, нововведений; • исследование удовлетворенности потребителей с целью формирования программы лояльности; • расширение ассортимента выпускаемой продукции; • расширение рынков сбыта, поиск новых каналов сбыта; • повышение квалификации специалистов; • совершенствование технологий управления; • формирование устойчивого конкурентного преимущества предприятия; • совершенствование информационных технологий, внедренных в процесс управления и производства.
Развитие конкурентных преимуществ Долгосрочный • Поддержка и развитие конкурентных преимуществ; • развитие корпоративной культуры; • внесение изменений в организационную структуру, адекватных развитию и целям предприятия; • выход на новые потребительские сегменты, расширение сбыта; • развитие партнерских отношений; • совершенствование технологий управления; • повышение квалификации персонала; • производство широкого ассортимента инновационной продукции; • создание новых технологий производства
и создание обучающейся организации, где системным элементом является обучение, относятся к изменениям в культуре.
Эти четыре типа изменений взаимозависимы — перемены в одном ведут к переменам в другом. Организация — взаимозависимая систе-
ма, элементы которой находятся в состоянии взаимной зависимости, а изменение какой-то одной ее части вовлекает в процесс перемен и другие элементы. Тем не менее, на самом предприятии можно выделить разные уровни организационных изменений.
Применительно к промышленной сфере наиболее значимые признаки представлены в табл. 2.
Из табл. 2 следует, что по первому признаку выделяют два типа изменений: эволюционные и трансформационные. Эволюционные изменения представляет собой процесс постепенного совершенствования деловых и рабочих процессов на предприятии, который, как правило, носит долгосрочный характер (система менеджмента качества); при трансформационных изменениях имеют место фундаментальное и радикальное переосмысление и перепроектирование предприятия, предполагающее его полное обновление (реинжиниринг бизнес-процессов). По признаку локализации выделяют внешние и внутренние изменения, которые могут различаться по причинам или намерениям, связанным с изменениями. Различаются изменения также по предметной области и по использованию источников ресурсного обеспечения.
Для промышленных предприятий примерная схема программы организационных изменений представлена в табл. 3 и характеризует возможные варианты преобразований и перемен. Выбор конкретного направления и соответствующих ему мероприятий определяется возможностями ресурсного обеспечения.
В заключение отметим, что осознание необходимости внедрения организационных перемен на определенном этапе развития предприятия недостаточно для повышения его конкурентоспособности, важно не упустить время для реализации изменений. Достигнуть поставленной цели и получить ожидаемый резуль-
тат предприятие может, только осуществив процесс организационных изменений в полном масштабе. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений.
Литература
1. URL: http: //www.economy.gov. ru — информационно-методические материалы Минэкономразвития России.
2. Угрюмова Н.В. Механизм интеграции методов кардинального и непрерывного совершенствования бизнес-процессов промышленных предприятий // Вестник УГАЭС, Наука. Образование. Экономика. 2012. С. 32-34.
3. Блинов А. О. Реструктуризация предприятия: как она воспринимается работниками / Блинов А. О., Захаров В., Захаров И. // Человек и труд. 2010. № 2. С. 46-49.
4. Блинов А. О. Модель управления экономическим состоянием промышленных предприятий: монография / Блинов А. О., Гостяев Д. В., Миллер А. И. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2011.
5. Дак Дж. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. М.: Альпина Бизнес Букс, 2002.
6. Стюарт Д. Тренинг организационных изменений. СПб., Питер, 2001.
7. Широкова Г. В. Управление организационными изменениями: учеб. пособие. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.