Научная статья на тему 'Управление недропользованием в Канаде'

Управление недропользованием в Канаде Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2750
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ГОРНАЯ РЕНТА / MINING RENT / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / INDIGENOUS PEOPLES / МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / MINERAL RESOURCES / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / SUBSOIL USE / ПОЛИТИКА / POLICY / ПРОВИНЦИИ / PROVINCES / ТЕРРИТОРИИ / TERRITORIES / ТРАСТ-ФОНДЫ / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / TRUST-FUNDS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Моргунов Евгений Владимирович

В статье рассматривается система управления недропользованием в Канаде, представлены краткая политическая и экономическая характеристика Канады, ее минеральных ресурсов. Особое внимание уделено состоянию и управлению нефтегазовым сектором страны, северным территориям, которые в основном заселены малочисленным коренным народом (эскимосами). В качестве примера траст-фонда рассмотрен CDPQ (Квебек).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the mineral resources use in Canada

The article considers the system of management of the mineral resources use in Canada, presents a brief political and economic characteristic of Canada and its mineral resources. A special attention is paid to the state and management of the oil and gas sector of the country, to its Northern territories that are mainly populated by indigenous minorities (Eskimos). CDPQ (Quebec) is considered as an example of trust fund.

Текст научной работы на тему «Управление недропользованием в Канаде»

МИРОВОЙ ОПЫТ

Моргунов Е.В. УПРАВЛЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ В КАНАДЕ

По данным 2013 г. Канада занимает в мире второе место по территории — 9,984 млн. км2, ее население составляет 34,568 млн. человек (37 место в мире), ВВП — 1,518 трлн. долл. США.

Канада состоит из десяти провинций (Британская Колумбия, Квебек, Альберта, Нью-Брансуик, Саска-чеван, Остров Принца Эдуарда, Манитоба, Новая Шотландия, Онтарио, Ньюфаундленд и Лабрадор) и трех территорий. Провинции по своему статусу почти равны независимому государству, существуют на основании конституции, обладают высшей властью на своей территории в рамках своей компетенции. Территории (Нунавут, Северо-Западные территории и Юкон) — это административные единицы, находятся в ведении федерального Парламента, который на основе законов предоставляет некоторые полномочия их местным администрациям.

Распределение полномочий между федеральным правительством и провинциями в основном предусмотрено в статьях 91, 92 и 93 Конституционного акта 1867 г. Вопросы, не предусмотренные конституцией, находятся в ведении федерального правительства; это то, что подразумева-

ют под выражением остаточные правомочия.

Каждая провинция имеет свой парламент, свое правительство, своего лейтенант-губернатора, свой бюджет, свои суды и т.д. Полномочия провинций включают правовое регулирование прав собственности, надзор за соблюдением гражданских прав, реализация социальных программ, программ в области здравоохранение и просвещения, отправление правосудия, управление муниципальными учреждениями и т.д. Провинции могут регулировать налоги на доходы и взимать плату за лицензию. Некоторые из них получают трансфертные и/или уравнительные платежи от федерального правительства — на основании административных соглашений между двумя уровнями власти.

Территория является административной единицей, которой федеральный Парламент позволил иметь законодательное собрание, но остается в подчинении у Генерал-губернатора Канады и правительства Канады в лице комиссара, назначаемого Палатой общин. Территории всегда образуются законодательно Парламентом Канады. В территориях существует политическое движение, вы-

ступающее за изменение их правого статуса до провинциального.

Провинциальные и территориальные законодательные органы являются однопалатными, две провинции (Квебек и Новая Шотландия) упразднили свой совет по вопросам законодательства (верхняя палата не избирается) и сохранили лишь избираемое законодательное собрание.

Структура провинциальных законодательных органов подобна структуре канадской Палаты общин. Глава правительства провинции — премьер-министр, обычно является председателем партии, имеющей наибольшее число мест в законодательном собрании. Такая же структура власти и в Юконе. Законодательные органы Северо-Западных территорий и Нунавута не имеют партий. В провинциях королеву представляют лейтенант-губернаторы; на территориях — комиссары, представляющие, скорее, федеральное правительство, чем непосредственно королеву, но в целом выполняющие символические функции лейтенант-губернатора.

Минерально-сырьевые ресурсы Канады достаточно разнообразны: значительны запасы руд цветных металлов (никель, медь, цинк, свинец), редкие и благородные металлы, железная руда, уран, нефть и природный газ, калийные соли, асбест, каменный уголь. Канада занимает 3-е место в мире по доказанным запасам нефти — 175 млрд. барр., из них 170 млрд. барр. — это битумы и сверхтяжелые сорта нефти. Потенциально извлекаемые запасы битуминозной нефти оцениваются в 800 млрд. барр. В настоящее время активная разработка ведется на участках нефтяных песков с запасами 26,5 млрд. барр. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА) за 2009-

2035 гг. добыча нефти в Канаде может возрасти с 3,2 до 5,3 млн. барр. в сутки. Темпы ее роста будут зависеть от развития технологий добычи, которые позволят сократить ущерб для окружающей среды, сохранив при этом рентабельность производства. Вместе с тем в структуре ВВП Канады доля добычи полезных ископаемых незначительна и составляла в 2008 г. около 4,6%, в 2010 г. — 4,4% [4; 14].

Геологическая служба Канады представлена Министерством природных ресурсов, в том числе Центром по развитию технологии в области минерально-энергетического сырья. Геологическая служба осуществляет геокартирование территории страны и оказывает научно-консультационную помощь частным компаниям в области изучения недр, добычи и переработки минерального сырья. Фундаментальные геологические исследования выполняются так же университетами и их подразделениями — научными институтами, центрами и лабораториями. Работы по поискам, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых осуществляются частными компаниями и фирмами.

С 1969 г. в Канаде действует государственная система хранения, обработки, поиска и выдачи информации о недрах и недропользовании, широко используемая в государственных учреждениях и компаниях страны. Созданная система является комплексной и охватывает информацию обо всех этапах (видах) пользования недрами: от геологической съемки и поисков до разведки месторождений и добычи полезных ископаемых. Почти все объекты имеют четкую географическую привязку на основе координат и универсальной сетки Мер-катора, что позволяет легко измерять

расстояние на картах различного масштаба. Месторождения по степени освоения подразделяются на категории: А — рудопроявление, В — с неопределенной ценностью, С — разведанные и Д — разрабатываемые. Около 90% земель в Канаде находится в государственной собственности, в том числе 41% — в федеральном владении и 48% — в провинциальном. Частным лицам принадлежит менее 11% земель [14].

Основную роль в федеральном управлении играют Министерство природных ресурсов (Natural Resources Canada — NRCan), курирующее вопросы ресурсного значения, и Национальный совет по энергетике (National Energy Board — NEB), осуществляющий непосредственное регулирование. Конституционным актом Канады 1867 г. (с последующими изменениями и дополнениями) право собственности на природные ресурсы в пределах собственных границ передано провинциям и территориям.

В их ведении находится примерно 80% минерально-сырьевых ресурсов, остальные — в федеральной и в незначительной мере в частной собственности.

Каждая из десяти провинций обладает суверенитетом в области геологических исследований на своих территориях. Работы финансируются федеральным правительством. При этом в Канаде осуществляется действенное разноплановое регулирование сферы недропользования на основе принципов:

• обеспечения эффективного использования недр;

• недопущения неоправданного истощения запасов;

• обеспечения эффективности экспорта с точки зрения национальных интересов.

Что касается непосредственно нефтегазового сектора (НГС), то на федеральном уровне отношения в сфере недропользования регулируются Законом «О нефтяных ресурсах Канады» и «Законом о нефтегазовой деятельности». Первый определяет порядок геолого-разведывательных и буровых работ, добычи, переработки и транспортировки нефти и газа. Второй — регулирует вопросы собственности на природные ресурсы и выдачи лицензий на их освоение. В Законе «О нефтегазовой деятельности» определены три вида лицензий, предоставляющих право пользования участками недр: на разведочные работы, на добычу, на крупное месторождение.

Система выдачи лицензий на разведочные работы — аукционная. Факт открытия месторождения недропользователем, подтвержденный Национальным энергетическим советом, дает право на получение лицензии на добычу на 9 лет с возможностью ее продления. Победитель обязан в течение первого девятилетнего срока пробурить хотя бы одну скважину, в противном случае лицензия не будет продлена. В лицензии на добычу углеводородного сырья максимальный размер участка недр не может превышать 5 760 акров (примерно 1,4 км2). Лицензия на крупное месторождение выдается недропользователю-открывателю месторождения. По такому документу у него сохраняются все права, предоставленные разведочной лицензией, а также имеется исключительное право на добычу. В лицензии этого типа не указываются ни обязательства по проведению определенного объема работ, ни финансовые обязательства. Целью ее выдачи является предоставление недропользователю долго-

срочных гарантий, а также поощрение проведения разведочных работ. Если в течение 10 лет месторождение не эксплуатируется, права на него передаются государству.

В соответствии с «Законом о нефтегазовой деятельности» Федеральное правительство Канады контролирует политику цен и состояние конъюнктуры в НГС, контролирует международную торговлю, осуществляет управление природными ресурсами на Юконе, в Северо-Западных территориях и Нунавут, а также на территориях национальных парков, проводит геологическую съемку на всей территории страны.

В то же время Законодательные собрания провинций обладают исключительной компетенцией по таким вопросам, как разведка, использование и охрана естественных не-возобновляемых ресурсов на территории провинции. Так, например, в 2013 г. провинция Новая Шотландия представила законопроект, который будет ограничивать нефтегазовую деятельность на о. Сабля (Island Sable) и поможет стать ему национальным заповедником Остров обитаем — на нем проживает до 30 человек (в основном сотрудники транспортного департамента, специалисты гидрометеоцентра, технические специалисты радиомаяков и радиостанций). Они также спасают людей с потерпевших крушение кораблей [11].

Поправки, внесенные на рассмотрение сената в новую формулировку оффшорных нефтяных ресурсов Канады и Новой Шотландии в феврале 2013 г., помогут защитить хрупкую экосистему острова Сабли путем ограничения нефтегазовой деятельности. Федеральное и провинциальное законодательство предприняло последний шаг для того, чтобы 43 км.

острова Сабли стали национальным заповедником, в том числе наложили запрет на поверхностное бурение на расстоянии, ближе одной морской мили (1,852 км) от острова. Нефтяная деятельность допускается только в выделенном контуре, включая уже существующие скважины, и только с обеспечением безопасности и защиты окружающей среды; разведочная деятельность должна проводиться с низким уровнем внешнего воздействия и в рамках плана чрезвычайной ситуации; разрешения на нефтяную деятельность на острове будут выдаваться только после консультаций с оффшорным нефтяным канадско-новошотландским советом.

Нефтегазовый сектор Канады полностью приватизирован. Среди работающих в стране компаний самыми крупными являются Imperial Oil, EnCana, Talisman Energy, Suncor, EOG Resources, Husky Energy, Apache Canada. С 1991 по 2004 гг. активы государственной компании Petro-Canada, учрежденной парламентским актом в 1975 г., постепенно распродавались, в результате чего НГС страны значительно консолидировался, особенно после слияния в 2009 г. Petro-Canada с Suncor и образования корпорации с капиталом около 43 млрд. долл. США. Однако около трети всего объема нефти в Канаде добывается малыми частными компаниями, количество которых достигает нескольких тысяч.

Уникальным государственным механизмом, направленным на стимулирование их деятельности, является предоставление возможности переадресации налоговых льгот с помощью специальных акций. В соответствии с этим механизмом компании, не имеющие в определенном финансовом году налогооблагаемой базы, но имеющие права на опреде-

ленные льготы, могут передать часть неиспользованного права на налоговые вычеты другим акционерам.

Правительство Канады стимулирует и иностранные инвестиции. Так, «Закон об иностранных инвестициях» содержит такие условия их привлечения, которые обеспечивают соблюдение интересов страны в области эффективного использования ресурсов, охраны природной среды, коммерческих интересов, поддержку геологоразведочных работ (включая прямое субсидирование), экспортный контроль (включая контроль за возвратом экспортных доходов), протекционизм в отношении богатых ресурсами, но слабо освоенных районов, соблюдение интересов коренного населения.

Правительство Канады на северных территориях проводит политику перехода к совместному управлению природными ресурсами федеральным, территориальными (провинциальными) правительствами и коренными народами. Это касается вопросов распределения денежных средств; управления экологическим сектором; возобновляемых ресурсов; управления нефтегазовым сектором, сектором горнорудного дела и полезных ископаемых. Отношения между правительствами, промышленниками и коренным населением регулируются частично законодательно, но в большей мере системой соглашений — от Всеобъемлющих заключительных соглашений о претензиях на земли до соглашений о бенефициях. Сообщества коренных народов добились немалых прав и полномочий в целом ряде соглашений, в том числе и права на долю природной ренты [8].

В качестве примера проводимой властями Канады политики может

служить территория Нунавута или «Наша земля».

По состоянию на 2012 г. численность населения составляла 33,6 тыс. человек, площадь — 2 млн. км.2 (сопоставима со всей Западной Европой). В 1999 г. она была выделена как самостоятельная административная единица и управляют ею в качестве законно признанной местной власти аборигены — инуиты, или по-местному — люди (эскимосы). Всего в мире их примерно 170 тыс. человек, из них в Канаде (Нунавут) проживает около 25 тыс. человек. Они получают официальные выплаты от правительства за то, что живут в тяжелых климатических условиях.

По ряду показателей население Нунавута существенно отличается от населения остальной Канады. В частности, на территории несколько преобладает мужское население, в то время как в целом по стране женщин больше. Кроме того, существенно отличается средний возраст жителей: 23,1 года в Нунавуте против 39,5 — в Канаде. В отличие от остальной Канады, в Нунавуте почти нет иммигрантов: только 150 человек не имеют канадского гражданства.

Федеральное правительство ежегодно перечисляет дотации этой территории, но с каждым годом они несколько уменьшаются: если в 2003 г. они составляли 160 млн. канад. долл. (1 канадский доллар равен примерно 0,88 доллара США, или 31,5 рубля), то в 2013 г. — 140 млн., т.е. «центр» постепенно приучает местное население к чуть большей самостоятельности. Эти цифры, кстати, показывают, насколько велик уровень дотаций из расчета на одного человека: в среднем это 138 тыс. руб. (4,35 тыс. канад. долл.). В целом это сопоставимо с дотациями в России северным и наибо-

лее затратным регионам: на Чукотке этот показатель составляет 148 тыс. руб. на 1 человека, на Камчатке — 118 тыс. руб.

Кроме того, есть еще и другие виды льгот и помощи для аборигенов — бесплатный дом, одежда для детей, медицина, продуктовые наборы.

Центральное канадское правительство также поощряет рыболовство и оленеводство — две традиционные профессии эскимосов. Стимулом к такой деятельности служат специальные дотации — до 1200 канд. долл. в месяц на рыболова, на оленевода — до 100 канад. долл. в год на каждого оленя в его стаде (среднее стадо там — 200 голов, т.е. доплата за промысле составляет 20 тыс. канад. долл. в год). В этих двух отраслях заняты всего 4% эскимосов.

Еще в 1993 г. центральное правительство Канады с инуитами заключила Договор по земле Нунавут (NCLA), по которому были созданы несколько органов соуправления: правление Нунавут по дикой природе, правление Нунавут по водным ресурсам, правление Нунавут по экологической экспертизе и плановая комиссия Нунавут.

Когда на территории Нунавута были найдены крупные месторождения нефти, газа, алмазов, различных металлических руд, инуиты получили право на владение этими минеральными ресурсами. Однако затем был оформлен договор отказа от прав на них в обмен на постепенную (в течение 14 лет начиная с 1993 г.) выплату эскимосским органам самоуправления 1,1 млрд. долл. США в порядке компенсации. Таким образом, можно говорить, что инуитам было гарантировано получение части доходов от горнорудной промышленности, ко-

торые пошли на социально-экономическое развитие Территории.

Как отмечалось выше, провинции обладают полной юрисдикцией над природными ресурсами. Каждая провинция имеет свои законы о недропользовании, они определяют политику недропользования, устанавливают фискальную систему, решают вопросы разведки, осуществляют лицензионный процесс и контролируют выполнение лицензионных контрактов, могут регулировать объемы добычи и вывоза ресурсов, в их компетенции находится и решение природоохранных вопросов.

В качестве примера остановимся подробнее на провинции Альберта, где расположены крупнейшие в стране разведанные месторождения нефти (включая нефтеносные пески), и угля. На нее приходится 60% общенационального объема добычи минерального сырья, а если взять энергоносители, то 80%. Именно нефть и газ вывели Альберту в число наиболее развитых и благополучных в финансово-экономическом отношении провинций страны. Советом Альберты по энергетике и коммунальным услугам приняты следующие законы по регулированию деятельности нефтегазового сектора:

• о рациональном использовании энергетических ресурсов;

• о рациональном использовании запасов нефти и газа;

• о рациональном использовании битуминозных песков;

• о трубопроводах;

• об охране запасов природного газа.

В случае нарушения условий аренды или лицензии министр по делам шахт провинции Альберта с письменного согласия Совета по энергетике и энергетическому ком-

мунальному хозяйству уведомляет недропользователя о прекращении права пользования участком недр. Так же без согласия Совета это право не может быть передано третьим лицам.

В дополнение к этим законам Совет Альберты издал большое количество других нормативных актов, включая временные директивы, информационные письма, руководящие указания и справочники. Помимо этого, Совет принял к руководству требования других организаций, в которых он состоит, помогая в обеспечении должного уровня их нормативно-регулирующей деятельности, включая стандарты для нефтегазопроводов Совета по стандартам Канады ^СС) и рекомендуемые методы работ Консультативного координационного комитета по бурению.

Эта система нормативных и законодательных актов в целом формирует основу самой развитой нормативно-правовой системы в мире по регламентации нефтегазовых отношений.

В целом основные направления регулирования недропользования в Канаде — это налоговое и кредитное регулирование, стимулирование привлечения внутренних и иностранных инвестиций. В системе налогообложения недропользования регулируются ставки налогов, предоставляются «налоговые каникулы», применяется система скидок. Налоговая нагрузка на нефтедобычу в стране относительно высока. Налог на прибыль составляет 40,8-45,8%, в том числе федеральный — 28%, отчисления в провинциальный бюджет — 12,6-17,8%. Совокупная доля государства в доходах от добычи нефти по экспертным оценкам составляет 4552% [12].

Роялти изменяются в пределах 130% и зависят от цен на нефть, дебита скважин, качества нефти, типа месторождений, уровня издержек на добычу и транспорт, времени открытия месторождений (до 1972 г., 19721992 гг., после 1 октября 1992 г.). Формулы расчета роялти учитывают три категории нефти: «старая», «новая» и «третичная». Продукция, добытая из месторождений, открытых до 1972 г., облагалась по самым высоким ставкам, после 1972 г. — по более низким, а нефть, открытая после 1 октября 1992 г., — по самым низким. Формулы для расчета роялти настроены таким образом, что включают базовую (минимальную) ставку, которая гарантирует минимальные поступления в бюджет провинции, а также максимальную.

Для повышения привлекательности инвестиций в высокозатратные проекты применяется ряд специальных скидок и льгот:

• льготы для разведочных скважин на «третичную» нефть,

• льготы для глубоких газовых скважин и для горизонтальных скважин, при использовании методов увеличения нефтеотдачи пластов,

• налоговые каникулы для восстановленных скважин,

• скидки для малодебитных нефтяных скважин. Существуют также льготы по

программе глубокой разведки нефтяных месторождений. Эта программа обеспечивает каникулы роялти до 1 млн. долл. США на скважину или в течение первых 12 месяцев добычи для скважин, имеющих вертикальную глубину более 2 000 м. Установлен также специальный режим роялти для нефтеносных песков, поощряющий добычу нефти из них [6].

В целом, для системы природопользования в Канаде характерны преобладание государственной собственности на недра, отсутствие прямого участия государства в коммерческих проектах, связанных с добычей минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие дополнительных требований к недропользователям в части решения проблем социально-экономического развития территории.

Таким образом, право собственности на минеральные ресурсы, их эффективное и рациональное использование с ориентацией на будущие поколения позволяют провинциям и территориям стабильно получать высокий доход и расходовать его по собственному усмотрению, что способствует росту благосостояния населения. Кроме того, такие провинции, как Альберта, Онтарио, Британская Колумбия, богатые природными ресурсами, не нуждаются в трансфертах федерального центра, а наоборот, являются регионами-донорами.

Опыт Канады свидетельствует и о целесообразности установления именно публично-правовых начал в регулировании недропользования. В частности, известный Депозитно-ин-вестиционный фонд Квебека (CDPQ) является ярким подтверждением удачного решения проблемы соблюдения общественных интересов, трансформации рентных доходов от добычи природных ресурсов в финансовую ренту и инвестирования в другие отрасли Провинции, несвя-

занный с добычей минеральных ресурсов.

Провинция Квебек расположена на северо-востоке Северной Америки, между провинцией Онтарио и атлантическими провинциями Канады, на юге граничит с США. Река Святого Лаврентия — главная водная артерия провинции вытекает из Великих озер и впадает в Атлантический океан. Квебек — самая большая по территории провинция Канады, ее площадь 1,542 млн. км2. Население Квебека — 7,8 млн. человек. Единственный официальный язык — французский, который является родным для более чем 80% населения провинции.

В целом же экономика Квебека — современная постиндустриальная экономика, основаная главным образом на секторе услуг, но сектор добывающей и обрабатывающей промышленности имеет до сих пор важное значение [1; 2].

CDPQ — по своей сути общественный пенсионный фонд в канадской провинции Квебек — основан в 1965 г. актом Национального Собрания. Штаб-квартира Фонда находится в г. Монреаль. По состоянию на начало 2014 г. благодаря своим активам — 200 млрд. канад. долл. (примерено 180 млрд. долл. США). Фонд является крупным игроком на инвестиционных рынках мира. Это второй по величине пенсионный фонд в Канаде после Канадского пенсионного программы (СРР). С 200920013 гг. активы CDPQ росли примерно на 10% в год (табл. 1).

Таблица 1

Активы 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Активы CDPQ, млрд. канад. долл. 132 152 159 176 200

Активы Депозитно-инвестиционного фонда Квебека в 2009-2013 гг.

В целом, Фонд реализует стратегию диверсификации, инвестируя свои активы во всех отраслях экономики Квебека, Канады и по всему мире. В то же время клиентами самого Фонда являются 31 институциональных инвестора и, прежде всего, другие государственные и частные пенсионные и страховые фонды Квебека [7].

Крайне показательно с точки зрения российской действительности, что в Канаде применяются также такие меры, как запрет компаниям и фирмам с участием государства использовать офшорные схемы, а их менеджерам создавать собственные фирмы, которые могут быть использованы для вывода активов компаний [5].

Одним из приоритетов внешней политики страны премьер-министр Канады С. Харпер объявил освоение Арктики. В 2009 г. был обнародован документ «Северная стратегия Канады: наш север, наше наследие, наше будущее», в котором отражены основные направления государственной политики в Арктике:

• защита суверенитета Канады в арктическом секторе;

• обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;

• охрана окружающей среды и адаптация к изменению климата;

• развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных территорий как части политики по освоению Севера.

При этом «дальний прицел» — это не только «подтягивание» данной территории по уровню своего развития до общеканадских стандартов, но и создание там стратегической ресурсной базы на будущее, а также

укрепление своих геополитических и геоэкономических позиций в Арктике в целом (в условиях растущей международной конкуренции в этом районе планеты).

Что касается экономических мотивов, движущих Канадой в сфере арктической политики, то основной интерес представляет перспектива разработки нефтегазовых месторождений. По некоторым оценкам, в Арктике находятся 90 млрд. барр. нефти, 47,3 трлн. м3 газа, 44 млрд. барр. газового конденсата, что составляет около 25% неразведанных запасов углеводородов в мире. Наряду с традиционными месторождениями нефти и газа в прибрежной зоне канадской Арктики находятся огромные запасы гидрата метана, которых, если будет налажена его промышленная добыча, хватит, чтобы обеспечить страну на несколько сотен лет [3; 9].

Все эти факторы — наличие значительных экономических интересов в регионе, обширных заполярных территорий, обостряющаяся международная конкуренция и прочее — обусловили активную политику Канады на Крайнем Севере, включая претензии на раздел его территориальных пространств. Отметим, что канадский сектор Арктики по своей величине (25%) уступает только российскому (40%). Канада наравне с США, Россией, Данией и Норвегией входит в «пятерку» так называемых официальных арктических государств, которые, согласно временному международному праву, имеют преимущественные юридические основания для экономического освоения прилегающего арктического шельфа.

В то же время надо отметить, что несмотря на большие запасы углеводородных ресурсов, Канада, следуя

мировым тенденциям, все больше внимания уделяет развитию альтернативной «зеленой» энергетики.

В интересах защиты окружающей среды на федеральном и местном уровнях активно принимаются законы, поощряющие использование возобновляемых источников энергии. Так, согласно закону 1979 г. министр охраны окружающей среды инициирует, рекомендует, координирует и контролирует осуществление природоохранных программ. Целью этих программ является оценка новых федеральных проектов на раннем этапе планирования, с тем, чтобы выявить возможное отрицательное воздействие на окружающую среду. В 1984 г. были одобрены руководящие принципы осуществления политики в области оценки воздействия на окружающую среду [13].

С сожалением следует отметить, что при схожести площадей, климатов и природно-ресурсных потенциалов Канады и России наблюдаются значительные между ними расхождения в характеристиках экономиче-

ского и социального развития. Положительный опыт устойчивого развития, накопленный Канадой, может быть успешно использован Россией. Несмотря на то, что Канада не практикует чрезмерного использования своего природно-ресурсного потенциала ради получения экономических выгод, она является одной из наиболее развитых стран мира с высоким уровнем жизни и занимает лидирующие позиции во многих мировых рейтингах, оценивающих, например, уровень ВВП на душу населения, состояние экологической сферы, уровень жизни населения. Россия же, обладая схожим и даже более крупным природно-ресурсным потенциалом, значительно отстает. Так, например, в 2013 г. ожидаемая продолжительность жизни в Канаде составляла 80,5 лет, в России — 69,8 лет. Канада занимает по этому показателю 10-е, а Россия — 113-е место в общем списке стран. По ИРЧП (0,911) Канада занимала 11-е место в мире, Россия (0,788) в этом рейтинге находится на 55-м месте.

Литература

1. Normand Thibault Population, ménages et familles // Données sociales au Québec, édition 2009.

2. Québec. Rapport sur l'évolution de la situation linguistique du Québec 2002-2007. Montréal: Office de la langue française du Québec, 2008.

3. Russia and the Arctic: The «last Dash North», September 2007. [URL]: http://www.da.mod.uk/colleges/arag/document-listings/russian/07t263MAS-KG.pdf.

4. World Energy Outlook 2010. [URL]: http://www.worldenergyoutlook.org/media/weo2010.pdf.

5. Байкова Э.Р. Опыт изъятия и распределения ренты в зарубежных странах // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3.

6. Бобылев Ю.Н. Мировой опыт налогообложения добывающей промышленности. — М, 2013.

7. Депозитно-инвестиционный фонд Квебека. Официальный сайт, 04.04.2014. [URL]: http://www.lacaisse.com/en.

8. Евросоциализм канадских аборигенов в Нунавуте, 27.03.2014. [URL]: http://ttolk.ru/?p=20252/

9. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание? // Арктика и Север. — 2012. — № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Малую нефть — малой кровью // Деловая пресса. — №17 (312) от 06.05.2005.

11. Новый закон запрещает нефтегазовую активность в районе острова Сабли (Канада), 26.04.2013. [URL]: http://www.expertpost.ru/mir/2593-novyy-zakon-zapreschaet-neftegazovuyu-aktivnost-v-rayone-ostrova-sabel-kanada.html.

12. Регулирование сферы недропользования в приарктических странах (США, Канаде, Норвегии) // Арктика: экология и экономика. — 2013. — № 3.

13. Современная экологическая политика: этапы, принципы, направления, 14.03.2014. [URL]: http://www.greensalvation.org/old/Russian/Publish/UR/ur_13.htm.

14. Стрельцов А.А. Топливо-энергетический комплекс Канады // Проблемы национальной стратегии. — 2012. — № 1.

Bibliography

1. Normand Thibault. Population, ménages et familles. Donneessociales au Quebec. 2009.

2. Quebec. Rapport sur revolution de la situation linguistic du Quebec. 2002-2007. Montreal. Office de la langue française du Quebec. 2008.

3. Russia and the Arctic: The «last Dash North». September 2007. Available at: http://www.da.mod.uk/colleges/arag/document-listing/russian/07(26) MAS-KG.pdf.

4. World Energy Outlook 2010. Available at: http://www.worldenergyoutlook.org/media/ weo2010.pdf

5. Baykova E.P. Experience of rent extraction and distribution in foreign countries. Problems of Modern Economy. 2010. No 3.

6. Bobylev Yu.N. World Experience of Taxation in Mining Industry. Moscow. 2013.

7. The Caisse de depot et placement du Quebec. 4 avril 2014. Available at: http://www. la-caisse.com/en.

8. Eurosocialism of of Canadian aborigines in Nunavut. 27 March 2014. Available at: http://ttolk.ru/?p=20252/

9. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Canadian strategy in the Arctic and Russia: Is a mutual understanding possible? Arctic and North. 2012. No 8.

10. Minor oil - a little blood. Business Press. No 17 (312). 6 May 2005.

11. The new law prohibits oil and gas activity in the vicinity of Sabres island (Canada). 26 April 2013. Available at: http://www.expertpost.ru/mir/2593-novy-zakon-zapreschaet-neftega-zovuyu-aktivnost-v-rayone-ostrova-sabel-kanada.html.

12. Regulation in the sphere of subsoil use in Arctic countries (USA, Canada, Norway). Arctic: Ecology and Economy. 2013. No 3.

13. Modern environmental policy: stages, principles, directions. 14 March 20. Available at: http://www.greensalvation.org/oldRussian/Publish/UR/ur_13.htm.

14. Streltsov A.A. Fuel and energy complex of Canada. Problems of National Strategy. 2012. No 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.