Усенко А.М.
УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Осуществление предпринимательской деятельности сопряжено с большим количеством рисков. Эти риски различаются по времени возникновения, месту, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и требуют различных методов описания, анализа и управления.
Все виды рисков взаимосвязаны и оказывают определенное влияние на деятельность организации. В финансовом менеджменте получение дохода всегда ставится в зависимость от рисков. Изменение одного вида риска вызывает изменение почти всех остальных видов.
Изучение классификации предпринимательских рисков позволяет сделать вывод о том, что понятие «налоговый риск» является производным от понятия «предпринимательский риск». В
современной теории к предпринимательским рискам относят чаще всего, операционные, финансовые и инвестиционные риски. Исходя из того, что категория «налог» в свое время была выделена из категории «финансы», среди финансовых рисков выделяют налоговые риски. Кроме того, налоговые платежи, а также штрафные санкции в рыночных условиях осуществляются в денежной форме, соответственно налоговые риски имеют денежное выражение и влекут за собой повышение расходов организаций.
Управление налоговыми рисками - инструмент налогового менеджмента, являющегося новой для России сферой управленческой деятельности в области финансов. Корпоративный налоговый менеджмент выступает составной частью управления финансами хозяйст-
вующего субъекта и оказывает непосредственное влияние на принятие управленческих решений с учетом масштаба возможных налоговых последствий. В последнее время обозначилась тенденция рассмотрения налогового менеджмента как стратегического направления финансового менеджмента. В связи с недостаточностью финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов актуальным вопросом становится рациональное управление налогами с целью минимизации налоговых рисков как одно из приоритетных направлений деятельности коммерческих предприятий в России.
Налоги, являясь финансовой категорией, составляют существенную часть цен, прибыли, зарплаты, соответственно они оказывают отрицательное влияние на денежный поток, важной составляющей которого являются.
Управление налоговыми рисками и их мониторинг - части внутреннего контроля в финансовом менеджменте, так как для большинства организаций именно налоговые платежи выступают одной из наиболее существенных статей расходов. Системное управление налоговыми рисками дает возможность принять своевременное управленческое решение, снизить или ликвидировать рассматриваемые риски.
В экономической литературе под налоговыми рисками чаще всего понимают неопределенности, которые могут вести к негативным последствиям. Так, Д. Тихонов и Л. Липник обращают внимание на то, что «налоговый риск -это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте».[2] Однако имеется мнение, что налоговые риски - это возможные отклонения фактических налоговых платежей от запланированных. Соответственно данные отклонения мо-
гут быть как финансовыми потерями для организации так и экономией.
Понятие «налоговый риск» следует рассматривать как сопровождающую предпринимательскую деятельность, неопределенность наступления неблагоприятных материальных последствий для налогоплательщика вследствие нарушений законодательства о налогах и сборах.
Агрессивная налоговая политика государства и менталитет российского общества привели к тому, что налоговые риски приобрели особую значимость. С налоговым риском встречается каждое предприятие, поскольку налогообложение касается всех видов деятельности и всех хозяйствующих субъектов, и, следовательно, каждый хозяйствующий субъект должен учитывать налоговый риск и принимать меры по его снижению.
Коммерческие организации постоянно изыскивают различные пути минимизации своих расходов, в том числе и налоговых. Активное управление налоговыми рисками является актуальным инструментом снижения количества и объема налоговых доначислений по результатам проверок для организаций, имеющих проблемы с ликвидностью.
Налоговые риски необходимо рассматривать отдельно для государства и налогоплательщика, так как прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.
Налоговые риски налогоплательщиков возникают как в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений, так и в связи с применением налогоплательщиками рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих инте-
ресах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.
В соответствии с вышесказанным можно перечислить основные характеристики налогового риска:
- связан с неопределенностью экономической и правовой информации;
- является неотъемлемой составляющей финансового риска;
- распространяется на участников налоговых правоотношений: налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектов, представляющих интересы государства;
- проявляется для каждого участника налоговых правоотношений по-разному.
Среди налоговых рисков налогоплательщиков с учетом специфики негативных последствий для них можно выделить:
- риск снижения объемов финансовых ресурсов и имущественного потенциала вследствие финансовых потерь (риск переплаты налогов и сборов, дополнительные платежи в бюджет, включая штрафные санкции);
- риск снижения и потери ликвидности;
- риск сокращения бизнеса, в частности, вследствие повышения налоговой нагрузки или потери деловой репутации и обусловленного этим отказа контрагентов от деловых связей;
- риск возникновения негативных результатов контрольных и обеспечительных действий налоговых органов в отношении налогоплательщика (выездных налоговых проверок, ареста имущества, ограничения операций по счетам);
- риск ликвидации отдельного направления бизнеса или банкротство организации в целом.
Сегодня большинство российских компаний недостаточно эффективно ра-
ботают над снижением налоговых рисков.
Результаты исследования, проведенного компанией «Эрнст энд Янг» «Исследования в области налоговых споров: новый период роста рисков и неопределенности в глобальном масштабе» за 2011-2012 гг.[5], показали существенное влияние изменений в мировой экономике на налоговую политику, в результате которых между компаниями и государственными органами все чаще возникают споры по вопросам налогового законодательства и порядка его применения. Так, 75% компаний отмечают рост объемов налоговых проверок или ужесточение подхода со стороны налоговых органов. Практически все представители органов налогового администрирования (97%) заявили, что в ближайшие три года они будут уделять более пристальное внимание налоговым рискам, сопутствующим деятельности международных структур и трансграничным сделкам.
Налоговые риски связаны в первую очередь с обязанностью уплачивать налоги. Операции и сделки, подлежащие налогообложению, имеют место в любом виде деятельности налогоплательщика. Налоговые риски следует классифицировать исходя из правовой оценки событий, сделок, возникающих в финансово-хозяйственной деятельности.
Источниками налоговых рисков выступают: нечеткость и высокая динамика законодательства и судебной практики; противоправные действия или бездействие представителей государственных органов; стратегические ошибки при планировании бизнеса; несовпадение декларируемых действий собственников с фактическими; человеческий фактор (ошибки компетенции, технические ошибки, умышленные ошибки (игнорирование законодательных ограничений), неправильная расстановка приоритетов ответственности.
[4] Их значимость определялась в порядке очного анкетирования, в котором участвовали 1 234 человека, в том числе: 30 % - директора, 30% - финансовые руководители, 30% - юристы, 10% -собственники. Результаты анкетирования оказались следующими: человеческий фактор (42%); несовпадение декларируемых действий собственников с фактическими (21 %); стратегические ошибки при планировании бизнеса (17%); нечеткость и высокая динамика законодательства и судебной практики (14%); противоправные действия или бездействие представителей государственных органов (6 %).
Для целей управления налоговыми рисками необходимы выделение и систематизация обстоятельств, влияющих на степень налогового риска в целом, и конкретных налоговых рисков, в частности. [3, с.56] Оценка налоговых рисков необходима каждому хозяйствующему субъекту, являющемуся налогоплательщиком, независимо от того, является ли он крупным предприятием или относится к сфере малого бизнеса.
Как правило, на крупных предприятиях внедряется целая система управления рисками, включающая в себя управление финансовыми, юридическими, репутационными и другими рисками. Одним из подразделений этой системы является система управления налоговыми рисками, которая, однако, может быть и самостоятельной. Задача такой службы - выявить, оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.
На малых предприятиях с незначительными денежными оборотами, небольшой численностью работающих при отсутствии разделения управленческих функций налоговыми вопросами занимается главный бухгалтер. Однако зачастую риски создаются самими бух-
галтерами. Это так называемые риски процесса, то есть налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками бухгалтерских служб -налогоплательщиков (например, технические ошибки). Причиной допущения таких ошибок может быть недостаточный уровень квалификации работников бухгалтерских служб. Налоговые риски могут быть обусловлены и сознательными действиями, например, стремлением налогоплательщика уменьшить размер налогового бремени, используя для этого разные инструменты налогового планирования либо просто путем прямого уклонения от налогообложения.
В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Управление рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних консультантов. Эффективность такого способа управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода организации к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени -вовлеченности персонала в процесс принятия решений.
Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых консультантов или контролирующих служб. Комбинированный способ объединяет внутренний и внешний ресурсы. Выбор того или иного ресурса, за счет которого будет осуществляться управление налоговыми рисками, зависит от многих факторов: масштабов бизнеса организации, затрат на обеспечение налоговой безопасности.
Рассогласование и недостатки российского налогового законодательства приводят к усилению вероятности
налоговых рисков как у налогоплательщика, так и у государства. Так, повышение налоговой нагрузки в ущерб стимулированию развития прогрессивных сфер деятельности зачастую провоцирует налогоплательщиков к уходу из бизнеса и от налогообложения (минимизации налоговых платежей), что отрицательно сказывается на налоговых поступлениях в бюджет или на финансовом положении организаций при обнаружении налоговых нарушений.[1, с. 11]
К методам управления налоговыми рисками можно отнести общие приемы финансового риск-
менеджмента, такие, как: избежание риска, удержание, передача риска, снижение риска. К специальным приемам, присущим налоговому менеджменту в сфере снижения налоговых рисков, можно отнести:
- мониторинг всех контрольных процедур на уровне структурных подразделений;
- разработку внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления и уплаты налогов всеми структурными подразделениями;
- постоянный мониторинг налогового законодательства, анализ нововведений на предмет их влияния на деятельность предприятия;
- применение либо обновление соответствующего программного обеспечения.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что налоговый риск -это возможное наступление неблагоприятных финансовых и иных последствий для налогоплательщика или государства в результате действий (без-
действия) участников налоговых правоотношений. В современных условиях возрастает роль управления налоговыми рисками организаций, поскольку последствиями таких рисков являются дополнительные издержки в виде штрафных санкций, которые уменьшают чистую прибыль предприятия.
Несмотря на актуальность проблемы управления налоговыми рисками, практика российского менеджмента пока не уделяет этой сфере достаточного внимания. Большинству российских организаций требуется построение эффективного налогового менеджмента, который позволит минимизировать налоговые риски и значительно сократить финансовые потери.
Библиографический список
1.Демчук И.Н. Налоговый риск: Сущность и содержание понятия//Вестник Томского государственного университета. -2010. - № 1.
2.Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М. Альпина Бизнес Букс, 2004.
3.Ханафеев Ф.Ф., Ханафеев А.Ф. Налоговые риски в малом бизнесе: методические аспекты//Финансы и кредит. -2008. - № 35.
4.Ьйр://т8111;и1;юпе8.сош/аепега1/1184-na1ogovye-riski.html - Гончаренко Л.И. Налоговые риски
5.http://gaap.ru/news/123934/-Исследование в области налоговых рисков и споров: новый период роста рисков и неопределенности в глобальном масштабе" за 2011-2012 гг. - Эрнст энд Янг