Научная статья на тему 'Управление налоговой нагрузкой предприятия'

Управление налоговой нагрузкой предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / МЕТОДИКИ РАСЧЕТА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / НЕПЛАТЕЖИ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / TAXES / TAX LOADING / DESIGN PROCEDURES / FINANCIAL CRISIS / NON-PAYMENTS / MANAGEMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукина С. Н., Терентьева В. В.

В статье налоговая нагрузка рассматривается как многоаспектный показатель, анализируются различные методики ее расчета. С целью ее снижения в условиях финансового кризиса предлагается использование таких законодательно регламентированных инструментов как создание резервов по сомнительным долгам, новация долга, отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article tax loading is considered as multidimensional indicator, various techniques of its calculation are analyzed. For the purpose of its decrease in the conditions of financial crisis use of such legislatively regulated tools as creation of reserves on doubtful debts, a debt innovation, a delay, payment by installments and the investment tax credit is offered.

Текст научной работы на тему «Управление налоговой нагрузкой предприятия»

© Рукина С.Н.,

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)

© Терентьева В.В.,

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)

УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Необходимость управления налоговой нагрузкой обусловлена не только возможностью экономии затрат за счет налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, но и перспективами стабильной работы организаций. В условиях финансового кризиса и посткризисного развития эта проблема становится еще актуальнее вследствие недостаточности банковских ресурсов, трудности получения кредита и, следовательно, использования хозяйствующими субъектами собственных финансовых ресурсов.

Анализ научной экономической литературы [1; 2] показал наличие разнообразных методик определения налоговой нагрузки хозяйствующими субъектами, которые различаются составом налогов, включаемых в расчет, а также выбором базового показателя деятельности организаций, с которым соотносится сумма налогов. В связи с этим представляет немалый интерес анализ налоговой нагрузки на экономику России, характеризующей эффективность её налоговой системы.

Согласно методике Министерства финансов РФ, налоговая нагрузка на экономику представляет собой отношение всех поступивших обязательных платежей к созданному в стране ВВП, причем рассчитываются три показателя налоговой нагрузки: с учетом налоговых доходов, администрируемых ФНС России; с учетом таможенных пошлин, администрируемых ФТС России; общая налоговая нагрузка. Дело в том, что с 2005 г. таможенные пошлины отнесены к неналоговым доходам бюджета от внешнеэкономической деятельности,

они исключены из статьи 13 Налогового кодекса РФ. По нашему мнению, таможенная пошлина имеет налоговую природу, позволяет государству активно вмешиваться в экономическую жизнь страны, используя таможенно-тарифные инструменты. Таможенная пошлина является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и влияющим на их конкурентоспособность на мировом рынке. Она выступает в качестве основного стоимостного ограничения импортных и экспортных операций в зависимости от целей и ориентиров экономической и внешнеторговой политики страны. Безусловно, таможенная пошлина обладает всеми признаками налога и должна учитываться при определении налоговой нагрузки:

1) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением, она не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

2) поступления таможенной пошлины в федеральный бюджет не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов;

3) правовое регулирование таможенно-тарифных отношений носит одно -сторонний характер и исключает предоставление возможности договариваться субъектам таможенно-тарифных правоотношений по вопросам установления элементов налога.

В таблице 1 [3] приведены расчетные показатели налоговой нагрузки в России в 2005-2008 гг., определяемые как отношение всех поступивших налогов и страховых взносов к объему ВВП, в двух вариантах — с учетом и без учета таможенных пошлин.

налоговые вычеты при расходовании средств на обучение, медицинские услуги, пенсионные программы. Законодательным органам власти субъектов РФ предоставлено право снижать ставку налога по упрощенной системе налогообложения с 15% до 5%. Налогоплательщи-

Таблица 1. Налоговая нагрузка в Российской Федерации в 2005 — 2008 гг., в %

Показатели 2005 2006 2007 2008

Налоговая нагрузка (без учета таможенных пошлин) 29,1 28,1 29,7 26,97

Доля таможенных пошлин в ВВП 7,5 8,3 7,0 8,63

Общая налоговая нагрузка (с учетом таможенных пошлин) 36,6 36,4 36,7 35,6

Из данных, приведенных в таблице

1, видно, что:

1) доля таможенных пошлин в ВВП составляла 7,0—8,63%, имела тенденцию к росту, оказала влияние на уровень налоговой нагрузки и на экономику в целом;

2) налоговая нагрузка для организаций и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, находилась в диапазоне 27,0-29,7%, характеризовалась снижением в результате проведенной в 2001 — 2008 гг. налоговой реформы;

3) общая налоговая нагрузка в последние четыре года находилась в пределах 36,4-36,7%, что свидетельствует о ее незначительном снижении и относительной стабильности. Заметим, что такой уровень налоговой нагрузки весьма близок к показателям ряда стран с развитой рыночной экономикой. Так, в среднем по странам ОЭСР европейской зоны налоговая нагрузка составляет 38%, в Германии — 36,2%, Великобритании — 36,6%, Испании — 37,2%, Чехии — 36,4%.

Следует напомнить, что в условиях финансового кризиса в конце 2008 г. были приняты Правительством РФ антикризисные налоговые меры: снижена ставка налога на прибыль организаций с 24% до 20%, увеличен размер «амортизационной премии» с 10% до 30%, снижена ставка налога на добычу полезных ископаемых для нефтяной отрасли, увеличены имущественные налоговые вычеты для граждан при приобретении жилья, социальные

ки НДС перешли от уплаты единых квартальных сумм налога к ежемесячным платежам. В результате произведенных Министерством финансов РФ расчетов налоговая нагрузка в 2009 г. для налогоплательщиков снизится на 700 млрд руб. и, как следствие, образуются бюджетные потери. В 2010 г. Министерством финансов России дальнейшее снижение налоговой нагрузки не планируется. Вполне обоснованным представляется предложение о необходимости проиндексировать ставки акцизов, налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины на природный газ, государственной пошлины, транспортного налога, что позволит снизить бюджетный дефицит.

ФНС России разработала «Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. №ММ-3-2/467@.[4] Первым общедоступным критерием является уровень налоговой нагрузки, который рассчитан как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) и оборота (выручки от реализации продукции, работ, услуг) организаций (по данным Федеральной службы государственной статистики). Если налоговая нагрузка конкретного нало-

гоплательщика окажется значительно ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в той или иной отрасли, то у такого налогоплательщика возникает риск попасть в план выездных налоговых проверок.

В приложении №3 к указанному приказу ФНС России приведены значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности (табл. 2). Расчет налоговой нагрузки за 2006 г. произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а за 2007 г. — с учетом данных платежей.

Минимальная налоговая нагрузка определена для налогоплательщиков, яв-

ляющихся производителями целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них. Максимальная налоговая нагрузка установлена по добыче топливноэнергетических полезных ископаемых. Средняя налоговая нагрузка по всем видам экономической деятельности составляет 14,4%, что ниже общей налоговой нагрузки в РФ, рассчитанной Министерством финансов РФ (см. табл. 1). Таким образом, налицо огромный «разброс» значений налоговой нагрузки по видам экономической деятельности.

Таблица 2. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в %

Вид экономической деятельности 2006 2007

1 2 3

Всего 11,6 14,4

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — всего 5,5 8,7

Рыболовство, рыбоводство 13,7 15,3

Добыча полезных ископаемых — всего 45,1 54,8

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего 49,4 60,2

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 14,4 17,9

Обрабатывающие производства — всего 7,2 10,5

производство пищевых продуктов, включая напитки 13,1 15,7

текстильное и швейное производство 5,7 12,3

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 4,9 7,6

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,5 8,0

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги,картона и изделий из них 3,7 5,1

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 12,5 16,5

производство кокса и нефтепродуктов 3,2 8,6

химическое производство 4,4 7,2

производство резиновых и пластмассовых изделий 4,7 7,1

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,9 12,3

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 6,7 9,0

производство машин и оборудования 11,8 17,2

производство электрооборудования, электронного оптического оборудования 7,8 12,3

производство транспортных средств и оборудования 5,5 7,8

прочие производства 4,8 6,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды — всего 7,3 9,0

производство, передача и распределение электрической энергии 7,0 8,4

производство и распределение газообразного топлива 4,2 6,1

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 1,1 8,1

Строительство 11,9 15,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,8 3,9

Гостиницы и рестораны 10,7 16,3

Транспорт и связь — всего 11,7 15,0

из него — деятельность железнодорожного транспорта 8,1 15,5

связь 16,5 18,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,2 29,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных иперсональных услуг 16,8 18,2

Таким образом, методики расчета налоговой нагрузки, применяемые Министерством финансов РФ и ФНС России, являются достаточно простыми и удобными, их могут использовать организации. В этом случае налоговая нагрузка предприятия будет определяться как сумма налоговых платежей в долях полной выручки от реализации продукции (работ, услуг) по формуле:

1_П_1 _ НС _ НДС + ЕСН + НПР + НИ + НО

1 ПВР ПВР ’

(1)

где НС — сумма налоговых платежей, перечисленных предприятием в бюджетную систему РФ;

ПВР — выручка от реализации продукции (полная), поступившая на счета предприятия в коммерческих банках;

НДС — сумма НДС;

ЕСН — сумма единого социального налога;

НПР — сумма налога на прибыль организаций;

НИ- сумма налога на имущество организаций;

НО — прочие налоговые платежи.

На наш взгляд, налоговую нагрузку можно определить по отношению к добавленной стоимости. Термин «добавленная стоимость» ДСн при определении налоговой нагрузки не соответствует классическому пониманию добавленной стоимости (ДС) и включает согласно ст. 154 Налогового кодекса РФ помимо обычных затрат на оплату труда, прибы-

ли, амортизационных отчислений, ЕСН, относимых на финансовый результат налогов, дополнительно акцизы и НДС. С учетом этого значение добавленной стоимости (ДСН) может быть определено согласно зависимости:

ДСн = (1 + Сндс)(ДС + АК), (2)

где Сндс — ставка НДС, %;

ДС — добавленная стоимость;

АК — акциз.

Выражение для налоговой нагрузки в долях добавочной стоимости имеет следующий вид:

НН2 =

НС

ДСн

(3)

На основании вышеприведенных методик рассчитаем налоговую нагрузку для типичного предприятия, производящего металлоконструкции — ООО «Дон-стройкомплект плюс» (табл. 3).

Анализ налоговой нагрузки ООО «Донстройкомплект плюс» показал, что ее значения, рассчитанные к полной выручке от реализации продукции и к добавленной стоимости, различаются незначительно. Если в 2007 г. эти показатели составляли соответственно 21% и 22,4%, то в 2008 г. — 22,3% и 22,5%. Положительным можно считать, что полученные значения оказались ниже общероссийских показателей (см. табл. 1), но выше показателей, установленных ФНС РФ для отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки (см. табл. 2).

Таблица 3. Налоговая нагрузка ООО «Донстройкомплект плюс» за 2007 — 2008 гг., тыс руб.

Показатели 2007 2008

1 2 3

1. Полная выручка от реализации продукции 5784,36 2821,38

2. НДС 1042 508,0

3. ЕСН 161 128

4. Налог на прибыль организаций - -

5. Налог на имущество организаций - -

6. Добавленная стоимость (ДС) 4542 2218

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Добавленная стоимость для целей налогообложения (ДСн) 5359,56 2617,24

8. Налоговая нагрузка (НН1), % 21,0 22,3

9. Налоговая нагрузка (НН2), % 22,4 22,5

Полученные результаты позволят финансовому менеджменту предприятия выработать оптимальные решения в производственной и хозяйственной деятельности, приводящие к снижению налоговой нагрузки. Правильная оптимизация налогообложения (т.е. осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

В условиях финансового кризиса можно рекомендовать предприятиям применение нескольких инструментов, обеспечивающих сбалансированность налоговой нагрузки при снижении платежеспособности покупателей. Во-первых, целесообразно создание резерва по сомнительным долгам, для чего необходима постоянная работа с дебиторской задолженностью. Основой формирования системы антикризисного управления дебиторской задолженностью является финансовая информация. Однако отчеты, которые в настоящее время составляются, включают в себя информацию лишь о выставленных счетах-фактурах и полученных платежных поручениях, сопоставив которые, можно определить только суммарный остаток дебиторской задолженности покупателя. Для создания системы управления дебиторской задолженностью в условиях финансового кризиса необходимо в первую очередь сформировать базу данных, которая включала бы следующую информацию о:

1) выставленных покупателям счетах, неоплаченных на текущий момент;

2) периодах просрочки платежа (в днях) по каждому из выставленных счетов;

3) размере безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности;

4) статистике платежной дисциплины каждого покупателя (средний период просрочки, средняя сумма предоставленного кредита).

Эту информацию целесообразно

систематизировать в двух формах: в форме отчета о списании дебиторской задолженности покупателей и в форме реестра старения дебиторской задолженности, который упрощает работу финансового менеджера при формировании резервов по сомнительным долгам, так как позволяет оперативно контролировать переход просроченной дебиторской задолженности из одной группы в другую. Согласно нормам Налогового кодекса РФ в резерв по сомнительным долгам включается просроченная задолженность покупателей (заказчиков) и поставщиков (подрядчиков) со сроком возникновения не менее 45 дней, долги в пределах 90 дней учитываются в половинном размере (п. 1 и п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ), при этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10 % выручки за отчетный период (п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ). В условиях финансового кризиса периоды старения дебиторской задолженности необходимо уменьшить в связи с ростом рисков неплатежей.

Во-вторых, проблема неплатежей за отгруженную продукцию и сбалансированного управления налоговой нагрузкой предприятия может быть решена путем прекращения обязательств по договору поставки и заключением соглашения новации на приемлемых для обеих сторон условиях (п.1 ст.414 Гражданского кодекса РФ). Предприятия могут договориться о том, что задолженность за отгруженную продукцию рассматривается в качестве займа с установленными новыми сроками погашения и уплатой соответствующих процентов за период использования денежных средств. В результате должник оплатит часть своей задолженности сразу, а кредитор-поставщик предоставит ему рассрочку, что позволит кредитору за счет средств, полученных от покупателя, погасить задолженность перед бюджетом по НДС и налогу на прибыль организаций. Однако это не решит все возникшие в данной ситуации проблемы, поскольку приведет к уменьшению собственных оборотных средств хозяйствующего субъ-

екта и удлинению цикла оборачиваемости его капитала. Несмотря на это, перевод задолженности за отгруженную продукцию в заем не имеет налоговых последствий, т.е. не приводит к дополнительным налоговым платежам в бюджет.

Применение таких методов управления налоговой нагрузкой, как отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит, предусмотрено гл .9 Налогового кодекса РФ. С экономической точки зрения, они являются кредитом, предоставляемым налоговыми органами предприятиям, но на разных условиях. Отсрочка представляет собой беспроцентный кредит, когда предприятию дается право перенести оплату своих налоговых обязательств на другой период. Рассрочка позволяет организации выплатить сумму налоговой задолженности не всю сразу, а частями. Тем не менее, в обоих случаях при определенных условиях согласно Налоговому кодексу РФ будут начисляться проценты за отсрочку или рассрочку обязательного платежа. Инвестиционный налоговый кредит уже в названии определяет свою суть. Он предоставляет хозяйствующим субъектам возможность в течение определенного срока

уменьшать налоговые платежи, а по его окончании уплатить эту сумму с начисленными на нее процентами.

Таким образом, налоговое и гражданское законодательство РФ предлагает ряд инструментов управления налоговой нагрузкой предприятия и позволяет свести к минимуму негативные последствия неплатежей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Кирова Е. А. Налоговая нагрузка:

как ее определить?// Финансы. —

2009. — №4.

2. Камалиев Т. Ш. Налоговая нагрузка и методы ее расчета // Налоговый вестник. — 2009. — №8.

3. Официальный сайт Министерства финансов РФ. — http://www.minfin.ru

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. -http://www.nalog.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.