Воздействие перечисленных факторов на исследуемый процесс не носит вневременного характера, что предполагает их диалектическое переосмысление на каждом новом историческом этапе развития изучаемой социально-политической общности.
Таким образом, «национальная доктрина» является результатом научного осмысления состояния языка, культуры, экономики, политического и территориального устройства социально-политической общности, оказывающих решающее влияние на эволюцию национального самосознания народа. Это своего рода свод сведений и положений, определяющих сохранение и поступательное развитие общности этнических черт нации, среды ее обитания, политической и экономической жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. ДЭстен В.Ж. Французы. М., 2000.
2. ГаджиевК.С. Политология. М.: Университетская книга, Логос, 2006.
3. Parekh B. Rethinking multicuturalism: Cultural diversity and political theory. L., 2000. ^ 4. Taylor Ch. Multiculturalism and the politics of récognition. Princeton, 1992.
h
0 m X
^_
a
z ДУБИНИН Г. О.
m
1 УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОМ СОБСТВЕННОСТЬЮ о
I--
g В настоящее время задачи, связанные с совершенствованием управления муниципальной □ собственностью, являются достаточно актуальными для России. В связи с переходом к ры-^ ночным отношениям произошло выделение муниципальной собственности как особого вида О собственности, отличного как от государственной, так и от частной собственности. И, если о государственный и частный вид собственности подробно исследовались в России до начала ш 90-х годов, то муниципальная собственность рассматривалась лишь как разновидность собс-
0 твенности государственной. Необходимость исследования вопросов управления муници-ф пальной собственностью вызвана тем, что она имеет определенные отличия от других видов | собственности. Наличие упомянутых отличий требует применения особых приемов управле-> ния. Отличие собственности муниципальной от частной носит принципиальный характер и 5 заключается, прежде всего, в разных целях управления.
1 Ключевым в понятии «муниципальная собственность» является слово «муниципальный», m поэтому для начала определим, что же такое муниципалитет. Происхождение упомянуто-^ го термина относится к довольно глубокой древности. Munis по-латыни означает тяжесть, ^ тягота, бремя, а capio, recipio беру, принимаю. Соответственно «городское управление, как о бы берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя обще-
2 ственной власти, выполнения хозяйственных задач и распоряжения финансовыми средства-2 ми называется муниципалитетом, а его деятельность - муниципальным хозяйством» [8, с. g 27]. Из определения следует, что муниципалитет представляет собой структуру управления о городским хозяйством. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о городском о хозяйстве, и это послужило одной из причин по которой термин «муниципалитет» был прак-^ тически предан забвению в советский период. Связано это было с тем, что одной из задач ÎI построения социализма была «смычка города с деревней», а термин «муниципалитет», как бы о выделяющий город, не вписывался в эту задачу. Поэтому термин «муниципальное хозяйство» m заменили термином «коммунальное хозяйство», который как бы сглаживал различия между s городскими и негородскими общинами.
ô Обычная же система соотношений между различными видами государственного хозяйс-s тва, существующая в большинстве развитых стран, такова. Из государственного хозяйства о с его центральными и централизованными органами управления, с государственными фио нансами (в качестве материальных средств) и с удовлетворением общих государственных ÔÔ потребностей выделено местное хозяйство (с той или иной степенью самоуправления). Это
последнее, хотя и носит, в сущности, тот же государственный характер, но имеет свой особый субъект, свои особые средства и свою специальную цель (местное или коммунальное благоустройство). В общем и целом местное и коммунальное хозяйство между собой совпадают. В свою очередь, местное или коммунальное хозяйство в городах принимает форму муниципального хозяйства, которое также имеет свой собственный субъект (особый орган самоуправления - муниципалитет), свои самостоятельные средства и свою специальную цель, а именно благоустройство городов и социальное благосостояние горожан. Однако термины «муниципальное хозяйство» и «городское хозяйство» будут совпадать не всегда. Термин «городское хозяйство» употребляется в трех различных значениях.
1. Под городским хозяйством подразумевается совокупность частных хозяйств в городе. В этом смысле городское хозяйство (или городская промышленность) являясь одной из главных составных частей народного хозяйства, противопоставляется внегородскому, чаще всего сельскому хозяйству.
2. Городским хозяйством называют сумму оборудования и учреждений, обслуживающих городское благоустройство.
П
Ш
3. Городское хозяйство понимается как деятельность города в лице его городских пуб- ь личных органов, направленная на удовлетворение определенных коллективных пот- щ ребностей городского населения - именно в этом значении «городское» и «муниципальное» хозяйство совпадают. Следует отметить, что современное российское законодательство, видимо по традиции, не И делает особых различий между городскими и сельскими поселениями. В частности, под муниципальной собственностью понимается «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям» (ст. 215 о ГК РФ). А к этому имуществу может быть отнесен достаточно широкий круг объектов, таких как «средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, на- □ ходящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, ^ муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жи- О лищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохра- 0 нения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество». Ей
Законодательством установлены такие специфические черты реализации права на муни- § ципальную собственность, как: ^
- исключительное право представительных органов местного самоуправления устанав- § ливать порядок управления и распоряжения, а также приватизации муниципальной >
собственности;
- обязательность поступления доходов от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме в местный бюджет;
- право органов местного самоуправления определять в соответствующих договорах и
0
1 I
ш
со I—
О
а
соглашениях условия использования передаваемых в пользование или приватизируе- о
о
мых объектов муниципальной собственности. Рассмотрим теперь в чем заключаются особенности осуществления права собственности £5 по отношению к муниципальному имуществу. Мы выяснили, что муниципальная собствен- £5 ность номинально принадлежит муниципальным образованиям (в лице их жителей). Таким
о
образом, право владения принадлежит социальной общности, состоящей из жителей муни- § ципального образования, В то же время, поскольку непосредственное управление муници- о пальной собственностью со стороны, упомянутой социальной общности нереально, оно осу
о.
ществляется через создание органов местного самоуправления - муниципалитетов. Таким | образом, право распоряжения муниципальной собственностью осуществляется населением о муниципального образования опосредованно через муниципалитет. Причем степень этой ® опосредованности достаточно велика, и мы можем утверждать: реально право распоряжения муниципальной собственностью находится в руках муниципалитета. Каждый житель муници- о палитета имеет право пользования объектами муниципальной собственности, при этом неся бремя по содержанию собственности либо путем непосредственной оплаты услуг муниципалитета, либо опосредованно, через муниципальный бюджет. Доходы от налоговой составляющей покрывают наибольший объем расходов на содержание муниципальной собственности.
т
0
1
О
о
На каждого жителя муниципального образования приходится неодинаковая сумма налогов, однако право пользования объектами муниципальной собственности распределяется примерно в одинаковом объеме на каждого человека. Таким образом, мы можем сказать, что муниципальная собственность представляет собой форму коллективного присвоения.
Посмотрим теперь в каком направлении можно совершенствовать управление муниципальной собственностью. Итак, мы выяснили, что муниципальная собственность фактически принадлежит муниципальным образованиям, однако находится в распоряжении местных органов самоуправления - муниципалитетов. Любая собственность должна управляться в интересах ее владельцев (в данном случае жителей населенных пунктов). Таким образом, под «совершенствованием управления», с юридической точки зрения, можно понимать стремление принести максимальную пользу населенному пункту и его жителям. Однако, поскольку к муниципальной собственности могут быть отнесены очень разнообразные объекты, то, соответственно и польза от эксплуатации этих объектов может быть совершенно разной. Например, при эксплуатации дорог польза может быть выражена в виде возможности перемещения ^ людей и грузов, а при управлении пакетами ценных бумаг в виде прибыли. ь В первую очередь, управление муниципальной собственностью должно быть направлено (□ на решение вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень этих вопросов опре-^ деляется Уставом муниципального образования, а также законодательством РФ либо субъекта
РФ. В общем случае можно выделить четыре группы таких вопросов: ^ а) по обеспечению условий жизни каждого из жителей (здравоохранение, образование, ]> социальное и бытовое обслуживание, снабжение водой и энергоносителями и т.д.);
б) по обеспечению условий жизни населения в целом (охрана общественного порядка, информационные службы, благоустройство и озеленение, транспортное обслуживание и т.д.);
□ в) по обеспечению деятельности населения как субъекта власти (установление норм, ^ обязательных для исполнения на территории муниципального образования);
О г) по обеспечению осуществления населением муниципального образования прав собс-0 твенника в отношении муниципальной собственности.
ш Из вышеизложенного видна абстрактность термина «максимальная польза жителям му-
0 ниципального образования». Постараемся конкретизировать это понятие. При этом, необ-ф ходимо учитывать тот факт, что муниципалитеты обладают ограниченными ресурсами, ко-§ торые частично сформированы деятельностью предыдущих поколений граждан, а частично > продолжают формироваться в настоящее время. Ограниченность ресурсов предполагает и
5 ограниченность результатов их использования. Очевидно, термин «максимальная польза»
1 может предполагать:
т 1) увеличение ресурсов муниципалитета, что позволит увеличить результаты деятель-££ ности;
^ 2) более эффективное использование имеющихся и вновь получаемых ресурсов, то есть о увеличение результата на единицу затрат.
2 Увеличение ресурсов возможно только за счет текущей деятельности. Причем наиболее 2 универсальным показателем, характеризующим увеличение ресурсов очевидно является ^ увеличение доходной части бюджета муниципального образования.
о Наиболее распространенным критерием оценки эффективности деятельности муниципа-о литета является соотношение результатов и затрат. [6, с. 52]. При этом считается, что понятие ^ эффективности применительно к деятельности государства или муниципалитета должно пред-| полагать «соответствие государственных (муниципальных) служб потребностям, желаниям и о ресурсам общества» [3, с. 34]. Обычно для оценки эффективности используются показатели:
6 1) технической эффективности - за единицу полезного результата принимается объем
выполненной физической работы (тонны вывезенного мусора, километры отремонти-о рованных дорог и т.п.);
2) экономической эффективности - в качестве конечного результата принимаются данные о о косвенных (вторичных) результатах и эффекте, то есть о финансовых результатах;
о 3) индексы эффективности - показатели относительных изменений; 00 4) комбинированные показатели.
Таким образом, измерение эффективности использования имеющихся ресурсов требует, во-первых, измерения результатов деятельности, во-вторых измерения затрат. Что касается затрат, то в качестве наиболее универсального их измерителя используются деньги. Что касается результатов, то поскольку муниципалитет осуществляет деятельность во множестве хозяйственных сфер, соответственно результат каждого вида деятельности должен сопровождаться своим показателем. В частности, для оценки деятельности государственных служб в США используется около 2300 показателей [11, с. 29]. Очевидно, нет необходимости перечислять все эти показатели. В то же время, необходимо отметить следующие основные моменты, которые должны быть приняты во внимание при оценке результатов работы муниципальных служб.
1. Результаты деятельности муниципалитета должны соответствовать потребностям общества. Но так как понятие «потребности общества» достаточно трудноопределимо, обычно для измерения общественного спроса применяется понятие «желания и предпочтения общества». Иногда эти желания выливаются в конкретные действия граждан, когда они, например, решают воспользоваться определенными услугами муници- ^ палитета, либо жалуются на работу каких-либо служб. Кроме того, согласно [12, с. 89], ь желания и предпочтения можно выявить с помощью: щ
- формальных опросов граждан;
- встреч с избирателями;
- опросов потребителей услуг, когда выясняется удовлетворяют ли их услуги, что они Z хотят изменить или получить дополнительно. ^
В некоторых случаях представление о желаниях граждан дает интуитивное ощущение общепринятого отношения к той или иной услуге, то какое место занимает она в глазах об- о щества, чего от нее ждут.
2. Для структурирования множества результатов деятельности муниципалитета их обычно разделяют по признаку направления деятельности от которой получены результаты. □
3. Для оценки результата деятельности муниципалитета чаще всего применяются количес- ^ твенные показатели. Это связано с тем, что количественные показатели довольно легко О поддаются оценке. При этом очень трудно определить качественные характеристики де- ö ятельности муниципалитета, определяющие ценность результата для потребителя. Ей
Говоря об управлении муниципальной собственностью, мы должны выделить два уровня § управления. Первый уровень управления связан с управлением всем комплексом муници- ^ пальной собственности. Здесь муниципалитет должен принять решение относительно спосо- § ба использования того или иного объекта муниципальной собственности исходя из текущих > и долговременных преимуществ того или иного способа. Под способом управления, в данном 2 случае можно понимать приватизацию или аренду объекта, а также его муниципализацию ^ (то есть сохранение в муниципальной собственности с сохранением управления со сторо- $ ны муниципалитета). На втором уровне управления решается вопрос о непосредственном о управлении тем или иным объектом, например, о финансовой, кадровой, маркетинговой по- ö литике муниципального предприятия, применении организационных, экономических и социально-психологических методов управления. £5
0
1_
ЛИТЕРАТУРА §
1. Белораменский В.В. Городское самоуправление в России. СПб., 1995. g
2. Бородкин Ф.М. Проблемы самоуправления в России и задачи социологии // Изв. Сибирс- о
кого отделения РАН. Сер. Экономика и прикладная социология. Новосибирск, 1993. Вып. о-
1. s
I
3. Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социс. о
1997. № 1. £
4. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: 1928.
5. Воронин А.Г. Проблемы самоуправления городов // Жилищное и коммунальное хозяйс- ö
тво. 1993. № 2. g
6. Глазычев В.Л. Малый город: технология выживания и развития // Свободная мысль. 1993.
№ 7. о
7. Зотов В.Б., Козлов А.А. Управление землепользованием в крупном городе. М.: 1998. ^
8. Легорнев С. Муниципальная собственность как основа реального самоуправления // Жилищное и коммунальное хозяйство. 1993. № 1.
9. Труфанова Н.Н. Проблемы управления развитием города: социальные, экологические, управленческие аспекты. Новосибирск, 1991.
10. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994.
11. Фишмен Р. Новый американский город // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 2.
12. Челнецкий А.М., Мишутин А.В., Калугин Ю.С. и др. Муниципальная экономика крупного города. Концепция, механизм управления и состояние в условиях проведения реформ в России. Екатеринбургский опыт 1992-1995. Миасс, 1996.
СП
.о-
О ДУБОВИКОВА Е.ю.
т возможности и ограничения рыночного механизма | осуществления конкурентных преимуществ территории
т
]Е При оценке уровня конкурентного потенциала региона следует учитывать, что на практи-° ке происходит конкуренция между двумя направлениями реализации инвестиционных про-^ ектов - между сферой реальной экономики и сферой инфраструктурных услуг. Возрастание □ конкурентной значимости инвестирования в сферу услуг отражает императивы общероссий-О ской тенденции опережения темпов развития данной сферы по сравнению с другими.
Однако ограничение рыночного механизма осуществления конкурентных преимуществ на практике проявляется в том, что значительная доля вложений направляется в основной о капитал, а затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологичес-ф
О
кие разработки составляют лишь 0,3% в общем объёме инвестиций в нефинансовые активы о [5, с. 698, раздел «Инвестиции»].
ф Существенным ограничением рыночного механизма формирования и реализации и кон-^ курентных преимуществ в регионах состоит в том, что рост инвестиционной активности ох-ф ватил практически все российские регионы. Однако порегиональные особенности данного
0 роста определяются тем обстоятельством, что он отразил, прежде всего, повышение мировых
1 цен на нефть. А это, в свою очередь, имело следствием опережающий прирост инвестиций Е5 в нефтяную промышленность, а также в смежные с ней отрасли (машиностроение, электро-о. энергетику, перерабатывающее производство). Поэтому существенный рост инвестиционной < активности происходил в тех регионах, отраслевая структура производства которых включа-о ла в качестве доминантных именно нефтяную и смежные с ней отрасли.
^ Конечно, устойчивость инвестиционного фактора формирования территориальных кон-о курентных преимуществ во многом зависит от того, какова доля в общем объеме инвести-
0 ций капиталовложений зарубежных компаний, которые осуществляют свои долгосрочные и £ масштабные проекты в границах регионов. В этом аспекте можно наблюдать своеобразную $ «внутреннюю» конкуренцию между региональным центром и регионом за привлечение дол-^ госрочных и масштабных инвестиционных проектов. И, как правило, побеждает в этой борь-
1 бе региональный центр.
о В то же время практика показала, что реальность территориальных конкурентных преиму-™ ществ в значительной мере определяется степенью близости экономической и правовой сфер § региона, степенью единства в векторе их усилий. В настоящее время сложился основной инс-ф трумент конкурентного влияния с целью повышения рейтинга инвестиционной привлекательности региона. Речь идет о законодательном стимулировании соответствующей деятельности и о обеспечении максимальной открытости инвестиционных проектов на стадии их оценки. о Распределение пространственного ареала также следует отнести к числу существенных 0) факторов региональной конкурентоспособности. Очевидно, что административно подчинен-