Научная статья на тему 'Управление космическим роботом-манипулятором при встрече и механическом захвате пассивного спутника'

Управление космическим роботом-манипулятором при встрече и механическом захвате пассивного спутника Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
370
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космический робот-манипулятор / управление / пассивный спутник / захват / space robot-manipulator / control / passive satellite / capturing.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сомов Евгений Иванович, Бутырин Сергей Анфимович, Сомов Сергей Евгеньевич

Представляются алгоритмы управления космического робота-манипулятора при сближении с пассивным спутником и его механическом захвате в условиях неопределенности и неполноты измерения, приводятся результаты компьютерной имитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сомов Евгений Иванович, Бутырин Сергей Анфимович, Сомов Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF A SPACE ROBOT-MANIPULATOR AT RENDEZVOUS AND MECHANICAL CAPTURING A PASSIVE SATELLITE

Algorithms for control of a space robot-manipulator during its approaching and mechanical capturing a passive satellite in the conditions of uncertainty and incompleteness of measurement are presented, results of computer simulation are given.

Текст научной работы на тему «Управление космическим роботом-манипулятором при встрече и механическом захвате пассивного спутника»

УДК 629.78 : 681.51

УПРАВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКИМ РОБОТОМ-МАНИПУЛЯТОРОМ ПРИ ВСТРЕЧЕ И МЕХАНИЧЕСКОМ ЗАХВАТЕ ПАССИВНОГО СПУТНИКА

© 2018 Е.И. Сомов12, С .А. Бутырин12 С.Е. Сомов12

1 Самарский научный центр Российской академии наук 2 Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 10.12.2018

Представляются алгоритмы управления космического робота-манипулятора при сближении с пассивным спутником и его механическом захвате в условиях неопределенности и неполноты измерения, приводятся результаты компьютерной имитации.

Ключевые слова: космический робот-манипулятор, управление, пассивный спутник, захват.

Работа поддержана РФФИ, грант 17-08-01708.

ВВЕДЕНИЕ

Разработка методов управления движением космических роботов-манипуляторов (КРМ), рис. 1, для механического захвата, транспортировки и сервисного обслуживания пассивных космических объектов (ПКО) в условиях неопределенности и неполноты измерения состояния является актуальной научной проблемой. Решение данной проблемы позволит на регулярной основе продлевать сроки активного существования информационных спутников с уникальными техническими характеристиками и перемещать такие ПКО для технологической модернизации на борту орбитальной станции либо в наземных условиях.

Здесь выделяются три ключевые задачи: 1) разработка методов прогнозирования параметров движения ПКО и их идентификации с помощью оптико-электронных камер и лазерных дальномеров КРМ; 2) разработка методов наведения и управления пространственным движением КРМ при сближении с ПКО и подготовке к его механическому захвату; 3) исследование нелинейной динамики механического сцепления КРМ с ПКО.

Сомов Евгений Иванович, ведущий научный сотрудник отдела «Динамика и управление движением» СамНЦ РАН; начальник отдела «Навигация, наведение и управление движением» НИИ Проблем надежности механических систем СамГТУ. E-mail [email protected] Бутырин Сергей Анфимович, старший научный сотрудник отдела «Динамика и управление движением» СамНЦ РАН; начальник лаборатории «Моделирование систем управления» НИИ Проблем надежности механических систем СамГТУ. E-mail [email protected] Сомов Сергей Евгеньевич, научный сотрудник отдела «Динамики и управления движением» СамНЦ РАН; научный сотрудник отдела «Навигации, наведения и управления движением» НИИ Проблем надежности механических систем СамГТУ. [email protected]

K-J

Рис. 1. КРМ готовится к захвату пассивного спутника

При орбитальном движении ПКО в околоземном пространстве весьма непросто решение указанных выше ключевых задач. При краткосрочном прогнозе движения ПКО на орбитах высотой более 700 км необходимо учитывать законы механики космического полета твердого тела в гравитационном поле Земли, Луны и Солнца.

Принимается, что при малой дальности КРМ до ПКО выполняется идентификация текущих параметров поступательного и вращательного движений ПКО относительно КРМ с помощью его бортовых оптико-электронных средств. Получаемая измерительная информация используется в законах наведения и управления пространственным движением КРМ при завершении сближения и сопровождения цели, а также при последующем механическом захвате пассивного спутника.

Цель статьи состоит в разработке методов наведения и управления свободнолетающим КРМ при его встрече с ПКО (целью), необходимой для оценки потребных ресурсов оборудования его системы управления движением (СУД).

Приводами СУД являются (1) двигательная установка (ДУ), которая имеет 8 реактивных

Рис. 2. Кинематическая схема космического робота-манипулятора

двигателей (РД) с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) тяги и позволяет одновременно создавать импульсы векторов тяги и момента произвольного направления в ССК; (и) силовой гироскопический кластер (СГК) на основе 4 ги-родинов (ГД) - двухстепенных силовых гироскопов. Измерение кинематических параметров движения КРМ выполняется бесплатформенной инерциальной навигационной системой (БИНС), корректируемой сигналами от навигационных спутников ОРБ/ГЛОНАСС и звёздных датчиков. Если дальность становится менее 10 м, то эти параметры движения КРМ относительно цели определяются также бортовыми камерами наблюдения и лазерными дальномерами.

1. МОДЕЛИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В работе используется связанная с корпусом КРМ система координат Охух (рис. 2), которую обычно называют связанной системой координат (ССК), а также применяются стандартные

обозначения со1(0 = {•}, Нпе(-) = [•], (•)', [ах] и °, ~ для векторов, матриц и кватернионов.

Для описания движения КРМ применяются: (0 экваториальная инерциальная системы координат (ИСК) Iф с началом в центре Земли Ое ; (и) геодезическая Гринвичская система координат (ГСК); (ш) ССК В (Охуё) КРМ с началом в фиксированном в его корпусе полюсе

О; ^у) орбитальная система координат (ОСК) О (Ох0у020) с ортами о1,о2,о3.

Ориентация ССК В в ИСК I ф определяется кватернионом Л = (Х0,Х), где X = {X i}, вектором параметров Эйлера Л = {Х0,Х}, который

представляется в форме Л = {Сф/2,ее£ф/2} с ортом ее мгновенной оси Эйлера и углом ф собственного поворота, вектором модифицированных параметров Родрига (МПР) 0 = {о.} = ее tg(Ф/4), который связан с Л яв-

ными прямыми 6 = Л./(1 + А,0) и обратными

Х0 = (1 -о2)( 1 + о2), Х = 2о /(1 + а2) соотношениями. Кинематические уравнения для вектора г0, кватерниона Л и вектора МПР 0 имеют вид

г = Г + ЮХ г

Л = Л о ю/2;

6 = ^(1 -о2)ю+ охю+^(о, ю)о,

(1)

где вектор ю представляет абсолютную угловую скорость корпуса КРМ в ССК и используется обозначение (•) локальной производной по времени.

В ССК Оху2 с фиксированным в его корпусе полюсом О (рис. 2) положение центра масс С КРМ (робот и манипулятор суммарной массы т = тг + Ет.) определяется вектором рс = {хс, ус, 2с} по соотношению трс = L = тгрг +Ет.р.. Здесь введен вектор статического момента Ь, фиксированный в ССК вектор рг представляет положение центра масс Ог робота, векторы рг-, . = 1 ^ 3 определяют положения центров масс в! (см. рис. 2) трех звеньев манипулятора с массами т. и собственными тензорами инерции Jс.

При моделировании движения КРМ применяется векторная форма классических уравнений Эйлера-Лагранжа [1]. При векторе V0 скорости полюса О поступательное движение центра инерции C системы твердых тел в ССК описывается векторным уравнением

ту0 + [-Ьх]ш = -т(юх V 0) + юх (Ь х ю) -Хг(тг(2юхр* +рГ)) + Ре + Г8" ,

(2)

где р* =Е* ((дР, /д ч) ч);

р;* =,((Эр, /Эд,)ч, +1к(Э2р, /Эдк дд,)),

векторы Ре и Fг представляют силы тяги двигательной установки, центрированной в полюсе О, и гравитации.

Введем постоянные тензоры инерции робота J° в полюсе O и звеньев манипулятора Iг° в их центрах масс . Тензор инерции J механической системы в полюсе O вычисляется по соотношению J = || 3.. ||= J° +EJ{, где

I1 = I° + mг. (Е р'рг. -piр') и Е является единичным тензором. Через обозначим вектор угловой скорости I -го звена манипулятора в ССК. Производная этого вектора по времени

имеет вид са 1 = с* + ю хш|.

В ССК Охуг с полюсом О вращательное движение системы твердых тел описывается векторным уравнением

[Lx]vo + Job — —L x (ю x v o)

-ЮХ (Jю + H) — Q — H* + Me + Mg

(3)

где

Q — 2г (Ji Ю i + ю Х JiЮг + Юг Х Ji (ю+0 ) + тгРг x (юх (ю x Рг ) + 2юхР* +P**) ,

векторы — H — Mg и Me представляют управляющие моменты СГК с вектором кинетического момента (КМ) H и двигательной установки на основе 8 реактивных двигателей, а вектор Mgr - гравитационный момент.

Конфигурация манипулятора в ССК определяется столбцом q — {qs}, который составлен из угловых координат qs, s — 1 ^ 6 его трех звеньев, см. рис. 2. Положения рг центров масс

звеньев, их линейные р* и угловые Ю скорости,

**

а также ускорения рг и ю г, являются функциями угловых координат qs и их производных по времени. Поэтому тензор инерции КРМ J в полюсе O и вектор его статического момента L зависят от компонентов столбца q.

Векторные уравнения Эйлера (2), (3) дополняются стандартными уравнениями Лагранжа по степеням подвижности qs манипулятора с обобщенными силами Qs в правых частях. Для целей данного исследования принято, что по всем степеням подвижности манипулятора применяются точные редукторные приводы с самоторможением и высокочастотным цифровым управлением. Это позволяет приближенно считать угловые координаты qs в (2) и (4) непрерывным функциями qs (t), заданными на

интервале времени t е [t; , tf ] при краевых условиях начального (initial) q; = q(tm) и конечного (final) qf = q(tm) положений звеньев манипулятора в процессе развертывании его механической цепи.

В исходном фиксированном положении манипулятора q — q o = {л, 0,—л, 0,0,0} и КРМ считается единым твердым телом, полюс O совпадает с его центром масс и вектор статиче-

ского момента L — 0. Математическая модель динамики КРМ при таком положении манипулятора следует из (2), (3) и представляется в виде

m(v;+ Ю х v r ) = Ре+ Fgr;

Г Г (4)

Jcb + Ю х G = Mg + Ме + Mgr,

где вектор v r = v o (нижний индекс r, robot) скорости его поступательного движения и вектор G — Jo + H . Расположение КРМ определяется вектором rr = ro и уравнением rr* + ю x rr — vr . Векторы rt и vt (нижний индекс t, target) представляют положение ПКО и скорость его поступательного движения. Модель движения пассивного спутника имеет аналогичный вид, но при отсутствии управляющих сил и моментов (Pe — Mg — Me = 0) и значением H = 0. Векторы дальности до цели Ar — {Агг} и рассогласования между скоростями Av — {Avг} ПКО и КРМ вычисляются по соотношениям Ar — rt — rr и Av — v t — v r.

На рис. 3 приведена схема ДУ на основе 8 РД. Положение ортов e , p — 1 ^ 8 осей сопел реактивных двигателей в ССК определяется углами ae и pe, векторы рp, p — 1 ^ 8 точек Op приложения вектора тяги РД в ССК определяются параметрами Ьх ,Ъ и bz. Каждый РД имеет ШИМ тяги, что Vt е [tr, tr+1) описывается нелинейными соотношениями

Pp it) = PmPWM(t -r:u,tr ,rm ,v pr)

с периодом TU и запаздыванием T^u. Здесь vpr является входным сигналом и функции

PWM( t, tr, Tm ,v pr) t (t ) —

pr \ m у

fsignvpr te [tr,tr +Tpr)

r' m ' p r > | q 0

r r p r

t e \tr +tpr, tr +!> ;

|v |< t

I p r\ m

sat(T„Mvpr |) |vpJ>Tm'

p r m

Рис. 3. Схема ДУ на основе 8 РД

%=гт:, ^=гт+те; г е N0 - [0,1,2,3...) ,

Рт

- номинальное значение тяги, одинаковое для РД. Вектор тяги р -го РД вычисляется по формуле р р (/) = -рр (/)е р , а векторы силы Ре и момента М6 ДУ

как

Р6 = 2рр() = Р - {Р„Р2,Р3}

М = 2 [р р х] р р (/).

Для управления ориентацией робота применяется СГК четырех гиродинов (ГД). На рис. 4 представлена каноническая схема 2-БРЕ, состоящая из двух пар ГД с ортами векторов кинетических моментов (КМ) hр (Р ), р = 1 ^ 4, а также область вариации суммарного нормированного вектора КМ этого кластера ^0) = ^ (Р ), где столбец Р = (Рр}, и ее проекции на плоскости гироскопического базиса Ох® у® 2®.

ные кинематические параметры движения цели относительно КРМ с применением его бортовых оптико-электронных камер наблюдения и лазерных дальномеров.

Выполнен анализ возможных угловых движений ПКО на солнечно-синхронной орбите (ССО) высотой 720 км с наклонением 98.2695 град и долготой восходящего узла 51 град при воздействии гравитационного момента с учетом восьми гармоник геопотенциала Земли, а также гравитационного влияния Солнца и Луны. Пассивный спутник перемещается с орбитальной скоростью 0.0605 град/с по ССО, которая прецессирует по долготе восходящего узла со скоростью 0/9889 град/сутки. В [2] исследован аварийный режим СУД спутника на ССО с наведением орта к плоскости панелей солнечных батарей в направлении Солнца при назначении требуемого углового положения космического аппарата (КА) относительно этого направления с использованием информации о положении плоскости эклиптики. При этом устанавливаются устойчивые нелинейные угловые колебания корпуса КА из-за «конфликтующих» воздействий возмущающего гравитационного момента и управляющего момента магнитного привода (МП).

Рис. 4. Схема СГК и область вариации его КМ

Все внутренние сингулярные состояния схемы 2-БРЕ являются проходимыми, применяемый явный аналитический закон настройки СГК (распределения трехмерного вектора его управляющего момента М® = {М®} между четырьмя ГД) позволяет исключить избыточность данного кластера с вектором кинетического момента Н = й И(0), где й - одинаковое для всех четырех ГД постоянное значение модуля собственного КМ.

При цифровом управлении и®^) = {ирк )}

с периодом Ти, где и^ 0) = иерк V/ е к, +1),

/к+1 = /к + Ти и к е N0, СГК формирует вектор управляющего момента

М£(0 = -к (0(1) <(/) ; 0(0 = и£(0, (5) где матрица Якоби А к (Р) = дИ(р)/др.

Измерение позиционных кинематических параметров пространственного движения КРМ (г0, Л) выполняется БИНС, которая корректируется сигналами от навигационных спутников ОРБ/ГЛОНАСС и звёздных датчиков. В системе управления КРМ используются датчики угловых скоростей его корпуса, датчики углового положения четырех гиродинов в составе СГК и всех трех звеньев манипулятора. Когда дальность становится менее 10 м, измеряются позицион-

Рис. 5. Линейные перемещения точки А

Будем считать, что при поступлении команды на длительную консервацию КА из его конструкции выдвигается спасительный «буй» в виде жесткого стержня с наконечником (для последующего его захвата КРМ) и спутник переходит в режим пассивной гравитационной стабилизации. Здесь выполняются следующие этапы: (0 КА переводится в орбитальную ориентацию при цифровом управлении МП, (и) с достижением требуемой точности стабилизации КА в ОСК (с пространственной «амплитудой» менее 0.3 град) СУД выключается и спутник превращается в ПКО. Гравитационное влияние Луны и Солнца обуславливает модуляцию «амплитуды»

и

пространственных колебаний ПКО с месячным и годовым периодами, а усреднённая скорость изменения такой «амплитуды» по модулю не превышает 0.015 град/сут. Выполнен расчёт линейных скоростей и перемещений точки A спасательного «буя», которая определена в ССК

ПКО столбцом ra = {0,1,0.5} м. На рис. 5 приведены линейные перемещения этой точки в го-ризонтной плоскости ОСК начиная с середины четвертого витка полёта при отсчете времени от момента поступлении команды на длительную консервацию КА.

В статье решаются задачи (i) разработки стратегии наведения и управления КРМ с использованием информации от БИНС и бортовых средств наблюдения; (ii) синтеза законов управления движением КРМ при его сближении с целью при заданной дальности 3 м; (iii) стабилизации достигнутого положения КРМ относительно подвижного ПКО, развертывания манипулятора в заданное положение и последующей стабилизация КРМ относительно пассивного спутника с точностью 0.1 м; (iv) анализа динамики механического захвата роботом пассивного спутника в концевой точке A его спасательного «буя».

Для анализа динамики пространственного сцепления КРМс ПКО в общем случае необходимо ввести шесть дополнительных координат, представляющих перемещение «буя» в схвате манипулятора. В данной работе рассматривается плоский вариант такого анализа, где используются координаты q7 = ôx, q8 = ôy (поступательное проскальзывание точки A «буя» по направлениям двух осей схвата) и q9 = 5ф (проворачивание «буя»), которые составляют вектор состояния qd = {qdd,,q3d} = {q7,q8,q9} сцепления в схвате. Соответствующие обобщенные силы принимаются в виде двух сил и крутящего момента сухого трения Qdd = Pf = - Pf sign(ôx) ,

Qd = Pf = -Pôm sign(ôjy), Q - <=-м5; 81ёп(0ф),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pim r»fm A/rfm

& = r5j и M 5ф являются заданными постоянными значениями.

2. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Встреча КРМ с ПКО начинается при дальности до цели Ar =| Ar |= 500 м в условиях видимости цели видео системой КРМ. Для значений Ar е [500,10] м закон наведения КРМ синтезируется в виде набора гладко сопряженных векторных сплайнов как векторных функций МПР СТ (t) при заданных граничных условиях пространственного перемещения КРМ за назначенное время. При этом используется прогноз орбитального расположения ПКО в назначенное время и учитываются допустимые изменения ускорений перемещения КРМ. Этот закон на-

ведения реализуется двигательном установкой и СГК по отфильтрованным сигналам БИНС. При дальности менее 10 м на сегментах орбиты, освещенных Солнцем, выполняется идентификация кинематических параметров пространственного движения ПКО на основе информации от оптико-электронных наблюдательных средств КРМ. Здесь формируется стереоскопическое изображение перемещений бортовой 3Б-модели ПКО и с применением сигналов видео камер и лазерных дальномеров заданное значение дальности (3 м) обеспечивается ши-ротно-импульсным управлением ДУ совместно с цифровым управлением СГК в режиме слежения за подвижным пассивным спутником.

Этап подготовки КРМ к захвату пассивного спутника состоит в развертывании манипулятора на заданном интервале t е [t; , tf ] в заданное положение и стабилизации КРМ относительно подвижного пассивного спутника на заданной дальности.

Завершающий этап захвата пассивного спутника состоит в механическом сцеплении точки A «буя» ПКО и точки B схвата, см. рис. 2.

3. ДИСКРЕТНЫЕ АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Орты rp векторов рp вычисляются как

гр =Рp/р, где скаляр Р = (ЪХ + Ъ2у + b2z )1/2 является единым модулем точек O приложения векторов тяги РД в ССК, см. рис. 3.

При обозначениях т r = (т pr} ;

p(t) = Pe(t)/Pm; m(t) = Me(t)/(Pmp>;

De = {[ep],[rp xep]}, tp = {pp,mp}, ~ p ~ p

где векторы p и m представляют импульсы нормированных векторов сил p(t) и моментов m(t ) ДУ, заданные в ССК, главная проблема заключается в решении векторного уравнения De т r = t p, Tr е R+, t p е R6 при условии 0 < тpr < TU Vp = 1 ^ 8 относительно компонентов столбца т r = (т pr}, когда матрица De и столбец t p е R6 заданы.

При псевдообратной матрице

(De)# = (De)l(De(De)1)разработанный закон распределения длительностей тpr при ШИМ тяги всех восьми РД с периодом TU имеет простую алгоритмическую форму

Tr = {тpr} = (De)# tp; V =: тpr -min(тpr);

(6)

if q = max (■^) > TU then Xpr = V - TU\r ! 1> далее векторы тяги Pe и момента Me определяются как Pe (t) = Pmp(t), Me (t) = Pmp ¿H(t) .

Применяемые алгоритмы цифрового управления избыточным СГК с явным распределением требуемого управляющего момента между

гиродинами подробно представлены в [3,4].

Пусть задан закон наведения КРМ Лр ), Ю Р{1), (0 Р{1) = £р ) в угловом движении. Кватерниону погрешности А = (е0, е) = Лр ° Л с вектором е = {е[} соответствует вектор параметров Эйлера Е = {е0, е}, матрица погрешности Се = 13 - 2[ех^, Qe = 13е0 + [ех], и вектор ошибки ориентации 5ф = {5фг.} = 2е0е . После дискретной фильтрации измеренных с периодом Тч значений вектора углового рассогласования 8^ =-5ф;, I е N,3 формируются значения вектора ,к е N0, которые применяются в алгоритме управления СГК с периодом Т в виде

При этом формируются векторы углового £к и

як+1

Ва % к + Са е?; йк = К '8 I + Ра е?;

М | = Юк х Ск + !(Ск е РК + [Ск ЮР х]Юк + Ч).

(7)

Здесь матрица Ск = Се(Ек), вектор Gк = Лшк + Нк и используются постоянные диагональные матрицы Ка, Ва, Са и Ра. Далее вектор М| с помощью явного закона распределения команд между четырьмя ГД «пере-считывается» в столбец ик = {ирк} командных сигналов управления гиродинами, которые фиксируются на полуинтервалах цифрового управления СГК с периодом Ти для формирования его управляющего момента М) по соотношениям (5).

При законе наведения гор(¿),V),Wp(í) в поступательном движении КРМ выполняется фильтрации измеренных с периодом Тр значений вектора рассогласования 8 0 = (гор - г0Ж) , 5 е N и с периодом Ти формируются значения вектора , г е N, которые применяются в алгоритме широтно-импульсного управления вектором Р тяги двигательной установки

ё = В ^ ° + С0 е?; Ъ г = К ^ 0г + Р0<;

(8)

Рг=(р,} = р;=ч ^ р+* г).

Структура этого алгоритма аналогична (7), здесь также применяются постоянные диагональные матрицы К0, В0, С0 и Р0, но алгоритмы расчета их параметров отличаются от методик синтеза параметров матриц Ка, Ва , Са и Ра в цифровом законе управления СГК (7). Далее командный вектор Рк тяги двигательной установки распределяется между 8 РД по соотношениям (6) при их широтно-импульсном управлении с периодом Ти.

При дальности 10 м СУД робота-манипулятора переходит в режим слежения за подвижным пассивным спутником с применением оптико-электронных камер и лазерных дальномеров.

позиционного £г рассогласований, применяются дискретные алгоритмы управления СГК (7)

при ю р (^) = 0, 8р (^) = 0 и двигательной установкой (8) при V р = 0, w р = 0.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИМИТАЦИИ

Имитация работы СУД выполнена при сближении КРМ с пассивным спутником массой 6500 кг на указанной солнечно-синхронной орбите высотой 720 км. Масса корпуса робота тг = 900 кг, масса манипулятора составляет 100 кг, масса КРМ т = 1000 кг. Тензор инерции корпуса робота в его центре масс Ог имеет значение Iг = diag{812,567,910} кгм2. Точка От (см. рис. 2) крепления манипулятора в корпусе робота определена вектором рт = {1, 0.5, 0} м. Полюс О назначен при парковом положении манипулятора, когда столбец координат его звеньев я(^) = Я0 = {%,-%,0}. Применялись значения собственного КМ каждого гиродина к = 30 Нмс и периода цифрового управления СГК Ти = 0.25 с.

Максимальные значения сил и момента сухого трения при сцеплении схвата с точкой А буя» ПКО: = Р£ = 20 Н и = 10 Н м. Для

«буя»

исключения вычислительного «дребезга» при компьютерной имитации соответствующая обобщенная сила обнуляется, когда скорость по модулю становится меньше порогового значения.

Используемая временная последовательность работы системы управления КРМ такова:

(1) I е [¿0, ^ ] = [0,500] с - при номинальной тяге Рт = 50 Н каждого РД и периоде её ШИМ Тие = 4 с выполняется сближение КРМ с целью от дальности Аг0 =| Аг(^) |= 500 м до дальности Аг1 =| Аг(^) | = 10 м,

(и) I е [¿1,¿т] = [500,700] с - при номинальной тяге Рт = 10 Н каждого РД и периоде её ШИМ Ти = 2 с КРМ сближается с пассивным спутником до дальности 3 м ;

(ш) I е [¿т, ¿т] = [700,900] с - стабилизация положения корпуса КРМ при дальности 3 м от цели с одновременным развертыванием механической цепи манипулятора из исходного

состояния = Я(^т) = Я0, Яi = 0 в положение

Яf = = {%/2, - %/6, - %/4,-%/4,%/2,0};

(IV) в момент времени t = ¿т = 900 с управление ДУ прекращается и происходит неупругий ударный контакт точки А «буя» и точки В схвата, см. рис. 2.

(V) Vt е (900,1200] с при удерживании

«буя» в схвате манипулятора выполняется угловая стабилизация созданной связки КРМ и ПКО в ИСК Iф с помощью СГК.

В наших статьях [5] - [7] исследованы этапы (1) - (ш), связанные с наведением и управлением пространственным движением КРМ при сближении и подготовке к механическому захвату пассивного спутника. Рис. 6 и 7 представляют работу РД и ДУ с широтно-импульсным управлением при начале выполнения этапа (11) для

I е [Г^,/¡т] = [500, 700] с, когда КРМ начинает сближаться с пассивным спутником до дальности 3 м. Рис. 8 и 9 представляют изменения координат центра масс и компонентов тензора

инерции КРМ относительно полюса 0 при выполнении этапа (ш) для t е [^т, ^ ] = [700, 900] с - при стабилизации положения корпуса КРМ на дальности 3 м от цели с одновременным развертыванием механической цепи манипулятора, а рис. 10 - погрешности стабилизации дальности КРМ до цели при развернутом манипуляторе. При получении этих результатов

считалось, что в момент времени t = ^ = 900 с

Рис. 6. Тяги восьми реактивных двигателей

Рис. 7. Компоненты вектора тяги ДУ

не выполняется этап (1у), связанный с ударным сцеплением КРМ с пассивным спутником.

Динамические процессы при плоском ударном сцеплении КРМ с ПКО длительностью « 0.35 с по координатам проскальзывания (8х, 8у) и прокручивания (5ф) «буя» в схвате представлены на рис. 11, а изменения сил Р5Х, р и момента Мбр сухого трения по этим координатам приведены на рис. 12.

На рис. 13 и 14 приведены скорости поступательного (Vх и Vу) и вращательного (ш = ) перемещений корпуса КРМ в плоскости хОу ССК, а также управляющий момент СГК М8 = М8 на интервале времени t е [700,1000] с.

Полученные результаты позволили выявить основные закономерности при развертывании звеньев манипулятора и его сцеплении с пассивным спутником, а также обосновать стратегию применения исполнительных органов и основные параметры алгоритмов в контурах как управления пространственным движением робота, так и управления его бортовым манипулятором.

Рис. 9. Изменение тензора инерции КРМ

Рис. 10. Дальность до цели при стабилизации

хЮ ■о о £

^-1

ю

Ё "2

>. _

и _з

-§х -ЗУ —Зф .....

900.1

900.2

9003

9004

и

Рис. 8. Изменение положения центра масс КРМ

Рис. 11. Перемещения «буя» в схвате при сцеплении

эоо

эоо. 1

900.2

900.3

9004

t, S

700

750

600

В 50 t.s

900

950

Рис. 12. Изменения сил и момента сухого трения в схвате при сцеплении

х 10 « 1 =5 №

-1

-2

700

Ю

vx vy

1

Ï

75 D

800

850 ts

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭОО

950

1.

2.

Рис. 13. Скорости перемещения корпуса КРМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кратко представлены методы моделирования пространственного движения космического робота-манипулятора как управляемой механической системы в виде открытой цепи взаимосвязанных твёрдых тел, методы управления движением такого робота и результаты исследования нелинейной динамики его механического сцепления с пассивным космическим объектом. Установлена рациональность отключения двигательной установки на интервале времени длительностью до 30 секунд, когда выполняются механический захват пассивного спутника и успокоение углового движения жёсткой механической связки двух космических объектов. Это объясняется возникновением большого значения вектора, определяющего расположение центра масс механической связки объектов относительно точки, в которой прикладывается суммарный вектор тяги двигательной установки.

3.

4.

5.

6.

Рис. 14. Управляющий момент СГК

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лурье А.И. Аналитическая механика. М.: Физмат-лит. 1961. 824 с.

Сомов Е.И., Бутырин С.А., Сомова Т.Е. Энергосберегающее управлением магнитным приводом в аварийном режиме ориентации информационного спутника на солнечно-синхронной орбите // 11 Российская мультиконфенция по проблемам управления. Материалы конференции «Управление в аэрокосмических системах». Санкт - Петербург. 2018. С. 221-229.

Somov Ye.I., Butyrin S.A., Sorokin A.V., Platonov V.N. Steering the spacecraft control moment gyroscope clusters // Proceedings of 10th Saint Petersburg International Conference on Integrated Navigation Systems. 2003. P. 403-419.

Сомов Е.И. Анализ сингулярных состояний и синтез явных законов настройки гирокомплексов кратных схем // Гироскопия и навигация. 2013. № 1(80). С. 134-148.

Somov Ye., Butyrin S., Somova T., Somov S. Control of a free-flying robot at preparation for capturing a passive space vehicle // IFAC PapersOnLine. 2018. Vol. 51. No. 30. P. 72 -76.

Somov Ye., Butyrin S., Somov S., Somova T. Guidance and control of a free-flying robot at rendezvous with noncooperative space vehicle // Proceedings of 5th IEEE International Workshop on Metrology for Aerospace. Rome. 2018. P. 161-165. Сомов Е.И., Бутырин С.А., Сомов С.Е., Сомова Т.Е. Наведение и управление пространственным дви-же-нием космического робота при сближении и подготовке к механическому захвату пассивного спутника // 11 Российская мультиконфенция по проблемам управления. Материалы конференции «Управление в аэрокосмических системах». Санкт - Петербург. 2018. С. 230-239.

CONTROL OF A SPACE ROBOT-MANIPULATOR AT RENDEZVOUS AND MECHANICAL CAPTURING A PASSIVE SATELLITE

© 2018 Ye.I. Somov1-2, S.A. Butyrin1-2, S.E. Somov12

1 Samara Scientific Center, Russian Academy of Sciences 2 Samara State Technical University

Algorithms for control of a space robot-manipulator during its approaching and mechanical capturing a passive satellite in the conditions of uncertainty and incompleteness of measurement are presented, results of computer simulation are given.

Keywords: space robot-manipulator, control, passive satellite, capturing.

Yevgeny Somov, Leading Researcher of Department "Dynamics and Motion Control", Samara Scientific Centre, Russian Academy of Sciences; Head of Department for "Navigation, Guidance, and Motion Control", Research Institute for Problems of Mechanical Systems Reliability, Samara State Technical University. E-mail [email protected] Sergey Butyrin, Senior Researcher of Department "Dynamics and Motion Control", Samara Scientific Centre, Russian Academy of Sciences; Head of Laboratory for "Modeling

of Control Systems", Research Institute for Problems of Mechanical Systems Reliability, Samara State Technical University. E-mail [email protected] Sergey Somov, Researcher of Department "Dynamics and Motion Control", Samara Scientific Centre, Russian Academy of Sciences; Researcher of Department "Navigation, Guidance and Motion control", Research Institute for Problems of Mechanical Systems Reliability, Samara State Technical University. E-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.