Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью строительной организации'

Управление конкурентоспособностью строительной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2511
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барбарская М. Н.

В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности в строительстве, вопросы формирования конкурентных преимуществ строительной организации, обеспечение конкурентоспособности строительной организации на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of COMPETITIVENESS Of Building ORGANIZATION

The article deals with some factors of competitiveness in civil engineering, problems of forming of competitive advantages of a building organization, ensuring competitiveness of a building organization at operating, tactical and strategic levels.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью строительной организации»

УДК 335.12:045.73

М.Н. Барбарская * УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности в строительстве, вопросы формирования конкурентных преимуществ строительной организации, обеспечение конкурентоспособности строительной организации на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, факторы конкурентоспособности, уровни конкурентоспособности.

В современных условиях хозяйствования одним из главнейших элементов рыночного регулирования является конкуренция. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием для эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста как на уровне государства и региона, так и на уровне определенной отрасли. Согласно закону РСФСР № 948-1 от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1]. Именно с конкуренцией в отраслях современные ученые тесно связывают понятие «конкурентоспособность организации». Тем не менее в настоящее время не выработано единого определения термина «конкурентоспособность организации» и многие авторы трактуют его по-разному.

Конкурентоспособность — категория динамическая, причем ее подвижность обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может признаваться как управляемые параметры [2]. Выражая авторскую позицию, следует отметить, что конкурентоспособность организации, в том числе и в строительной отрасли, представляет собой совокупность свойств и характеристик управленческих процессов всеми имеющимися у организации ресурсами, которые позволяют их рационально распределять и максимально эффективно использовать, что в конечном результате обеспечивает развитие организации и ее успешное функционирование на рынках товаров, капитала и труда с учетом воздействий факторов внешней и внутренней среды.

Основными факторами, определяющими конкурентоспособность строительной организации, являются следующие:

— качество вытолняемых строительныж работ и услуг;

— уровень менеджмента и квалификации персонала;

— наличие у организации эффективной системы маркетинга;

— технологический уровень строительного производства;

— доступность источников финансирования;

— доступность инновационных решений и разработок в области строительства;

— налоговая среда.

Конкурентные преимущества позволяют уточнить те характеристики и свойства производимых работ и оказываемых услуг, с помощью которых строительная организация добивается превосходства над конкурентами, а для заказчиков и покупателей предлагает оптимальное сочетание потребительских характеристик. Специфика восприятия понятия «конкурентоспособность» в строительстве заключается в том, что инвестиционно-строительный комплекс раскрывает свою экономическую сущность на региональном уровне. В связи с этим и конкурентная среда формируется в рамках регионального пространства. Кроме того, в строительстве невозможна совершенная конкуренция, так как продукция строительного производства не может быть предметом массового спроса и потребления. На рышке строительных работ и услуг преобладает ценовая конкуренция, которая проявляется в снижении себестоимости строительства и в дальнейшем получении большей суммы прибытии.

Классификация и содержание внутренних факторов конкурентных преимуществ в строительстве приведены на рис. 1. Детально конкурентные преимущества в ходе деятельности строительной организации выражаются:

* © Барбарская М.Н., 2012

Барбарская Марина Николаевна ([email protected]), кафедра финансового менеджмента в строительстве Самарского государственного архитектурно-строительного университета, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.

Рис. 1. Классификация внутренних конкурентных преимуществ строительной организации

— в объемах производимых строительных работ и сроках их возведения;

— в затратах на выполнение строительных работ;

— в качестве производимых строительных работ (в том числе и соответствии качества производимых работ мировым стандартам качества стро-

ительства и производстве конкурентоспособной продукции, которая востребована потребителем);

— в обеспечении гарантий заказчикам и будущим пользователям строительного объекта;

— в разработке комплекса мероприятий по снижению рисков, связанных с реализацией инвестиционно-строительного проекта;

— в эффективном управлении финансовыми, трудовыми, материальными, техническими и всеми другими видами ресурсов организации;

— в наличии отлаженного механизма внешних и внутренних корпоративных связей;

— в инновационном потенциале организации;

— в наличии долгосрочной стратегии, обеспечивающей рост производственной деятельности строительной организации и положительную динамику объема продаж строительной продукции.

Конкурентоспособность организации изначально определяется ресурсными факторами, но их недостаточно для удержания лидерских позиций на рынке. Для этого в ходе деятельности организации необходима разработка механизмов управления ресурсами и бизнес-процессами, позволяющими эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества и формировать новые с целью удержания конкурентных позиций на занимаемом сегменте рынка [3].

Первая стадия конкурентоспособности предполагает, что успех в конкурентной борьбе имеет та строительная организация, у которой значительный объем исходных ресурсных преимуществ и высока степень наделенности факторами производства. На второй стадии для повышения уровня конкурентоспособности приоритетным становится дальнейшее развитие, укрепление и усовершенствование факторов конкурентоспособности. Предпосылками для их дальнейшего развития являются законодательство, инфраструктура, информационные возможности организации, уровень образования ее сотрудников, возможность внедре-

ния в ее деятельность инновационных решений и т. д. Для дальнейшего уровня развития конкуренции на третьей стадии главную роль играют современные технологии, инновационные решения, как в производственном процессе, так и в системе управления организацией, возможности инвестирования [4].

Ключевые характеристики деятельности организации и подходы к оценке ее конкурентоспособности позволяют определить основные принципы обеспечения роста конкурентоспособности организации. Обеспечение конкурентоспособности строительной организации в современных рыночных условиях должно производиться по трем уровням: оперативному, тактическому и стратегическому. В связи с этим обеспечение конкурентоспособности следует рассматривать как смену трех последовательных стадий, представленных на рис. 2.

На оперативном уровне обеспечения конкурентоспособности основной упор делается именно на обеспечение конкурентоспособности строительной продукции, производством которой занимается организация. В системе факторов, определяющих конкурентоспособность организации, данному фактору отводится одно из ключевых мест. На тактическом уровне конкурентоспособность организации определяется с помощью комплексной оценки ее финансово-хозяйственной деятельности. Стратегический уровень конкурентоспособности характеризуется инвестиционной привлекательностью и ориентирован на увеличение стоимости бизнеса организации.

Уровни конкурентоспособности Оперативный Конкурентоспособность строительной продукции -► Показатели конкурентоспособности строительной продукции *■ Экспертный, квалиметрический, комплексный методы оценки

Т актический +■ Общее состояние организации Комплексная оценка состояния организации Методы комплексной оценки финансовохозяйственной деятельности организации

Стратегический -* Инвестиционная привлекательность * Увеличение стоимости организации ■> Сравнительный, затратный, доходный, опционный методы оценки организации

Рис. 2. Схема формирования конкурентоспособности организации

Таким образом, реализация каждого из уровней формирует те или иные конкурентные преимущества строительной организации, которые лежат в основе ее успешной деятельности на рынке. Но для укрепления определенного конкурентного статуса, стремления к его повышению, максимизации прибыльности организации немаловажен такой процесс, как удержание конкурентных преимуществ [5].

Период удержания конкурентных преимуществ зависит от трех факторов:

— во-первых, от источника формирования определенного конкурентного преимущества;

— во-вторых, от количества имеющихся у фирмы источников конкурентных преимуществ;

— в-третьих, что является наиболее важным, от постоянной модернизации и усовершенствования производственной и прочих видов деятельности организации.

В конечном счете, чтобы поддерживать и повышать свою конкурентоспособность, организации необходимо совершенствовать конкурентные преимущества, увеличивать набор их источников, стремиться к установлению длительных преимуществ, которые будут сложнее копироваться конкурентами. Перечень источников обеспечения конкурентных преимуществ любого порядка значителен, но в первостепенной мере он формируется за счет трудовых ресурсов организации [6]. Таким образом, главным носителем способностей в организации является человек: он приводит в действие все производственные и организационные

механизмы, именно он играет основную роль при создании и использовании конкурентных преимуществ организации. Само определение «конкурентоспособность» предполагает статический характер, а человек вносит в него необходимую динамику, заставляя ее служить своим потребностям и интересам.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года № 948-1. (ред. от 26.07.2006 г.)

2. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие. М.: Оме-га-Л, 2007. 325 с.

3. Козлова Е.Г. Развитие человеческого потенциала как фактора повышения конкурентоспособности предпринимательских структур: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 172 с.

4. Черников A.B. Планирование развития конкурентоспособности предприятия // Вестник Московского университета (Сер. 6: Экономика). 2007. № 3. С. 57-66.

5. Ахтямов М.К., Лихолетов В.В. Модели конкурентоспособности организации в свете системного подхода // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29): электронный научный журнал. URL: http:// www.m-economy.ru/numbers.php3.

6. Толстобров М.Ю. Влияние человеческого фактора на конкурентоспособность организации // Самиздат: электронный журнал. 2003. URL: http:// zhurnal .lib.ru/t/tolstobrow_m_j/ksp. shtml.

M.N. Barbarskaya* MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF BUILDING ORGANIZATION

The article deals with some factors of competitiveness in civil engineering, problems of forming of competitive advantages of a building organization, ensuring competitiveness of a building organization at operating, tactical and strategic levels.

Key words: competition, competitiveness, competitive advantages, factors of competitiveness, levels of competitiveness.

* Barbarskaya Marina Nikolaevna ([email protected]), the Dept. of Financial Management in Civil Engineering, Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.