Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью производства молочной продукции в Крыму'

Управление конкурентоспособностью производства молочной продукции в Крыму Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / QUALITY / EFFECTIVENESS / EFFICIENCY / COMPETITIVENESS / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / COMPETITIVENESS MANAGEMENT / DAIRY PRODUCTS / CONSUMER / EXPERT EVALUATION METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володькина Анна Андреевна, Доможилкина Жанна Витальевна

в статье приведены результаты исследования основных проблем обеспечения конкурентоспособности и качества молочной продукции в Крыму. Исследователями определен уровень конкурентоспособности молочной продукции предприятия ООО «Бег» в сравнении с другими марками молока и предложены мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью молочной продукции в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article outlines the results of studying the major problems concerning supporting competitiveness and quality of dairy products in the Crimea. The researchers compared the level of competitiveness of the dairy enterprise ltd. «Бег» with other brands of milk and suggested measures to improve the efficiency and effectiveness of competitiveness management of dairy products in this region.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью производства молочной продукции в Крыму»

Econímícs

УДК 637.1/.3.009.12 (470) DOI: 10.21661/r-80392

А.А. Володькина, Ж.В. Доможилкина

Управление конкурентоспособностью производства молочной продукции в Крыму

Аннотация

В статье приведены результаты исследования основных проблем обеспечения конкурентоспособности и качества молочной продукции в Крыму. Исследователями определен уровень конкурентоспособности молочной продукции предприятия ООО «Бег» в сравнении с другими марками молока и предложены мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью молочной продукции в регионе.

I Ключевые слова: конкурентоспособность, качество, управление конкурентоспособностью, молочная продукция, эффективность, потребитель, метод экспертных оценок.

A.A. Volodkina, Zh.V. Domozhilkina

Competitiveness regulation of dairy products production in the Crimea

Abstract

The article outlines the results of studying the major problems concerning supporting competitiveness and quality of dairy products in the Crimea. The researchers compared the level of competitiveness of the dairy enterprise ltd. «Бег» with other brands of milk and suggested measures to improve the efficiency and effectiveness of competitiveness management of dairy products in this region.

I Keywords: competitiveness, quality, competitiveness management, dairy products, efficiency, effectiveness, consumer, expert evaluation method.

ведение. На данном этапе вопросы эффективного управления конкурентоспособностью агропромышленного комплекса в России приобретают все большую актуальность. Переходный период в Крыму негативно повлиял на все сферы функционирования АПК, сформировав в них развитие и прогрессирование ряда отрицательных факторов. В данной ситуации актуальным, для скорейшего завершения переходного периода является поиск новых рынков приобретения сырья и сбыта продукции, улучшение ее качества, увеличение эффективности использования материальной и производственной базы, научно-технических разработок, организационной и экономической деятельности, развитие маркетинга и менеджмента, а также внедрение инноваций на предприятиях АПК.

Постановка задачи. Целью исследования является анализ юнкуренгоспособносги и качества молочной продукции в регионе, определение путей преодоления основных проблем и разработка мероприятий по повышению эффективности управления юнкурентоспособностью молочной продукции в Крыму.

М.Г Долинская писала, что «под юнкурентоспособностью понимается комплекс потребительных стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т. е. способность именно данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов» [1].

Конкурентоспособность включает три основные составляющие:

- качество исследуемого товара;

- сбыт и сервис товара, а также финансовые возможности покупателей;

- отношение потребителей к данному товару.

interactive science | 4 • 2016 115

Экономика

Конкурентоспособность продукции зависит от значительного количества различных факторов, как внешних по отношению к предприятию, так и внутренних. Одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности продукции является качество сырья. Переходный период в Крыму отрицательно сказался на поставке сырья, т. к. основная его доля закупалась с Украины, поскольку в Крыму нехватка собственного сырого молока. После закрытия границы с Украиной предприятиям Крыма не хватает сырья для производства необходимого количества продукции, поэтому объем производства молока в 2014 г. значительно снизился.

Потребитель приобретает такие товары, который максимально удовлетворяют его личные потребности. В основном покупатель приобретает товар, соответствующий общественным потребностям по сравнению с другими наиболее полно. На данном этапе и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. На конкурентоспособность главным образом влияет степень удовлетворенности покупателя товаром [2]. Поэтому, для успешного конкурирования на рынке предприятиям необходимо ориентироваться на потребителя, улучшать качество выпускаемой продукции, внедрять инновации в производство, улучшать системы менеджмента и маркетинга, для удовлетворения всех нужд потребителя. Своевременное регулирование, планирование и повышение конкурентоспособности предприятия являются залогом его успешного функционирования, увеличения рентабельности и финансовой устойчивости в будущем.

В условиях переходного периода в Крыму происходит развитие конкурентной среды, вследствие чего необходимо сравнивать конкурентные преимущества своего предприятия с другими представителями данного сектора рынка Крыма. Это позволит нам понять, что привлекает потребителя молочной продукции к нашим конкурентам, и какие факторы отталкивают потребителя от нашей продукции. На базе этого исследования мы сможем усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности. Исходя из этого, данный анализ необходим каждому предприятию, т. к. не зная того, что нужно потребителю и какими превосходствами обладают конкуренты, не стремясь совершенствовать управление конкурентоспособностью и удовлетворять нужды потребителя, предприятие может прийти к банкротству.

Также в сложившихся условиях острой проблемой становится повышения качества продукции. Качество продукции, производимой предприятиями в сфере АПК, является одним из главных факторов обеспечения рентабельности, конкурентоспособности и увеличения прибыли сельскохозяйственными предприятиями. В сложившихся условиях вопросам повышения качества продукции АПК не уделяется должного внимания, так как товаропроизводители в основном ориентированы на увеличение объемов продаж и прибыли.

Главной проблемой является улучшение качества молочной продукции, как важного продукта общественного питания и сельскохозяйственного сырья для перерабатывающих предприятий.

Для регулярной поставки сырья предприятию необходимо установить выгодную цену и оплачивать реализованную продукцию в установленные сроки. Также в условиях переходного периода Крыма для увеличения объемов выпускаемой продукции следует искать новые рынки приобретения сырья, для этого нужно налаживать поставки с фермерскими и личными подсобными хозяйствами Крыма, а также необходимы инвестиции в деятельность поставщиков с целью улучшения качества молока.

Для увеличения конкурентоспособности сельскохозяйственным предприятиям следует стремиться к снижению себестоимости продукции и увеличению рентабельности производства.

Одним из важных факторов конкурентоспособности молочной продукции является ориентация предприятий на потребителя, для этого следует проводить маркетинговые исследования, опросы, усовершенствование рекламы и пиара предприятий, что в настоящее время в Крыму находится на низком уровне развития.

Также острой проблемой стоит повышение качества молочной продукции, причиной этого служит низкий уровень менеджмента в Крыму. Руководители предприятий молочного производства ставят перед собой цели увеличения объема и прибыли, при этом не уделяют должного внимания качеству выпускаемой продукции и улучшению жизни потребителей, рыночной доли и применение ценового демпинга.

Определим уровень конкурентоспособности молока «Буренушка» ООО «Бег» методом экспертных оценок. Для анализа использовались следующие показатели: цена, вкусовые качества, тип упаковки, срок хранения, дизайн упаковки, реклама. Затем каждому показателю было присвоено весовое значение степени важности.

Далее оценим ожидаемую конкурентоспособность товара с помощью экспертов, основой которой является анализ и сравнение конкретных значений критериев для продукции ООО «Бег» и продукции конкурентов. Данная оценка будет тем точнее, чем лучше эксперты знают запросы потребителей сегмента рынка, на котором реализуется молочная продукция ООО «Бег».

При оценке конкурентоспособности молока «Бу-ренушка» (жирность 2,5%) в качестве товаров-конкурентов были выбраны: молоко «Крымский молочник» (2,5%), производителем которого является ООО «Крымский молочник», г. Красногвардейск; и молоко «Крыммолоко» (2,6%), производимое ОАО «Крыммо-локо», г. Симферополь. Рассмотрим итоги оценки конкурентоспособности молочной продукции ООО «Бег» по результатам исследования, проведенного в декабре 2015 г. на рисунке 1.

116 Интерактивная наука | 4 • 2016

Econimics

-Буренушка

""Азбука Крыма

Крыме киймаючник

-Молочный доктор

-Джанкойское молоко

Экомилк Кр ЫММОЛОКО

Дизайн Тип упаковки т-паковки

Рис. 1. Оценки конкурентоспособности молочной продукции ООО «Бег» по результатам исследования, проведенного в декабре 2015 г.

По итогам, полученным в исследовании июля 2015 г., молоко «Буренушка» превосходило по конкурентоспособности молоко «Университетский продукт», «Молочный доктор», «Джанкойское молоко». В декабре конкурентоспособность изучаемого продукта возросла, среди анализируемых марок «Буренушка» теперь занимает третье место и превосходит по конкурентоспособности молоко «Университетский продукт» и такие марки молока, как «Молочный доктор», «Джанкойское молоко», «Крыммолоко».

Наибольшей конкурентоспособностью среди анализируемых марок молока на рынке молочной продукции г. Симферополь по-прежнему обладает молоко «Крымский молочник», производимое Красногвардейским молокозаводом.

Сравнивая результаты маркетинговых исследований, проведенных в июле 2015 года и декабре

2015 года, необходимо отметить, что конкурентоспособность молока «Буренушка» в 2015 году возросла. По итогам, полученным в исследовании июля, молоко «Буре-нушка» превосходило по конкурентоспособности молоко «Университетский продукт» и такие марки молока, как «Молочный доктор», «Джанкойское молоко». В декабре 2015 года конкурентоспособность изучаемого продукта возросла, среди анализируемых марок молока «Буренушка» теперь занимает третье место и превосходит по конкурентоспособности молоко фермерских хозяйств и такие марки молока, как «Молочный доктор», «Джанкойское», «Крыммолоко».

Выводы. Анализ конкурентоспособности молочной продукции показал, что на данный момент в Крыму слабо развита взаимосвязанная система технических, технологических, организационных, экономических и социальных мероприятий, направленных на его

поддержание и повышение конкуренции. В сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию предприятиях имеют место существенные недостатки в решении проблемы качества молока, в результате низкого уровня функционирования менеджмента. Переходный период отрицательно сказался на системе приобретения сырья и рынков сбыта. Также в Крыму острой проблемой стоит маркетинг товара и ориентация производства на потребителя.

При оценке уровня конкурентоспособности молока «Буренушка» ООО «Бег» методом экспертных оценокбыло установлено, что молоко «Буренушка» уступает конкурентам по таким показателям, как вкусовые качества, дизайн упаковки, тип упаковки, реклама; а опережает конкурентов по ценовому критерию. Наибольшей конкурентоспособностью среди анализируемых марок обладает молоко «Крымский молочник», так как опережает конкурентов по следующим показателям: срок хранения, тип упаковки, дизайн упаковки. Однако предприятие ООО «Бег» работает над улучшением уровня конкурентоспособности своей продукции и в декабре 2015 года конкурентоспособность изучаемого продукта возросла, среди анализируемых марок молока «Буренуш-ка» теперь занимает третье место и превосходит по конкурентоспособности молоко фермерских хозяйств и такие марки молока, как «Молочный доктор», «Джанкойское», «Крыммолоко».

Литература

1. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьев. -М.: Издательство стандартов, 1991. - 128 с.

2. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие / Н.А. Нагапетьянц. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 272 с.

Interactive science | 4 • 2016

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.