УДК 339.137.22
В.Н. ИВАНОВ
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА
Ключевые слова: конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, пищевая промышленность региона
Исследованы вопросы управления конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности. Рассмотрены возможности обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности региона.
V.N. IVANOV
CONTROL OF THE COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISES OF THE FOOD INDUSTRY OF THE REGION
Key words: competitive ability, control of competitive ability, the food industry of the region
This publication is dedicated to problems of control of the competitive capacity of enterprises of food industry. In the article the possibilities of guaranteeing the long-term competitive capacity of enterprises of the food industry of region are examined.
Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности предприятий является одной из важнейших задач в современных условиях их функционирования. Это обусловлено осуществлением структурных изменений в российской экономике и появлением на конкурентном поле новых игроков. В таких условиях стабильность функционирования и устойчивость развития уже действующих компаний должны обеспечиваться за счет создания эффективных конкурентных преимуществ. С учетом высокой степени изменчивости внутренней и, особенно, внешней среды конкурентные преимущества должны иметь устойчивый, но трансформируемый характер. Решение проблемы формирования и управления конкурентным статусом компании на рынке является одной из функций стратегического управления. Более того, принципиально важным моментом представляется необходимость рассмотрения конкурентного потенциала бизнеса как составляющей устойчивого развития в средне- и долгосрочной перспективе.
Одной из отраслей, для которых актуально формирование системы стратегического управления конкурентными преимуществами, является пищевая промышленность и, в частности, кондитерская промышленность. Современный этап развития пищевой промышленности характеризуется повышением конкуренции на продовольственном рынке, на который выходят новые глобальные игроки, что приводит к значительному перераспределению рыночной власти. Так, предложение на рынке кондитерских изделий в настоящее время формируется не только крупными промышленными производителями, но и малыми предприятиями, а также розничными торговыми сетями. В таких условиях кондитерским предприятиям промышленного типа необходимо четко выявить свои конкурентные преимущества и усилить свои слабые стороны, что в конечном итоге связано с формированием собственной рыночной ниши, стратегией дифференциации предложения и организационно-экономическим механизмом управления конкурентным потенциалом [1].
Стратегическое управление позволяет предприятиям увеличить горизонт планирования, обеспечить эффективное управление конкурентными преимуществами и создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на те изменения, которые происходят в его внешней и внутренней среде. В то же время проблема стратегического управления конкурентными преимуществами предприятий остается пока недостаточно разработанной.
Управление конкурентоспособностью заключается в формировании определенного уровня конкурентного потенциала и его поддержании. Поскольку управление конкурентным потенциалом предусматривает формирование долгосрочных устойчивых конкурентных преимуществ, наблюдается четкая взаимосвязь между управлением конкурентоспособностью и стратегическим управлением. Стратегическое управление должно обеспечить эффективную жизнедеятельность предприятия. Это означает его сохранение как хозяйствующего субъекта в рамках существующих факторов, создание условий, обеспечивающих рост, развитие и поддержание устойчивости. При этом факторы внешней и внутренней среды могут способствовать как развитию предприятия, так и его разрушению. Стратегическое управление обеспечивает достижение устойчивых конкурентных преимуществ и успех развития предприятия, рассматривая процессуальный, структурный, содержательный, человеческий, рыночный и ресурсный аспекты.
Опираясь на институциональный, воспроизводственный и корпоративный подходы, конкурентный потенциал можно определить как совокупную способность предприятия использовать внутренние финансово-инвестиционные, производственные, инновационные и человеческие ресурсы с целью создания устойчивых конкурентных преимуществ. При этом, с точки зрения автора, конкурентный потенциал представляет собой способность бизнеса создавать долгосрочные конкурентные преимущества и адекватно реагировать на изменения в конкурентной среде.
Уровень развития любого субъекта экономики во многом определяется достигнутым уровнем конкурентного потенциала, который в современных условиях развития связывают, прежде всего, с наличием природных ресурсов, высокотехнологичных секторов экономики, развитой инфраструктуры, значительного потенциального рыночного спроса, дешевой рабочей силы. Стратегическая и социальная значимость пищевой промышленности актуализирует обоснование источников ее устойчивого развития на основе формирования и реализации конкурентного потенциала отрасли.
На основе критического анализа достоинств и недостатков теоретических подходов к определению понятия «конкурентный потенциал» предложена уточненная его трактовка, согласно которой конкурентный потенциал предприятия определяется наличием совокупности конкурентных преимуществ и степени их реализации в текущей и перспективной деятельности на рынке.
Конкурентный потенциал отрасли - это структурный элемент конкурентных отношений, совокупность ресурсов и конкурентных преимуществ отрасли, обеспечивающих ее эффективное развитие, и степень их реализации в текущей и будущей деятельности. Таким образом, конкурентный потенциал отрасли является сложным и многогранным понятием, соединяющим в себе возможности и располагаемые ресурсы субъектов экономики. В этой связи оценивать конкурентный потенциал нужно с учетом всех видов конкурентных преимуществ. Конкурентный потенциал включает не только внутренние конкурентные преимущества, возникающие вследствие сильных сторон отрасли, но и внешние конкурентные преимущества, обусловленные рыночной средой. Полагаем, что в новой институциональной среде конкурентный потенциал необходимо рассматривать как совокупность конкурентных преимуществ, отражающих реализацию экономических, социальных и прочих условий хозяйственной деятельности и возможностей реализации производственного потенциала.
Изучение основных условий формирования конкурентного потенциала позволило выявить основные взаимосвязи, соподчиненность, вклад каждого элемента в его формирование.
Систематизация конкурентных преимуществ отрасли позволила в качестве основных классификационных признаков выделить: 1) отношение к отрас-
ли: внутренние и внешние; 2) по содержанию: ресурсные, технологические, инновационные, глобальные; 3) время реализации: стратегические и тактические; 4) уровень конкурентного поля: страна, регион, отрасль и предприятие.
В современных условиях актуальным представляется не только выявление или формирование конкурентных преимуществ отрасли, но и обеспечение ее устойчивости. С точки зрения источника конкурентные преимущества подразделяются на преимущества низкого и более высокого ранга. Как показали исследования, наибольшей устойчивостью отличаются конкурентные преимущества, основанные на инновационном качестве продукции и услуг, инновационном обеспечении процессов производства, инновационных методах продвижения товаров на рынке.
Под устойчивостью развития пищевой промышленности мы понимаем ее способность обеспечить целевые изменения технико-технологических, организационных, экологических, социально-экономческих показателей в пределах определенной зоны устойчивости под влиянием сил внешней и внутренней среды. В настоящее время выход на траекторию устойчивого развития пищевой промышленности возможен только при условии мобилизации ее внутренних ресурсов, повышения эффективности производства и соответствующем уровне развития сырьевой базы. При этом следует учитывать, что цели выживаемости, максимизации прибыли, удержания рынка и обеспечения устойчивости субъекта экономики неравнозначны по своему уровню. Если первые из них логично отнести к тактическим целям, то обеспечение устойчивого развития - к стратегическим.
По нашему мнению, для достижения устойчивого развития пищевой промышленности следует обеспечить сбалансированность всех его аспектов через государственное управление, адаптацию к изменениям внешней среды, реализацию конкурентного потенциала предприятий пищевой промышленности.
Необходимо отметить, что в долгосрочной перспективе добиться устойчивого развития российской пищевой промышленности без обеспечения ее конкурентоспособности будет невозможно. Следовательно, обеспечение конкурентоспособности пищевой промышленности - непременное условие повышения устойчивости ее развития. В свою очередь, высокий уровень экономической устойчивости объекта исследования будет способствовать качественному развитию конкурентного потенциала.
Исследование показало, что в качестве источников устойчивого развития пищевой промышленности России выступает совокупность социально-экономических, технико-технологических, организационных, экологических факторов, способствующих формированию заданного уровня устойчивости. В случае, когда все эти составляющие не противоречат друг другу, результирующий показатель устойчивости объекта исследования достигнет максимального значения.
Стратегическая цель устойчивого развития пищевой промышленности заключается в обеспечении продовольственной безопасности через повышение уровня самообеспечения высококачественными продовольственными ресурсами преимущественно за счет инвестиционно-инновационных факторов развития пищевых предприятий и эффективного развития отечественной сырьевой базы.
Исследование выявило, что в последние годы сформировались внутренние источники и механизмы развития пищевой промышленности, связанные с относительной макроэкономической стабильностью и расширением внутреннего конечного спроса. Однако с учетом того, что совокупное воздействие этих источников пока невелико, актуализируется переход от экстенсивной модели экономического развития к интенсивной, а затем - и к инновационной.
Пищевая промышленность - среднетехнологичная отрасль, ориентированная в основном на внутренний рынок. В середине текущего десятилетия российская пищевая промышленность оказалась перед долговременным системным
вызовом, характер которого определяется усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Однако сегодняшние качественные характеристики пищевой промышленности не позволяют ей использовать конкурентные преимущества глобализации. Она остается недостаточно диверсифицированной, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов.
В целом в период рыночной трансформации производственные результаты деятельности пищевой промышленности демонстрировали устойчивую отрицательную тенденцию. Общее сокращение производства по сравнению с 1990 г. колебалось в пределах от 24 до 53%. Наибольшего спада производство пищевой продукции достигло в 1998 г. Кризис августа 1998 г. оказал на российскую пищевую промышленность в целом позитивное влияние, что выразилось в некоторой стабилизации производственных показателей. За этот период улучшились все основные отраслевые показатели: добавленная стоимость росла в среднем на 6% за год, значительно выросли инвестиции. Наблюдается рост объемов производства, увеличиваются вложения предприятий в модернизацию производства, что способствует повышению конкурентоспособности вырабатываемой продукции. Рост денежных доходов создает базу для увеличения емкости внутреннего рынка. Тем не менее вызывают беспокойство качество и устойчивость этого роста, основанного на эффекте девальвации национальной валюты и интенсивном импортозамещении [3, 4].
Анализ основных экономических параметров пищевой промышленности в сравнении с макроэкономическими показателями экономики России (таблица) показывает, что в абсолютных значениях индекс промышленного производства пищевой промышленности за последние годы имеет примерно сопоставимый уровень с промышленностью в целом. Динамика привлечения инвестиций в основной капитал пищевой промышленности как основного фактора, создающего условия для воспроизводственных процессов, выше, чем в промышленности, и свидетельствует об инвестиционной привлекательности отрасли, создает хорошую перспективу ее развития.
Основные показатели деятельности предприятий пищевой промышленности России [2]
Наименование показателя 1990 1995 2000 2002 2004 2007 [2]
Число действующих организаций (на конец года), тыс. шт. 5,6 13,9 25,4 24,1 23,3 53,5
Объем промышленной продукции, млрд руб. 73 118 527 822 1212 1729
Индекс производства, % к предыдущему году 100,4 95,0 108,7 103,1 108,3 103,9
Среднегодовая численность промышленнопроизводственного персонала, тыс. чел. 1545 1506 1484 1512 1542 1436
Сальдированный финансовый результат, млн руб. (до 1998 г. - млрд руб.) 336 12532 32493 48125 44490 83453
Уровень рентабельности продукции, % 27 16,3 10,1 11 7,5 8,8
Удельный вес убыточных предприятий, % 5,6 19,2 43,6 46,1 39,1 37,2
Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году 85,0 72,6 112,2 103,5 101,6
Индекс потребительских цен на продовольственные товары, % 2,2 117,9 111,0 112,3 108,7
Удельный вес полностью изношенных основных фондов, % 3,2 4,7 7,6 9,5 9,2 6,9
Соотношение среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума 1,50 1,80 2,25 2,55 2,57
Несмотря на положительную динамику, экономический рост в пищевой промышленности нельзя пока охарактеризовать как устойчивый. Замедление
темпов развития, исчерпание потенциала импортозамещения и резервов неиспользованных производственных мощностей, усиление процессов глобализации и конкуренции остро ставят вопрос о стратегии развития пищевой промышленности, а также механизме управления данной отраслью с целью достижения стратегических целей. За последние годы резко сократилась доля прямых иностранных инвестиций в пищевую промышленность, которая составляет не более 2% от общего их объема в промышленность РФ. К числу основных внешних вызовов следует отнести масштабный импорт сельскохозяйственного сырья, продовольствия, сохраняющийся в последние годы и имеющий тенденцию к росту.
Так, в 2006 г. по сравнению с 2000 г. импорт мяса в натуральном выражении увеличился в 2,7 раза, в стоимостном - в 5,6 раза, мяса птицы соответственно в 1,8 и 2,5 раза, молочных продуктов - в 1,8 и 3, 6 раза, масла животного - в 2,3 и 3 раза. В 2007 г. импорт продовольствия увеличился на 31,5% в основном за счет роста контрактных цен.
Несмотря на наблюдаемое с 1999 г. возрастание значений индекса физического объема промышленного производства предприятий пищевой промышленности, данная динамика практически не отразилась на изменении уровня рентабельности продукции. По-прежнему в экономике сохраняется тенденция низких темпов роста доходов основной массы населения и роста цен на сырьевые ресурсы. Особенность развития пищевой промышленности состоит в том, что она оказалась «в тисках» между ними, что не позволяет повышать уровень отпускных цен, обеспечивающих необходимый уровень рентабельности. Более 30 % предприятий до сих пор убыточны. Низкий уровень рентабельности ограничивает эффективность воспроизводственных процессов отрасли за счет собственных источников и не способствует инновационному развитию. Это - одна из причин низкой конкурентоспособности российских продовольственных товаров. Экспорт продовольствия остается крайне незначительным, в основном это сельскохозяйственное сырье и продукты с низкой долей добавленной стоимости.
Анализ тенденций развития пищевой промышленности свидетельствует о том, что проблема повышения ее конкурентоспособности за счет роста эффективности производства является императивом. Декомпозиция факторов роста добавленной стоимости с точки зрения эффективности использования ресурсов показала, что из среднегодового прироста в 6% в 2000-2008 гг. за счет роста производительности труда было обеспечено только 2 процентных пункта. Экстенсивные источники роста уже исчерпаны. В последние годы загрузка мощностей на большинстве эффективных предприятий достигла рационального предела, а рост заработной платы опережает или, в лучшем случае, сопоставим с ростом производительности труда. К тому же создание новых инновационных предприятий тормозится рядом факторов, например, инвестиционный климат, административные барьеры, доступ к инфраструктуре, дефицит квалифицированных кадров.
Пищевая и перерабатывающая промышленность Чувашской Республики -одна из отраслей экономики, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми высококачественными, полноценными и безопасными продуктами питания в соответствии с требованиями Концепции государственной политики в области здорового питания населения Чувашской Республики.
Чувашская Республика обладает многоотраслевым перерабатывающим комплексом, в который входят организации молочной, мясной, мукомольно-крупяной, хлебопекарной, макаронной, спиртовой, пивоваренной и кондитерской отраслей.
Предусматривается система мер по развитию пищевой промышленности республики по следующим ключевым направлениям:
- создание условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности их использования за счет совершенствования практики заключения соглашений с инвесторами и контроля их результативности;
- стабилизация и развитие отраслей, обеспечивающих рост производства продуктов питания товаропроизводителей;
- создание условий для укрепления и углубления интеграции перерабатывающих и сельскохозяйственных организаций, развития производства продуктов с высокой долей добавленной стоимости и продукции глубокой переработки;
- защита потребительского рынка республики от некачественной продукции;
- повышение конкурентоспособности продукции в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию;
- создание условий для расширения представительства продукции агропромышленного комплекса Чувашской Республики на республиканском рынке и на рынках других регионов Российской Федерации;
- совершенствование кадровой и социальной политики в целях повышения эффективности управления предприятиями, сохранения и увеличения рабочих мест (большинство предприятий в районах являются бюджетообразующими).
В рамках мероприятий по стабилизации экономического положения организаций пищевой и перерабатывающей промышленности предусматривается оснащение современным оборудованием для переработки основных видов местного сырья - молока, мяса, овощей, картофеля, зерновых и масличных культур. Внедрение современных технологий, приобретение оборудования по переработке сельскохозяйственного сырья и повышение конкурентоспособности продовольственных товаров дадут возможность республике максимально перейти на самообеспечение продуктами питания, сократить поставки из других регионов России и из-за рубежа, а также существенно уменьшить потери сельскохозяйственной продукции, создать дополнительно рабочие места и снизить продовольственную зависимость.
Чтобы выдержать жесткую конкуренцию, на молокоперерабатывающих предприятиях наряду с принятием мер по улучшению качества и расширению ассортимента выпускаемой продукции, потребительских свойств товаров предусматриваются перепрофилирование в сторону увеличения объемов производства цельномолочной продукции, совершенствование механизма закупки сырья в личных подсобных хозяйствах, интегрирование структур по производству и переработке молока.
В целях обеспечения продовольственной безопасности потребительского рынка Чувашии на мясоперерабатывающих предприятиях планируется продолжить работу по привлечению сырьевых ресурсов местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе продукции птицеводства, по повышению качества производимой продукции.
Для того чтобы стабилизировать ситуацию, в кондитерской отрасли, хлебопекарной и мукомольной промышленности планируется увеличение объемов производства за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, проведения реконструкции и технического перевооружения предприятий, создания интеграционных структур и холдингов.
В плодоовощной отрасли предполагается организация производства глубокой заморозки картофеля и овощей с применением упаковки из экологически чистого сырья. В целях улучшения снабжения населения витаминной продукцией отечественного производства, обеспечивающей здоровое питание, предусматривается увеличение объемов производства плодоовощной продукции и современной переработки плодов, ягод, овощей и картофеля.
Молоко и хлеб являются продуктами массового и ежедневного потребления, в связи с этим в организациях хлебопекарной и молочной промышленности планируется разработка рецептур и технологий хлеба, молочных продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами.
В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию организациями пищевой и перерабатывающей промышленности будет продолжена работа по внедрению международных стандартов качества, в том числе ИСО-9000.
В целом рынок продукции пищевой промышленности обладает значительным потенциалом роста вследствие недоиспользования производственных мощностей и отставания фактического потребления продовольствия от рациональных научно обоснованных норм. Пищевая перерабатывающая промышленность занимает важное место в структуре региональной экономики, обеспечивает надежное продовольственное снабжение населения. Рост конкурентных позиций требует значительного укрепления конкурентного потенциала отрасли, что, в свою очередь, предполагает коренное техническое перевооружение, расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет продукции более глубокой переработки, повышения ее качественных характеристик.
Литература
1. Иванов В.Н. Обоснование критериев конкурентного потенциала предприятия пищевой промышленности / В.Н. Иванов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 413-420.
2. Промышленность России. 2005. Стат.сб./ Росстат. М., 2006. 460 с. С. 25, 29, 295-296.
3. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб. / Росстат. М., 2008. 825 с. С. 403.
4. http://www.cap.ru
ИВАНОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры экономики, управления и кооперации, Чебоксарский кооперативный институт РУК, Россия, Чебоксары ([email protected])
IVANOV VALERIY NIKOLAYEVICH - competitor of scientific degree of Economical Sciences candidate of economy, control and cooperation department, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.