Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / МОНИТОРИНГ / ЭКСПЕРТИЗА И ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колтунов Анатолий Львович

Раскрываются причины возникновения, суть и управление социальными конфликтами в системе высшего образования. Отмечается недостаточное исследование и разработанность данной темы, отсутствие надежных и эффективных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций в вузе. На основе проведенного исследования автором предлагается создание службы по управлению конфликтами в учебном заведении, определены его задачи и функции, заявлена концептуальная сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT MANAGEMENT IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

This article is dedicated to causes, nature and management of social conflicts in the higher education system. There was noticed that there is lack of research and elaboration of this theme, the lack of reliable and efficient technologies for the prevention and regulation of conflicts in the university. On the basis of the conducted research by the author, it proposes the creation of service of conflict management in the university, the definition of its tasks and functions, the declaration of conceptual essence.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

венной науки концептуальные, методологические и тематические приоритеты. Тренды глобальной социологии образования могут быть приняты во внимание при определении задач координации отраслевого развития и оптимальных направлений международной научной интеграции.

Список литературы

1. Социальная теория образования: международные обмены. - Великий Новгород: НовГУ, 2009. - С. 82-90.

2. Иванова В. А. Анализ зарубежных теорий социологии образования в отечественной науке // Социология образования. - 2008. -№ 7. - С. 78-84.

3. Глобальная социология образования / под ред. В. А. Ивановой, А. М. Осипова. - Великий Новгород: НовГУ; Москва: Редакция журнала РАН «Социологические исследования», 2012. - 346 с.

4. Мирская Е. З. Научные школы как формы организации науки. Социологический анализ проблемы // Науковедение. - 2002. -№ 3.-С. 8-24.

5. Грезнева О. Ю. Научные школы: принципы классификации. // Высшее образование в России. - 2004. -№ 5.

6. Титова Е. В. Строение педагогической науки // «Образование и культура северо-запада России». Вып. 6. 2001. С. 109-118.

7. Осипов А. М., Тумалев В. В. Социология образования в России: проблемы и перспективы // Социс. 2004. №7. С. 120-127.

8. Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

9. Иванова В. А. Институциональные функции образования: устаревшая или перспективная проблема? // Журнал социологии и социальной антропологии. -2011. Т. 14. №3.-С. 104-118.

10. Иванов С. В., Осипов А. М. Университет как региональная корпорация // Социс. 2004. - № 11. - С. 162-172.

11. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. - М.: ЦСО, 2008. - 551 с.

12. Зборовский Г. Е. Уроки неудавшейся модернизации // Социальная стратегия российской системы образования. - СПб., 2011. -С. 39-44.

Сведения об авторе

Иванова Виктория Анатольевна, к. с. н., доцент кафедры социологии и билингвального образования, сотрудник Научно-исследовательского центра, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, тел. 89517266858, e-mail: [email protected]

Ivanova V. A., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair sociology and bilingual education, the Scientific Center of Novgorod State University named after Yaroslaw Mudry, phone: 8 9517266858,e-mail: vika. Ivanova 2008@gmail. com

УДК 378.1

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONFLICT MANAGEMENT IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

А. Л. Колтунов

A. L. Koltunov

Ключевые слова: система высшего образования, образовательное учреждение, конфликт, управление конфликтами, мониторинг, экспертиза и диагностика конфликтов, социальный климат Key words: higher education system, educational institution, conflict, conflict management, monitoring, examination and diagnosis of conflicts, social climate

Раскрываются причины возникновения, суть и управление социальными конфликтами в системе высшего образования. Отмечается недостаточное исследование и разработанность данной темы, отсутствие надежных и эффективных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций в вузе. На основе проведенного исследования автором предлагается создание службы по управлению конфликтами в учебном заведении, определены его задачи и функции, заявлена концептуальная сущность.

This article is dedicated to causes, nature and management of social conflicts in the higher education system. There was noticed that there is lack of research and elaboration of this theme, the lack of reliable and efficient technologies for the prevention and regulation of conflicts in the university. On the basis of the conducted research by the author, it proposes the creation of service of conflict management in the university, the definition of its tasks and functions, the declaration of conceptual essence.

В условиях трансформации общества сформировалось несколько конфликтогенных проблем системы высшего образования, прежде не учитывающихся. К ним относятся: девальвация старого опыта управляющих, вызванная появлением совершенно новых задач; значительное усложнение характера управленческих проблем, вызванное динамизмом внешней среды деятельности учебного заведения; обострение разрыва между нарастающей новизной задач и привычными для управленческих структур системы высшего образования старыми приемами управления; повышение уровня рискованности стратегического рынка и стоимости ошибок при проведении политики вуза на образовательном рынке [1].

В настоящее время наибольшие трудности в урегулировании и предотвращении конфликтов в вузе предопределены недостаточной проработкой методов, связанных с всесторонним анализом конфликтных ситуаций, а также с их эффективным менеджментом в виде службы «быстрого реагирования» [2].

Это связано, прежде всего, с тем, что вуз является сложным структурным образованием, которому свойственны упорядоченность, формализация и стандартизация социальных связей и отношений, интеграция составляющих его элементов и функций. Иерархическое строение организации предполагает неравенство и одностороннюю зависимость между индивидами, подчинение нижестоящих вышестоящим, контроль со стороны вышестоящих за соблюдением нижестоящими норм и требований. Следовательно, иерархия предполагает принуждение как один из методов функционирования организации [3].

Образовательные организации имеют свои особенности в целеполагании, в структурном отношении и функционировании. В частности, их специфика заключается в том, что они создаются специально не только для оказания образовательных услуг, но и для образования как управляемого процесса формирования общественного и профессионального сознания, развития культуры и цивилизации [4].

Сложилась созревшая для решения актуальная проблемная ситуация, порожденная разрывом между потребностью в эффективной системе управления факторами зарождения, функционирования и развития социальных конфликтов в вузе, с одной стороны, и отсутствием модели такого рода системы — с другой [5]. Без этой целостной системно-аналитической основы невозможно осуществление действенного управления социальными конфликтами, налаживание социального контроля форм и уровня интенсивности конфликтных социально-трудовых отношений в учебном заведении.

В ходе исследования причин, вызывающих конфликты, проводившегося на базе Тюменского государственного нефтегазового университета, удалось выявить наиболее существенные социальные проблемы, непосредственно влияющие на возникновение конфликтных ситуаций (таблица).

Оценка уровня решения социальных проблем в университете, (%)

Виды социальных проблем Решается хорошо Решается, но медленно Решается, но неправильно Не решается Игнорируется

Невозможность карьерного роста 17,0 65,7 11,7 5,6 -

Невозможность творческой самореализации 27,3 59,7 10,0 2,3 0,7

Социальная несправедливость 8,7 45,3 23,3 16,0 6,7

Материальная поляризация 6,3 36,7 18,0 27,0 12,0

Низкая зарплата 1,3 20,0 23,0 33,0 22,7

Отсутствие взаимопонимания между сотрудниками 20,3 53,7 13,0 5,7 7,3

Отсутствие взаимопонимания между различными службами и отделами 17,0 55,0 13,3 6,7 8,0

Отсутствие взаимопонимания между сотрудниками и администрацией 11,3 58,0 10,7 9,7 10,3

Отсутствие корпоративного духа 16,7 58,0 7,3 10,0 8,0

Условия работы 15,0 57,3 15,0 8,4 4,3

Нарушение трудового законодательства 31,3 49,0 10,7 6,3 2,7

Жилищный вопрос 6,0 12,0 14,3 26,0 41,7

Частые конфликты в коллективе 13,3 60,0 15,7 5,7 6,0

Основными причинами участия в конфликтных ситуациях участники опроса называли следующие: производственные проблемы — 19,0 %; необъективная оценка моей деятельности — 6,5 %; проблемы личностного характера — 6,2 %; деловые отношения — 3,8 %; отсутствие взаимопонимания с коллегами — 3,8 %; большой объем работы — 2,7 %; стрессовая ситуация — 2,6 %; нарушение субординации — 2,2 %.

Возникающие конфликты, по мнению 39,4 % сотрудников, принявших участие в опросе, решаются в университете своевременно. А вот другая половина сотрудников (41,4 %) отмечали, что разрешение конфликтных ситуаций происходит несвоевременно, только 10,3 % респондентов считают, что социальные конфликты, возникающие в ТюмГНГУ, вообще не разрешаются. О том, что социальные конфликты разрешаются конструктивно, говорят 27,6 % опрошенных. В то же время столько же респондентов (27,6 %) отмечали, что возникающие в вузе конфликты решаются нерационально. Половина опрошенных сотрудников (46,5 %) не имели своего мнения по этому поводу (рис. 1).

Рис. 1. Ведущая роль в урегулировании конфликтов (в % к числу опрошенных)

По мнению автора данной статьи, повышение эффективности управления конфликтами в вузе и их предупреждение может быть реализовано при условии создания Центра управления конфликтами, модель которого может быть разработана, на основе специфики и задач конкретного учебного заведения и представлена в следующей форме.

Рис. 2. Функциональная модель Центра управления конфликтами

Цель деятельности Центра управления конфликтами — организационно вписываясь в структуру вуза, создать систему оперативного и динамичного прогнозирования конфликтности и применение действенных мер предупреждения и конструктивного управления социальными конфликтами.

Основными задачами могли бы стать следующие: моделирование конфликтности в вузе; целенаправленный конфликтологический мониторинг; экспертиза и диагностика конфликтов; менеджмент конфликтов.

По мнению автора, в процессе постановки задач необходимо выделить главный критерий целесообразности деятельности центра. Очевидно, что таким критерием могло бы стать повышение конфликтологической компетентности административно-управленческого аппарата, сотрудников и профессорско-преподавательского состава и, следовательно, снижение уровня конфликтности в коллективе как важный фактор формирования благоприятного социального климата.

Реализация этих мер позволит разработать и предложить для практического использования административно-управленческими структурами способы и формы осуществления управления социальными конфликтами

в вузе, обеспечивающие эффективное регулирование социального взаимодействия и формирование благоприятного социального климата в коллективе.

Список литературы

1. Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в Вашей жизни / пер. с нем. Н. Бабичевой. -СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 272 с.

2. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика. - Минск: Харвест, 2010. - 912 с.

3. Волков Ю. Г. Социология. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 576 с.

4. Коротков Э. М. Управление качеством образования. - М.: Академический Проект: Мир, 2006. - 320 с.

5. Аллахвердова О. В. Медиация как эффективный способ научно обоснованного и организованного разрешения конфликтов // Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации. - М.: ЛЕНАНД, 2005. - 664 с.

Сведения об авторе

Колтунов Анатолий Львович, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89222691317, е-mail: [email protected]

Koltunov A. L., PhD, associate professor of the chair «Marketing and Municipal Management», Tumen State and Gas University, phone: 89222691317, e-mail: [email protected]

УДК 378.4:338

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM RESOURCES IN KAZAKHSTAN

Н. Б. Рудица, О. Е. Комаров

N. B. Ruditsa, O. E. Komarov

Ключевые слова: высшее образование Казахстана, эффективные управленческие решения Key words: higher éducation in Kazakhstan, effective management décisions

Рассматривается текущее состояние и тенденции развития системы образования Казахстана, анализируются существующие проблемы управления ресурсами.

Examines the current status and trends of Kazakhstan s education system, analyzes the existing problems of resource

management.

Новый этап развития Республики Казахстан ориентирован на ускоренное продвижение Казахстана в сообщество 30 наиболее конкурентоспособных стран мира. Президентом страны намечены основные направления работы в следующем десятилетии, и немаловажная роль в их осуществлении отводится системе образования и науки.

Современное состояние и тенденции развития образования в республике, задачи, стоящие перед его различными уровнями, вызывают необходимость переосмысления их функций, роли и места в общей системе образования, выработки новых подходов для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения качества образования в целом.

Принятие эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества образования, невозможно без использования оперативной и достоверной информации о состоянии и тенденциях развития всей системы образования, ее анализа и адекватной интерпретации.

Исследование проблем развития системы высшего образования актуально с позиции изменения роли человеческого фактора и требований к последнему, «интеллектуального капитала» и профессиональных знаний, формирующихся в системе высшего образования. Профессиональная подготовка специалистов предполагает формирование мировоззрения, получение специалистами фундаментальных профессиональных знаний, навыков прогнозирования результатов управленческих решений [1], умения действовать в нестандартных ситуациях, реализацию творческого потенциала личности. Развитие образования, осознание его роли в обеспечении устойчивого экономического и социального развития государства, укреплении позиций в мировом сообществе, повышении уровня и качества жизни граждан обусловливает значимость реформирования системы высшего образования и актуальность исследования проблемы управления процессом реформирования.

Анализ текущего состояния и тенденций развития системы образования невозможен без комплексного учета социально-экономических и демографических факторов. Эти факторы определяют релевантность разновидностей и форм услуг в сфере образования, а также контекст, в котором развивается эта система.

Ориентация высшей школы на социализацию, самореализацию личности, развитие профессиональной подготовки, профессионального творчества обусловливает необходимость изменения целевых установок высших учебных заведений, условий и средств их реализации. Высокий профессионализм бакалавра или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.