Список литературы
1. Варакса Н.Г. Теория и методология формирования налогового механизма реализации налоговой политики на макро- и микроуровне в сельском хозяйстве: автореф. дис. д-ра экон. наук. Орел, 2011.
2. КосолаповА.И. Налоги и налогообложение [Текст] // А.И. Косолапов/ М.: Дашков и К°, 2015. 456 с.
3. Майбуров И.А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования // И.А. Майбуров / Финансы и кредит, 2015. № 8. С. 45-56.
4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст] // В.Г. Пансков. М.: МЦФЭР, 2014. 236 с.
5. Попова Л.В. и др. Теория и история налогообложения [Текст]: учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. 368 с.
6. Трубина Н.М. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития [Текст]// Н.М. Трубина, Ю.Ю. Косенкова / Социально-экономические явления и процессы, 2015. № 4. С. 106-110.
7. Чернышова О.Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России [Текст] // О.Н. Чернышова / Социально-экономические явления и процессы, 2016. № 1-2. С. 235-239.
УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЛЕВ-ТОЛСТОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Мазин А.О.
Мазин Артем Олегович - студент, кафедра государственной, муниципальной службы и менеджмента, (филиал),
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк
Аннотация: на сегодняшний день большую значимость приобретают проблемы социально-экономической устойчивости территории. Модель национальной экономики России должна учитывать общемировую тенденцию к формированию социально-устойчивых обществ, создающих условия стабильности и достойного существования граждан.
Ключевые слова: муниципальное образование, подход, управление, устойчивое развитие, показатели, экономика.
Отсутствие единого общегосударственного подхода в рассмотрении вопросов управления социально - экономическими системами муниципальных образований страны создает условия разнонаправленного развития территориальных единиц. Основной причиной данной ситуации послужило отсутствие системы управления, обеспечивающей устойчивое развитие муниципальных систем [1].
В современных условиях устойчивое развитие муниципального образования обязано обеспечить развитие инфраструктурных систем муниципальной территории, обеспечить безопасность граждан, предоставлять медицинское обслуживание, создавать рабочие места, оказываются торговые, бытовые и коммунальные услуги, при сохранении единого экономического пространства, а также поступательной динамике инновационного развития социальной и экономической сфер.
Необходимо подчеркнуть, что устойчивое развитие территории - это, во-первых, достижение баланса между хозяйственной деятельностью людей и состоянием окружающей среды, во-вторых, учет интересов настоящих и будущих поколений [2, с. 113].
Управление устойчивым развитием осуществляется с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий, посредством которых местное самоуправление стремится стимулировать развитие экономики и социальной сферы, увеличить налоговую базу, создавать новые рабочие места и т.д., что в свою очередь является еще одной особенностью развития территории.
В.Е. Шевченко, В.И. Белоусов предлагают основные разделы при разработке стратегического плана устойчивого развития муниципального образования:
1) анализ устойчивого состояния муниципального образования;
2) проектирование целей, задач, стратегических направлений социально - экономического развития;
3) разработка системы проектов и программных мероприятий;
4) оценка эффективности проектов и программных мероприятий;
5) общественная апробация программы [3. с. 225].
При проведении комплексной оценки потенциала муниципального образования более корректно говорить не об экономическом потенциале, а о социально - экономическом потенциале муниципального образования.
Социально-экономический потенциал Лев - Толстовского муниципального района Липецкой области, являющийся основой устойчивого развития, определяется природными, демографическими факторами и комплексом экономических объектов.
Основным источником социально - экономического развития муниципального района является привлечение инвестиций. В 2017 году рост объема инвестиций по отношению к предшествующему году с соответствующим темпом прироста составил 13,1 %. Это создает основу для дальнейшего увеличения экономических возможностей района. Крупнейшим инвестором Лев - Толстовского района является «Группа «Черкизово».
Рост промышленного производства составил 102% к соответствующему периоду прошлого года, рост произведенной продукции сельского хозяйств 116%, общий объем производства составил 12 млрд рублей.
Основой экономики района является сельское хозяйство. В структуре валового производства его доля составляет более 60%, что характеризует тенденции устойчивого развития отрасли как результат отдачи инвестиций и реализации целевых программ по поддержке сельскохозяйственного производства.
В течение ряда лет из областного и местного бюджетов велось финансирование мероприятий, направленных на доставку товаров народного потребления жителям сельских населенных пунктов.
В результате эффективного использования бюджетных средств достигнуты показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития потребительского рынка района: опережающие темпы роста оборота розничной торговли и объема бытовых услуг в сельской местности; изменение структуры оборота в сторону увеличения доли непродовольственных товаров, рост заготовительного оборота и т.д.
В целях решения существующих проблем в деятельности малого и среднего предпринимательства и создания оптимальных условий для их развития, сохранения стабильности функционирования потребительского рынка района особая роль отведена муниципальной целевой Программе «Развитие и модернизация экономики Лев - Толстовского муниципального района на 2015 - 2020 годы». Целью муниципальной программы является создание условий для развития экономического потенциала района, стимулирования экономической активности бизнеса. Основными задачами данной целевой программы является:
1) создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в районе.
2) создание благоприятных условий для развития субъектов торговой деятельности и бытового обслуживания населения района.
К ожидаемым конечным результатам выполнения Программы в 2020 году относятся:
- прирост инвестиций в основной капитал на 6%;
- прирост объема отгруженной продукции на 12%;
- прирост налоговых поступлений на 7%;
- увеличение среднемесячной заработной платы на 18%.
Список литературы
1. Андреев А.А. Проблемы устойчивого развития муниципальных образований в посткризисный период [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://municipal.uapa.ru/ruru/issue/2011/01/05/ (дата обращения: 02.04.2018).
2. Кузнецов О.Л. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек: учебник для вузов. СПБ.: Дубна, 2012. С. 113.
3. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: учебник для вузов. М.: РАГС, 2012. С. 225.