научный журнал
А. Н. Айриева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, г. Саратов, Россия
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМИ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Аннотация: В данной статье рассматривается сущность, особенности и классификационные виды кадрового риска, а также методы управления кадровыми рисками коммерческого банка. Автор раскрывает место и роль кадровой службы в организации управления кредитной организацией
Ключевые слова: риск, кадровый риск, классификация кадровых рисков, управление кадровыми рисками коммерческого банка, совершенствование методов управления кадровыми рисками банка
На сегодняшний день в экономической литературе не существует однозначного толкования кадрового риска коммерческого банка. Чаще всего термин кадровый риск встречается в рамках характеристики категории операционного риска коммерческого банка. В формулировке операционного риска довольно часто встречаются такие составляющие компоненты, как:
- появление отклонений в функционировании информационных систем и внутреннего контроля, которые способны повлечь за собой финансовые расходы или убытки. Такие риски могут быть вызваны ошибками людей, сбоями в компьютерной технике и внедрением слабых или неэффективных контрольных систем;
- недостатки внутренних процессов, т.е. вследствие внезапного появления сбоев или отклонений в процессах внутренней работы;
- риски сокращения доходов или уменьшения капитала, связанные с оказанием услуг или размещением продуктов.
Терминология операционного риска позволяет выделить четыре подхода:
Операционный рискам представляет собой прочую разновидность финансовых рисков, что слишком неопределенно и не позволяет правильно подобрать инструментарий управления.
С точки зрения области возникновения, источником появления такого риска становятся ошибки при обработке данных, информационные сбои, неполадки оборудования или техники, нарушение правил проведения операций и т.д.. В данном случае уделяется внимание процедуре выполнения операций (стадиям обработки), без учета возможных случаев
научный журнал
финансового мошенничества, превышением должностных полномочий, неграмотным использованием методов оценки финансовых инструментов.
С третьей позиции оценивается значимость контроля со стороны организации за операционными рисками. Поэтому операционный риск появляется как результат некорректной работы системы внутреннего контроля в организации. В этом определении нельзя учесть внешнее мошенничество, хакерские атаки и др.
Четвертый подход трактует операционный риск в качестве риска от появления прямых или косвенных потерь связанных с неправильным построением бизнес-процессов, неэффективной процедурой контроля внутренней деятельности, технологических сбоев, несанкционированного поведения сотрудников или внешнего воздействия. Из всех приведенных, такое определение более лаконичное и точное.
В процессе реформирования мировой кредитной системы, согласно Базельскому соглашению по капиталу, «операционный риск определяется как риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий». [1] Причем в данный вид банковских рисков включен и юридический или правовой риск.
Банк России придерживается следующего определения понятия «операционный риск»: «Под операционным риском понимается риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий». [4]
На основании вышесказанного видно, что кадровый риск действительно является составной компонентой операционных рисков банка и в целях дальнейшего исследования должен быть идентифицирован и проанализирован. Нами предлагается следующая классификация операционного и кадрового рисков.
научный журнал
ИСТОЧНИКИ ОПЕРАЦИОНННЫХ РИСКОВ
/ / 1 \
Качество управления Риски систем Человеческий фактор Процессы* Форс-мажор
Ошибки в принятии решений Применение устаревших технологий Мошенничество Оценка ценных буммаг Наводнения
Недостаток привлекаемых данных Низкая эффективность систем Нехватка кадров Перевод денег Землятресения
Игнорирование предупредительных сигналов Недостаточная надежность систем Некомпетентно сть персонала Риск поставки Терроризм
Низкая квалификация персонала Совместимость систем Риск контрагентов Войны
Недостаточн ый контроль Волнения, забастовки
Проблемы с поставщиками
Рисунок 1 - Схема источников возникновения операционных рисков
[1]
Операционные риски можно разделить по признаку источника возникновения на обусловленные неудовлетворительным качеством управления, нарушениями в функционировании систем, поведением сотрудников, организацией текущей деятельности и чрезвычайными обстоятельствами.
Кроме того, следует отметить, что большая количество видов операционных рисков связана с деятельностью человека. Например, прямые и косвенные потери (убытки) возникают из-за ошибок персонала в части соблюдения внутренних регламентов и процедур, ошибок в принятии управленческих решений, хищений, злоупотреблений, недостаточной компетентности кадров и низкого уровня их квалификации. Отметим, что и убытки вызваны сбоями в работе телекоммуникаций, вычислительной техники и информационных систем также вызваны ошибками людей.
Поскольку персонал, и в бизнесе, и в финансовой среде объективно считается одним из главных активов, менеджеры сбрасывать его со счетов не должны. Конкретными источниками кадрового риска может стать ошибки должностных лиц, менеджмента различного уровня и качества принятых решений. Понятно, что их причинами становятся низкий уровень квалификации кадров, использование при принятии решений ограниченного круга данных, игнорирование предупредительных сигналов о первых признаках потерь и некоторые другие.
научный журнал
Отдельной группой классифицируются риски в связи со злоупотреблением и мошенничеством сотрудников, а также достаточно низким уровнем качества применяемых мероприятий, направленных на минимизацию злоупотреблений. По сути мошенничество становится следствием внутренних проблем и ошибок. Например, вовлечение кредитной организации в финансовые сделки с теневым сектором или криминальной средой, проведение сделок при сокрытии возможных результатов, которые приносят ущерб банку.
Прочей формой проявления кадрового риска может стать зависимость банка от ограниченного числа сотрудников. Так, известны случаи, когда при увольнении специалистов IT-технологий происходила остановка технологического процесса, или уходе менеджера в другую компанию за ним следовали и клиенты. В таких случаях достаточно определяющую роль способна сыграть корпоративная культура организации или система условий индивидуального контракта со специалистами.
Достаточно высокие потери коммерчески банкам способна принести и некачественная юридическая документация. Причинами возникновения проблемы могут быть низкая квалификации сотрудников юридических отделов, невнимательность или халатность. Из-за частного изменения законодательных норм также возникают дополнительные убытки и нарушения финансовых обязательств. Решение проблем здесь видится во внедрении системы мониторинга нормативной базы, а также целенаправленной работы юристов по наиболее рискованным операциям, виды которых каждый банк определяет индивидуально. Возможно и норма применения индивидуального способа рассмотрения договоров, имеющих нестандартные условия.
Сбои в работе информационных систем из-за ошибок, возникающих в компьютерных программах следует отнести в отдельную группу. Несмотря на то, что информационные технологии повышают эффективность банковских операций, они становятся и источником операционного риска. Среди наиболее часто встречающихся причин следует отметить недоступность систем в нужное время из-за сбоев, связанных с техническими неполадками, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, подверженности атакам хакеров, неавторизованным доступом и вирусами, перебоями электропитания и др.
Снизить такие риски позволяет жесткая система тестирования программ до их ввода в эксплуатацию, наличие адекватной технической документации и четкое фиксирование ответственности разработчика в соответствующих договорах.
Полагаем, что под термином кадрового риска следует понимать риск возникновения убытков в результате нарушения сотрудниками кредитной организации и (или) иными лицами банковских операций вследствие
научный журнал
непреднамеренных или умышленных действий (или бездействий). Следует отметить, что кадровые риски включают в себя различные их виды в зависимости от таких признаков как неправильное определение должностных обязанностей, несоответствие квалификационным требованиям, неточное разъяснение целей и задач для коллектива, недобросовестность сотрудников, превышение должностных полномочий, несоответствие стиля руководства, корпоративной культуры, нововведений и другие. Такой вариант определения достаточно полный и включает понятный перечень возможных причин и проблем. Считаем, что такое определение вполне универсально и может применяться не только для коммерческих банков, но и для прочих финансовых институтов.
Управление операционными рисками, по прежнему, является одной из наиболее обсуждаемых тем и в финансовой, и в банковской сферах. Целью управления являются предотвращение негативных последствий, которые могут возникать в текущей деятельности кредитной организации, а также усиление контроля за бизнес-процессами.
Полагаем, что управление кадровыми рисками следует рассматривать как системный процесс с определенным набором элементов, базирующийся на идентификации рисков, их оценке, принятии решений и мониторинге. В основе организации непрерывного процесса управления кадровыми рисками лежит деловая политика коммерческого банка, способствующая оптимизации и совершенствованию работы банка в целом.
Идентификация риска, как первый этап управления, не вызывает особых сложностей у менеджеров. Они появляются в ходе оценки риска. Поскольку большинство кадровых рисков относится к внутренней операционной среде, по ним нелегко установить четкие математико-статистические зависимости между отдельными позициями, вероятностью и размером операционных потерь. На этапе принятия управленческих решений важное значение приобретает мониторинг их реализации. Альтернативный выбор прибыли или убытка прослеживается на последнем этапе управления. Здесь, с одной стороны, банки должны создавать резервы на возможные потери, а с другой - кадровые риски могут создавать возможность появления прибыли. Задача менеджмента и заключается в том, чтобы такие риски приносили прибыль и формировали экономический капитал банка.
Исследование мировой практики управления кадровыми рисками позволяет выделить несколько элементов: контроллинг, операционный контроль внутренних процессов и система предупредительных сигналов. Определение цели, сбор информации и ее обработку для выявления областей возникновения риска, а также организацию соответствующих информационных потоков предполагает контроллинг. Оперативный
научный журнал
контроль внутренних систем заключается в осуществлении контроля процессов и информационных систем на местах, контроль соблюдения внешних и внутренних норм деятельности, а также разработку мероприятий по защите от негативного влияния операционных рисков. На идентификацию предупредительных сигналов риска ориентирован третий элемент системы. С этой целью обозначаются области потенциальных рисков и причины их возникновения. Так, например, выясняются причины болезни или увольнения сотрудников, возможные процедуры устранения сбоев в работе компьютерных систем и др. Предупредительные сигналы необходимы для выработки системы мер раннего реагирования на проблемы. Например, мер по предотвращению перегрузки информационных систем, охраны здоровья сотрудников, улучшению условий работы персонала и др. На основе анализа предупредительных сигналов подводятся итоги, результаты которых передаются менеджерам высшего звена с целью принятия адекватных мер.
Учитывая отечественный и зарубежный опыт, важнейшими методами управления кадровыми рисками кредитных организаций следует считать: разработку внутренних положений по работе с персоналом, проведения стажировок, использование карьерных карт, создание резервного фонда трудовых ресурсов (банка данных о персонале), проведение курсов повышения подготовки и дополнительного обучения, своевременное информирование людей, постановку ясных целей и стратегии, гибкое планирование и организацию, стимулирование персонала и его вовлечение в изменения на всех этапах, целевое воздействие на поведение персонала и другие.
Большую роль во внедрении системы риск-менеджмента кадрового риска играет самосознание сотрудников банка, так как они возникают на уровне подразделений, как вследствие ошибок персонала, сбоев в работе информационных систем, так нарушения бизнес-процессов. Этому помогает тестирование сотрудников банка, позволяющее предупредить возможные потери или избежать их.
В процессе регулирования выявленных кадровых рисков на данный момент известны два диаметрально противоположные способа -избежание и управление. Основными методами управления рисками считаются создание достаточных резервов, страхование, минимизация, наращивание капитала и др. В итоге, для того чтобы не допускать значительных потерь, экономить на расходах, связанных с созданием резервов, следует проводить политику, направленную на минимизацию рисков и добиваться прироста доходов (прибыли), являющихся источником роста капитальной базы кредитной организации.
Таким образом, управление кадровыми рисками занимает особое место в организации деятельности и организационной структуре
2017, №2
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
управления. Поскольку они способны усилить любой допустимый банковский риск, их необходимо тщательно изучать анализировать и учитывать в любой сфере банковского обслуживания.
1. Банковские риски: Учебное пособие/ Под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Финансово-кредитный словарь / Под ред. А.Г. Грязновой и др. М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Политика управления рисками Банка России. Официальный Сайт Центрального банка России [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru (дата обращения 22.11.2017)
5. Ценина Т.Т. Управление рисками: учеб. пособие / Т.Т. Ценина, Е.В. Ценина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 227 с.
6. Официальный Сайт Центрального банка России [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru (дата обращения 22.11.2017)
7. Рэйтинговое агенство РАэксперт [Электронный ресурс]: URL: http://www.raexpert.m/(дата обращения 10.02.2017)
:: Abstract: In this article the essence, features and classification types of personnel x risk, as well as methods of management of personnel risks of a commercial bank i> are considered. The author reveals the place and role of the personnel service in < the management organization of a credit organization
;: Keywords: risk, personnel risk, classification of personnel risks, management of x personnel risks of a commercial bank, improvement of methods of personnel risk
Библиографический список
A. N. Airieva
Managing the personnel risks of a commercial bank
л л s
management of a bank