Научная статья на тему 'Управление качеством в процессе организации производства'

Управление качеством в процессе организации производства Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
105
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Бычкин Матвей Вячеславович

В статье предлагается новый подход повышения качества работы авиапредприятия с использованием предложений его со-трудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Бычкин Матвей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN PROCESS ORGANIZATION OF PRODUCTION

The article offers a new way of increasing quality in work of aviation company with use ideas its staff.

Текст научной работы на тему «Управление качеством в процессе организации производства»

2007 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 122

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

УДК 629.735

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

М.В.БЫЧКИН

Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

В статье предлагается новый подход повышения качества работы авиапредприятия с использованием предложений его сотрудников.

Повышение качества продукции не может быть обеспечено усилиями отдельных представителей администрации, отдельных специализированных подразделений, тем более введением все более громоздких систем отчетности и контроля, как отмечается в работах отечественных и зарубежных ученых. Улучшение может быть достигнуто только тогда, когда как высшая администрация, так и, особенно, непосредственные исполнители отдельных операций технологического процесса заинтересованы в повышении качества и постоянно ищут способы его повышения.

Предлагаемая в настоящей статье модель системы непрерывного повышения качества работы авиапредприятия основана исключительно на использовании предложений сотрудников, заинтересованных как в улучшении условий собственного труда, так и в улучшении его результатов [2]. Основным звеном системы является «квалиметрический анализ», особая последовательность операций по получению и обработке данных, приводящая к выработке рекомендаций по повышению качества. Помимо квалимет-рического анализа система включает выполнение ряда прогнозных операций. Последние не могут быть выполнены в достаточном объеме только силами сотрудников авиапредприятия, но требуют привлечения (в качестве ориентирующей информации) данных прогнозных разработок, выполненных на отраслевом и межотраслевом уровнях. Однако в использовании этих прогнозных данных главную роль играют суждения «экспертов», привлекаемых из числа специалистов авиапредприятия. Заинтересованность в повышении качества и сотрудничество с организатором работы - квалиметрологом -предусматривает как материальное стимулирование, так и обращение к разуму и чувству достоинства людей, стимулирование у них гордости за выполняемую работу, за свою квалификацию, за организацию, в которой они работают. Нужна демонстрация того, что от рядовых сотрудников и работников среднего звена требуется не механическое исполнение операций, но в большей степени - предложения по усовершенствованию технологии и условий труда: внимательном учёте всех предложений сотрудников; дорабатывании, при необходимости, этих предложений вместе с ними; немедленном внедрении рациональных предложений; моральном и материальном поощрении сотрудников.

Работа с применением квалиметрического анализа должна превратиться в систематически используемое средство повышения качества продукции с одновременным улучшением условий труда сотрудников авиапредприятия. Общая схема повышения качества в процессе организации производства приведена на рис. 1.

Квалиметрический анализ позволяет быстро выявить факторы, негативно влияющие на качество условий труда и качество выполнения производственных функций, найти количественные оценки значимости этих факторов и немедленно выработать рекомендации по устранению наиболее значимых.

Общая последовательность действий организатора при реализации первого цикла квалиметрического анализа приведена на рис. 2, где основной процедурой является опрос экспертов, выполняемый в три этапа. Остальные действия, выполняемые организатором, состоят в обработке появляющейся информации. То есть по каждому из выбранных факторов, на устранение вредного влияния которых следует направить первоочередные усилия, может быть придётся применить собственную методику опроса для выявления путей их устранения, причём получаемые рекомендации по усовершенствованию технологического процесса оказываются направленными как на повышение качества выпускаемой продукции, так и одновременно на улучшение и облегчение условий труда.

Действия организаторов

Рис. 1

Рис. 2

Выполнение кратко- и среднесрочного прогноза требований потребителей, а также выполнение (или использование уже имеющегося) средне- и долгосрочного прогноза новых технологий, предназначенных для производства продукции требуемого назначения, включает второй «стратегический» цикл. С использованием этих прогнозов происходит выбор для реализации тех предложений специалистов, которые направлены на коренную перестройку существующей системы производства и требуют для реализации существенных затрат (например, замена устаревшего оборудования новым).

Мероприятия «стратегического» цикла выполняют после того, как внедрены хотя бы некоторые из рекомендаций, полученных в результате 1-го цикла. Прогнозные операции частично могут быть выполнены с привлечением специалистов обслуживаемого предприятия. При этом используют специальные способы организации работы с этими экспертами: - способ «фокусгрупп», способ встречного проектирования [1] и др., однако, основную часть прогнозных данных, особенно долгосрочных прогнозов, должен подготовить организатор. Эти прогнозные данные можно получить в специализированных институ-

тах, министерствах и ведомостях, а также почерпнуть из выпусков «экспресс-информации» по соответствующей подотрасли. После подготовки прогнозных данных производят переоценку роли тех факторов, устранение которых требует существенных затрат. При этом в состав экспертной группы включают представителей администрации авиапредприятия. Полученные в результате опроса предложения включают в план совершенствования технологии производства, который выполняют по мере появления возможностей.

Таким образом рассмотренная модель квалиметрического анализа не требует создания дополнительных организационных структур на авиапредприятиях и может рассматриваться как эффективное средство создания системы непрерывного повышения качества продукции с одновременным улучшением условий труда При этом у работников создаётся заинтересованность в разработке предложений, направленных на совершенствование производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методы квалиметрии в машиностроении. Учебное пособие; Под ред. В.Я. Кершенбаума и др. - М., 1999.

2. Скрипка В. Л., Холопов В.Н. Принципы создания систем непрерывного повышения качества продукции // Состояние и проблемы измерений. Тезисы докладов. - М., 2000, с. 249-251.

3. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг. Стандарты и качество. 2001, №4.

QUALITY MANAGEMENT IN PROCESS ORGANIZATION OF PRODUCTION

Bytchkin M.V.

The article offers a new way of increasing quality in work of aviation company with use ideas its staff.

Сведения об авторе

Бычкин Матвей Вячеславович, 1981 г.р., окончил МГТУ ГА (2004), аспирант МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - безопасность полётов, управление качеством работы авиапредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.