УДК 316
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ Е.Ю. Тернер, Д.М. Шайхутдинова
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования системы управления качеством в образовании. Цель статьи - обоснование нормативных, теоретических и методических основ разработки системы менеджмента качества в образовательных организациях. Авторами приведена иерархическая структура качества образования, позволяющая построить единую систему управления образовательных организаций на общероссийском уровне. Статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей и сотрудников образовательных организаций, занимающихся вопросами совершенствования качества образования.
Ключевые слова: образование, качество, система менеджмента качества, совершенствование, показатели качества.
QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATION: HIGHLIGHTS E. Turner, D. Shaikhutdinova
Abstract. The relevance of the article is caused by the necessity of improving the quality management system in education. The goal of article is justification normative, theoretical and methodological foundations of quality management system development in educational programs. The authors have shown the hierarchical structure of the educational quality that allows to build unified management system of educational institutions on the all-Russian level. The article is intended for teachers, researchers, managers and employees of educational organizations that involved in improving the quality of education.
Keywords: education, quality, quality management system, improvement, quality indicators.
В последние годы проблема оценки качества образования, а также организационно-управленческие, педагогические и иные методы ее решения кардинально трансформировались, что находит отражение в практической деятельности образовательных организаций РФ разного уровня. Одним из направлений, реализация которого позволила бы системе образования быть конкурентоспособной, является применение принципов всеобщего управления качеством и внедрение систем менеджмента качества. Качество образования в образовательных организациях разного уровня должно соответствовать современным требованиям в области качества, в том числе и тенденциям все более широкого использования наукоемких технологий и информационных ресурсов общества, достижений в области компьютерных информационно-
коммуникационных систем, инновационных подходов к формированию и развитию личности субъекта образования [6].
Современную систему управления качеством образования в России можно рассматриватьструктурно следующим образом: федеральная система, региональная,
муниципальная и уровень образовательной организации, см. рис. 1. Каждый уровень характеризуется своими особенностями:
На федеральном уровне система управления качества регулируется нормативно-
законодательной базой: «Законом об
образовании», и другими нормативными актами, например: приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность» и др. В Законе об образованииРФ имеется ряд статей, устанавливающих регламент в области обеспечения и контроля качества образования. Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования. В этой же статье есть разъяснение: «Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов» [1].
Рисунок 1. - Иерархия качества образования
В статье 95 вышеназванного закона описана деятельность организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования в образовательных организациях разного уровня. «Независимая оценка качества образования - рассматривает соответствие предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную
деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках». Однако, любая оценка, проведенная в рамках данной статьи, не ведет за собой ответственных мер и решений, например, таких как лишение лицензии или аккредитации, в данном случае, функционально такие проверки направлены на выявление уровня организации работы учреждений образованияпо реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. В статье 90 Закона об образовании установлен регламент образовательной деятельности, который включает в себя:
1) лицензирование образовательной деятельности;
2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;
3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Таким образом, Закон об образовании как регулирующий документ предполагает осуществления контроля и оценки качества образования по следующим основным позициям:
- качество образовательной программы;
- качество потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
- качество потенциала обучающихся (на входе учебного заведения - качества потенциала абитуриентов, на выходе — качества потенциала выпускников);
- качество средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.);
- качество образовательных технологий;
- качество управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании) [5].
Эти процедуры заложены в аккредитационные и лицензионные показатели оценки качества образования, контролируются Рособрнадзором РФ. Важнейшим показателем для выдачи лицензии и аккредитации образовательной организации является соответствие предоставляемых образовательных услуг населению федеральным государственным образовательным стандартам.
Следующие два уровня - региональный и муниципальный - в сфере управления качеством образования осуществляют сходные функции, т.к. руководители надзорных органов в сфере образования также руководствуются основным документом «Законом об образовании», кроме него, могут применяться региональные и локальные нормативные акты, регулирующие
деятельность образовательных организаций в области качества образования. По нашему мнению, именно на данных уровнях могла бы быть сосредоточена основная деятельность по оценке качества образования в образовательных организациях региона и муниципалитета.
Во-первых: управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. Введение системы управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления -регламентацию коммуникаций между органами образования, руководителями образовательных организаций, общественными организациями (и в частности теми организациями, которые проводят независимую экспертизу качества образования в образовательных организациях).
Во вторых, регламенты управления качеством образования, подробно
прописывающие последовательность
выполнения операций, сами операции, способы, отдельные приемы и действия, являются основой для обеспечения качества образования, так как в значительной степени гарантируют эффективное исполнение принятых управленческих решений. Логика развития системы управления качеством образования, опирающаяся на системную и объективную оценку деятельности
образовательных организаций, участие общественных экспертов во внешних независимых процедурах оценки качества образования и развитие электронного
управления образовательной организацией, объективно обуславливает разработку и внедрение систем менеджмента качества (СМК) в образовательных организациях. Более того, наличие СМК в образовательных организациях позволит в будущем решить задачу переноса центра тяжести с процедур внешнего контроля качества и оценки результатов образовательного процесса на использование результатов внутреннего контроля и самооценки, что при открытости для общественного наблюдения данных процедур многократно повысит уровень доверия к образовательным организациям.
В-третьих, СМК позволит структурировать документооборот и выделить определенный перечень документов:
1. Нормативно-закрепленные заявления о миссии, целях и программных задачах образовательной организации в области обеспечения качества образования.
2. Документы, регламентирующие деятельность структур, созданных для управления качеством, требования к качеству образовательного процесса: критерии и показатели, увязанные с ФГОС и образовательной программой ОО, документированные процедуры (регламенты) системы управления качеством.
3. Документированные регламенты ведения документации по исполнению требований ФГОС, включая ведение личных дел работников, сопутствующие процессы: отбор кадров, хозяйственную деятельность и бухгалтерский учет.
4. Документированные регламенты реализации образовательных программ, включая учебную, внеучебную и практико-ориентированную деятельность обучающихся; регламенты развития самоуправления в образовательных организациях.
5. Документы, необходимые для планирования, осуществления процессов и управления ими.
6. Документы, регламентирующие связь с потребителями образовательных услуг: договоры, публичный доклад, записи архивов по прохождению обращений, включая жалобы, запросы, контракты, заказы, задания.
7. Документы, регламентирующие сам документооборот: формы документов, обеспечивающие их идентификацию и восстановление, требования к процедуре ведения документооборота, срокам хранения и изъятия [6].
Таким образом, введение СМК в образовательных организациях позволит
решить многие проблемы в управление качеством образования на региональном и муниципальным уровнях.
Последний уровень - уровень образовательной организации является ключевым в развитии системы оценки качества образования, т.к. на уровне образовательной организации ведется контроль в области внешних и внутренних процессов, процедур независимой оценки качества образования, аудита, самооценки.
В Статье 28 «Закона об образовании» указано - «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ...»; обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации). Введение СМК, как было сказано выше, позволит решить проблему объективности в оценке качества образования, а также унифицировать данную систему в единый общепринятый алгоритм, и принять общую методику оценки качества в образовательных организациях.
СМК как система способна предоставлять информацию о качестве образования по всем основным показателям: соответствие предоставляемых образовательных услуг образовательной организацией ФГОС, соответствие основных и вспомогательных процессов в образовательной организации лицензионным и аккредитационным показателям, мониторинг внешних процессов (например, социальное партнерство), мониторинг внутренних процессов (аттестация обучаемых, повышение квалификации преподавателей и т.д.). На наш взгляд, также важным достоинством СМК является сбор и анализ информации о качестве образования в образовательных организациях на разных уровнях от федерального до муниципального: при этом в СМК есть возможность использовать результативные и эффективные методы. Например, к таким методам относятся: отслеживание удовлетворенности субъектов образования и других заинтересованных сторон; внутренние аудиты; измерение финансовых показателей; самооценка. В свою очередь эти показателя делятся на информацию об удовлетворенности участников образовательного процесса,
анкетирование и обзоры; отчеты образовательных организаций; сообщения в различных средствах информации, т.е. всегда можно найти источник несоответствия показателя качества заданным критериям.
К сожалению, приходится констатировать, что основная проблема СМК в образовании -это ее декларированность, но не внедрение, и отчасти, поэтому не соблюдение норм качества, отсутствие непрерывного
совершенствования, излишняя
документированность. Авторы считают, внедрение СМК на всех уровнях образования может способствовать:
- созданию единой концептуально-методологической базы и единых подходов к измерению качества образования [8];
- консолидации деятельности различных организаций (от федеральных до муниципальных), занимающихся проблемами качества образования;
- научно-методическому обеспечению процесса оценки качества образования;
- решению кадрового вопроса в области оценки качества образования;
- оценке качества образования на всех ступенях и уровнях образования, а не только оценке качества обучения;
- оценке качества строго по рекомендуемым в СМК процедурам, а не по инструментарию, разработанному в образовательной организации, авторскому или какому-либо другому.
Литература:
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-оЪ^оуапи-2013/
2. ГОСТ Р 52614.2-2006 - Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2011 в сфере образования.
3. Бадертдинова Э.М. Управление качеством образовательного процесса в системе среднего профессионального образования / Э.М. Бадертдинова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -Выпуск № 77. - 2008. - С. 252-256.
4. Логинова О.Б. Проблемы оценки качества образования в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] / О.Б. Логинова. - Режим доступа: http://psyhoinfo.ru
5. Шайхутдинова ДМ. Вопросы стандартизации качества в сфере среднего профессионального образования / Д.М. Шайхутдинова // Современное профессиональное
образование: проблемы, прогнозы, решения: Сборник докладов Международной научно-практической заочной конференции (16 мая 2016 г.); под научной редакцией член-корр. РАО, д.п.н., профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Данис», 2016. - С. 174-179.
6. Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // автор - состав. Покасов В.Ф., к.и.н. - Ставрополь: СКИРОПК и ПРО, 2012. - 145 с.
7. Шайхутдинова Г.А. Мониторинг воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования / Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 98-203.
8. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Ф.Г., Гильманов А.З. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда / Ф.Ш. Мухаметзянова, Ф.Г. Мухаметзянова, А.З. Гильманов // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 6(101). - С. 916.
Сведения об авторах:
Тернер Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Института управления инновациями ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: elurmax@mail.ru
Шайхутдинова Далия Маратовна (г. Казань, Россия), магистрант 1 курса факультета промышленной политики и бизнес-администрирования, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: usds@yandex.ru
Data about the authors:
E. Turner (Kazan, Russia), candidate of pedagogic science, Associate Professor at the Department of management and and entrepreneurship Innovation Management Institute in Kazan National Research Technological University, e-mail: elurmax@mail.ru
D. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), 1st course Master's student of faculty of industrial policy and business administration in Kazan National Research Technological University, e-mail: usds@yandex.ru