УДК 342.8 ББК 67.620
УПРАВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2015 Г.)
О.А. РОГОЗИНА, ОУВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия
e-mail: olgarogozina94@yandex. ru М.С. НАГОРНАЯ, ОУ ВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия e-mail: marya. nagornaya@mail. ru
Аннотация
Действующая система избирательных комиссий в РФ является важнейшим организационным механизмом, обеспечивающим обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления. На основе статистических данных проанализированы результаты выборов 2015 г. в Челябинской области, выявлены их особенности. Составлен социальный и профессиональный портрет членов ИК ЧО, проанализирована ее деятельность при проведении выборов, отмечены положительные и негативные стороны, даны конкретные рекомендации по оптимизации избирательного процесса.
Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, Законодательное собрание Челябинской области, избирательная комиссия Челябинской области.
Актуальность. Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицируемые выборы являются обязательным атрибутом современной российской государственности, что объективно способствует повышению роли и значения опосредующего их избирательного права, образующего юридический фундамент формирования и функционирования всех институтов системы представительной демократии.
Ведущую роль в организации и проведении выборов всех уровней играют избирательные комиссии. Это коллегиальные органы, независимые в своих решениях и действиях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, которые действуют на основании Конституции РФ, Федеральных законов и Кодексов РФ (ФЗ № 67, ФЗ № 95, ФЗ № 19 и т.д.).
Избирательная комиссия Челябинской области, образованная в 1995 г., имеет свою богатую историю и позитивный опыт деятельности. ИК ЧО работает на постоянной основе, входит в систему избирательных комиссий по организации и проведению выборов президента, депутатов
государственной думы и иных федеральных органов государственной власти. ИК ЧО на территории области контролирует соблюдение
избирательных прав граждан и права их на участие в референдуме Российской Федерации, не связана с решениями партий, политических движений и иных общественных объединений. Комиссия является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации [6].
С целью оценки профессионализма существующего состава избирательной комиссии ЧО, нами был составлен социальный и профессиональный портрет членов ИК ЧО действующего созыва. Из 12 человек, входящих в состав ИК ЧО, 4 (33,5%) женщины и 8 (66,5%) мужчин, каждый член ИК ЧО имеет одно или несколько высших образований, чаще по специальности "Юриспруденция", возраст варьируется от 33 до 66 лет, все имеют достаточный опыт работы в государственных и муниципальных органах власти. За исключением председателя и секретаря ИК ЧО, 5 ее членов назначены губернатором области, 2 - законодательным собранием ЧО и 3 человека назначены в порядке выдвижения их кандидатур партиями [6].
13 сентября 2015 г. в Челябинской области прошли выборы депутатов законодательного собрания Челябинской области VI созыва и представительных органов власти ряда муниципалитетов.
Основной проблемой избирательного процесса стала низкая явка избирателей, всего в
выборах в региональный парламент могли принять участие 2 715 204 избирателей, более половины - 1 593 281 человек (58,68%) [5] не использовали свое активное избирательное право, наиболее низкие показатели по региону представлены в столице Южного Урала (34%), в то время как в сельской местности показатели гораздо выше (80,33%). Электоральная активность жителей Южного Урала (41,32%) отличается от средних показателей по России (51,4%) и других субъектов РФ (min: 21% -Архангельская область; max: 84% - Татарстан), область заняла середину рейтинга [4].
Невысокая явка, на наш взгляд, обусловлена неучастием в избирательном процессе целого ряда категорий населения. Например, по данным социологических опросов наиболее
электорально активным населением являются люди пенсионного возраста: 81% изъявляют готовность участвовать в выборах, но так как Единый день голосования был назначен на время пика сезонных и дачных работ, основная масса пенсионеров не смогла реализовать своё конституционное право.
Еще одной проблемой, выявленной нами в ходе проведения выборов в региональный парламент, стало нарушение конституционных прав [1, 2] молодых избирателей - иногородних студентов. Из-за неотлаженности механизма взаимодействия администрации студенческих общежитий с Федеральной миграционной службой России, территориальные
избирательные комиссии не смогли внести иногородних студентов в списки избирателей к началу выборов (выборы 2015 г. не предусматривали открепительных
удостоверений).
Мы считаем целесообразным инициирование переноса единого дня голосования на ноябрь, март (как, например, было ранее: парламентские выборы 07.12.2003, 02.12.2007 и 04.12.2011 гг. в государственную думу РФ и 14.03.2004, 02.03.2008, 04.03.2012 гг. президентские выборы в РФ).
Повысить интерес граждан РФ к избирательному процессу, на наш взгляд, поможет принятый 26.02.2016 г. федеральный закон об обязательном участии зарегистрированных кандидатов в
предвыборных теледебатах [3]. Результатом введения данного закона прогнозируется не только большая информированность избирателей о кандидатах и о предстоящих выборах, но и максимальная открытость и
конкурентоспособность политических
программ. В дальнейшем же, возможно увеличение явки посредством ведения диалога с гражданами, повышение народного
представительства, качества выборов и более доверительного отношения к кандидатам, отстоявшим свою точку зрения перед целевой аудиторией.
Выборы в законодательное собрание Челябинской области проходили по смешанной электоральной системе, достаточно активно в избирательном процессе проявили себя политические партии. Всего в кампании участвовали 8 из 77 зарегистрированных политических партий: "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Российский Объединенный Трудовой Фронт", "Родина" и "Патриоты России" [5]. За политическую партию "Единая Россия" было отдано 624 859 голосов южноуральцев, что составляет 56,16% (в 2010 г.
- 55,73%), за "Справедливую Россию" было отдано 177 391 голосов - 15,94% (в 2010 г. -14,61%), за КПРФ проголосовали 130 172 избирателей - 11,70% (ранее 11,81%), за ЛДПР
- 111 540 - 10,03% (прежде - 9,16%) и за "Яблоко" - 21 863 избирателя - 1,97% (в 2010 -2,53%).
Таким образом, мы видим, что политическая партия "Единая Россия" вновь одержала победу над оппозиционными партиями, незначительно увеличив электоральную аудиторию. Партия "Справедливая Россия" также упрочила свои позиции, увеличив число проголосовавших на 1,33%, в такой же положительной динамике держалась партия "ЛДПР", которая, хоть и незначительно, но увеличила свой процент на 0,87. Отрицательная динамика наблюдалась у партии "КПРФ", потерявшей 0,11% голосов избирателей.
Наиболее сложной задачей ИК в рамках управления избирательным процессом является предотвращение нарушений. В ходе анализируемых выборов в Челябинской области было зафиксировано 116 нарушений.
15.09.15 г. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.1 ст. 142 УК РФ (фальсификация избирательных документов) по факту нарушений в день выборов на 4 участках в Еманжелинске. В результате пересчета бюллетеней оказалось, что 747 человек предпочли оппозиционные партии, а их голоса оказались "отданы" "Единой России" [7], в результате СР было добавлено 387 голосов,
остальные - ЛДПР и КПРФ, бюллетени за "Яблоко" оказались в порядке. Пересчет проводился по инициативе КПРФ. Аналогичную процедуру справедливороссы инициировали в другом райцентре - Увельском, там пересматривались бюллетени на двух участках. Ранее эсеры добились возбуждения уголовного
Нарушения при проведении выборов 13.09.2015
дела по факту фальсификации избирательных документов на участке № 602 в Курчатовском районе Челябинска. Доследственная проверка по их заявлению велась по нарушениям на участке № 516 в Калининском районе Челябинска, где избирательная комиссия аннулировала результаты голосования.
Таблица 1.
ЧО РФ (всего) тах тт
Нарушения 116 1773 Костромская область - 232 Самарская область - 217 По 20 субъектам РФ нарушений не выявлено
После подведения официальных итогов выборов 2015 г., председатель ИК ЧО Ирина Аркадьевна Старостина заявила, что на основании 133 жалоб и обращений граждан на 8 участках произошел пересчет голосов: "На четырех участках протоколы, составленные в избирательных комиссиях, подтвердились, на четырех участках есть расхождения. Составлены новые протоколы, введены новые цифры и подведены итоги, но расклад каким был, таким и остается" [7].
Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и местного самоуправления и, тем самым, реализуют свое конституционное право.
Несмотря на все выявленные нарушения в ходе проведения выборов, избирательными комиссиями всех уровней во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления создаются все необходимые условия для реализации избирательных прав граждан РФ, полномочий нижестоящих избирательных комиссий. На наш взгляд, органам государственной власти, избирательным комиссиям, политическим партиям и всем заинтересованными лицам необходимо провести работу над ошибками, учесть результаты выборов 2015 г., выработать стратегию избирательной кампании 2016 г. и обратиться к опыту субъектов РФ с более высоким уровнем явки избирателей и минимальным количеством нарушений. Ведь от результатов выборов 2015 г. напрямую зависят
принципиальные решения по выборам 2016 г. и проведение последующих, что, прежде всего, касается и стратегии власти, и судьбы системных партий.
К числу первоочередных мероприятий для оптимизации избирательного процесса на наш взгляд, необходимо:
- разработать систему мер на законодательном уровне, которые были бы направлены на повышение явки избирателей, а также привлечение молодежи к участию в ЕДГ, и изменить дату проведения (например, ноябрь/март) для объективности результатов и полной реализации конституционных прав всех категорий граждан, в т.ч. пенсионеров и студентов;
- разработать подробный алгоритм действий, направленный на снижение нарушений и сведение их к нулю для избирательных комиссий всех уровней, для специалистов, которые контролируют процесс проведения выборов, начиная от проведения предвыборных кампаний и заканчивая подсчетом голосов;
- дать теоретическое обоснование использования административного ресурса при проведении выборов на законодательном уровне и контролировать соблюдение предписанных ограничений политическими партиями и кандидатами;
- выработать для каждой ИКС план работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения уровня доступности информации, организовать оказание юридических консультаций для электората по вопросам избирательного права.
2016
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 09.03.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru. Дата обращения 12.03.2016
3. Федеральный закон Российской Федерации от 9 марта 2016 г. № 65-ФЗ "О внесении изменений в статью 51
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 65 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://rg.ru/2016/03/11/vibori-dok.html. Дата обращения 18.03.2016
4. Центральная Избирательная комиссия Российской Федерации. Выборы, референдумы и иные формы прямого волеизъявления // Опубликовано 13.09.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.izbirkom.ru/izbirkom/calendar/?mode=result&date=13.09.2015&date2=20.09.2015®ions_code%5B%5D=all &old_regions_code%5B%5D=all&sxemavib%5B%5D=all&urovproved%5B%5D=all&vidvibref%5B%5D=all&vibtype%5B %5D=all. Дата обращения 09.03.2016
5. Законодательное Собрание Челябинской области. Отчет о работе Законодательного Собрания Челябинской области за 2015 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.zs74.ru/otchet-o-rabote-zakonodatelnogo-sobraniya-chelyabinskoy-oblasti-za-2015-god. Дата обращения 25.03.2015
6. Избирательная комиссия Челябинской области//Историческая справка избирательной комиссии Челябинской области. [Электронныйресурс]. Режим доступа: URL: http://www.iksrf74.uu.ru/obuchenie/prav_kultura_2/history/. Дата обращения 15.03.2015
7. Леонов, С. Срочно! Возбуждено уголовное дело о фальсификации выборов в Челябинской области. "Украденные голоса возвращены". Опубликовано 15.09.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ura.ru/news/1052223034?story_id=101. Дата обращения 21.03.2016
8. Выборы 13 сентября 2015 года//Карта нарушений на выборах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kartanarusheniy.org/. Дата обращения 20.03.2016
ELECTORAL MANAGEMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS (FOR EXAMPLE, THE ELECTIONS TO THE LEGISLATIVE ASSEMBLY OF THE CHELYABINSK REGION IN
2015)
O. A. ROGOZINA, SUIME, Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected] M.S. NAGORNAYA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected],
Abstract
The current system of IR in the Russian Federation is an important organizational mechanism that ensures the update of elected state bodies and bodies of local self-government, the law defines their rights and responsibilities to ensure appropriate conditions for the free expression of will of voters during the elections, the order of formation, a method of forming the composition and term of office of IR, their accountability and responsibility.
Keywords: elections, electoral process, Legislative Assembly of the Chelyabinsk region, Chelyabinsk region election commission.