УДК 338.2
в.А. Диких УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ
В СТРОИТЕЛЬСТВО УДАЛЕННОЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ
Аннотация. В статье раскрываются особенности экономического интереса к внедрению энергоэффективных технологий в разные сферы хозяйствования. Рассматриваются возможные последствия сохранения существующего пути развития и темпов внедрения энергоэффективных технологий по реализуемым программам развития России. На фоне существующих механизмов управления предлагается изменить существующие принципы управления и создать новый аппарат регулирования инвестиционных вложений в энергоэффективное строительство посредством отказа от ранее созданных механизмов и технологий управления ресурсной базой. Для эффективности распределения инвестиционных ресурсов в новой экономической среде предлагается создать принципиально новую нишу использования существующих экономических и энергетических ресурсов.
Ключевые слова: инвестиционные вложения, управление энергоэффективными проектами, энергоэффективная недвижимость, управление инвестиционными потоками, энергоэффективное строительство.
Vadim Dikikh MANAGEMENT OF INVESTMENTS IN CONSTRUCTION
OF REMOTE ENERGY-SAVING REAL ESTATE
Abstract. The article covers the features of economic interest to introduction of energy-saving technologies in construction. Possible consequences of keeping the current development path and paces of introducing energy-saving technologies are considered on the basis of realized programs for development of industrial and building sector in Russia. Against the background of existing management mechanisms, it is offered to change the used management principles and to create a new machinery for regulation of investments in energy-saving construction by means of refusal of the resource base management mechanisms and technologies created earlier. For efficiency of distribution of investment resources in the new economic environment, it is offered to create a fundamentally new niche of using the existing economic and energy resources.
Keywords: investment investment, energy management projects, energy-efficient property, management of investment flows, energy-efficient construction.
Современное представление об энергоэффективности в России строится на сохранении или накоплении ресурсов, необходимых для поддержания выработки вторичных видов энергии. Исследуя вопрос экономии ресурсов, на государственном уровне можно указать, что задача существующих программ в накоплении ресурсов для экспорта, а уже после на обновление и создание новых энергетических ориентиров в рамках государства. Рассматривать государственную политику негативно весьма сложно, с одной стороны, совершенно неблагоразумно расходовать значительную долю формируемых запасов на экспорт, но с другой стороны, поддержание международной экономической стабильности имеет высокое значение, которое на данный момент времени очень сильно зависит от стабильности поставок энергетических ресурсов. Реализуемые программы развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК), на которые возлагаются большие надежды во всех странах, находятся в состоянии удаленного развития. Причина столь негативных перспектив развития заключается в нарастающем темпе потребления и, как следствие, увеличении сроков потребления вопреки существующим запасам и возможностям. Проведение мероприятий по развитию ТЭК не может гарантировать сохранность существующего потребления и тем более защитить невосполнимые энергетические ресурсы.
В России, как и в мире, данную проблему все понимают и коллективно разрабатывают пути решения возникших трудностей [1; 3; 4; 5; 6]. Исследуя возможности внедрения энергоэффективных технологий в России можно увидеть, что с 2005 года было успешно реализовано несколько государственных и негосударственных программ повышения эффективности распределения энергии в Моск© Диких В .А., 2014
ве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и других крупных городах России. Эффективность реализуемых программ пока разрознена и показывает положительную динамику только в общей картине проектов развития как среднюю величину эффекта от инвестиционных вложений. Кроме того, в России учреждены советы по «зеленому» и «экологическому» строительству, призванные обеспечить эффективность информационного обеспечения потребителей. Но так ли необходима энергоэффективная недвижимость, как о ней заявляют на рынке, если большинство потребителей не заинтересованы в использовании подобных технологий?
Рассматривая проблему помощи со стороны государства, можно заметить, что основная концентрация государственных инвестиций ориентирована на крупнозаселенные территории, где реали-зовывать проекты по своей сути нецелесообразно из-за насыщенности предоставляемых первичных энергоресурсов. Экономить необходимо, но при увеличении доли экономии может остро встать вопрос нехватки потребления существующих мощностей, доходы от которого покрывают текущее обслуживание и необходимый уровень закладываемой выработки на будущие периоды. Вопрос экономии в крупных городах не носит обсуждаемый характер, и, тем более, не проводится взвешенная оценка экономического эффекта от учета всех факторов и участников рынка. В связи с чем при оценке спроса на энергоэффективные проекты спрос на недорогое жилье превышает первоначальный в несколько раз, показывая нерентабельность максимизации инвестиционных вложений в развитие энергоэффективного жилья. Проведение качественной оценки затрат на эффект от экономии с вычетом текущего потребления может охарактеризовать полезность появления в рыночной среде ограничения в потребления ресурсов только при сбое в поставках существующих энергоресурсов, показав потребителям необходимость в развитии данного подхода уже сегодня.
Преимущественная возможность для развития интереса и спроса по данному сегменту, без ожидания вероятных ограничений или сбоев в поставках, заключается в изменении принципов управления энергоэффективностью по географическому месторасположению. В том числе одной из наиболее актуальных задач для топливно-энергетического комплекса является возможность повышения эффективности распределения энергии как в отраслях, так и в частном секторе. В период до 2005 года считалось, что частный сектор не является инвестиционным ориентиром в вопросах потребления различных видов энергии, но после более детальной оценки стало ясно, что частный сектор потребляет в равной степени формируемый запас энергетических ресурсов, который в отдельные времена года превышает по спросу среднюю долю потребления предприятиями [2].
Расширение задач по энергоэффективности привело к тому, что потребители, и в особенности инвесторы, перестали различать двойственность вопроса, а именно сохранность первичных и используемых ресурсов и, как следствие, необходимость работы в данном направлении. Конечный потребитель прибегает к сохранению ресурсов обоих направлений только в условиях, нарушающих стабильность работы энергообеспечения отдаленных слабозаселенных территорий (в чрезвычайных ситуациях, при изменении социальной обстановки и прочего). Безусловно, интерес к энергоэффективности еще не до конца пришел в равновесие для потребителей и инвесторов России, а представляемые на рынке программы повышения энергоэффективности частного сектора имеют высокую стоимость, отпугивающую от самой идеи детального изучения данной проблемы. Итоги проводимых исследований подтверждают, что вся проблема невозможности качественного внедрения понятия энергоэффективности зависит только от заинтересованности частных лиц, а именно потребителей. При осуществлении оценки затрат на внедрение в существующие фонды элементов энергоэффективного управления собственной недвижимостью можно заметить, что первоначальная стоимость в сумме с затратами на обслуживание и систематическое обновление соразмерима затратам на внедрение энергоэффективных технологий.
При изучении величины затрат на реализацию новых проектов повышения энергоэффектив-
ности можно сделать выводы, что основной проблемой является отсутствие краткосрочной отдачи и незначительность поддержки со стороны государства, то есть в лице управляющего органа, распределяющего основную долю ресурсов и не имеющего высоких интересов к комплексному развитию энергоэффективности в стране. Интерес инвесторов во многом зависит не от единовременных денежных поступлений, а от системности поступающих доходов за длительный период времени. Что, по сути, противоречит необходимости развития систем энергоэффективности в крупных городах. Проблема спроса, в свою очередь, конечно, не только в высокой цене, но и в самом рынке, на котором интерес есть, но технических предложений очень мало.
Таким образом, рассматривая проблему спроса и возможностей для развития рынка в целом, возникает необходимость изменения процесса управления инвестиционными потоками, через увеличение доли предложений для частного сектора, имеющих схожий принцип удаленности от существующих инженерных сетей крупных городов или ограниченности стабильного накопления энергоресурсов для создания новых мощностей.
Возможность организации подходящих механизмов управления инвестиционными потоками в данном сегменте будет заключаться в правовой доступности управлять новым «энергоэффективным поселением», которое будет нуждаться в управляющем органе для сохранения и приращения получаемого эффекта. Вопросы о создании нового управляющего органа заключаются в невозможности существующих систем управления городским хозяйством эффективно подходить к сохранности создаваемых фондов и тем более автоматизации процесса управления получаемого энергетического эффекта от внедрения и взаимодействия между участниками рынка. Несмотря на активность фондов ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) в развитии и решении задач энергоэффективности, наи-болыпе число проблем связано именно с методикой управления ЖКХ, в частности с отсутствием профильных специалистов, способных управлять системой, не имеющей классификации, разграничения и технологий управления.
Первоочередная задача для адаптации проектов энергоэффективности и привлечения инвесторов по новому направлению должна заключаться в изменении принципов изготовления готовой строительной продукции, а именно частных домов для поселков и поселений с низкой долей численности населения. Внедрение технологий энергоэффективности в удаленной среде в первую очередь позволит определить недостатки систем и найти пути совершенствования всех существующих технических недоработок и возможности максимально эффективной выработки при долгосрочном использовании. Именно возможность долгосрочной работы подобных технологий позволят инвесторам управлять данными жилищными секторами и реализовывать излишки для формирования мелких предприятий в рамках концентрации энергоэффективных поселений.
Включение в управляемую зону энергоэффективных зданий (энергоэффективный поселок) с численностью от 15 до 30 объектов позволит снизить затраты на поставки необходимых ресурсов, повысив общую доходность поселения. Минимальная группировка энергоэффективных построек позволит достичь большего эффекта как с точки зрения консолидации инвестиций, так и со стороны более эффективного управления поставками и возможностью подключения комплекса домов к общей сети, предоставляющих возможность повышения производительности системы и сохранности существующих фондов внутри отдельного сегмента. Комплексность подхода к развитию проектов энергоэффективности частного сектора предоставит возможность изменить принцип распределения электро- и теплосетей на больших расстояниях, которые являются слабоэффективными, позволив экономически более рентабельно формировать промышленно-производственные зоны, ориентированные на управление и взаимодействие с энергоэффективными поселениями, удаленными от крупных поставщиков ресурсов. Несмотря на сложность внедрения энергоэффективных технологий основными потребителями могут выступить не только новые строительные проекты, но и существующие уда-
ленные жилые объекты, составляющие на данный момент большую долю рынка с низким уровнем доходности в долгосрочном расчете. На сегодняшний день стимулирование темпов развития удаленных энергоэффективных домов предоставляется возможным только при увеличение сроков окупаемости проекта. В связи с этим стоит вопрос изменения принципов распределения инвестиций по сегментам и отраслям через постановку новых целей развития рынка. В том случае, если в России вопросы энергоэффективности продолжат быть приоритетными в направлении развития, то основной задачей является разделение механизмов управления ранее созданных и новых энергоэффективных хозяйств.
Решение проблем развития энергоэффективных технологий с получением желаемого эффекта возможно через изменение тенденций потребления энергоресурсов для географически удаленных от основных поставщиков объектов недвижимости. Проведение оценки по обоснованию экономической эффективности создания удаленной энергоэффективной недвижимости на данный момент может являться неразумным в связи с тем, что первоначально необходимо определить желаемый эффект и ориентируемый результат от использования тех или иных технологий с учетом доли затрат на внедрение и обслуживание подобных технологий в долгосрочной перспективе. Исследование затратной стороны вопросов внедрения энергоэффективных технологий без максимальной инвестиционной поддержки со стороны государственных органов и инвесторов показывает, что вторым разумным шагом в изучении вопросов оценки заключается в проведение эксперимента на базе научно-исследовательских лабораториях или институтов. В отличие от жилой недвижимости научная школа располагает созданными автоматизированными базами управления существующими фондами, где доля затрат на потребление намного ниже чем у предприятий имеющих аналогичную расширенную научную базу. На сегодняшний день в научно-методической практике широко исследуются и решаются практические проблемы реализации энергоэффективных строительных проектов, что не повлечет необходимость изменения существующих взглядов, но предоставит возможность создать новую долгосрочную экономическую нишу, нуждающуюся в экономической и правовой поддержке.
Библиографический список
1. Бурнашев К.Г. Повышение энергоэффективности за счет внедрения новой концепции Smart grid II Вестник Университета (ГУУ). - 2013. -№11-1. - С. 5-9.
2. Диких В.А., Кузьмина О.Ю. Приоритеты использования результатов экономического прогнозирования в инвестиционно-строительных проектах // Экономика. Управление. Право. - 2013. - № 8 (44). - С. 26-29.
3. Любимова Н.Г. Децентрализованное теплоснабжение - пути к энергосбережению // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 5. - С. 129-133.
4. Любимова Н.Г. Варианты децентрализации теплоснабжения зданий // Вестник Университета (ГУУ). -2012,-№2.-С. 165-171.
5. Басалов С.Г. Трифилов Д.А. Энергоэффективность как один из элементов конкурентоспособности Российской экономики // Экономика. Управление. Право. - 2012. - № 5-1 (29). - С. 36-38.
6. Погореловскии Е.В. Методы оптимизации эффективности энергосберегающих проектов для предприятий электроэнергетики // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 2. - С. 204-209.