УДК 331.1 Найда Анна Михайловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Университета управления «ТИСБИ» [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Nayda Anna Mikhaylovna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Management Department, University of Management “TISBI” [email protected]
MANAGEMENT OF THE INTELLECTUAL CAPITAL IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY
Аннотация:
В статье выявляется особенность управления интеллектуальным капиталом в инновационной экономике. Актуализируется необходимость управления им в целях повышения эффективности деятельности организации. Автором рассматривается система принятия управленческих решений и предлагается сочетание методов для управления интеллектуальным капиталом.
Ключевые слова:
управление, интеллектуальный капитал, технология и методология принятия управленческих решений.
Summary:
The article is concerned with specifics of management in the conditions of the innovative economy. It is substantiated the need for the intellectual capital management in order to improve efficiency of the business activities. The author considers system of the management decisions making and suggests combination of methods for the intellectual capital management.
Keywords:
management, intellectual capital, technology and methodology of administrative decisions adoption.
Во второй половине прошлого века мировая экономика осуществила трансформацию от индустриального к информационному типу, то есть перешла к новому этапу развития. Такой переход произошел, прежде всего, в экономически развитых странах, уделяющих приоритетное внимание развитию высоких технологий, науки и техники, повышению образовательнокультурного уровня граждан. Необходимо отметить, что основу информационного типа экономики составляют информация и знания, что обеспечивает прирост стоимости, а, следовательно, характеризует их как факторы производства, привносящие свой вклад в процесс создания прибавочного продукта совместно с классическими факторами производства - основным и оборотным капиталом.
В последнее время все больше говорится об обособлении интеллектуального капитала в самостоятельный объект экономических и управленческих отношений. Интеллектуальные ресурсы становятся основным источником организации, определяющим ее конкурентоспособность и способность к развитию. П. Друкер назвал перемещение главной производственной силы с индустриальных работников и крестьян на «работников знаний» управленческой революций [1]. Новые тенденции в управлении зародились в 80-х гг. ХХ в., и процесс перестройки отношения к управлению как к менеджменту знаний продолжается до сих пор.
Переход к новому типу экономики вызывает необходимость перестройки системы менеджмента организации. В условиях индустриальной экономики, основанной на применении материальных средств производства, управление осуществлялось в форме бюрократии, характеризующейся иерархией, авторитаризмом, строгим разделением функций и ответственности. В условиях инновационной экономики, основанной на знаниях, эффективным методом управления становится адхократия, «характеризующаяся небольшими командами, постоянным обучением персонала, гибким разделением функций и ответственности. Основным ее содержанием становится добровольное творческое участие персонала (и не только, но и всех контрагентов) в процессе постоянного совершенствования совместной деятельности» [2].
Оценка эффективности деятельности управленческого работника может быть внешней и внутренней, в форме самооценки. При соответствии внутренней самооценки менеджером своих усилий полученным внешним результатам, оцененным со стороны, не возникает конфликтных ситуаций. Если же задание потребовало от менеджера значительных умственных усилий, а результат либо вознаграждение оказались неадекватными затраченному труду, то это означает либо низкую профессиональную пригодность менеджера, либо недооценку его деятельности. Последнее является достаточно опасной для современных организаций, так как человеческий капитал подвижен и может быть утерян с уходом ценных специалистов.
Принимая решение, менеджер использует свои навыки и умения, опыт, организационные возможности, то есть свой интеллектуальный капитал. По отношению к организации интеллектуальный вклад менеджера, так же как и другого работника, является человеческим капиталом. Согласно интерпретации страховой компании Scandia [3], интеллектуальный капитал организации состоит из следующих компонентов:
- человеческого капитала: совокупности умственных способностей и нравственных устоев работников организации (знания, навыки, творческие способности, моральные ценности, культура труда);
- организационного капитала: результатов мыслительной деятельности работников, воплощенных в техническом и программном обеспечении, патентах, товарных знаках и знаках обслуживания, организационной структуре. С одной стороны, организационный капитал является накоплением опыта использования человеческого капитала, а с другой - он предназначен для повышения эффективности реализации работниками своих интеллектуальных способностей;
- потребительского капитала, который образован в результате взаимодействия с клиентами и включает информационную клиентскую базу, клиентские контракты и неконтрактные клиентские отношения.
Все чаще достижения организаций определяются удачно найденными решениями в сфере управления интеллектуальным капиталом. Для достижения наибольшего эффекта от использования знаний и опыта работников необходимо развитие как интеллектуальных способностей, так и организационных возможностей. На современных предприятиях разработка и реализация решений проводится в условиях единого информационного поля, образованного сетью пользователей информации. Особенностью сетей является необходимость вовлечения как можно большего круга участников для их эффективного действия. Чем больше знаний, опыта, практических навыков работников вовлечено в решение проблемы, тем больше шансов на ее успешное разрешение. Эффективному использованию знаний способствует и развитие организационных условий, направленных на раскрытие потенциала работника, стимулирование его творческих способностей.
Система принятия управленческих решений является одним из элементов интеллектуального капитала организации наряду с принятием технологических и конструкторских решений, формальных и неформальных внешних и внутренних связей, совокупностью уникальных решений, выполненными ранее проектами. Рассматривая деятельность по принятию решений как часть менеджмента знаний организации, можно определить управленческое решение как результат индивидуальной или коллективной интеллектуальной деятельности субъекта управления в условиях организационных возможностей фирмы, направленный на совершенствование совместной деятельности.
В процессе построения экономики нового типа, базирующейся на использовании элементов интеллектуального капитала, меняется и технология принятия решений. Если в индустриальной экономике принятие нестандартных, творческих решений было скорее прерогативой руководителей высшего звена управления, в то время как руководители среднего и особенно низшего звена ограничивались принятием стандартных, рутинных решений, то в экономике нового типа принятие их в более оригинальной форме становится необходимостью даже на самых низких уровнях управления. Кроме того, при переходе к сетевым моделям контроля меняется и сама иерархия, так как отпадает потребность в промежуточных управленских звеньях.
В рамках процессов глобализации и укрупнения предприятий и организаций все большее число решений разрабатывается и принимается не единолично, а группой лиц. Коллективными становятся и процессы контроля за исполнением решения. В такой ситуации происходит разделение ответственности на всех членов коллектива. При этом снижение уровня ответственности за последствия решения в определенной степени удобно для руководителя, однако при коллективном принятии решений он теряет инициативу в управлении.
Методология принятия решений также адаптируется к новым условиям. На первый план выходят решения, разработанные с помощью методов, основанных на неаргументированных доказательствах, на представлениях или образах, неосознанных импульсах, иначе говоря, на интуиции. Известны слова А. Моруа о том, что «мало зарегистрировать наблюдение, учесть результат анализа, надо уметь их истолковывать. <...> Далеко не все данные поддаются количественному учету. Нюх, острый глаз, гениальная догадка - без них не обойдешься». Поэтому методы, основанные на интуиции и знаниях, получают новый импульс развития и становятся достаточно актуальными при управлении интеллектуальным капиталом, особенно в условиях возрастания неопределенности внешней среды, затрудняющей применение количественных методов при принятии решений.
В арсенале методов разработки управленческих решений отдельно стоит выделить методы активизации интеллектуальной деятельности, к которым можно отнести: методы психологической активации (конференции идей, «мозговой штурм», метод вопросов и ответов), теоретико-игровой метод, методы подключения новых интеллектуальных источников [4].
С другой стороны, развитие современных информационных технологий выводит на качественно новый уровень методы управления, основанные на количественной информации. Поэтому при разработке решений при управлении интеллектуальным капиталом необходимо сочетание количественных и качественных методов.
Управление в современных организациях все больше ориентируется на использовании умственных способностей работников и их нравственных устоев, что в совокупности с результатами их мыслительной деятельности, воплощенных в виде организационных, технических, информационных, общественных достижений и связей, образует интеллектуальный капитал предприятия. Содержание процесса управления в условиях становления экономики, основанной на использовании знаний как главного элемента эволюционного развития, претерпевает существенные изменения.
Ссылки:
1. Druker P.F. Management: Talks, Responsibilities, Practices. N.Y., 1974. 840 p.
2. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации: учеб. пособие / под ред. А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой. М., 2003. 184 с.
3. Там же.
4. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М., 2001. 264 с.