Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОРСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ / СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ БАЗА РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добровольский Л. В., Боровик Е. В., Холод М. В.

В статье приведены структурный состав и характеристика судостроительной отрасли оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, роль, место основные показатели ее непосредственного участия в обеспечении социально-экономического развития страны. Обобщены сформировавшиеся в российском судостроении основные противоречия и проблемы, препятствующие эффективному решению поставленных перед ним задач. Исследованы подходы руководства страны к решению проблем и обеспечению выхода российского судостроения на глобальный мировой уровень, сформулированные в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и других документах стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и повышения эффективности социально-экономического развития страны. Проанализированы основные направления инновационного развития судостроительной отрасли, предусмотренные государственной программой «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», ожидаемые результаты (целевые индикаторы) ее практического выполнения и их влияние на повышение эффективности российской экономики. В выводах обобщены результаты исследований, свидетельствующие о важной роли и непосредственном участии российского судостроения в развитии экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SHIPBUILDING INDUSTRY AND ITS IMPACT ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF ECONOMY OF THE COUNTRY

The article presents the structural composition and characteristics of the shipbuilding industry of the military-industrial complex of the Russian Federation, the role and place of the main indicators of its direct participation in ensuring the socio-economic development of the country. The main contradictions and problems that have formed in the Russian shipbuilding industry that hinder the effective solution of the tasks set by them are summarized. The article examines the approaches of the country's leadership to solving problems and ensuring the entry of Russian shipbuilding to the global world level, formulated in the Strategy for the Development of the Shipbuilding Industry for the period up to 2035 and other strategic planning documents in the field of ensuring national security and improving the efficiency of socio-economic development of the country.The main directions of innovative development of the shipbuilding industry, provided for by the state program "Development of Shipbuilding for 2013-2030", are analyzed», expected results (target indicators) of its practical implementation and their impact on improving the efficiency of the Russian economy. The conclusions summarize the results of studies that indicate the important role and direct participation of the Russian shipbuilding industry in the development of the country's economy.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ»

Управление инновационным развитием российского судостроения и его влияние на повышение эффективности экономики страны

см о см

О!

О Ш

т

X

<

т О X X

Добровольский Леонид Валерьевич,

магистрант факультета мировой экономики, Дипломатическая академия МИД России, [email protected]

Боровик Екатерина Владимировна,

аспирант ФГБОУ ВО «Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», [email protected]

Холод Марина Викторовна,

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», [email protected]

В статье приведены структурный состав и характеристика судостроительной отрасли оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, роль, место основные показатели ее непосредственного участия в обеспечении социально-экономического развития страны. Обобщены сформировавшиеся в российском судостроении основные противоречия и проблемы, препятствующие эффективному решению поставленных перед ним задач. Исследованы подходы руководства страны к решению проблем и обеспечению выхода российского судостроения на глобальный мировой уровень, сформулированные в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и других документах стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и повышения эффективности социально-экономического развития страны. Проанализированы основные направления инновационного развития судостроительной отрасли, предусмотренные государственной программой «Развитие судостроения на 20132030 годы», ожидаемые результаты (целевые индикаторы) ее практического выполнения и их влияние на повышение эффективности российской экономики. В выводах обобщены результаты исследований, свидетельствующие о важной роли и непосредственном участии российского судостроения в развитии экономики страны.

Ключевые слова: морская доктрина Российской Федерации, судостроительная промышленность России, стратегия развития судостроительной промышленности России, судостроительные кластеры, научно-экспериментальная и испытательная база российского судостроения, аварийно-спасательная безопасность Северного морского пути.

Введение. Одним из основных плацдармов развития экономики Российской Федерации с её обширными акваториями океанских, морских, озерных и речных пространств, континентального шельфа и исключительной экономической зоны является судостроительная отрасль российского оборонно-промышленного комплекса, олицетворяющая собой всю систему судостроительной промышленности страны.

Российское судостроение по праву отнесено к числу основных инструментов обеспечения экономического развития Российской Федерации, так как, наряду с военным кораблестроением и созданием других видов морской техники, объектов и сооружений военного назначения, в совокупности составляющими более 12% мирового военного кораблестроения, судостроительной отраслью одновременно выпускается широкий ассортимент высокотехнологичной и конкурентоспособной морской и другой многофункциональной продукции гражданского и двойного назначения, широко востребованной в различных сферах экономики и жизнедеятельности личности, общества и государства. Количественные и качественные характеристики строительства морских (речных) судов и других плавучих сооружений, объектов и инфраструктуры пассажирского, транспортного, промыслового, гидрографического, научно-исследовательского, ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флота не только обеспечивают эффективное осуществление Российской Федерацией всех видов морской деятельности в мировом океане и сопредельных с ее территорией морях, но и оказывают определяющее влияние на развитие и обеспечение многих других секторов российской экономики и жизнедеятельности личности, общества и государства. В частности, создание судостроительной отраслью и использование транспортного флота непосредственно способствует повышению интенсивности и объемов грузопассажирских перевозок как одного из важнейших элементов эффективного функционирования и развития любой экономической системы. Создание судов (плавсредств), технических сооружений, объектов и оборудования для ведения разведки, разработки, добычи морских минеральных, углеводородных и биологических ресурсов, водного туризма, глобальной навигации, поиска и спасания на море непосредственно способствуют развитию отраслей промышленности, функционированию и обеспечению безопасности многих сфер жизнедеятельности, использующих соответствующую продукцию гражданского и двойного назначения, выпускаемую судостроительной отраслью страны. Развитие судового состава и инфраструктуры для обеспечения безопасности и непрерывного функционирования Северного морского пути многократно повышает эффективность его использования в качестве оптимального международного маршрута для

осуществления всех видов морских грузоперевозок, существенно увеличивая доходную часть государственного бюджета, способствуя повышению эффективности социально-экономического развития страны и т.д.

Исследование состояния и участия судостроительной отрасли ОПК в развитии российской экономики. Судостроение является одной из наиболее науко-, материало- и энергоемких отраслей российской промышленности, функционирование которой предусматривает осуществление широкой кооперации, поддержание постоянного производственного взаимодействия судостроительных организаций с предприятиями-смежниками из других отраслей российской промышленности. Все это в совокупности обеспечивает формирование и целостного организационно-функционального и технико-технологического общегосударственного производственного цикла отечественного судостроения, включающего в свой состав, наряду с судостроительными организациями, предприятия металлургической, машиностроительной, деревообрабатывающей, химической, легкой промышленности, предприятия строительной индустрии и единой энергетической системы, порты, финансовые организации, страховые компании, деятельность которых непосредственно или опосредованно связана с судостроением и в котором осуществляется движение огромных объемов финансовых средств, составляющих значительную доходную часть государственного бюджета.

Российскому судостроению традиционно с его основания присуща преимущественно оборонная направленность. В частности, объем произведенной за последние пять лет морской продукции военного назначения составляет около 70% от общего объема производства, около 21% которой поставляется на экспорт в рамках военно-технического сотрудничества. Продукция гражданского и двойного назначения судостроительной отрасли составляет до 30% объема ее производства [11].

Доля российского судостроения в ВВП страны составляет 0,8% при уровне добавленной стоимости 2030%. Общий объем финансовых средств, полученных судостроительными организациями от продажи морской продукции, выполненных работ и предоставленных услуг в 2018 г. в сравнении 2012 г. увеличился в 1,7 раза и составил более 710 млрд. руб. Экспорт военно-морской продукции (боевых кораблей и различных видов военно-морской техники) в указанный период увеличился до 21% от общего объема ее производства и в стоимостном выражении ежегодно составляет более $3,0-3,2 млрд. Российская квота на рынке военного кораблестроения достигает 20% от мирового пакета официально оформленных заказов [9,11,12].

Производственный потенциал судостроительной отрасли включает более 180 организаций военного кораблестроения, судостроения, судоремонта, производства двигательного, электромеханического, радиотехнического, радиолокационного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также других отраслей и объектов, осуществляющих научную-производственную деятельность морской направленности. Судостроительная отрасль осуществляет постоянное кооперационное научно-техническое взаимодействие более чем с двумя тысячами производственных организаций-смежников, осуществляющих

функции поставщиков-комплектаторов конечной продукции судостроения. Кадровый состав судостроительной отрасли превышает 185 тыс. чел. трудоспособного населения страны. При этом, каждый из работников судостроительной отрасли одновременно обеспечивает трудовую занятость не менее 4-5 чел. на производственных объектах смежных отраслей. За последние 10 лет судостроительными организациями построено более 250-ти боевых кораблей различных классов и около 400 гражданских судов, плавсредств и других видов морской техники, морских объектов и сооружений. В частности, в 2020 г. предприятиями отрасли было построено и передано заказчикам 20 кораблей и 44 гражданских судна различных классов [9,11,12].

Важная роль судостроительной отрасли в развитии российской экономики определена задачами, установленными Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года (далее - судостроительной стратегией) и другими документами стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны.

Их практическим выполнением предусматривается создание в судостроительной отрасли всех технико-функциональных военно-морских компонентов, необходимых для обеспечения надежной обороны и национальной безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений, а также производство широкого ассортимента гражданской морской продукции для эффективного осуществления всех видов морской деятельности, связанной с изучением, освоением и использованием Мирового океана в интересах обеспечения потребностей личности, общества и государства [7,9,10,11,12].

Структурно-логическая схема (модель) участия судостроительной отрасли российского оборонно-промышленного комплекса в развитии российской экономики показана на рис. 1 (Составлен автором).

СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ОБОРОН НО-ПРОМЫ ШЛ ЕННОГВ ИОМПЛСКСА РОССИЙСКОЙ аЩСРАЦИИ

- ЭТО ОТРАСЛЬ. ТАН ИМЕЮЩАЯСЯ РАЗРАБОТКОЙ. ПОСТРОЙКОЙ. ИСПЫТАНИЕМ. И РЕМОНТОМ ВТЕК ТИПОВ ЛЛА&УЧИК СРЕДСТВ, А ГАЮКЁ РАЗЛИЧНЫ* ВИДОВ МОРСКОГО ВООРУЖЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. А ТАКЖЕ НЕПРОФИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РРАНУ1АНСКОГО и ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЙ для УДОвЛГМРЕнил ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. ОБЩЕСТВА и ГОСУДАРСТБА

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИТАЦИИ

"V

ОРГАНИЗАЦИИ-ПОСТАВЩИКИ МАТЕРИАЛОВ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ СУДОСТРОИТЕЛЯМ

СУДОРЕМОНТ. ОСмЦЕСТВЛЯЕМЫЕ В РАМКА* ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО МША;

ВОЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ, РАБОТЫ И УСЛУГИ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ. ПОСТАВЛЯЕМЫЕ НА ЭКСПОРТ В РАМКАХ ВОШНО-ТЕХКИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА:

ГРАЖДАНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК И ПОТРЕБНОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ;

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВСЕХ ВИДОВ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА. В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСТОЯННОГО и НАДЕЖНО*© ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ, ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ, РАЗРАБОТКИ, ДОбЬНИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ МИНЕРАЛЬНЫХ И УГЛСВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА АКВАТОРИЯХ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ:

ПРОИЗВОДСТВО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ НЕПРОФИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ВОСТРЕБОВАННОЙ В ДРУГИХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

ВНЕШНИЙ РЫНОК:

ПОСТАВКА КОРАБЛЕЙ, МОРСКОГО ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В РАМКАХ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА;

ЭКСПОРТ МОРСКОЙ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК:

ПОСТАВКА КОРАБЛЕЙ, МОРСКОГО ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ

ТЕХНИКИ В ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИИ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА;

ПОСТАВКА МОРСКОЙ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В

ДРУГИЕ СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

Рис. 1. Структурно-логическая модель судостроительной отрасли и ассортиментный состав производимой в ней продукции

X X О го А С.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

01

О Ш

т

X

<

т О X X

Вместе с тем, выполненный в ходе исследования анализ состояния судостроительной отрасли свидетельствует о том, что дальнейшему увеличению ее вклада в развитие российской экономики препятствует комплекс сформировавшихся в ней проблем. При этом, наряду с общими для всего российского оборонно-промышленного комплекса проблемами запредельного износа и устаревания основных производственных фондов, диверсификации, импортозависимости, технико-технологического переоснащения, финансового и кадрового обеспечения, указанными в ранее опубликованных работах автора [16], в судостроительной отрасли имеется целый ряд проблем так называемой судостроительной тематики, к основным из которых могут быть отнесены:

> «существенное снижение научного и проектно-конструкторского потенциала отрасли из-за фактического свертывания в течение последних двух десятилетий фронта научных исследований в области судостроения и морской деятельности государства. В этот период объем НИОКР морской тематики военной и гражданской направленности в сравнении с периодом до 1990 г. сократился в 5-6 раз из-за снижения объемов финансирования, размеры которого в последнем десятилетии были в два, три, семь и 20 раз меньше объемов финансирования научных исследований и разработок морской тематики в Южной Корее, Германии, Китае и США соответственно» [9,11,13,16];

> «сформировавшийся после утраты с распадом СССР украинского судостроительного кластера (Николаевский, Одесский, Херсонский центры судостроения и др.) острейший дефицит судостроительных производственных фондов (судостроительных верфей, стапелей, доковых достроечных комплексов, эллингов и др.) для осуществления серийной постройки большеразмерных кораблей и судов. В частности, из общего числа судостроительных организаций, функционирующих на территории нашей страны, в настоящее время только некоторые способны выполнять постройку гражданских судов длиной 170 и более метров» [9,11,13,16];

> «хроническая недозагруженность судостроительных мощностей отрасли, составляющая не более 40% от их реальных возможностей, препятствующая повышению ее производительности, увеличивая себестоимость и снижая конкурентоспособность на мировом рынке выпускаемой продукции морской номенклатуры. При этом, по сведениям Минпромторга России в 2012-2018 гг. в страну было импортировано более 1120 судов различных классов. В настоящее время продолжается постройка более половины морских судов и судов класса «река-море» на зарубежных судостроительных предприятиях. Одной из основных причин наличия данной проблемы является низкая активность и ограниченные возможностями потенциальных заказчиков (судовладельцев). Наличие недо-загруженности производственных судостроительных мощностей тормозит развитие отечественного судостроения и требует решительного пересмотра государственной политики в данной области. Доля заказов на постройку судов различных классов от существующей в них потребности приведена в табл. 1 (Составлена автором) [9,11,13,16];

Таблица 1

Доля заказов судовладельцев на постройку судов различных классов от существующей в них потребности

иксспм Д0ЛЯ1ШЯВ 0Т0ЕЩЕЙП0ШН0ПИ В «ДАЛДАШЮГО КЛАССА, *

такпогпмод !!

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДО КЛАССА "РЗКАМОРЕ' £

СУДА РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА 1

СУДА И ПЛАВСИДСТМ ВСПСМОГАШ! ЬНОГОФЛОТА и

НАУЧНМССПЕДОШЕЛНЖОДА 11

ЛЕДОКОЛЫ И ДРУГИЕ ОГДАЛЕДОВОГО КЛАССА в

суда, (мишзнир и м.эрсш тда икадля с; еииив шсльммелорсщений к

> «прогрессирующая нехватка на внутреннем рынке судов различных классов, оборудования и морской техники для осуществления интенсивной и эффективной морской деятельности Российской Федерации». Особую озабоченность вызывает фактически полное свертывание программ строительства судов на динамических принципах поддержания. В частности, практически не осуществляется строительство пассажирских судов на подводных крыльях для речных (озерных) и прибрежных морских линий. В СССР количество таких судов класса «Метеор», «Ракета», «Комета» и др. превышало 1300 ед., которые обеспечивали ежегодную перевозку более 20 млн. пассажиров. Для удовлетворения потребности в судовом составе необходимо осуществление в судостроительной отрасли постройки не менее 5000 судов различных классов, в количестве, приведенном в табл. 2 (Составлена автором) [9,11,13,16];

Таблица 2

Потребное количество судов для осуществления интенсивной морской деятельности Российской Федерации

лсганоаь 1 судовом ыхтаве гаиш

ОБЩАЯ, В ТОН ЧИСЛЕ: «омою

НОРСКЩ ТРАН01ОРТИЫК СУДое И СУДОВ КЛАССА РЕКА-НС« ля>

СУДОВ РЫМЛРОНЫСЛО&ОГО Э.П0ТА и»

МОРСКОЙ ТЕХНИКИ ДПП СУДОВ ВСШЛОГАШ1ЕЫОГО «ЛОТА ¡»зло

НАУЧКШССЯЦОВШЬИИ* СУДОВ 90-1М

ЛИОШТО СМРЕМИНЫК КЛАДОВ и

СУДОЗ. СООРУЖЕНИЙ И НОРСКОЙ ТЕХНИКИ дли РАЗВЕДКИ И 0СБЯНИК СЛУЬЬОВИ нтстороидений 15ЫШ

ИЗКШ1РЕЧНЫУ) ПКСИШРСКИК СУДОВ для и аил ОПЦИЙ МО

> «низкая готовность объектов инфраструктуры, сил и средств аварийно-спасательного и других видов обеспечения непрерывного функционирования Северного морского пути. На совещании у вице-премьера Ю. Трутнева 3 декабря 2020 г. по этой проблеме было отмечено, что существующей численности аварийно-спасательных судов Росморречфлота крайне недостаточно для увеличения интенсивности и объемов грузоперевозок по Северному морскому пути. Обеспеченность Северного морского пути судами аварийно-спасательного класса является не только необходимым и обязательным условием безопасной транспортировки грузов по указанному стратегическому транспортному маршруту, но и одной из важнейших составляющих обеспечения его высокой конкурентоспособности, повышения интенсивности и эффективности использования в интересах повышения темпов и эффективности социально-эконо-

мического развития страны. Для решения данной проблемы указано на необходимость постройки и ввода в эксплуатацию 40-50 судов гидрографического и поисково-спасательного обеспечения непрерывного функционирования Северного морского пути» [9,11,13,16];

> «крайне низкая эффективность и конкурентоспособность отечественной судоремонтной базы вследствие физического износа и морального устаревания ее основных производственных фондов и инфраструктуры, а также остающейся высокой импортозависимости в комплектующих и оборудовании, используемых для проведении ремонтов судов, построенных на иностранных судостроительных предприятиях» [9,11,13,16].

Взаимосвязанное влияние указанных и многих других проблем обусловливает серьезное отставание российской судостроительной отрасли от ведущих центров мирового судостроения по целому ряду основных направлений производственно-технологической сферы, включая «использование технологий крупноблочной постройки кораблей и судов, минимизацию с доведением до уровня мировых стандартов размеров допусков при изготовлении корабельных и судовых корпусных конструкций, массовое использование в судостроении автоматизированных комплексов, робототехники, внедрение в проектно-конструкторскую практику технологий 3D-моде-лирования кораблей и судов и др.» [8,9,11,13,16].

Принятыми руководством страны в 2006-2008 гг. мерами длительная деградация судостроительной отрасли российского ОПК была не только остановлена, но и получила импульс последующего развития, общую организационно-функциональную и материальную основу которого составили федеральные целевые программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2007-2015 годы» и «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы».

Указанными программами на первом этапе предусматривалось решительное повышение научно-технического и проектно-конструкторского потенциала отечественного судостроения в интересах обеспечения интенсификации морской деятельности Российской Федерации и повышения темпов ее социально-экономического развития. В последующем на втором этапе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных разделом «Военно-морская техника» федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», предусматривалось создание и использование в отечественном судостроении перспективных и прорывных инновационных критических технологий, обеспечивающих возможность производства современных образцов вооружения и техники для Военно-морского флота, а также широкого ассортимента высококачественной и конкурентоспособной морской продукции для поставки на внешний рынок и массового использования в гражданских сферах морской деятельности Российской Федерации [8,10,11,12].

Единый же государственный системный подход к инновационному развитию и технико-технологическому переоснащению судостроительной отрасли, разрешению комплекса сформировавшихся в ней противоречий и проблем, вывода ее на глобальный международный уровень функционирования был установлен судостроительной стратегией, определившей основные направления государственной политики в сфере развития судостроения. В указанном документе проведен глубокий

анализ состояния отечественного судостроения, выявлены глубинные причинно-следственные связи сформировавшихся в ней противоречий и проблем. Обоснованы подходы к созданию нового облика российской судостроительной промышленности, развитию ее научно-технического, проектно-конструкторского, технологического и кадрового потенциала, а также к осуществлению структурной оптимизации и технического переоснащения производственных мощностей судостроения, обеспечивающих потребности государства и иных заказчиков в современной конкурентоспособной на рынках морской продукции гражданского назначения [9].

Реализацией целей и задач судостроительной стратегии предусматривалось «освоение до 90% внутреннего рынка судов различных классов и других видов морской продукции гражданского назначения, двукратное увеличение объемов новых и переоборудованных производственных мощностей судоремонтного профиля, обеспечение полной технологической независимости в сфере производства вооружения и военной техники, полное удовлетворение потребности судостроительной отрасли в отечественной электронной элементной базе, увеличение до 75% доли отечественного судового комплектующего оборудования в стоимости конечной продукции, создание стабильной и эффективной системы сопровождения продаж морской продукции на мировых рынках, ее ремонта, сервисного обслуживания» [9,11,12].

Материальную основу достижения целей и задач судостроительной стратегии составляет введенная в действие государственная программа «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» в последующем трансформированная в государственную программу «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» [8,10].

Структура программы и объемы ее финансирования приведены на рис. 2 (Составлен автором).

ПОДПРОГРАММА 1: РАЗВИТИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

{иг«М(Ю,МТЪ1С1

ПОДПРОГРАММА г: РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ ТЕХНИКИ (90270000,00ТЫС. РУ6|

=6=

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММ »РАЗВИТИЕСУДОСТРОЕНИЯ НА20132030 ГОДЫ и

(РМПОМЖ[нНШПШМ1ЕЛЫ:ГиМКСНЙ(:»Е>Й*(Д№АЦ|«4й1 Н1Ш2 г. ч?ли

лг

ПОДПРОГРАММА 3: РАЗВИТИ Е ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ГРАЖДАНСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ &АЗЫ ОТРАСЛИ {27500000,00 ТЬК. РУВ)

О

"РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ И ТЕХНИКИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА 2013-2030 ГОДЫ»

ПОДПРОГРАММА 5: ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕ ННОЙ ПРОГРАММЫ (»7*000,00ТЫС РУ6)

ПОДПРОГРАММА -ЛОСУДАРСТМННОЙ П0ДДЕРНКИ РАЭенТиДОТРАСЛИ {Р34СЙНО.ОО ТЬК. РУЁ]

ПОДПРОГРАММА 6: РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ^РАЗВИТИЕ ГРАЖДАИСНОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ МАДКЯ-МЗбТОДЫн |«1«ОВ5,ЭОТЬГС. РУБ]

Рис. 2. Структурный состав и объемы бюджетного финансирования государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы»

Анализ содержания указанной программы показывает, что генеральным направлением ее практической реализации, наряду с дальнейшим развитием морской составляющей военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны, является повышение эффективности непосредственного участия судостроительной отрасли в развитии российской экономики. Такое участие должно обеспечиваться созданием необходимого числа судов основных классов, различных видов морской техники, сооружений и объектов для интенсивного освоения и разработки ресурсов континентального

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см о см

О!

О Ш

т

X

<

т О X X

шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, развития всех видов морского транспорта и туризма, научно-исследовательского, рыбопромыслового и вспомогательного флота, судов и плавсредств для внутренних водных путей, объектов, технических средств и инфраструктуры гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного и других видов обеспечения безопасности непрерывного функционирования Северного морского пути и др.

Практическим выполнением совокупности мероприятий по основным направлениям (подпрограммам) судостроительной стратегии и государственной программы предусматривается:

> в области развития судостроительной науки (Подпрограмма 1) - создание в судостроительной отрасли опережающего научно-технического задела по перспективным направлениям создания военно-морской продукции с одновременным инновационным развитием массового производства высокотехнологичной морской продукции гражданского и двойного назначения. Реализуется комплекс мероприятий, связанных с созданием центров обеспечения инновационного технико-технологического развития отечественного судостроения и разработки критических технологий в области создания перспективных видов вооружения и военной техники, сооружений и объектов морского предназначения, проведением глубокого технического переоснащения уникальной исследовательской, опытно-экспериментальной и испытательной базы, а также реконструкцией и техническим переоснащением всей полигонной базы судостроительной промышленности [7,8,10,12];

> в области развития гражданской морской и речной техники (Подпрограмма 2) к основным приоритетам отнесено развертывание серийного производства высокотехнологичных судов различных классов, а также высоко конкурентоспособной и востребованной на внешнем и внутреннем рынках морской техники, объектов и сооружений гражданского назначения. Особое внимание обращено на повышение темпов и количественно-качественных показателей постройки в судостроительных организациях отрасли судов различных классов для обеспечения грузопассажирских перевозок, научных исследований мирового океана, рыбохозяй-ственной деятельности, а также осуществления разработки морских ресурсов и обеспечения безопасности непрерывного функционирования Северного морского пути и др. [8,9,10,12];

> в области развития производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли (Подпрограмма 3) основные усилия в ближне- и среднесрочной перспективе направлены на формирование и интенсивное развитие кластеров гражданского судостроения в Дальневосточном, Северо-Западном и Южном федеральных округах [8,9,10,12];

> в области государственной поддержки развития отрасли (Подпрограмма 4) реализуется комплекс мероприятий, включающих предоставление льгот судостроительным организациям-резидентам промыш-ленно-производственных секторов в особых экономических зонах, а также стимулирование инновационного развития судостроительного производства, в том числе с привлечением инвестиций из сферы малого и среднего бизнеса. Устанавливается возмещение государством судостроительным организациям части затрат по

обслуживанию полученных кредитов на целевую постройку судов, морских сооружений, объектов и других видов морской продукции с их регистрацией в российском международном реестре судов и последующей эксплуатацией под Государственным флагом Российской Федерации. Выделяются необходимые средства на возмещение российскими лизинговым компаниям части платежей по договорам лизинга, заключённым на приобретение гражданских судов, а также на создание [8,9,10,12];

> в области обеспечения реализации государственной программы (Подпрограмма 5) основные усилия и средства направляются на выполнение комплекса НИОКР морской тематики, а также формирование пакета инвестиционных проектов по развитию (модернизации) судостроительных мощностей, техническое переоснащение уникальной экспериментально-исследовательской и испытательной базы и др. [8,9,10,12];

> в области реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» генеральным направлениями являются осуществление модернизации и технического переоснащения основных производственных фондов судостроения, объектов и сооружений проектной, научно-экспериментальной и испытательной базы, а также развитие отраслевой системы обеспечения их государственной и международной сертификации [8,9,10,12].

Ожидаемые результаты (целевые индикаторы) выполнения государственной программы развития судостроения показаны на рис. 3 (Составлен автором).

Рис. 3. Целевые индикаторы реализации государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы (Развитие судостроения и техники для освоения шельфо-вых месторождений на 2013-2030 годы)

Их анализ показывает, что реальное выполнение судостроительной стратегии и государственной программы развития судостроения в условиях глобализации и многочисленных санкционных ограничений США и стран Евросоюза является одним из ключевых факторов повышения эффективности российской экономики, открывая широкие перспективы для ее выхода в состав лидирующих экономик мирового сообщества.

Выводы:

1. Судостроительная отрасль оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации является одним из важных факторов повышения эффективности российской экономики, так как, наряду с военно-техническим обеспечением обороны и безопасности страны с океанских и морских направлений, осуществляет выпуск судового состава различных классов и широкого ассортимента морской техники, объектов, сооружений и оборудования гражданского назначения, массово используемых в различных отраслях промышленности и социальной сферы.

2. Существенным препятствием для дальнейшего возрастания участия и общего вклада отечественного судостроения в повышение эффективности российской экономики является комплекс сформировавшихся в нем проблем, актуализируя потребность обеспечения его инновационного развития.

3. Важными и эффективными инструментами выполнения задач инновационного развития отечественного судостроения являются судостроительная стратегия и государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», обеспечивающие его ускоренное технико-технологическое переоснащение, диверсификацию с повышением на данной основе объемов выпуска судового состава всех классов, морской и другой многофункциональной продукции гражданского назначения, способствующих повышению эффективности всей системы морской деятельности и экономики Российской Федерации.

Литература

1. Военная Доктрина Российской Федерации

2. Морская доктрина Российской Федерации до 2030 года.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683.

4. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208.

5. Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация»: Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 394.

6. Поручения Президента Российской Федерации Пр-288 от 17.03.2018 г. по итогам совещания по вопросу диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса.

7. О Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. № 2205-р.

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2524-р.

9. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р.

10. Государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторож-

дений на 2013-2030 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 374.

11. Российский судостроительный портал. - URL: http://shipbuilding.ru/rus (Дата обращения 15.12.2020 г.).

12. Российское судостроение-Русский эксперт. -URL: 11Нр7/шхрег1ш/Российское_судостроение (Дата обращения - 20.11.2020 г.)

13. Варшавский А.Е., Макарова Ю.А. Повышение показателей эффективности оПк на основе расширения производства продукции гражданского назначения / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2018. Т. 14, № 7. - С. 1199 - 1219.

14. Владимиров В. Основные проблемы ОПК Российской Федерации. - URL: http://rys-strategia.ru/news/2017-07-10-3345 (Дата обращения - 12.04.2020 г.).

15. Вознесенский С. Проблемы российского оборонно-промышленного комплекса. - URL: https://topwar.ru/5616-problemy-rossiyskogo-opk.html (Дата обращения - 12.04.2020 г.).

16. Добровольский Л.В., Абрамов С.А., Добровольский В.С. Основные проблемы оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и подходы к их решению /Автомобиль, дорога, инфраструктура № 3 (25) 2020. - 20 с.

Innovative development of the russian shipbuilding industry and its

impact on improving the efficiency of economy of the country Dobrovolsky L.V., Borovik E.V., Kholod M.V.

Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (Moscow State Law Academy), Russian Economic University named after G.V. Plekhanov JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article presents the structural composition and characteristics of the shipbuilding industry of the military-industrial complex of the Russian Federation, the role and place of the main indicators of its direct participation in ensuring the socio-economic development of the country. The main contradictions and problems that have formed in the Russian shipbuilding industry that hinder the effective solution of the tasks set by them are summarized. The article examines the approaches of the country's leadership to solving problems and ensuring the entry of Russian shipbuilding to the global world level, formulated in the Strategy for the Development of the Shipbuilding Industry for the period up to 2035 and other strategic planning documents in the field of ensuring national security and improving the efficiency of socio-economic development of the country.The main directions of innovative development of the shipbuilding industry, provided for by the state program "Development of Shipbuilding for 2013-2030", are analyzed», expected results (target indicators) of its practical implementation and their impact on improving the efficiency of the Russian economy. The conclusions summarize the results of studies that indicate the important role and direct participation of the Russian shipbuilding industry in the development of the country's economy.

Keywords: Marine doctrine of the Russian Federation, the shipbuilding industry of Russia, the development Strategy of Russia's shipbuilding industry, shipbuilding clusters, scientific and experimental base of the Russian shipbuilding, rescue safety of the Northern sea route. References

1. Military Doctrine of the Russian Federation

2. Maritime doctrine of the Russian Federation until 2030.

3. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the

President of the Russian Federation dated December 31, 2015 No. 683.

4. On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the

Period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208.

5. On the open joint-stock company United Shipbuilding Corporation: Decree

of the President of the Russian Federation dated March 21, 2007 No. 394.

6. Instructions of the President of the Russian Federation Pr-288 of

03/17/2018 following the results of the meeting on the issue of diversifying the production of civilian products by organizations of the military-industrial complex.

7. On the Strategy for the Development of Maritime Activities of the Russian

Federation until 2030: Order of the Government of the Russian Federation dated December 8, 2010 No. 2205-r.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

8. State program of the Russian Federation "Development of shipbuilding for

2013-2030": Order of the Government of the Russian Federation of 24.12.2012 No. 2524-r.

9. Strategy for the development of the shipbuilding industry for the period up

to 2035: Order of the Government of the Russian Federation dated October 28, 2019 No. 2553-r.

10. State program "Development of shipbuilding and equipment for the development of shelf deposits for 2013-2030": Resolution of the Government of the Russian Federation dated March 31, 2017 No. 374.

11. Russian shipbuilding portal. - URL: http://shipbuilding.ru/rus (Date of treatment 12/15/2020).

12. Russian shipbuilding-Russian expert. - URL: http://ruxpert.ru/Russian_Shipbuilding (Date of treatment - November 20, 2020)

13. Varshavsky A.E., Makarova Yu.A. Increasing the efficiency indicators of the defense industry based on the expansion of civilian production / National interests: priorities and security. - 2018.Vol. 14, No. 7. - P. 1199 - 1219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Vladimirov V. The main problems of the defense industry of the Russian

Federation. - URL: http://rys-strategia.ru/news/2017-07-10-3345 (Date of treatment - 04/12/2020).

15. Voznesensky S. Problems of the Russian military-industrial complex-sa.

- URL: https://topwar.ru/5616-problemy-rossiyskogo-opk.html (Date of treatment - 04/12/2020).

16. Dobrovolsky L.V., Abramov S.A., Dobrovolsky V.S. The main problems of the military-industrial complex of the Russian Federation and approaches to their solution / Automobile, road, infrastructure № 3 (25) 2020. - 20 p.

CN

0 CN

U3

01

O HI

m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.