С. А. Гончаров,
проректор по учебной работе
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ
Реализуя инновационную образовательную программу, университет провел в сжатые сроки колоссальный объем сложной работы. Этот проект стал действительным испытанием для всего университета, буквально для каждого структурного подразделения, для многих кафедр и для многих персонально. Я хочу поблагодарить всех участников программы, которые в сжатые сроки справились с этим ответственным и исключительно важным заданием.
Мы должны были реализовать 55 мероприятий программы, и мы их реализовали в полном объеме. Причем структура каждого мероприятия существенно отличалась от привычных мероприятий, которые мы проводим в университете, от обычной конференции и от обычного проекта. Здесь важен не просто процесс, а важен конкретный конечный результат, который должен быть получен в срок, должен быть пригоден к внедрению и должен обладать эффективностью, т. е. влиять на качественные изменения в деятельности университета, в нашей образовательной области и на рынке труда. Иначе говоря, мы ответственны за разработку качественного «продукта», за его широкое распространение и эффективное внедрение. А в завершении — получить обратную связь в форме экспертизы, рецензии, отзыва, оценки, заявки и т. д. от тех, для кого предназначены наши результаты. Только при таком полном цикле организации каждого мероприятия можно считать, что оно выполнено успешно. Следует добавить, что это мероприятия, которые требуют очень сложного и трудоемкого документального сопровождения, располагаются в жестких рамках федеральных законов и финансовых регламентов.
Прошедший год проявил чрезвычайно острые и актуальные проблемы,
среди которых одна из ключевых: проблема управления инновационной образовательной программой. Мы не пошли по пути создания различных структур или приглашения внешних менеджеров, которые бы занимались реализацией этой программы; у нас всего несколько освобожденных сотрудников дирекции программы: ме-
неджер проекта, два специалиста по информации и секретарь. Это коллектив, который обучался основам проектного менеджмента и набирал профессиональный опыт в процессе работы, формируя собственную профессиональную компетентность через объединение многих функций в одном лице. Это было важным условием эффективной работы. Кроме этого, у нас была создана общественная дирекция, куда вошли проректоры, представители совета программы развития университета, начальники управлений и служб, обеспечивающих сопровождение проекта. Члены общественного директората отвечали за достижение целей и решение задач инновационного проекта, ответственные исполнители - за организацию и выполнение конкретных мероприятий. Этот уровень управления в сжатые сроки смог наладить выполнение сложного по процедурам и механизмам графика мероприятий. Мы достаточно быстро вошли в правила и режим работы, которые определялись принципами проектного менеджмента, сформированными Национальным фондом подготовки кадров как главным монитором инновационной образовательной программы. Но управление проектом не могло ограничиться только уровнем дирекции и ректората. Вся необычность и сложность мероприятий заключается в том, что проектная работа потребовала согласованных действий многих подразделений и большого количества исполнителей, по четкому графи-
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
ку, с большим количеством сопутствующих документов и организационных действий.
И здесь возникает целый ряд проблем, которые мы должны осмыслить. Это проблемы взаимодействия между структурными подразделениями и проблема межличностных взаимоотношений. Их общим основанием являются новые требования к профессиональной компетентности всех участников проекта, а не только дирекции программы. Реализация любой инновационной программы предполагает вовлечение в инновационные процессы практически всех сотрудников организации, только в этом случае возможен перевод инноваций в ежедневную системную работу всего университета. Вполне понятно, что введение инноваций требует от сотрудников новых знаний, умений, иначе говоря, по-новому организовывать процессы и решать новые профессиональные задачи. Требования проектной компетентности распространяются на каждого участника. А это означает, что успешно работу можно выполнить, только если ты способен быть не только хорошим кабинетным ученым, ведущим междисциплинарные исследования, но если ты способен вступать в открытый профессиональный диалог с коллегами не только своей кафедры, но и других кафедр университета, если ты способен ответственно и в срок представлять запланированные результаты, если видишь конечный смысл и практическое применение результатов, если можешь представить их для обсуждения в различных форматах, если можешь совершать организационные, проектные и управленческие действия. Если ты способен к восприятию новых условий работы, если ты способен изменяться... Можно выразить это и короче. Сегодня развитие проектной деятельности в высшей школе предъявляет новые требования к преподавателям, сотрудникам, вспомогательному персоналу, к функциональному взаимодействию
структурных подразделений. Конечно, для этого требуется специальное сопровождение, а именно, — новые про-
граммы повышения квалификации, которые мы стали разрабатывать и запускать. Эта работа будет продолжена в 2008 г.
Вся концепция нашей инновационной программы пронизана идеей междисциплинарности. Только междисциплинарные связи и позволяют достигать нового качества подготовки кадров в области гуманитарных технологий. Это в свою очередь возможно лишь при условии интеграции и координации деятельности факультетов и кафедр университета. Жесткие границы кафедр, факультетов, структурных подразделений должны преодолеваться в решении общей задачи. Характер мероприятий программы такой, что здесь не может быть положительным результатом и положительной оценкой деятельности той или иной структуры или участника результат промежуточный. Поэтому мы не только должны декларировать открытость и готовность к взаимодействию, мы должны реально им учиться и их добиваться. А это предполагает не только управленческие решения «сверху», но и деловую активность и профессиональную ответственность всех.
Не менее важно сегодня осмыслить проблему гуманитарных технологий применительно к управлению инновационной образовательной программой и их использование в организации университетской деятельности. Если мы не сможем обратить эту рефлексию на себя, изменить набор своих профессиональных компетенций, если мы не сможем наладить механизмы эффективного профессионально-
ответственного отношения, выстроить систему мотивации, собственной реалистичной оценки, развить систему аттестации кадров в новых условиях нашей работы, то управлять и успешно реализовывать инновационную образовательную программу будет очень сложно. Необходимо расширение круга непосредственных участников проекта и в первую очередь за счет молодых и талантливых преподавателей и сотрудников.
Я считаю, что мы приобрели бесценный опыт первого года и он чрез-
вычайно важен как для нашего университета, так и для всей системы высшего образования. Если мы сможем его дальше развивать, мы сможем достойно завершить нашу инновацион-
ную программу и отчитаться перед Федеральным агентством по образованию и перед обществом за ненапрасно потраченные средства.