УДК 373.2 ББКЧ411.3
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Г.В. Яковлева
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
INNOVATION ACTIVITY MANAGEMENT IN A MODERN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
G. Yakovleva Chelyabinsk institute of teachers’ professional retraining and further development
Предложены подходы к отбору содержания и форм организации инновационной деятельности, представлена модель инновационной деятельности и управления инновационными структурными подразделениями. Описано содержание каждой их четырех управленческих функций: планирование, организация, стимулирование и контроль, реализация которых позволяет обеспечить высокий уровень инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационное ДОУ, инновационные структурные подразделения, показатели инновационности, мотивация творческого педагогического труда, управление инновациями.
Approaches to content selection and to forms of innovation activity organization are proposed. The model of innovation activity and management of innovation organization departments’ is represented. The content of each of the four managerial functions is described. They are planning, organization, stimulation and control. The realization of the given functions ensures the high level of innovation activity in a modern pre-school educational institution.
Keywords: innovation, innovation activity, innovation pre-school educational institution, innovation organization departments, innovation rates, motivation of creative teachers ’ work, innovation management.
Современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, в режим инновационной деятельности. Это в свою очередь требует обновления существующей системы управления [3, с. 110-115].
Инновационные преобразования в современной образовательной ситуации приобретают системный характер [5, с. 54]. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых Н.В. Горбунова, М.М. Поташник и др. [2, 5]. Причинами столь массового явления, как инновация, по мнению М.М. Поташника, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой, являются:
• необходимость ведения активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
• стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и, тем самым, сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
• подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
• постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность
в причастности к большому, значимому для всех делу;
• стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;
• возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
• конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями [5-7].
Анализ современных исследований (М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Н.Р. Юсуф-бекова) позволил выделить следующие показатели ОУ, характеризующие его как инновационное.
1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения: превышение государственных стандартов образования (чаще всего это превышение осуществляется по инновационным направлениям); обеспечение развития ребенка за счет базового компонента и дополнительных образовательных услуг.
2. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.
3. Периодическое внесение изменений в цели образовательного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона. Особенно актуализирована сегодня проблема разработки, апробации и внедрения регионального компонента в образовании.
4. Высокий уровень развития образовательного учреждения как системы, в которой:
• имеется коллектив с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присуще тесное сотрудничество и высокая эффективность труда;
• педагоги готовы к инновационной (внедренческой) деятельности;
• есть оптимальная структура управления, основанная на системно-синергетическом подходе и программно-целевом принципе управления, четкое распределение функций;
• цели, содержание образования, методы и формы организации образовательного процесса тесно связаны между собой;
• созданы условия, способствующие саморегуляции и развитию творческого потенциала каждого педагога. Этому способствует разработанная каждым образовательным учреждением модель мотивации;
• есть удовлетворяющая современным
требованиям материально-техническая база, использование в системе управления комму-никационно-информационных технологий;
• осуществляется систематическое обучение педагогических кадров через систему методической и научно-методической работы в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами;
• создан благоприятный психологический микроклимат [5, 6, 8].
Нельзя не согласиться с авторами современных исследований по инноватике в том, что только совокупность всех вышеперечисленных показателей определяет инновационность образовательного учреждения [7, с. 34, 234; 6, с. 239-401; 8, с. 178].
В ситуации перехода образовательного учреждения в инновационный режим важное значение приобретает выбор направлений инновационной деятельности, отбор инновационного содержания образования, выбор и апробация современных педагогических технологий, позволяющих реализовать инновации [6, с. 39]. В качестве примерных направлений могут быть названы следующие:
1. Приоритетные направления развития муниципальной образовательной системы.
2. Приоритетные направления развития образовательной системы самого учреждения.
3. Единая методическая тема учреждения.
Для конкретизации направлений инновационной деятельности необходимо определить перспективу с учетом социального заказа общества на качество дошкольного образования, запросы родителей к уровню образованности их детей и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками инновационного педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставим при организации методической работы в условиях инноваций?», «Как изменим предметно-разви-вающую среду?». Важно, чтобы цели, которые ставятся перед педагогами, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных, материальных, финансовых средств и времени. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения [3, с. 78].
Любой инновационный процесс носит
32
Вестник ЮУрГУ» № 24, 2011
Яковлева Г.В.
Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении
вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы или модели инновационной работы ДОУ.
Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в ДОУ, с одной стороны, и из прогнозов его развития - с другой.
Отобранные цели и задачи инноваций должны быть согласованы и одобрены большинством педагогического коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, должны повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в современном ДОУ (с учетом прогноза конечных результатов) основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности должны разрабатываться групповым методом [4, с. 34].
Система инновационной работы может быть представлена в модели. В содержание такой модели целесообразно включить:
1) обновление содержания образования в ДОУ: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, использование парциальных программ дополнительного образования;
2) обновление системы методической работы в ДОУ: отбор инновационного содержания методической работы, использование продуктивных ее форм, мотивацию творческого педагогического труда, управление процессом обновления методической работы;
3) обновление системы управления качеством образования в ДОУ, предполагающее реализацию следующих групп условий: нор-мативно-регламентирующих, перспективно-ориентирующих, деятельностно-стимулирую-щих, информационно-коммуникативных.
Данная модель прошла апробацию в рамках Федерального эксперимента по теме: «Управление инновационной деятельностью в ДОУ», доказана ее эффективность и целесообразность реализации в учреждениях, ставших на путь инноваций.
Для организации инновационной работы в ДОУ представляется необходимым создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью. Такими ин-
новационными структурными подразделениями являются творческие группы педагогов по проблемам, методические объединения, школы молодых воспитателей, школы профессионального мастерства, временные творческие и научно-исследовательские коллективы. Модель управления деятельностью инновационного структурного подразделения педагогов включает в себя деятельность первого руководителя, его заместителей, руководителя подразделения и членов структурного подразделения [1]. Для каждой категории педагогов, участников инновационной структуры, должны быть определены и уточнены функциональные обязанности, закреплены права педагогов, осуществляющих инновации. Эти моменты прописываются в Положении о структурном подразделении, которое утверждается на заседании Совета педагогов или педагогическом совете ДОУ.
В содержание деятельности руководителя ДОУ по управлению структурными подразделениями входит обеспечение нормативноправовой базы, планирование работы, распределение функциональных обязанностей, контроль качества работы, стимулирование творческого педагогического труда участников структурного подразделения. В содержание деятельности заместителей включено про-граммно-методическое обеспечение деятельности педагогов, инструктивно-методическое обеспечение инновационной деятельности, планирование работы на текущий период, корректировка содержания деятельности педагогов, контроль качества работы и созданной продукции, её экспертиза, тиражирование педагогического опыта. В содержание деятельности руководителя структурного подразделения включено планирование деятельности каждого участника структурного подразделения, первичное оценивание качества методической продукции, представление позитивного педагогического опыта. Члены структурного подразделения выполняют технические задания по отбору содержания инноваций, разрабатывают инновационную методическую продукцию, готовят к распространению и тиражированию педагогический опыт.
В условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, в условиях обновления его содержания и форм, необходимо выстроить систему управления инновационной деятельностью, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.
Литература
1. Бабанский, ЮЖ. Методическая работа в школе: организация и управление / ЮЖ. Бабанский, ММ Поташник. - М; Просвещение, 1992. - 626 с.
2. Горбунова, Н.В. Внутршмколъное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Н.В. Горбунова. -М.: Знание, 1995. - С 10-37.
3. Дмитриев, Д.С. Управление развитием образования: инициативы, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании / Д.С. Дмитриев. // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. - М.: Просвещение, 1992. -С. 100-115.
4. Ильенко, ЛП Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях/Л.И Ильенко. -М.: Аркти, 1999.- С. 8-23.
5. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. - М.: Педагог, о-во России, 2000. - 448 с.
6. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. -М.: Магистр, 1997. - 431 с.
7. Шамова, Т.И Менеджмент в управлении школой / Т.И. Шамова. - М.: Просвещение, 1992. -С. 239-401.
8. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики / Н.Р. Юсуфбекова. -М.: Знание, 1991. - 276 с.
Поступила в редакцию 10 января 2011 г.
34
Вестник ЮУрГУ, № 24» 2011