Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью предприятий транспортной системы России'

Управление инновационной деятельностью предприятий транспортной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / АВИАКОМПАНИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / TRANSPORT SYSTEM / AIRLINES / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев А. Н., Лунева Е. И.

Статья посвящена современным особенностям организации и управления инновационной деятельностью на предприятиях транспортной системы страны. Авторы уточняют содержание основных теоретических категорий, анализируют последние изменения в нормативной базе и некоторые экономические показатели. Объектом для более глубокого исследования выбрана инновационная деятельность компании-лидера отечественного рынка гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF TRANSPORT SYSTEM OF RUSSIA

The article is devoted to modern features of the organization and management of innovative activity at the enterprises of Russian ’s transport system. Authors specify the content of the main theoretical categories, analyze the last changes in the regulatory base and some economic indicators. For more in-depth research innovative activity of the leading company of the domestic market of civil aviation is chosen as an object.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью предприятий транспортной системы России»

УДК 658:001.895: 656

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Алексеев А.Н., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг», ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail:

[email protected]

Лунева Е.И., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail: eluneva1@

yandex.ru

Статья посвящена современным особенностям организации и управления инновационной деятельностью на предприятиях транспортной системы страны. Авторы уточняют содержание основных теоретических категорий, анализируют последние изменения в нормативной базе и некоторые экономические показатели. Объектом для более глубокого исследования выбрана инновационная деятельность компании-лидера отечественного рынка гражданской авиации.

Ключевые слова: транспортная система, авиакомпании, инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF TRANSPORT SYSTEM OF RUSSIA

Alexeev A., professorof the Management and marketing chair, Moscow Witte University Luneva E., associate professor of chair of the Management and marketing chair, Moscow Witte University

The article is devoted to modern features of the organization and management of innovative activity at the enterprises of Russian's transport system. Authors specify the content of the main theoretical categories, analyze the last changes in the regulatory base and some economic indicators. For more in-depth research innovative activity of the leading company of the domestic market of civil aviation is chosen as an object.

Keywords: transport system, airlines, innovations, innovative activity, innovative development.

Активизация политики импортозамещения, коснувшейся различных сфер и видов деятельности в отечественной промышленности, а также уменьшающиеся возможностииспользования традиционных ресурсов экономического роста выдвигают на первый план проблему повышения инновационной активности предприятий и совершенствования их инновационной деятельности. Именно инновационные процессы становятся неотъемлемой частью и важнейшим звеном в системе экономических преобразований, нацеленных на достижение устойчивого роста. Особую актуальность также приобретает и необходимость научно-методического осмысления управления инновационными процессами в современных условиях.

Теоретическим вопросам совершенствования инновационной деятельности на различных уровнях управления посвятили свои труды множество современных отечественных и зарубежных ученых. В частности, Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, Л.М. Гохберг, Д.В. Котов, Л.Э. Миндели, А.И. Пригожин, Э.А. Уткин, Р.А. Фатхудинов, Т.А. Чекулина. В то же время, научное единство взглядов по вопросам развития инновационной среды, по-прежнему, отсутствует. Отраслевая специфика результативного управления инновационной деятельностью также нуждается в дальнейшей теоретико-методической проработке.

Исследование показывает, что чаще всегоинновационная деятельностьтрактуется авторами деятельность по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность включает в себя не только процесс преобразования знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и комплекс технологических, экономических и организационных мероприятий, которые обеспечивают реализацию новшеств в различных сферах человеческой деятельности, одной из важнейших среди которых выступает транспортная система.

Транспортная система - системообразующая отрасль российской экономики, обеспечивающая наземные, водные, воздушные и магистральные перевозки пассажиров, грузов и углеводородного сырья. По данным на 2015 г. транспортная система включает в себя более 163 тысяч различных видов организаций, которые обеспечивают рабочими местами почти 5% экономически активного населения. [3].

Согласно Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, интересы государства в сфере транспорта неразрывно связаны с необходимостью создания условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и уровня жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращения географических особенностей России в ее конкурентное преимущество [2]. Для достижения поставленных задач приняты федеральные целевые программы «Развитие

транспортной системы России (2010-2020 годы)» 1, «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)»2 и др.

Стратегическое положение в корпоративном секторе транспортной системы страны занимает ряд крупныхкорпораций с государственным участием, например ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», АО «Международный аэропорт «Шереметьево» и др. Стоит отметить, что именно эти корпорации (а также ПАО «Современный коммерческий флот») вошли в Перечень системообразующих организаций3, что демонстрирует заинтересованность государства в вопросах устойчивого стратегического развития транспортной системы и обеспечения необходимого уровня транспортной безопасности.

Анализ отчетных данных позволяет дать объективное представление об экономическом потенциале данных корпораций. Так, размер уставного капитала ПАО «Аэрофлот», по данным на 01.01.2016 г., составляет 1 110,6 млн. руб, при этом доля государства в уставном капитале превышает 51%. Объем основной деятельности ПАО «Аэрофлот» превысил 366 307 млн. руб.

Публичное акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии», выбранное нами в качестве объекта для более пристального рассмотрения, учреждено постановлением Правительства России от 28 июля 1992 г. № 527 «О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации» путем реорганизации производственно-коммерческого объединения «Аэрофлот - советские авиалинии» и его структурных подразделений. Основной вид деятельности корпорации - оказание услуг по воздушной перевозке пассажиров и грузов на международных и внутренних авиалиниях. На сегодняшний день ПАО «Аэрофлот» -лидер отечественной гражданской авиации. Совместно с дочерними авиакомпаниями общество контролирует более 36 % рынка авиаперевозчиков в РФ. Компания также активно интегрируется в мировой рынок посредством глобального альянса «ВкуТеат». По данным 2015 г. ПАО «Аэрофлот» перевезло более 26 млн. пассажиров (на 10% выше уровня предыдущего года).

Одним из ключевых конкурентных преимуществПАО «Аэрофлот» можно назвать современный парк собственных и арендованных воздушных судов, включающий 170 самолетов различных типов,

1 Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 319.

2 Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2008 г. № 652.

3 Перечень утвержден решением Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, протокол от 05.02.2015 г. № 1.

68 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2017 |

средний возраст которых около 4,5 лет. Выручка корпорации в 2015 г. возросла в 1,5 раза по сравнению с 2014 г., достигнув 366 307,5 млн. руб., а прибыль от основной деятельности - в 8,8 раз, составив 11 957,4 млн. руб. В тоже время, резкий рост прочих расходов на 52 374млн. руб., обусловленный возмещением ПАО «Аэрофлот» затрат по лизингу воздушных судов дочерним общества, привел к возникновению чистого убытка в сумме более 18 927 млн. руб.[1]

Анализ стратегии развития ПАО «Аэрофлот» до 2025 г., (утверждена решением совета директоров от 13.07.2011 г.) позволяет выделить такие ключевые цели, как вхождение в первую пятерку авиакомпаний Европы и первую двадцатку мировых авиакомпаний по пассажиропотоку и выручке;увеличение годового объема пассажирских перевозок до 70 млн. пассажиров, в том числе до 30 млн. внутри страны;построение мультибрендовой модели бизнеса, позволяющей расширять присутствие во всех сегментах авиационного рынка.

Основной целью инновационного развития ПАО «Аэрофлот» является достижение стратегических задач высокопродуктивными средствами, способными обеспечить: снижение себестоимости авиаперевозок; улучшение качества услуг; повышение производительности труда; повышение энергетической эффективности и экологичности; повышение авиационной безопасности; повышение пунктуальности и надежности полетов; а также совершенствование организационной и управленческой структуры общества.

В Программе инновационного развития ПАО «Аэрофлот» выделен ряд ключевых показателей, которые к 2020 г. (по сравнению с 2010 г.) должны продемонстрировать конкретное, измеримое изменение. Так, по показателю «себестоимость услуг» снижение должно составить 10%; по показателям потребления энергетических ресурсов снижениепотребления тепловой и электрической энергии должно составить 60%, а сокращение затрат на горюче-смазочные материалы - 30%; по показателям экологичности полетов ожидаемым программным результатом заявлено снижение на 30% выбросов парниковых газов и увеличение на 200% доли переданных на переработку отходов.

С позиции инновационной деятельности в целом ПАО «Аэрофлот» нацелено на увеличение к 2020 г. затрат на НИОКР более чем в 5 раз, по сравнению с уровнем 2010 г. В соответствии с мероприятиями Программы инновационного развития компании должно возрасти число получаемых ПАО «Аэрофлот» патентов и прорывных патентов, а также число инновационных предложений и проектов, полученных как от сотрудников корпорации, так и от сторонних предприятий.

В условиях современных экономических реалий, а также геополитической обстановки, безусловно, оказывающей влияние на результативность инновационной деятельности данной компании и конъюнктуры рынка авиационных перевозок к числу наиболее значимых мероприятий по инновационному развитию ПАО «Аэрофлот» в направлении авиационно-технического обеспеченияследует отнести разработку и внедрение системы управления ремонтами, обслуживанием и модернизацией воздушных средств, а также внедрение системы контроля над техническим состоянием воздушных средств в реальном времени. Внедрение инновационных мероприятий по данному направлению должно привести к снижению расходов на техническое обслуживание и ремонт на 30 %, а также повышению

производительности труда.

С учетом того, что 2017 год официально объявлен в РФ годом экологии, особого внимания заслуживают подходы ПАО «Аэрофлот» к инновационной деятельности в данном направлении. Компания регулярно повышает уровень собственной экологической ответственности. К числу приоритетных инновационных мероприятий отнесено внедрение технологий, обеспечивающих снижение уровня шума в зоне аэропортов и снижение выбросов парниковых газов, а также внедрение системы энергопитания на борту воздушных судов на основе топливных элементов; разработка и внедрение экологически безопасных видов топлива, а также инновационных технологий утилизации и переработки авиатехники и отходов производства.

Можно констатировать, что Программа инновационного развития ПАО «Аэрофлот» включает в себя еще целый ряд направлений, таких как обслуживание пассажиров, повышение энергетической эффективности и ресурсосбережения, усиление авиационной безопасности. Каждое из направление включает в себя конкретные мероприятия с измеримыми ожидаемыми результатами. Однако, проведение более глубокого анализа хода промежуточной реализации инновационных проектов по данным направлениям представляется в настоящий момент затруднительным, по причине недостаточного количества открытых отчетных данных.

Проведенный анализ также позволяет утверждать, что как ПАО «Аэрофлот», так и ряд других компаний транспортной системы, в настоящий момент времени имеют перспективы усиления сотрудничества с объектами инновационной инфраструктуры. Данный аспект не находит подробного отражения в соответствующих программных документах.

Литература:

1. Официальные данные отчетности ПАО «Аэрофлот» за 20102015 гг. Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/cms/reports

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р : по состоянию на 1 апреля 2016 г.].- Режим доступа: интернет-портал справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Транспорт и связь в России - 2014 [Электронный ресурс] : статистический сборник. - Режим доступа: http://wwwgks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/3e 4&4004е34235296Же18ЪШ23аа.

4. Алексашина Т.В. Коммерциализация инноваций и перспективы развития сетевых форм поддержки инновационных проектов// Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 7 (282). С. 43-55.

5. Алексеев А.Н. Реструктуризация в отраслях промышленности: кросснациональное исследование// EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 9. Том 2. - С. 256-264.

6. Осипов В.С., Рагулина Ю.В. Экономические санкции в системе промышленной политики// Вестник АКСОР. 2015. № 1 (33). С. 48-55.

7. Скалкин В.В., Бурыкин Е.С., Алексашина Т.В. Парадигма современной рыночной экономики в разрезе развития экономики России// Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 34-36.

ТКАШРОКТ BUSINESS Ш RUSSIA | №2 2017 | 69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.