Development of educatíon
Абросимова М. А.
кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика и ИКТ», институт экономики и сервиса ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа.
Валиев Ш. З.
доктор экономических наук, профессор заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление», институт экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Росиия, г. Уфа
УДК 004.9
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ В ВУЗЕ
Одной из основных задач построения информационного общества в России, обозначенной в государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», является создание национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Вуз, являющийся одним из поставщиков информационных ресурсов государства, активно участвует в создании собственной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры как элемента национальной инфраструктуры. Информационные ресурсы вуза сосредоточены в информационных системах, обеспечивающих и производственные (учебные и научные), и административно-управленческие процессы. Этапность внедрения информационных систем обусловила их разрозненность и разноплатформенность.
В статье проанализирована структура информационных ресурсов вуза, отмечена принадлежность информационных систем по уровню структурированности данных и решений к системам разного класса и их автономность. Описаны факторы быстрого роста объема и повышения степени неоднородности и распределенности информационных ресурсов в связи с переходом на образовательные стандарты высшего образования ФГОС3+. Расширяющийся круг поставщиков и потребителей информационных ресурсов в вузе требует создания системы авторизованного доступа к ресурсам. Актуализирована задача создания отдельной системы управления информационными ресурсами вуза как необходимого этапа формирования единого информационного пространства. Описаны основные задачи и структура системы управления информационными ресурсами вуза и приведены примеры программных платформ для ее реализации.
Ключевые слова: информационные ресурсы вуза, классификация информационных систем вуза, интеграция информационных систем вуза, неоднородность информационных ресурсов, доступ к информационным ресурсам, система управления информационными ресурсами вуза.
ADMINISTRATION OF INFORMATION RESOURCES IN A HIGHER
EDUCATIONAL INSTITUTION
One oft hem a in tasks of developing information society in Russia, determined in the state program oft he Russian Federation«Information society (2011 — 2020)» is creating national information and telecommunication infrastructure. A higher educational institution, which is one of the suppliers of information resources of the state, takes active part in forming its own information and telecommunication structure as an element of the national one. Information resources of a higher educational institution are concentrated in information systems, which provide for both production (educational and scientific) and administrative and management processes. Staging of introducing information systems is conditional on their uncoordinated character as well as the difference in their bases.
The article analyses the structure of information resources of a higher education all institutions, notes the accessory of information systems according to the level of statefulness of the data and solutions to the systems of different categories and their autonomy. The factors off a st volume growth and rise oft he level of heterogeneity and allocation of information resources in connection with the transition to the educational standards of higher education Federal State Educational Standard 3+ (FSES3+) have been described. The widening circle of suppliers and consumers of information resources in a higher educational institution requires developing a system of authorized access to the resources. The task of designing a separate system of administrating information resources of a higher educational institution as a necessary stage of forming integrated information space has been actualized. The main tasks and the structure of the system of administrating information resources of a higher educational institution have been described and the examples of program platforms for its realization have been given.
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2
Развитие образования
Key words: information resources of a higher educational institution, classification of information systems in a higher educational institution, integration of information systems of a higher educational institution, heterogeneity of information resources, access to information resources, the system of administrating information resources in a higher educational institution.
В России, начиная с 90-х годов, последовательно реализуется программа построения информационного общества. И если в первое десятилетие значительные успехи были достигнуты в создании технической и программной базы информатизации, то в настоящее время усилия общества сосредоточены на формировании и совершенствовании национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, что нашло отражение в государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)». К информационной инфраструктуре относят средства поддержки информационной сферы деятельности организации, в т.ч. информационные технологии и системы, библиотечные, электронные и документальные фонды и архивы и средства обеспечения доступа потребителей к информационным ресурсам. Под телекоммуникационной инфраструктурой понимают совокупность взаимодействующих подсистем, обеспечивающих передачу различной информации: данных из автоматизированных систем управления, электронных сообщений, интернет-трафика, разного рода файлов, а также аудио- и видеоинформации [1]. Внешнеполитические события придают задаче формирования инфраструктуры информационного общества России особую значимость [2].
Вуз, традиционно являющийся одним из поставщиков информационных ресурсов общества, активно участвует в создании собственной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры как элемента национальной инфраструктуры. В его деятельности используется большое количество информационных систем (ИС), автоматизирующих функции структурных подразделений. В соответствии с наиболее часто используемой классификацией бизнес-процессов предприятий можно составить таблицу, систематизирующую информационные системы вуза в зависимости от принадлежности к бизнес-процессам [3]:
Таблица 1. Система бизнес-процессов и информационных систем
Информационные системы вуза по признаку структурированности данных и решений принадлежат разным классам информационных систем:
— трансакционные системы работают со структурированными данными;
— менеджерские ИС и системы управления знаниями разного вида, в основном используют полуструктурированные данные;
— системы поддержки принятия решений разного вида, обрабатывают в основном неструктурированные данные.
Как следствие, одни ИС вуза реализованы как фактографические системы, другие как документальные, третьи как информационно-поисковые. Учитывая, что информационные системы вуза созданы в разное время и на разных программных платформах, возможность их интеграции представляет собой нетривиальную задачу. На рис. 1 представлена примерная схема взаимодействия ИС вуза.
Для информационных систем вуза характерен многократный ввод данных. Различные ИС, решая свои специфические задачи, используют одни и те же исходные данные, однако, как правило, в каждой ИС собственная информационной базы создается путем ручного ввода данных в ИС специалистом структурного подразделения, т.е. «с нуля». Например, тот факт, что данные о контингенте студентов создаются в ИС приемной комиссии, а далее используются в ИС планово-экономического управления, бухгалтерии, отдела кадров, деканата, библиотеки не гарантирует, что последние освобождены от ввода данных о студентах в свои системы. Различия в форматах и структуре входных и выходных данных используемых систем не позволяют обеспечить передачу данных между системами и реализовать безбумажную технологию подготовки заключительных документов при всеми осознаваемой необходимости добиться этого. Какой вуз может сказать, что по нажатию кнопки список дисциплин учебного плана в формате, разработанном ФГБУ «Информационно-методический центр по аттеста-
вуза
Класс процесса Функция ИС структурных подразделений
Основные производственные процессы Создают доходы вуза - ИС учебного процесса: ИС учебного отдела, учебно-методического отдела, библиотеки, деканатов, кафедр, приемной комиссии, отдела содействия трудоустройству студентов и выпускников и т.п.; - ИС научно-исследовательского процесса: ИС научно-организационного отдела, научно-исследовательского отдела и т.п.
Обеспечивающие процессы Поддерживают инфраструктуру вуза ИС административно-хозяйственного обеспечения, обеспечения охраны труда и безопасности, юридического обеспечения, ИС отдела информационных технологий и пр.
Процессы управления Управляют вузом ИС бухгалтерии, планово-финансового управления, отдела кадров, канцелярии.
Процессы развития Развивают вуз ИС управления стратегического развития
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016, (16), № 2
Development of educaton
Прогнозы деятельности, планы развития, научные разработки
Учебные планы, планы НИР и прочие планы
Учебный отдел, научно-организационный отдел, деканаты и пр.
Отдел стратегического развития, научные лаборатории и пр.
Библиотечные системы, учебно-м етадичесний Системы фонд, научные разработки, управление \Л/еЬ-ресурсы
Ввод и первичная обработка донных
библиотека, кафедры, научные лаборатории, отдел по связям с общественностью, канцелярия
Бухгалтерия, планово-финансовое управление, отдел кадров, приемная комиссия, декэнзт
Рисунок 1. Примерная схема взаимодействия информационных систем вуза
ции образовательных организаций», занимает место в итоговом документе образовательной программы — приложении к диплому, аккуратно вписываясь в отведенное место? Информационная система без механизмов автоматического входа-выхода представляет собой отдельный информационный ресурс со своей базой исходных данных.
Кроме того что многократный ввод данных порождает ошибки ввода, разрозненность информационных ресурсов обуславливает дублирование и искажение информации и, как следствие, невозможность сопоставления данных, содержащихся в ресурсах [4]. Создание в вузе полностью интегрированной системы — сложный и трудоемкий процесс. Практика информатизации производственных предприятий, банков, органов государственной власти выработала подходы, основанные на архитектурных решениях, создании общих сервисов и хранилищ данных, использовании стандартов на форматы документов, которой вузы руководствуются, имея, правда, бюджетные ограничения.
Информационные системы являются одновременно поставщиками и потребителями внутренних информационных ресурсов вуза [5]. Задача совершенствования системы информационных ресурсов, распределенных по ИС структурных подразделений вуза, усложняется в свете новых требований к организации учебного процесса:
— существенного расширения фонда электронного учебно-методического обеспечения учебного процесса;
— повышения уровня доступности информационных ресурсов;
— внедрения в практику электронных портфо-лио студентов;
— постоянного участия в мониторингах Минобрнауки.
Современные учебно-методические материалы включают в себя информацию различного вида. Требование ФГОС3+ вести практико-ориентирован-ное обучение — способствовало четкому разделению учебно-методического материала по видам учебной деятельности и росту объема мультимедийных образовательных информационных ресурсов [6, 7]. Таким образом, традиционно текстовый вид учебно-методических разработок должен расшириться документами в графических, аудио- и видеоформатах. Создание электронных образовательных информационных ресурсов — мировой тренд. Любопытный факт: в объеме мирового цифрового контента в 2016 г. доля России составит 2 % [8]. Создаваемый вузом фонд мультимедийных образовательных информационных ресурсов требует поддержки соответствующей системой хранения ресурсов. Условие обеспечения актуальности, полноты и достоверности учебно-методического обеспечения учебного процесса обязывает вуз обеспечить доступ студентов и преподавателей как к внутренним,так и к внешним образовательным информационным ресурсам. Причем, преподавательский состав должен иметь доступ и в режиме просмотра, и в режиме редактирования учебно-методических комплексов. Неизбежно встает проблема обеспечения безопасного доступа ко всему множеству ресурсов.
Согласно современным нормативным документам, вузы обязаны создать для обучающихся условия для формирования в течение всего периода обучения
ВШИт USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. 2016, (16), № 2
Т32
электронного портфолио. Портфолио студента — комплекс документов (грамоты, дипломы, копии приказов, фотодокументы и т.д.), отзывов и результатов различных видов деятельности: учебной (контрольные и курсовые работы, научно-исследовательские и проектные работы и т.д.) и внеучебной (творческие работы, презентации, фото и видеоматериалы). В этом новом для вуза процессе появляется два вида поставщиков информационных ресурсов: работник деканата, поставляющий в портфолио данные по результатам обучения (фиксация образовательной деятельности), и студент, поставляющий иные данные о результатах учебной и внеучебной деятельности. Как и в случае с учебно-методическим обеспечением, становится актуальной задача создания системы хранения данных в мультимедийных форматах и обеспечение доступа к информации зарегистрированных пользователей.
Процесс создания информационного пространства в вузе косвенно контролируется Минобрнауки путем мониторинга web-сайтов вузов. Практика показывает, что способ обновления информации через службу администратора web-ресурса понижает степень ответственности руководителя структурного подразделения, и для многих вузов существует проблема обеспечения периодичности обновления информации. Своевременную актуализацию информации можно обеспечить путем предоставления доступа структурных подразделений к собственным разделам на сайте.
Таким образом, в современном вузе
— сформированы информационные ресурсы в виде, во-первых, ИС — фактографических, документальных, информационно-поисковых, во-вторых, Web-ресурсов и Web-сервисов — Web-сайт вуза, Web-сайты структурных подразделения, Web-страницы сотрудников и пр.;
— в общем объеме внутренних информационных ресурсов существенно возрастает доля мультимедийных информационных ресурсов, требующих создания системы хранения и поиска, соответствующей требованиям безопасности и экономичности;
— расширение круга поставщиков и потребителей внутренних информационных ресурсов требует реализации системы авторизованного доступа ко всему спектру ресурсов.
В условиях неоднородности информационных ресурсов, распределенности их по инфраструктурным компонентам, а также в связи с быстрым ростом объема ресурсов и круга поставщиков и потребителей ресурсов становится актуальной задача внедрения системы управления информационными ресурсами вуза в виде отдельной системы. Основными задачами системы управления информационными ресурсами являются учет, хранение, поиск и обработка информации. Учет информационных ресурсов возможен на основе единого электронного каталога
Развитие образования
с иерархической классификацией ресурсов. Хранение информационных ресурсов требует создания механизмов их распределения в информационном пространстве вуза. Хранение внешних информационных ресурсов регулируется глобальной сетью, для внутренних информационных ресурсов необходимо создание электронного архива. Для хранения больших объемов данных, в т. ч. неструктурированных данных, целесообразно использование корпоративных облачных систем. Иерархичность классификатора информационных ресурсов обеспечивает возможности навигации и поиска. Обработка информационных ресурсов поддерживается приложениями, в которых они были созданы.
^стема управления информационными ресурсами вуза включает в себя следующие компоненты:
— единый электронный каталог информационных ресурсов;
— единое хранилище данных (структурированных и неструктурированных), доступное различным информационным системам;
— базу метаданных — базу структурированных данных о неструктурированных информационных ресурсах (мультимедийной информации);
— интерфейс доступа к информационным ресурсам зарегистрированных пользователей;
— систему управления доступом к информационным ресурсам.
^здание системы управления информационными ресурсами — необходимый этап по формированию единого информационного пространства вуза, объединяющего информационные ресурсы на основе единых принципов и общих правил, обеспечивающих информационное взаимодействие обучающихся, преподавателей и сотрудников вуза и удовлетворение их информационных потребностей.
На рынке программных средств представлены системы управления информационными ресурсами разного класса. В условиях роста объемов неструктурированной информации на передний план выходят системы класса Enterprise Content Management (ECM). ^временным решением для вуза может быть система управления корпоративными информационными ресурсами на платформе IBM FileNet [9]. Учитывая сложившиеся традиции в применении к деятельности вуза продуктов Microsoft и последовательную поддержку корпорацией офисных программных средств, возможно, лучшим вариантом является создание системы управления информационными ресурсами вуза на базе Microsoft SharePoint. В заключение следует отметить, что в условиях оптимизации деятельности успешное решение проблемы интеграции информационных ресурсов вуза возможно только на базе стратегии развития информационных систем вуза.
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016, (16), № 2
Development of educaton
Литература
1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. topsbi.ru/default.asp?trID=123.
2. Трансформация социального поведения в контексте современных политических кризисов начала XXI в. как результат этнополитического дискурса «сетевых войн». Барсуков П. В., Карабулатова И. С., Некрасов С. В., Ахметов И. В., Мамателашвили О.
B., Хизбуллин Ф. Ф. В книге: Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки Москва: Уфа: Ростов-на-Дону, 2015. С. 60-70.
3. Ковалев С.М., Ковалев В.М. Технология структуризации и описания организации — шаг за шагом. Журнал "Консультант директора", № 8, Апрель, 2004 г. [Электронный ресурс]. — Режим досту-па:http://www.betec.m/index.php?id=36&sid=02.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)» от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.rU/2010/11/16/infobschestvo-site-dok. html
5. Абросимова М. А. Проблема эффективности информационных ресурсов вуза. Сборник научных статей XXIV Международной научно-практической конференции «Перспективы развития информационных технологий» 24 апреля 2015, г. Новосибирск.
C. 126-131.
6. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов по математике с использованием информационно-коммуникационных технологий в ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический универ-ситет» / Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В. Ф.// Moscowedu-cationonline 2010 четвертая Международная конференция по вопросам обучения, сборник тезисов докладов конференции. Москва, 2010. — С. 62-64.
7. Современные подходы к организации электронного обучения в ВУЗе / Вайндорф-Сысоева М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамович В. Ф., Мусина Д. Р.// Монография. Москва, 2014.
8. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/ analytics/2013_digital_content_2010-2016/
9. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. pcweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=172195
Literature
1. Electronic resource. — URL: http://www.topsbi.ru/default.asp?trID=123
2.Transformationofsocialbehaviorinthecontextofmoder npolitical crises at the beginning of XXI century as a result of ethno-political discourse of "net wars". Barsukov P.V., Karabulatova I.S., Nekrasov S.V., Akhmetov I.V., Mamatelashvili O.V., Hizbullin F.F. In the book: Social — economic and humanitarian — social problems of the modern science. Moscow: Ufa: Rostov-on-Don, 2015. P. 60-70.
3. Kovalev S.M., Kovalev V.M. Technology of structuring and description of an organization — step by step. Journal «The director's consultant», № 8, April, 2004.[Electronic resource]. — URL: http://www.betec. ru/index.php?id=36&sid=02
4.Direction of the Government of the Russian Federation «On the state program of the Russian Federation «Information society (2011 — 2020)»» adopted on October 20, 2010 N 1815-pr. Moscow. [Electronic resource]. — URL:http://www.rg.ru/2010/11/16/ infobschestvo-site-dok.html
5. Abrosimova M.A. The problem of effectiveness of information resources in a higher educational institution. CollectionofscientificarticlesofXXIV International scientific and practical conference «Prospects of development of information technologies» April 24, 2015, Novosibirsk. P. 126-131.
6. Point-rating system of knowledge assessment of students in mathematics using information and communication technologies of SEIHPE "Ufa state oil technical University" / Bakhtizin R.N., FatkullinN.Yu., Shamkovich V.F.// Moscow education online 2010 fourth international conference on education, book of abstracts of the conference. Moscow, 2010. — Pp. 62-64.
7. Modern approaches to organization of e-learning in higher education / Wyndorf-Sysoeva E.M., Bakhtizin R.N., FatkullinN.Yu., Samovich F.V., Musin D.R.// Monograph. Moscow, 2014.
8. Electronic resource. — URL:
http://www.j son.ru/poleznye_materialy/free_market_ watches/analytics/2013_digital_content_2010-2016/
9. Electronic resource. — URL: http://www.pcweek.ru/ecm/article/detail. php?ID=172195
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2