УДК: 338 ББК: 65.290
ГлуховаЛ.В., МитрофановаЯ.С.
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Glukhova L. V., Mitrofanova F.&
MANAGING INFORMATION DEVELOPMENT OF ENTERPRISES WITH THE USE OF STANDARDIZATION TOOLS
Ключевые слова: стандартизация, инструменты стандартизации, управление информационным развитием, информационная инфраструктура.
Keywords: standardization, standardization tools, information development management, information infrastructure.
Аннотация: управление информационным развитием с использованием инструментов стандартизации сегодня является актуальной задачей для многих предприятий. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты управления информационным развитием предприятия. Для целенаправленного управления предлагается использовать инструменты стандартизации для повышения эффективности менеджмента. Целью работы является научное обоснование необходимости совершенствования управления информационным развитием и разработки методического инструментария поддержки управления информационной инфраструктурой предприятия на базе инструментов стандартизации. В рамках представленного в статье исследования используются общенаучные, фундаментальные, а также специальные методы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Предложено использовать модель управления информационным развитием предприятия на основе требований стандартов и соответствия существующей СМК организации. Модель предназначена для поддержания актуализации информационной инфраструктуры и обеспечения доступа к знаниям персонала, реализующего запросы СМК в процессе взаимодействия производственных структур. Одной из особенностей предлагаемой модели является предоставляемая ею возможность накопления новых знаний персонала в соответствии с требованиями ГОСТР ИСО 9001-2015.
Для мониторинга уровня информационного развития предприятия и контроля основных параметров комплексного управления предлагается система показателей, включающая показатели четырех групп.
Рекомендуется использовать предложенные теоретические материалы и практические инструменты для совершенствования управления информационным развитием промышленных и других предприятий.
Abstract: managing information development using standardization tools is an urgent task for many enterprises today. The article deals with the theoretical and practical aspects of information management of the enterprise, as well as proposes to use the standardization tools to improve management efficiency. The aim of the work is the scientific justification of the need to improve the management of information development and the development of methodological tools for management support based on standardization tools. Within the framework of the research presented in the article, general scientific, fundamental, and also special methods are used to ensure the solution of the set tasks.
As part of the development of standardization tools, it is proposed to use the enterprise information management model based on the requirements of the standards and in accordance with the organization's QMS, supporting the information infrastructure and providing access and accumulation of knowledge in accordance with the requirements of GOST R ISO 9001-2015. To monitor the level of information development of the enterprise and control of key parameters, a system of indi-
cators is proposed, which includes indicators of four groups.
It is recommended to use the proposed theoretical materials and practical tools for improving the management of the information development of industrial and other enterprises.
В современных экономических условиях эффективная деятельность предприятий любой отрасли невозможна без использования качественных информационных ресурсов. Своевременная, доступная, полная информация является одним из важнейших аспектов развития конкурентных преимуществ организации, являясь частью имеющейся базы знаний, обеспечивающей достоверность сведений для планирования, анализа, регулирования производственной деятельности и принятия управленческих решений.
Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 90012015 предприятие должно определять, создавать и поддерживать информационную инфраструктуру, которая необходима для работы всех бизнес-процессов с целью достижения соответствия продукции и услуг [1]. При этом менеджменту предприятия необходимо учитывать постоянно возрастающую сложность информационных систем, объем знаний, а также тот факт, что методы, технологии и стандарты эффективного управления информационной инфраструктурой динамически развиваются [2].
Также отметим тот факт, что ГОСТ Р ИСО 9001-2015 вводит такое новое понятие, как "документированная информация", навыки работы с которой сводятся к потребности осуществлять постоянную оценку соответствия фактических значений показателей качества значениям тех же показателей, которые описаны как нормативные. В частности, это может быть документированная информация о контролируемых показателях начала и окончания бизнес-процессов производственных структур [3].
Потребность управления документированной информацией, основанной на фактах [4], планомерно подводит нас к необходимости поиска инструментов стандартизации в интеграции с инструментами менеджмента для управления стратегическими ресурсами предприятий на основе информации и знаний, поскольку именно база знаний организации должна содержать уникальные сведения, которыми необходимо
управлять, непрерывно обновлять и обеспечивать к ним доступ [5].
Согласно исследованиям экономических аспектов стандартизации, проведенным Ароновым И.З., Ильиным Е.В., Зажи-галкиным А.В. [6] и др., применение инструментов стандартизации дает определенный положительный экономический эффект не только на уровне РФ, обеспечивая рост ВВП, но и на уровне отдельных предприятий [7]. К примеру, по данным некоторых экономистов, внедрение и использование стандартов на предприятиях увеличивает годовой доход на 4-6% [8].
В соответствии с рекомендациями и требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 90012015, а также другими стандартами в области менеджмента, применение инструментов стандартизации позволяет повышать качество управления предприятием и его информационным развитием [9].
Развитие производственной деятельности требует внесения постоянных нововведений и изменений, управление которыми требует наличия системы мониторинга контролируемых показателей и выявления возникающих отклонений. Поэтому были выявлены 4 группы показателей, отражающих возможность управления документированной информацией.
Первая группа показателей характеризует общий уровень информационного развития предприятия. Мониторинг их значений позволяет своевременно учитывать затраты на создание банка документированной информации и сопутствующих этому средств ВТ.
Вторая группа показателей позволяет оценивать вклад документированной информации в развитие производственной деятельности и отслеживать, например, уровень загруженности и эффективности использования информационных ресурсов в виде автоматизированных систем управления.
Третья группа показателей позволяет оценивать состояние информационной инфраструктуры предприятия, уровень ее актуализации и безопасности информационного обмена.
Четвертая группа показателей позволяет не только оценить уровень обновления и прироста знаний, их ценность, но и отслеживать уровень стандартизации применяемых нормативных документов и стандартов информационных технологий.
Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование управления информационным развитием с использованием инструментов стандартизации соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015, позволяет формировать "документированную информацию" и оказывает положительный экономический эффект не только на показатели деятельности предприятий, но и на процессы, деятельность которых обеспечивается вышеописанными показателями.
В рамках совершенствования управления информационным развитием предлагается использовать моделирование, принципы системного подхода и инструменты стандартизации, на основе которых нами спроектирована обобщенная модель управления информационным развитием предприятия, включающая блоки внешней и внутренней среды (рисунок 1).
Модель управления информационным развитием предприятия с использованием инструментов стандартизации представляет собой объединение внутренних информационных ресурсов и знаний предприятия на основе требований стандартов с помощью координационного центра информационного развития, аккумулирующего знания, необходимые для формирования единой стратегической программы информационного развития предприятия. В модели учтены внешние факторы, которые включают нормативно-правовую базу, информацию о контрагентах, стандартах различного уровня.
Важным элементом блока внутренней информационной среды является единая информационная среда предприятия, которая обеспечивает информационную поддержку инфраструктуры и обеспечивает доступ и накопление знаний в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 -2015.
В рамках модели на основе требований стандартов, СМК и интегрированной системы менеджмента (ИСМ) предприятия формируется стратегическая программа информационного развития, которая направлена на реа-
лизацию требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, интенсификацию инновационного развития, интеграцию науки и производства, должна быть основана на использовании структурированной системы показателей, позволяющей сформировать оценку информационного развития предприятия в целях обеспечения менеджмента актуальной, полной, достоверной информацией о скрытых потенциалах и проблемных областях, требующих корректировки.
Также нами предлагается в качестве одного из направлений повышения экономической результативности управления с использованием инструментов стандартизации развитие системы мониторинга, основанной на базе показателей информационного развития предприятия и являющейся частью системы менеджмента качества (СМК) (таблица 1).
Система показателей используется для мониторинга уровня информационного развития предприятия и контроля основных параметров и включает показатели четырех групп (таблица 1), отражающих количественные и качественные характеристики уровня информационного обеспечения предприятия. Первые два класса включают количественные показатели, третий и четвертый классы состоят из качественных показателей, значение которых определяется на основе экспертных измерений. Система показателей может быть использована для дальнейшего дробления на целевые группы показателей, используемых для оценки реализации эффективности потенциала информационного развития.
Предлагаемая система показателей является универсальной и может быть использована при принятии управленческих решений менеджментом предприятий различного уровня и из разных отраслей. Деятельность системы управления информационным развитием предприятия можно оценивать с помощью предложенной системы показателей, как в определенный момент времени, так и в динамике (сравнение показателей, отражающих состояние информационного развития, осуществляется в различные периоды времени). Эта информация является основной для критериев коррекции ранее принятых решений для изменения контролируемых процессов предприятия.
Внутренняя среда
Рисунок 1 - Модель управления информационным развитием предприятия с использованием
инструментов стандартизации
Таблица 1 - Система количественно-качественных показателей, характеризующих уровень информационного развития предприятия_
1. Показатели, характеризующие общий уровень информационного развития предприятия 2. Показатели, характеризующие экономические характеристики информационного развития 3. Показатели, характеризующие состояние информационной инфраструктуры предприятия 4. Показатели, характеризующие эффективность управления информационным развитием предприятия
Код Наименование Код Наименование Код Наименование Код Наименование
ОУИ! Объем затрат на информационное развитие предприятия в год, руб. ЗСИ1 Общая стоимость парка компьютерных и телекоммуникационных средств, руб. СИИ! Уровень автоматизации информационных процессов (доля автоматизирован-ных бизнес-процессов) УИВ! Эффективность стратегии информационного развития предприятия
ОУИ2 Доля затрат на информационное развитие от общих затрат предприятия в год, % ЗСИ2 Затраты на обслуживание компьютерных и телекоммуникационных средств в год, руб. СИИ2 Уровень информационной интеграции предприятия УИВ2 Уровень качества продукции, услуг, процессов при использовании современных информационных технологий
ОУИз Общее количество единиц вычислительной техники, шт. ЗСИз Затраты на покупку программного обеспечения в год, руб. СИИ3 Использование единой информационной базы и отсутствие дублирования информации УИВ3 Уровень организационной инфраструктуры информатизации
ОУИ4 Количество компьютеров не ниже Pentium II, шт. ЗСИ4 Затраты на поддержку и обслуживание автоматизированных информационных средств в год, руб. СИИ4 Доступность Интернет и обеспечение высокой пропускной способности УИВ4 Уровень нормативно-правовой, организационно-методической базы и базы стандартов информационного развития
ОУИ5 Количество компьютерных и те-лекоммуникаци-онных средств, используемых в основной деятельности, шт. ЗСИ5 Затраты на оплату труда специалистам, обслуживающим компьютерные и теле-коммуникационные средства, руб. СИИ5 Уровень комплексной информационной безопасности УИВ5 Эффективность использования знаний организации
ОУИб Количество компьютерных и те-лекоммуникаци-онных средств, используемых в научно-исследовательской деятельности, шт. ЗСИб Эффективность использования (загруженность) компьютерных и телекоммуникационных средств, % СИИ5 Уровень использования информационных технологий в НИР УИВб Эффективность использования информационной инфраструктуры
ОУИ7 Количество компьютерных и те-лекоммуникаци-онных средств, используемых в управлении, шт. ЗСИ7 Эффективность использования (загруженность) автоматизированных информационных систем, % СИИ7 Уровень использования средств информатизации в деятельности по стандартизации и повышению качества УИВ7 Эффективность применения средств информатизации в НИР
Продолжение таблицы 1
1. Показатели, характеризующие общий уровень информационного развития предприятия 2. Показатели, характеризующие экономические характеристики информационного развития 3. Показатели, характеризующие состояние информационной инфраструктуры предприятия 4. Показатели, характеризующие эффективность управления информационным развитием предприятия
Код Наименование Код Наименование Код Наименование Код Наименование
ОУИв Доля компьютерных и телекоммуникационных средств, объединенных в локальные сети, % ЗСИ8 Доля компьютерных и теле-коммуникационных средств, требующих модернизации, % СИИ8 Уровень сервисов информационного портала УИВ8 Эффективность использования средств информатизации в основной деятельности предприятия
ОУИ9 Доля компьютеров и терминалов, имеющих выход в Интернет, % ЗСИ9 Доля компьютерных и теле-коммуникационных средств, требующих замены и ремонта, % СИИ9 Уровень автоматизации управленческой деятельности УИВ9 Уровень использования стандартов в управлении информационным развитием
ОУИю Доля сотрудников, обладающих навыками работы с компьютерных и телекоммуникационных средств, % ЗСИю Доля программного обеспечения, требующего обновления или замены, % СИИЮ Уровень надежности, эффективности, оперативности информационного обеспечения бизнес-процессов УИВю Уровень системы подготовки и переподготовки кадров в области информатизации
Также нами в рамках системы мониторинга на основе системы показателей разработаны формулы для обобщенной оценки состояния третьего и четвертого класса ка-
чественных показателей (таблица 2). На основе разработанной системы появляется возможность в результате оценки получать "документированную информацию"
Таблица 2 - Формулы оценки эффективности управления информационным развитием предприятия_
Класс показателей Формула оценки
Показатели, характеризующие состояние информационной инфраструктуры предприятия СИИ;=0,15-СИИ1+0,08-СИИ2+0,15-СИИЗ+0,08- СИИ4+ +0,ГСИИ5+0,ГСИИ6+0,08^СИИ7+0,08^СИИ8+ +0,08^СИИ9+0,1^СИИ10
Показатели, характеризующие эффективность управления информационным развитием предприятия УИВ1=0,15УИВ1+0,15УИВ2+0,1УИВЗ+0,09УИВ4+ +0,ГУИВ5+0,08^УИВ6+0,ГУИВ7+0,08^УИВ8+ +0,07^УИВ9+0,08^УИВЮ
Разработанный инструментарий,
включающий модель управления информационным развитием предприятия с использованием инструментов стандартизации и систему количественно-качественных показателей, характеризующих уровень информационного развития предприятия, может быть использован для осуществления долгосрочного и оперативного менеджмента знаний организации в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, включая защиту предприятия от потери
знаний, обеспечение беспрерывного доступа к базе знаний, стимулирования к приобретению знаний на основе инструментов стандартизации.
Следует отметить, что в работах зарубежных авторов также акцентируется значимость стандартов и стандартизации для развития производственных структур [11], повышения значимости информационной инфраструктуры для улучшения деятельности систем менеджмента качества [12], дальнейшего развития стандартизации [13],
улучшения измеримости процессов стандартизации [14], а также для управления знаниями на основе системного подхода и экспертных систем [15].
В заключение следует отметить, что сегодня активно меняются формы представления документированной информаци на электронные, что, соответственно, требует развития новой нормативной базы в виде стандартов, позволяющих оценивать уровень электронной информационной инфраструктуры предприятия. Это значит, что четвертая группа показателей, описанная в
таблице 1, в настоящее время должна дорабатываться и актуализироваться добавлением новых инструментов менеджмента для снижения рисков развития предприятия в многоуровневом информационном пространстве.
Отдельной проблемой, на наш взгляд, остается проблема интеграции знаний на уровне различных стандартов, в том числе и тех, которые направлены на обеспечение информационной инфраструктуры предприятий в условиях жесткой конкуренции и нестабильности реалий экономики страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стан-дартинформ, 2015. - 24 с.
2. Митрофанова, Я.С. Управление информационной системой предприятия на основе модели ITIL/ITSM // Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. - 2011. - № 3 (17). - С. 134-138.
3. Глухова, Л.В. Особенности практической реализации требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015 для управления процессами СМК // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - Т.1. № 1. - С. 141-147.
4. Качалов, В.А. Как правильно управлять документированной информацией? // Методы менеджмента качества. - 2017. - № 4. - С. 30-36.
5. Глухова, Л.В. Управление знаниями: дивергентный подход // Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. - 2013. - № 3 (29). - С. 165-168.
6. Аронов, И.З. Оценка вклада национальной стандартизации в экономику / И.З. Аронов, Е.В. Ильина, А.В. Зажигалкин // Сертификация. - 2014. - №1. - С. 16-20.
7. Белобрагин, В.Я. О научно-методических основах стандартизации. Тезисы доклада на «круглом столе», организуемом Росстандартом и редакцией журнала «Стандарты и качество». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://webportalsrv.gost.ru/portal/ GostNews.nsf/8a275ac09294354ec32566e800444e18/c2d035f5d245aea4c32575e8002ee115/ $FILE/2011-11-23-tes.pdf.
8. Груман, Г. ITIL и стратегия // Настольный журнал ИТ-руководителя «Директор информационной службы». - 2007. - № 06.
9. Черных, Ю.В. Стандартизация - основной инструмент инновационного развития // Экономика качества. - 2016. - № 1 (13). - С. 34-40.
10. Глухова, Л.В. Управление изменениями и нововведениями: концептуальный подход к применению инструментов менеджмента качества / Л.В. Глухова, А.Д. Немцев // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - №1 (27). - С. 227-234.
11. Немцев, А.Д. Практика применения "карты потока создания ценности" для анализа бизнес-процессов / А.Д. Немцев, Е.М. Шевлякова, М.К. Шевляков // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. № 2. - С. 176-181.
12. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Моделирование системы мониторинга интеллектуального ресурса предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. -Т. 2.№ 1. - С. 169-175.
13. Blind, K. The impact of standardisation and standards on innovation (NESTA Working Paper 13/15). - 2013. - Electronic text data. - Retrieved from NESTA website: https://www.nesta.org.uk/sites/default/files/the_impact_of_standardization_and_standards_on_inno vation.pdf. - on-line.
14. Hradesky, John L. Total quality management handbook. - USA, McGraw-Hill, Inc., 1995. - 712 p.
15. Mangelsdorf, A., Blind, K. Motives to standardize: Empirical evidence from Germany. Technovation. - 2016. - P. 48-49: 13-24.
16. Sidak, J. Gregory, The Value of a Standard Versus the Value of Standardization. - 2016. - BAYLOR L. REV. at 3 (Forthcoming 2016). - Electronic text data. - Website: https://www.criterioneconomics.com/the-value-of-a-standard-versus-the-value-of-standardization.html. - on-line.
17. Ajupov, A.A., Bagautdinova, N.G, Glukhova, L.V., Geraskin, M.I. The implementation of structural analysis metod for management in Expert systems // Academy of Strategic Management Journal. 2016. T. 15. № SpecialIssue1. C. 128-137.