УДК 35.08 Овчаренко Роман Константинович
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента Ростовского социально-экономического института, государственный советник Ростовской области 2 класса
тел.: (863) 283-17-09
УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: МНЕНИЯ АППАРАТНЫХ И МИНИСТЕРСКИХ СЛУЖАЩИХ
Ovcharenko Roman Konstantinovich
Candidate of Sociology, associate professor of the chair of management, Rostov Social and Economic Institute state councillor of Rostov region of the 2nd class tel.: (863) 283-17-09
CIVIL SERVICE MANAGEMENT: OPINIONS OF ADMINISTRATIVE AND MINISTERIAL PERSONNEL
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы совершенствования управления гражданской службой субъекта РФ. В обобщенном виде приведены мнения и оценочные суждения в отношении технологий и процедур реформирования гражданской службы Ростовской области работников аппарата высшего исполнительного органа Ростовской области - администрации области, служащих областных министерств и иных органов исполнительной власти Ростовской области.
Ключевые слова:
управление, гражданская служба, органы власти, система распределения выпускников управленческих вузов, информационные технологии, система профессиональной оценки, аутсорсинг, апелляционные комиссии.
The summary:
The article considers the problems of improvement of civil service management of the RF subject. In summary there are the opinions and value judgments regarding to technology and procedures of civil service reform of the Rostov region through the eyes of officials of the supreme executive body of the Rostov region - regional administration, officials of the regional ministries and other executive bodies of the Rostov region.
Keywords:
management, civil service, authorities, system of distribution of management universities’ graduates, information technologies, system of professional evaluation, outsourcing, appeals commissions.
Модернизация государственного управления является одним из приоритетных направлений преобразований в современной России. Важнейшим составным элементом этого процесса является реформирование государственной службы, которое осуществляется в соответствии с федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261. В качестве одной из важнейших задач реформы является то, что этот документ определяет создание системы управления государственной службой. Подчеркнем, без создания такой системы реформирование госслуж-бы не может считаться эффективно реализованным.
Следует особо отметить, что эту реформу в жизнь непосредственно претворяют сами чиновники. В связи с этим ее результаты, в т.ч. полнота, своевременность и эффективность будут зависеть от их внутреннего согласия с необходимостью преобразований, принятием предлагаемых технологий и процедур реформирования. Поэтому в феврале - марте 2011 г. в Ростовской области нами был проведен социологический опрос чиновников для выявления их отношения к проводимой реформе и прежде всего к проблемам управления государственной гражданской службой субъекта РФ. Всего было опрошено 402 гражданских служащих Ростовской области. Выборка репрезентативна. Отметим, что это далеко не первый опрос чиновников, проводимый в Ростовской области [1]. Однако новизной нашего опроса является ориентация внимания чиновников на проблеме формирования системы управления гражданской службой.
В качестве гипотез сделаны предположения: существуют различия в мнениях и оценках по проблемам совершенствования гражданской службы и создания системы управления ею между «аппаратчиками» - работниками аппарата высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, чиновниками областных министерств и иных органов исполнительной власти; «Аппаратчикам» более понятны проблемы реформирования гражданской службы, по сравнению с министерскими служащими и работниками иных органов исполнительной власти области, они ощущают большую заинтересованность в создании системы управления гражданской службы и более прогрессивны в этом вопросе.
По результатам опроса установлено следующее. Работники аппарата Администрации Ростовской области выказали большую по сравнению с представителями двух других групп информированность о задачах системы управления гражданской службой (с ними знакомы 70,77 % «аппаратчиков» по сравнению с 53,16 % работников министерств и 64,81 % служащими иных органов исполни-
тельной власти области), а также большую заинтересованность в ее создании и функционировании (заинтересованными оказались 84,62 % «аппаратчиков», 76,54 % работников иных органов исполнительной власти и 73,84 % респондентов, работающих в областных министерствах). Представители всех трех уровней исполнительных органов государственной власти Ростовской области - аппарата Администрации области, областных министерств и иных органов исполнительной власти (департаментов, региональных служб, комитетов управлений) согласны с тем, что процесс создания системы управления гражданской службой является вполне своевременным, но и здесь представители аппарата Администрации области по количеству данных ответов «вырвались» вперед по сравнению с работниками министерств и иных органов - соответственно 83,08 %, 67,44 % и 66,05 %.
Однако в ответах на вопрос о целях создания системы управления гражданской службой существенных расхождений в ответах респондентов всех трех групп не выявлено: 49,02 % представителей аппарата Администрации области, 48,72 % сотрудников министерств и 47,01 чиновников иных органов полагают, что такая система создается для повышения в целом эффективности работы всех государственных органов и государственных служащих; 22,55 %, 23,50 % и 23,08 % респондентов соответственно аппарата Администрации, министерств и других органов считают, что она создается для укрепления и усиления позиций института госслужбы в обществе.
Далее отметим, что в части завершенности процесса формирования системы управления гражданской службой представители всех трех групп - соответственно 38,46 %, 34,88 % и 30,63 % от опрошенных «аппаратчиков», министерских работников и других чиновников полагают, что кое-что сделано, но основная масса работы еще впереди. При этом отметим, что 23,75 % работников иных органов исполнительной власти Ростовской области конкретизировали ответ - «то, что должно быть сделано на уровне субъекта РФ, в Ростовской области выполнено, дальнейшей работе препятствует отсутствие системы управления на федеральном уровне», лишь 13,37 % работников министерств и 15,38 % «аппаратчиков» выбрали подобный вариант ответа. Согласно полученным ответам, создание системы управления гражданской службой практически одинаково благотворно влияет на условия работы как в аппарате Администрации Ростовской области - 44,62 % соответствующих ответов, так и в министерствах - 41,18 % ответов, и в иных органах - 47,17 % ответов. И также практически одинаково респонденты не видят никакого влияния этой системы на условия их работы (20 % в аппарате Администрации, 18,24 % в министерствах, 20,13 % в иных исполнительных органах).
Работники аппарата Администрации области (47,69 %) и иных органов исполнительной власти (45,34 %) полагают, что отсутствие органов по управлению гражданской службой в иных субъекта РФ является существенным упущением в работе по реформированию гражданской службы, в министерствах так думает меньшее число опрошенных (31,98 %). Однако следует отметить и тот момент, что 26,15 % аппаратных работников и 23,84 % работников областных министерств полагают, что отсутствие подобных органов существенно не влияет на эффективность гражданской службы субъектов.
В то же время представители всех трех групп госслужащих неодинаково оценивают работу органа по управлению государственной гражданской службой Ростовской области - Ведомства по управлению Государственной гражданской службой Ростовской области. Наиболее позитивно работу Ведомства оценивают респонденты в иных органах исполнительной власти, 29,19 % из них ответили, что высокая степень эффективности работы Ведомства не вызывает сомнений. В аппарате Администрации области к этому вопросу отнеслись боле сдержанно, такой ответ выбрали 26,15 % респондентов, но наиболее критичными оказались чиновники областных министерств - лишь 18,6 % из них дали соответствующий ответ. Однако заметим, что при этом 38,37 % сотрудников министерств указали, что не могут оценивать Ведомство, поскольку по своей работе с его деятельностью не пересекаются.
В качестве факторов, отрицательно влияющих на работу Ведомства, работники аппарата Администрации (21,11 %) и иных органов исполнительной власти (25,46 %) считают большой объем рутинной работы, возложенной на этот орган. Гораздо меньше подобных ответов получено от респондентов, работающих в министерствах - всего 12,89 %. Кроме этого, 24,54 % сотрудников иных органов считают, что Ведомству мешает работать необходимость проведения большого количества согласований, в министерствах подобный ответ дали лишь 18,56 %, а вот в «аппаратчики» так считают в меньшей степени - лишь 12,22 % соответствующих ответов. В то же время 16,67 % аппаратных работников полагает, что работники Ведомства недостаточно используют современные информационные технологии, а 12,22 % уверены, что для эффективной работы Ведомству недостает полномочий.
Далее респондентам было предложено высказать свое мнение в отношении ряда мер, рассматриваемых нами в качестве механизмов совершенствования гражданской службы. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданские служащие, с которыми заключен срочный служебный контракт, а это в том числе лица, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», отдельные должности категории «руководители» (а при необходимости на практике это могу быть все руководители, начиная от начальника службы, отдела), не подлежат аттестации, то есть они частично выпадают из действующей модели профессионализации госслужбы. Думается, для преодоления этой проблемы необходима разработка и внедрение системы формальной оценки этой категории персонала государственных органов. С необходимостью этих мер соглас-
ны 50,77 % «аппаратчиков». В то же время мнения сотрудников министерств, а также иных органов власти разделились: так, 42,44 % сотрудников министерств высказались «за», а 42,42 % полагают, что, возможно, такая необходимость и существует, но при существующем порядке вещей самая главная оценка указанных категорий чиновников - это оценка, данная их вышестоящими руководителями; в других органах исполнительной власти поддержали это предложений 38,27 %, респондентов, а 42,59 % допустили, что может эта система и необходима, но важнее оценка начальства.
Помимо прочего чиновникам был задан вопрос: «Как Вы думаете, передача на аутсорсинг функций по проведению аттестаций (квалификационных экзаменов независимым квалификационным (аттестационным) центрам (центрам оценки), создаваемым, например, в региональных академиях государственной службы, повысит эффективность и объективность проводимых оценочных процедур?». Такое предложение однозначной поддержки большинства опрошенных не получило: 30,77 % «аппаратчиков» поддержали это предложение, в то же время 29,23 % работников аппарата Администрации области выбрали ответ: «Скорее нет, чем да», - такой же вариант ответа предпочли 31,9 % опрошенных гражданских служащих иных органов исполнительной власти области; сотрудники министерств в своих мнениях большей частью не определились - 26,74 % из них полагают, что эта мера в чем-то улучшит, а в чем-то и ухудшит существующее положение дел.
Разошлись мнения работников аппарата Администрации с другими опрошенными и по вопросу предлагаемой меры по созданию апелляционных комиссий, в которых гражданские служащие могли бы оспорить результаты проведения аттестаций, квалификационных экзаменов. Так, 33,85 % «аппаратчиков» полагают, что такие комиссии в целом повысят правовую защищенность чиновников, а вот 32,32 % респондентов в иных органах власти полагает, что создание таких комиссий не требуется. У работников министерств не выявлено какого-то превалирующего мнения: суждения 27,91 % из них совпадают с ответами «аппаратчиков», а 28,49 % думают так же, как и чиновники иных органов исполнительной власти.
Но все респонденты поддержали мысль о необходимости более широкого внедрения в работу кадровых служб информационных технологий (61,54 % в аппарате, 51,46 % в министерствах и 48,17 % в иных органах исполнительной власти), а также о создании системы распределения выпускников региональных академий государственной службы (47,69 % в аппарате, 42,86 % в министерствах, 43,83 % в иных органах исполнительной власти). Но при этом следует отметить, что в настоящее время существует еще и немалое количество респондентов, которые полагают, что может быть такая система и нужна, но и при существующей системе отбора кадров талантливые выпускники имеют возможность быть отобранными на службу (30,77 % в аппарате, 23,81 % в министерствах и 32,72 % в иных исполнительных органах государственной власти Ростовской области).
По итогам мы можем сделать вывод о том, что наши гипотеза о расхождении мнений гражданских служащих трех обозначенных нами условных групп подтвердились частично. Действительно, по ряду моментов существуют расхождения, но ряд аспектов воспринимаются ими одинаково.
А вот вторая гипотеза нашла свое подтверждение полностью. Действительно, исследование позволило выявить наличие более прогрессивных взглядов у представителей аппарата Администрации Ростовской области по вопросу процедур совершенствования управления гражданской службой по сравнению с представителями областных министерств и иных органов исполнительной власти.
Ссылки: References (transliterated):
1. Зинченко Г.П. Как изменить работу чиновников: 1. Zinchenko G.P. Kak izmenit' rabotu chinovnikov: opyt
опыт консультирования. Ростов н/Д, 2000. konsul'tirovaniya. Rostov n/D, 2000.