Роксан Скотт
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
Являясь консультантом по вопросам международного развития, Роксан Скотт работает более 10 лет с международными финансовыми учреждениями, двусторонними донорскими структурами, центральными и субнациональными министерствами и ведомствами, а также организациями гражданского общества. В сферу ее деятельности входят вопросы социально-экономической политики, децентрализации, межведомственных и межправительственных налогово-бюджетных взаимоотношений,
государственного планирования на местах, участия граждан в жизни общества и развитии местных территориальных структур, а также вопросы, связанные с реформированием системы государственного управления. Она работала в качестве руководителя, технического эксперта, консультанта по вопросам политики, специалиста в области создания и развития необходимого потенциала, методиста в многочисленных международных проектах в странах Юго-Восточной и Средней Азии, Африки, Центральной и Восточной Европы.
Работая для Всемирного Банка, Роксан Скотт курировала подготовку, руководство и обеспечение ряда инициатив, включая гендерное бюджетирование в Пакистане, выработку гендерной политики и создание надежной системы государственного управления в странах Средней Азии. В качестве консультанта проекта, финансируемого Канадским агентством международного развития (КАМР), по перспективам расширения возможностей налоговой децентрализации в России, Роксан Скотт работает с Российской академией государственной службы и Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия». В рамках этой деятельности она участвует в подготовке материалов стажировок для государственных служащих областных органов управления в целях разработки бюджета, отвечающего интересам граждан страны, включая аспекты гендерного бюджетирования.
В своем выступлении Роксан Скотт обозначила примеры гендерного дисбаланса в различных сферах общественной жизни государств Центральной Азии и Восточной Европы. Так, она указала на различия между мужчинами и женщинами в доступе к ресурсам и контроле над ними, в заработной плате и средней продолжительности жизни.
Роксан Скотт показала возможности сглаживания данных различий через технологию гендерного бюджетирования и обозначила задачи внедрения гендерно-чувствительного бюджетного и политического планирования: - распространение принципов равенства,
© Скотт Р., 2006
- стимулирование с помощью различных мер экономической эффективности,
- распространение принципа подотчетности,
- распространение принципа прозрачности.
Гендерный бюджет позволяет более рационально расходовать государственные средства через целевые программы и подпрограммы, более точно определить результаты работы на основе надежных количественных показателей. Она указала, что уже более 50 стран реализовали инициативы по различным формам гендерного бюджетирования.
Основную часть доклада Роксан Скотт посвятила рассмотрению методологии и механизмов гендерно-чувствительного бюджетного и политического планирования. Она подчеркнула, что данная технология не сводится только к составлению одного финансового документа - необходимо анализировать весь бюджетный цикл в целом.
Планирование политики и бюджетный цикл
В ходе рассмотрения политических стратегий, по мнению Роксан Скотт, необходимо оценить степень учета гендерной проблематики в политике. Для этого нужно провести гендерный анализ специфических проблем различных социальных групп по ряду признаков (раса, социальный класс, регион, национальная принадлежность, возрастная категория), а также факторов, усугубляющих эти проблемы. Важно проанализировать политический механизм и идеи для определения дифференцированного влияния политики на мужчин и женщин, степени эффективности политических мер по решению проблемы неравенства по признаку пола.
В ходе формирования бюджета, как подчеркивает мисс Скотт, важно проанализировать, насколько размер выделенных ассигнований соответствует
задачам проведения гендерно-чувствительной политики, убедиться, что финансируемые программы способствуют решению проблемы неравенства по признаку пола.
Необходимым этапом гендерного бюджетирования выступает мониторинг за распределением бюджетных средств между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, а также анализ эффективности расходования государственных ресурсов.
Аудит бюджета должен включать две составляющие:
- изучение степени удовлетворенности мужчин и женщин услугами и программами (субъективной оценки получателей услуг);
- анализ влияния программ и мероприятий на благосостояние мужчин и женщин (например, состояние здоровья, уровень грамотности, степень занятости и т. д.).
В завершение выступления Роксан Скотт на основе опыта ряда стран обозначила трудности в работе по составлению гендерно-чувствительных бюджетов:
1. Неэффективность системы расходования государственных средств:
- расходы указываются по ведомствам, широким функциональным категориям и вводным данным (по статьям) без дифференциации по признаку пола;
- аудит ведется по тому, что было произведено, а не по полученному результату;
- используется неадекватная методика сбора гендерно-дифференци-рованных данных и недостаточная отчетность по распределению ресурсов, результатам и оказанному воздействию программ.
2. Слабые механизмы прозрачности и подотчетности:
- у граждан отсутствует доступ к надежной информации по бюджету;
- общественность не участвует в процессе формирования бюджета;
- не организуется мониторинг по выполнению расходных статей бюджета, по оценке степени эффективности государственной работы по предоставлению услуг.
Роксан Скотт отмечает целесообразность формирования общественными организациями альтернативного гендерного бюджета, а также контроля за расходованием бюджетных средств.
РЕСУРСЫ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ГЕНДЕРНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Беккер И. «Инициативы по гендерному бюджету: почему они важны для Канады?»
Bakker I. Gender budget initiatives: Why they matter in Canada? // www.fafia-afai.org/docs/afb2006_techpaper1_gender_budget_initiatives.pdf.
Гроун К., Барнетт К. «Влияние гендерного фактора на собираемость доходов Министерством налогов Канады: Налогообложение»
Barnett K., Grown C. Gender impacts of Government revenue collection: the case of taxation (Commonwealth Secretariat, London, United Kingdom) // www.gender-budgets.org/uploads/user-S/10999506781CS-Taxation_and_gender_impacts.pdf
Бартл Д., Рубин М. «Потенциал составления гендерного бюджета: его день настал?»: (Панельная дискуссия «Демократизация бюджетного процесса» на ежегодной конференции Ассоциации по вопросам бюджета и управления финансами)
Bartle J., Rubin M. The potential of gender budgeting: has its day come? (Panel on "Democratizing the budgetary process". Association for budgeting and financial management, the annual conference. October 12, 2002. Kansas City) // unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/aspa/unpan005898.pdf.
Бергман Б. «Гендер в свете государственных расходов. Участие общественности в процессе управления»
Bergman B. Gender in public expenditure reviews. In bringing civility in governance. Vol. 3 of Handbook on public sector performance reviews. Washington: The World Bank, 2003.
Элсон Д. «Инициативы по гендерно ответственному бюджету: некоторые ключевые вопросы и практические примеры»
Elson D. Gender responsive budget initiatives: some key dimensions and practical examples // Paper presented at the conference on "Gender budgets, financial markets, financing for development", February 19-20, 2002, Heirich-Boell Foundation, Berlin.
Элсон Д., Нортон А. «Что стоит за бюджетом? Права политиков и отчетность в бюджетном процессе»
Elson D., Norton A. What's behind the budget? Politics right and accountability in the budget process (Overseas development institute) // www.undp.org/gender/ CD-Gender-Budgets-2004-Budgets%20CD%20section
%203/3.4b%20Whats%20behind %20the%20budget.pdf.
Канадский феминистский союз за международные действия «Оценка федерального бюджета 2005 года: Что в нем важно для женщин?»
Canadian Feminist Alliance for International Action. Assessing the federal budget 2005: What's in it for women? // www.fafia-afai.org/proj/b10/budget2005.php.
Балмори Хофбауэр Х. «Гендер и бюджет: Обзор»
Hofbauer Balmori H. Gender and Budgets: Overview report (Sussex, Institute of development studies) // www.idrc.ca/uploads/user-S/10999471301IDS_Cutting_ Edge_on_Gender_Budgets.pdf.
ОЭСР (2001) «Гендерная перспектива и бюджет - ответы стран»
OECD (2001) A Gender perspective on Budgeting - country responses (Prepared for the 22nd annual meeting of senior budgeting officials, Paris, 21-22
May, 2001) // www.gender-budgets.org/uploads/user-
S/11281145981A_Gender_Perspective_ on_Budgeting-OECD.pdf.
Скотт Р. «Управление государственными ресурсами с учетом гендерной информации»
Scott R. Gender-informed public resource management. Discussion paper for the World Bank Institute's public finance and decentralization program. Washington: The World Bank, 2004.
Сарраф Ф. «Правительственный бюджет и гендерный вопрос»
Sarraf F. Gender-responsive government budgeting / IMF Working paper, April, 2003. Washington // www.idrc.ca/ uploads/user-S/11271628131IMF_on_Gender_ Budgeting.pdf.
Шарп Р. «Бюджет и справедливость: инициативы по гендерному бюджету в рамках бюджета, ориентированного на результат»
Sharp R. Budgeting for equity: Gender budget initiatives within a framework of performance oriented budgeting. New York: UNIFEM, 2003 // www.undp.org/ gender/CD-Gender-Budgets-2004-Budgets%20CD%20section%203/3.4c%20budgeting %20for%20equity.pdf.
Виллиагомез И. «Гендерно ответственные бюджеты: исследования, положительный опыт и политические возможности»
Villiagomez E. Gender responsive budget: issues, good practices and police options (Regional symposium on gender mainstreaming in ECA region, UNIFEM) // www.gender.budgets.org/en/ev-66837-201-1-D0_T0PIC.html.
Вехнер Д., Бианима У. «Парламент, бюджет и гендер»
Wehner J., Byanyima W. Parliament, the budget and gender. Handbook for parliamentarians // www.gender.budgets.org/ uploads/user-S/11218890781Handbook_ English.pdf.
Всемирный банк (2004) «Снижение бедности с помощью гендерного анализа государственных расходов: пример Камбоджи»
World Bank Poverty reproduction through gender disaggregated analysis of public expenditures: the case of Cambodia. Washington: World Bank, 2004 // siteresources.worldbank.org/INTGENDER/Resources/CambodiaPromisingApproach .pdf.