УДК 351.852.11
В. А. Мутьев
Управление государственными программами библиотечно-информационной деятельности
В современных условиях государственные программы являются ключевым фактором развития библи-отечно-информационной деятельности в регионах. В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы управления разработкой и реализацией государственных программ в библиотечно-информаци-онной сфере. Акцентируется внимание на построении модели управления государственной программой библиотечно-информационной деятельности, требующей использования методологии других научных дисциплин, активно взаимодействующих с библиотечно-информационной наукой: юриспруденции, экономики, социологии, регионалистики и др. Приводятся результаты исследования подходов и методов, применяемых в диссертациях по библиотековедению, подчеркивается роль методологического аппарата менеджмента для библиотечно-информационной деятельности. Предложена и охарактеризована система методов, необходимых для совершенствования государственного программирования на каждом этапе управления.
Ключевые слова: библиотечно-информационная наука, библиотечно-информационная деятельность, государственные программы библиотечно-информационной деятельности, междисциплинарные научные исследования, управление государственными программами, управление в библиотечно-информационной отрасли
Viktor A. Mut'ev
Government programs' management in library and information sphere
Nowadays, government programs are a crucial factor in the development of library and information activities in the regions. The article explores theoretical and methodological problems of government library programs' management. Focus is made on a model of government library programs' management, which requires the use of the methodology of other scientific disciplines that actively interact with the library and information science: jurisprudence, economics, sociology, regional studies, etc. The results of research on the use of different approaches and methods in LIS dissertations are represented; methodology of management for library and information activities is underlined. The system of methods for government programming improvement is proposed and characterized.
Keywords: library and information science, LIS, library and information activity, programs for library and information activity, interdisciplinary research, government programs's management, management in library and information branch
В настоящее время происходят крупномасштабные трансформации социокультурной жизни общества, которые приводят к появлению новых вызовов, стоящих перед библиотечно-ин-формационными учреждениями, и связанных, с одной стороны, с глобализационными процессами, а с другой - со стремлением изучения различных сфер жизнедеятельности общества в пространственно-региональном разрезе. В этих условиях важнейшими факторами, способствующими экономическому, социальному, культурному развитию регионов являются государственные программы библиотечно-информационной деятельности - документы, представляющие собой цикл мероприятий по приоритетным направлениям развития библиотек, или группа проектов, скоординированных по ресурсам, времени, исполнителям, и имеющие опреде-
ленный статус. Качество процесса реализации и внедрения государственных программ во многом зависит от эффективности управления ими.
Проведенный нами анализ специальной литературы («Вестники» вузов культуры, журналы «Библиотековедение», «Библиосфе-ра», «Библиотечное дело», «Библиография», «Информационный бюллетень РБА» и др.) за период с 2010 по 2017 г. показал, что государственные программы включены в сферу библиотековедческого знания и являются предметом рассмотрения библиотечными специалистами. Одновременно было установлено, что наибольшее внимание уделяется описанию практической стороны их реализации, имплементации и внедрению, а проблема управления остается без теоретико-методологической проработки.
При выборе методологического аппарата для разработки модели управления государственной программой целесообразно принимать во внимание два основных фактора: специфику программы как предмета изучения, требующего междисциплинарного подхода; возможность его использования для совершенствования деятельности библиотеки как социального института, имеющего имманентно присущие ему и отличные от других институтов функции, в том числе и функцию социальной трансформации.
Разработка модели управления государственной программой в сфере библиотечно-ин-формационной деятельности требует использования методологии, сложившейся в разных дисциплинах, которые также рассматривают различные стороны программирования как свой предмет изучения (экономике, менеджменте, праве, социологии, регионалистике, психологии и др.).
Междисциплинарность методологических подходов к исследованию тех или иных предметов, находящихся в поле зрения библиотековедения, является характерной чертой нашей науки [1]. Использование принципов и методов других наук с учетом их творческой адаптации к проблемам библиотечного дела обогащает библиотековедческое знание. В свою очередь, библиотечно-информационная наука обогащает накопленными знаниями другие научные дисциплины. Динамика каждой из взаимодействующих дисциплин определяется разработанным и принятым в науке методологическим аппаратом. В современных условиях постнеклассической рациональности библиотечно-информационная наука предполагает методологический плюрализм и проведение междисциплинарных исследований. Для современного библиотековедения характерна полипарадигмальность методологических подходов, открывающая широкие возможности по выбору и использованию методологий других наук применительно к решению библиотековедческих проблем с учетом вновь появляющихся предметов изучения [2].
В ходе проведенного анализа 117 авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в период с 2009 по 2015 г. по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», было выявлено, что используемый методологический аппарат значительно различается в зависимости от цели и задач, поставленных в исследованиях, и непосредственно самих предметов изучения. Наиболее часто применяются общелогические методы: анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, аналогии, индукции, дедукции,
сравнения, классификации и др. При этом такие методы теоретического познания, как аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и метод восхождения от конкретного к абстрактному, присутствуют во всех диссертационных исследованиях. Среди общенаучных методов наиболее активно используются метод анализа документов (в том числе и контент-анализ), эксперимент, наблюдение, а также методы прогнозирования (экспертных оценок, моделирования, экстраполяции). В особую группу выделяются социологические методы, применяемые наиболее активно: анкетирование, интервьюирование, метод фокус-групп, беседы. К специфике их использования в последние 3-4 года следует отнести динамично идущие процессы виртуализации, «переноса» методологического инструментария в электронное пространство.
Совокупность общенаучных методологических принципов привела к формированию научных подходов. Среди наиболее востребованных подходов в проанализированных диссертациях определены исторический, структурно-функциональный, системный, деятельностный, информационный, культурологический, регионовед-ческий, синергетический. Наиболее широко представлен системный подход в совокупности его различных разновидностей (системно-компонентный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-деятельностный). Именно междисциплинарный подход создает условия для целостного изучения государственных программ в библиотечно-информацион-ной деятельности, способствует определению острых проблем, препятствующих их разработке и реализации, а также оперативному поиску рациональных путей их разрешения.
Управление государственными программами в теоретическом плане требует использования философских и общенаучных методов, интеграция которых позволяет разработать адекватный стратегический вектор исследования. При изучении управления государственными программами возникает необходимость обратиться к методологическому аппарату менеджмента. Результатом взаимопроникновения библиотечно-информационных наук и менеджмента стало появление библиотечного менеджмента, имеющего междисциплинарный характер и использующего достижения таких научных дисциплин, как экономика, социология, психология и др.
Как известно, управление государственными программами в библиотечно-информацион-ной деятельности представляет собой многосторонний процесс, состоящий из ряда основных этапов: инициация, планирование, реализация
Управление государственными программами..
(исполнение), мониторинг и контроль, завершение программы, оценка ее эффективности. Это предопределяет интерес к дифференцированным направлениям библиотечного менеджмента: инновационному, информационному, стратегическому, финансовому и др. В то же время в процессе программного управления происходит интеграция методов, заимствованных из разных видов менеджмента, прежде всего, стратегического, проектного, менеджмента качества.
Успешное планирование программы предполагает использование PEST-анализа. Цель PEST-анализа - формирование комплексного представления о среде, в которой функционирует организация, выявление текущих и перспективных факторов, требующих учета и внимания для разработки стратегии ее развития. При проведении PEST-анализа учитываются политические, экономические, социокультурные, технологические и другие факторы, анализ которых позволяет ранжировать их по значимости, устанавливать между ними причинно-следственные связи, прогнозировать тенденции планирования и внедрения государственных программ. Достоинствами метода являются его универсальность и возможность проводить мониторинг влияния различных факторов на библиотеки как всего региона, так и отдельных ЦБС и даже их структурных подразделений.
В дополнение к PEST-анализу целесообразно использовать и другие методы стратегического менеджмента, прежде всего SWOT-анализ, довольно широко применяющийся в библиотековедческих исследованиях, и анализ пяти сил Портера.
Суть SWOT-анализа состоит в изучении сильных и слабых сторон организаций, их преимуществ и недостатков в конкурентной среде для разработки альтернативных путей перспективного развития. Данный метод показывает высокую эффективность при планировании мероприятий государственных программ и при их потенциально возможной дальнейшей корректировке. Определенную сложность при проведении SWOT-анализа вызывает то, что каждый анализируемый элемент библиотечно-информационной деятельности в зависимости от индивидуального восприятия может являться как сильной, так и слабой стороной. Также при проведении SWOT-анализа возможны трудности сбора необходимых и достаточных данных, нечеткость отделения внешних факторов от внутренних, высокий уровень субъективности, который может потребовать проведения экспертизы для его снижения. Необходимо отметить, что для успешного проведения SWOT-анализа желательно участие представителей
из разных библиотек, с разными профессиональными специализациями. При этом особое внимание следует уделить формулировке рекомендаций, которые учитывали бы динамичность изменений современного общества и позволяли принимать гибкие управленческие решения. Среди конкретных мер, принимаемым по результатам проведенного анализа, могут быть следующие: введение новых услуг, расширение кадрового состава, интенсификация грантовой и проектной деятельности.
Анализ пяти сил Портера включает изучение и принятие во внимание горизонтальной (наличие товаров-заменителей, появление новых репрезентантов рынка и обострение остроты в их взаимоотношениях, а также вертикальной конкуренции (власть поставщиков и потребителей)).
Применение вышеназванных методов стратегического менеджмента наиболее актуально на стадиях инициации и планирования региональных программ, так как позволяет провести качественную диагностику и анализ текущей ситуации в библиотечно-информационной отрасли региона и разработать план действий в соответствии с конкретными территориальными потребностями и возможностями.
При разработке модели управления государственными программами также следует применять методы проектного менеджмента. Каждый раздел программы может проверяться методом SMART, предполагающим использование ряда критериев для их оценки: специфичности, измеримости, обоснованности, реалистичности, временной определенности.
Могут быть добавлены процессы оценки, пересмотра и соотнесения получаемых результатов в определенный период времени с намеченной стратегической целью. Пошаговое использование заданных критериев помогает вести постоянный мониторинг жизненного цикла государственных программ своевременно устранять возникающие проблемы.
В дополнение к методу SMART возможно использовать метод оценки и анализа программ -PERT, особенно эффективный в случаях, когда существует множество путей для достижения цели. Метод позволяет провести разделение многоаспектной программы (например, для любого учреждения сферы культуры) на ряд краткосрочных задач, процессов, мероприятий. Анализ этих задач позволяет выявить составляющие программы, которые играют доминирующую роль в ее реализации, и временные задержки в осуществлении которых могут стать причиной необходимости внесения изменений в график ее реализации. Впоследствии метод
был обогащен стоимостным фактором, позволяющим отразить финансовые затраты [3].
Методы проектного менеджмента могут использоваться на различных стадиях государственного программирования. Их первостепенная роль связана с планированием отдельных проектов/мероприятий программы, с конкретизацией и корректировкой деятельности в процессе реализации программы, при проведении текущего мониторинга.
В целях оценки деятельности библиотек региона, проводимой до, во время и после реализации государственных программ в библи-отечно-информационной сфере могут использоваться методы менеджмента качества, среди которых, ServQual и LibQual.
Метод ServQual (Service Quality - качество услуг) первоначально разрабатывался для использования в коммерческих организациях, однако, позже начал активно внедряться в деятельность учреждений некоммерческой сферы. Данный метод позволяет провести анализ выявления несовпадений (разрыва) между ожиданиями пользователей и фактическим качеством обслуживания. В конце 1990-х гг. появился вариант ServQual, предназначенный для библиотек - LibQual, предполагающий использование следующих групп показателей, способствующих определению причин этого разрыва: влияние человеческого фактора на библиотечно-инфор-мационное обслуживание, местоположение и пространственные характеристики библиотеки, возможности для индивидуальной работы, доступность необходимых информационных ресурсов [4].
Данный метод позволяет составить общественное мнение о деятельности библиотек региона, выявить ключевые проблемы в обслуживании населения и обозначить векторы будущего развития библиотечно-информационной деятельности. Выявление этих аспектов может иметь особое значение для внесения корректировок в содержание/тематику мероприятий, зафиксированных в программе, изменение сроков ее реализации или принятие решения о ее продолжении.
Методы менеджмента качества применяются для оценки программной деятельности на всех этапах реализации программы. Однако они приобретают особую значимость на стадии завершения программы (отдельных подпрограмм), позволяют оценить общую эффективность реализации государственной программы и способствуют принятию решений о модификации перспективного программного управления библиотечно-информационной отраслью.
С нашей точки зрения, предложенный междисциплинарный методологический аппарат может быть использован на всех этапах управления государственными программами в библиотечно-информационной сфере. Он позволяет обосновать теоретико-методологические подходы к управлению государственными программами как самостоятельному научному направлению библиотековедения (библиотечного менеджмента); провести диагностику и анализ уже реализуемых форматов управления программами в разных регионах страны. Одновременно он позволяет минимизировать существующие риски со стороны внешнего окружения библиотек, более полно реализовать их внутренний потенциал, совершенствовать все направления деятельности библиотек в соответствии с ожиданиями и информационными потребностями пользователей региона.
Список литературы
1. Варганова Г. В., Мутьев В. А. Междисциплинарные исследования: методологические основы // Библиотечное дело-2016: библиотечно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве: Скворцовские чтения: материалы XXI междунар. науч. конф., Москва, 27-28 апр. 2016 г. Москва, 2016. С. 22-26.
2. Варганова Г. В. Полипарадигмальность методологических подходов в научных исследованиях // Библиосфера. 2009. № 4. С. 3-7.
3. Moran B. B., Morner C. J. Library and information center management. 9th ed. Santa Barbara, California: Libraries Unlimited, 2017. 450 p. URL: http: // booksee.org (дата обращения: 12.02.2018).
4. Линден И. Л. Новый инструмент оценки качества библиотечного обслуживания - ServQUAL/LibQUAL // Науч. и техн. б-ки. 2008. № 4. С. 45-54.
References
1. Varganova G. V., Mutyev V. A. Interdisciplinary research: methodological foundations. Library science-2016: library and information communication in polyculturalspace: Skvortsovskie readings: works of XXI intern. sci. conference, Moscow, Apr. 27-28. 2016. Moscow, 2016. 22-26 (in Russ.).
2. Varganova G. V. Poliparadigmality of methodological approaches in scientific research. Bibliosphere. 2009. 4, 3-7 (in Russ.).
3. Moran B. B., Morner C. J. Library and information center management. 9th ed. Santa Barbara, California: Libraries Unlimited, 2017. 450. URL: http: // booksee.org (accessed: Febr. 12. 2018).
4. Linden I. L. New tool for assessing quality of library services - ServQUAL/LibQUAL. Sci. a. techn. libr. 2008. 4, 45-54 (in Russ.).