УДК 336
Заиченко Анатолий Анатольевич,
Председатель Счетной палаты Республики Крым,
г. Симферополь.
Тихомиров Алексей Николаевич,
Заместитель председателя Счетной палаты Республики Крым,
г. Симферополь.
Zaichenko Anatoly Anatolyevich,
Chairman of the Accounts Chamber of the Republic of Crimea,
Simferopol.
Tikhomirov Alexey Nikolaevich,
Deputy Chairman of the Chamber of Accounts of the Republic of Crimea,
Simferopol.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКОЙ: ВЛИЯНИЕ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
DEPARTMENT OF STATE MONETARY POLICY: IMPACT ON MACROECONOMIC
DEVELOPMENT
В статье рассматриваются методологические и прикладные аспекты развития денежно-кредитной политики, раскрываются взаимосвязи и взаимозависимости с реальным сектором экономики. Исследуются факторы обеспечения финансовой стабильности, развитие макроэкономики и взаимоотношение этих процессов с денежно-кредитной политикой. Сделаны прогнозы роста BBH при помощи эффективной денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, макроэкономическое развитие, прогнозы, принципы, отраслевая диверсификация экономики, государственное управление.
The article examines the methodological and applied aspects of the development of monetary policy, reveals the interrelations and interdependencies with the real sector of the economy. The factors of ensuring financial stability, the development of macroeconomics and the relationship of these processes with monetary and policy are investigated. The forecasts of BBP growth are made with the help of effective monetary and budgetary policy.
Keywords: monetary policy, macroeconomic development, forecasts, principles, sectoral diversification of the economy, public administration.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование денежно-кредитной политики влияет на макроэкономическое развитие и является важным условием разработки стратегии развития Российской Федерации для принятия необходимых решений. Порядок передачи сигнала от ключевой ставки к финансовой сфере и его влияние на деятельность предприятий, домашних хозяйств во многом зависит от роли финансового сектора в движении денежных ресурсов в экономике, в формировании сбережений и кредита. Важным условием является доверие населения и бизнеса к финансовым посредникам. Большое значение имеют технологии и сложившиеся практики осуществление платежей и расчетов в экономике [1].
Денежно-кредитная политика влияет на уровень инфляции и способна применять меры по снижению инфляции. Влияет денежно-кредитная политика на отражение деловой активности, чувствительность, реакцию экономической системы, на изменение ключевой ставки центрального банка. На эти процессы влияет множество разнообразных факторов на уровне как финансового, так и реального сектора экономики, а также особенностями макроэкономической политики» [1].
Поэтому исследование денежно-кредитной политики влияет на макроэкономическое развитие и является важным условием разработки стратегии развития Российской Федерации для принятия необходимых решений. Порядок передачи сигнала от ключевой ставки к финансовой сфере и его влияние на деятельность предприятий, домашних хозяйств во многом зависит от роли финансового сектора в движении денежных ресурсов в экономике, в формировании сбережений и кредита. Важным условием является доверие населения и бизнеса к финансовым посредникам. Большое значение имеют технологии и сложившиеся практики осуществления платежей и расчетов в экономике [1].
Россия располагает огромным потенциалом для качественного изменения финансовых институтов, усиления их роли в социальной и экономической сфере. Вопросы денежно-кредитной политики рассматривали Бондарь А.П., Буркальцева Д.Д., Борщ Л.М., Бровкина Н.Е., Воробьева Е.И., Воробьев Ю.Н., Герасимова С.В., Нехайчук Ю.С., Носова С.С., Подкатилова Е.В., Рубцов Б.Б. [3-10]. Однако суще-
42
ствуют и будут существовать отдельные вопросы денежно-кредитной политики и её влияния на макроэкономическое равновесие. Влияние денежно-кредитной политики на социально-экономическое развитие государства.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В современных условиях развития экономики во многом зависит от денежно-кредитной и бюджетной государственной политики. Анализ событий последних лет показывает, «что назрела необходимость смены модели экономического развития. Важно снизить уязвимость экономики к изменениям внешних условий, решить глубокие внутренние проблемы.
Комплексность и многоплановость принимаемых Банком России решений, широкий спектр воздействия на экономическую систему требует от него взвешенных и сбалансированных подходов, особенно при накопившихся структурных ограничениях в экономике и внешней политике. [1] Цель исследования — рассмотреть вопросы денежно-кредитной политики и макроэкономическое развитие, проанализировать их взаимосвязи и макроэкономические показатели. РЕЗУЛЬТАТЫ
Существуют различные подходы к пониманию денежно-кредитной государственной политики, как основополагающей по оказанию помощи в сфере экономики, достижения уровня её развития, приближение к полной занятости и стабилизации цен. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов одобрено Советом директоров Банка России от 11.11.2016 г. Денежно-кредитная политика определяется правительством России, а реализует её Банк России. Основными инструментами денежно-кредитной политики, применяемой Банком России, являются: регулирование официальной учетной ставки по кредитам; обновление обязательной ставки резервирования; проведение операций на открытом рынке; политика обязательных резервов; административные меры [1].
Денежно-кредитная политика государства реализуется через Банк России с целью воздействия на макроэкономические процессы и направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации. Укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса, является составной частью единой государственной экономической политики. Денежно-кредитная политика воздействует на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, реального роста производства. Денежно-кредитная политика на данном историческом этапе направлена на преодоление структурных преобразований российской экономики. Это в свою очередь улучшит качество функционирования социально-экономических институтов, повлияет на обеспечение макроэкономической, финансовой и ценовой стабильности.
Настало время осознания участниками экономических отношений, общества, понимания того, что источники экстенсивного роста во многом исчерпаны [1]. Обобщая имеющие трактовки денежно-кредитной политики, необходимо формировать понятия «денежно-кредитных отношений», как совокупности отношений между экономическими субъектами в части формирования, распределения, перераспределения, и использования финансовых ресурсов в процессе денежного кругооборота на правах собственности. Характерными особенностями финансово кредитных отношений, является ответственность всех участников финансово-кредитных отношений [2].
Успешное регулирование денежно-кредитной политикой выполняет некоторые условия макроэкономического роста, потому что само по себе экономическое развитие не может стать драйвером экономического роста. Будущее и настоящее развитие макроэкономики зависит от перспектив и преодоления структурных ограничений: налоговая политика и её структурное преобразование приблизится к субъектам хозяйствования, оказывать помощь, через разъяснительную работу; бюджетная политика государства определена последовательностью и прогнозированностъю; рыночный регулятор через его механизмы, мотивацию перераспределения уже созданных денежных накоплений.
Определяя степень, формы и условия их влияния на движение материальных и финансовых ресурсов в экономике, способствовать появлению новых отраслей, отраслевой диверсификации и оптимизации: территориального размещения факторов производства; технологическому перевооружению; развитию всех видов инфраструктуры; повышению конкурентоспособности [1].
Сущность денежно-кредитной политики заключается в выполнении своих функций, законодательно закрепленных за ними, придерживаться того, что цели политики и её подходы будут способствовать обеспечению развития макроэкономики. Формировать условия по обеспечению ценовой, финансовой стабильности, сглаживая дисбалансы, уходя от негативных внешних шоков, процессов и явлений [4].
Денежно-кредитная политика играет очень большую роль в формировании условий для развития: социальной стабильности; экономического развития; предсказуемости уровня процентных ставок; защищенности сбережений населения от инфляционного обесценивания.
Подобные условия обеспечиваются сдерживанием инфляционных процессов. При снижении инфляции, предприятия себя ощущают комфортно, домашние хозяйства защищены, таким образом снижаются риски.
43
Стабильное поддержание инфляции денежно-кредитной политикой затруднено из-за структурных экономических сложностей таких, как:
• низкой эффективности и недостаточности отраслевой диверсификации;
• повышения уровня монополизации и слаборазвитых рыночных механизмов;
• устойчивости инфляционных ожиданий;
• изменения цен на разные группы товаров;
• возникновения дефляционных тенденций на рынках отдельных товаров и услуг;
• довольно высокой доли товаров и услуг в потребительской корзине.
«При общем уровне инфляции 4 %, является приемлемым уровнем для выравнивания относительных цен (относительные цены в государстве должны устанавливаться с некоторым запасом)» [1].
«Денежно-кредитная политика в рамках режима таргетирования инфляции, основанной на управлении внутренним спросом, опирается на:
• снижение процентных ставок, действует в обратном направлении, оказывает стимулирующее влияние на внутренний спрос, создавая мотивацию к сокращению сбережений, повышению доступности кредита;
• изменение ключевой ставки воздействует на краткосрочные ставки денежного рынка, через них на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики, ставок по рыночным облигациям, депозитам, кредитам банков;
• повышение процентных ставок стимулирует сбережения, ослабляет кредитную активность, ограничивая спрос на товары и услуги, сдерживает инфляционное давление» [1].
Влияние денежно-кредитной политики на инфляцию, которая отражается на деловой активности и зависит от того, насколько чувствительна реакция экономической системы на изменение ключевой ставки Центрального Банка. Определение уровня работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики отмечается на уровне как финансового, так и реального сектора экономики, а также особенностями макроэкономической политики [1].
Рассмотрим основные макроэкономические и денежно-кредитные показатели Российской Федерации, в частности Счет текущих операций за последние годы (табл. 1, 2) [9].
Таблица 1. Основные макроэкономические и денежно-кредитные показатели (млн долл. США) *
2014 год 2015 год 2016 год
I кв. II кв. I кв. II кв. 1кв. II кв.
Экспорт товаров, ФОБ:
сырая нефть, нефтепродукты и природный газ; 83831 88868 54121 54945 32191 36816
прочие товары. 38981 43199 36056 36479 28057 31074
Экспорт услуг: транспортные услуги; 4612 5582 3710 4393 3774 4223
по ездки; 2567 3302 1887 2376 1329 1906
прочие услуги. 7920 8450 6129 6305 5309 6531
Экспорт товаров и услуг 137911 149401 101903 104498 70660 80550
Оплататруда к получению 1026 1055 828 888 858 915
Инвестиционные доходы и рента к получению 12488 10327 8797 6996 8259 6918
в том числе инвестиционные до-
ходы к получению органами го- 329 210 389 193 376 151
сударственного управления
* Составлено на основании данных [11]
Счет текущих операций включает в себя операции с товарами, услугами, первичные и вторичные доходы. Особое внимание в табл. 1 уделено товарам, отражающие стоимость товаров, право собственности, на которые в течение отчетного периода перешло от резидентов к нерезидентам (экспорт) и от нерезидентов к резидентам (импорт). Кроме экспорта и импорта товаров, учитываемых ФТС России, в данную статью расходов включается вывоз (ввоз) следующих товаров, не учитываемых ФТС России: рыбы и морепродуктов, выловленных в открытом море и проданных нерезидентам без пересечения границы; приобретаемых транспортными средствами в российских (иностранных) портах; прочих товаров, переход прав собственности, на которые осуществляется без пересечения ими границы; не декларируемые или недостоверно декларируемых при ввозе юридическими лицами, чистый экспорт товаров в рамках перепродажи товаров вне экономической территории России.
44
Экспорт и импорт товаров приводятся в ценах ФОБ (ФОБ — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию, доставке и погрузке товара на базы транспортного средства на границе страны-экспортера) [2].
Из таблицы 1 становится очевидным, что в течение 2014-2016 годов снизился экспорт товаров ФОБ. Экспорт сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным кварталом 2014 года снизился на 62 %; во втором квартале снижение составило 58,9 %. По прочим товарам также наблюдалось снижение экспорта: по итогам первого квартала на 26,9 %, а второго квартала — на 20,3 %. Экспорт товаров и услуг в первом квартале 2016 года, по сравнению с первым кварталом 2014 г. снизился на 48,8 %.
Во втором квартале за аналогичный период 2014-2016 гг. экспорт сырой нефти и нефтепродуктов, природного газа снизился на 46,1 %.
Оплата труда рабочих также снизилась: в первом квартале на 16,4 %. Во втором — на 13,3 %.
Инвестиционные доходы и рента к получению также уменьшились: на 33,9 % в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным кварталом 2014 года, во втором квартале также произошло снижение на 33,1 %.
Инвестиционные доходы, полученные органами государственного управления, в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличились на 14,3 %, а во втором квартале за аналогичный период снизились на 28,1 %.
Общая тенденция изменений (в основном уменьшение) по всем показателям свидетельствует, о том, что санкции Евросоюза существенно повлияли на развитие экономики России.
Таблица 2. Счет текущих операций с капиталом (млн долл. США) *
2014 год 2015 год 2016 год
I кв. II кв. I кв. II кв. I кв. II кв.
Вторичные доходы к получению 3632 5866 2092 3144 1444 2594
Всего возмещений, подлежащих от нерезидентов по текущим операциям 155058 166649 113620 115526 81220 90977
Счет операций с капиталом, получено 154 89 101 61 82 51
Импорт товаров, ФОБ 72438 80657 44653 47676 38190 45646
Импорт услуг: транспортные услуги; 3552 4108 2535 3036 2374 2919
поездки; 10338 13592 7472 9425 4363 6108
прочие услуги. 12281 14013 10042 10129 8543 9718
Импорт товаров и услуг 98609 112369 64702 70266 53471 64391
Оплата труда к выплате 3696 3640 2298 2391 1284 1338
* Составлено на основании данных [11].
Рассматривая табл. 2. по счетам текущих операций с капиталом, можно сделать вывод, что:
• вторичные доходы к получению в первом квартале 2016 г. уменьшились на 60,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., во втором квартале 2016 г. к аналогичному периоду 2014 г. наблюдалась подобная динамика, т.е. произошло снижение (на 55,8 %);
• всего возмещений, подлежащих от нерезидентов по текущим операциям в первом квартале 2016 г. уменьшились на 47,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.; во втором квартале по сравнению с аналогичным периодом также произошло уменьшение (на 45,6 %);
• счета операций с капиталом в первом квартале 2016 г. уменьшились на 46,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.; сравнивая вторые кварталы, можно отметить, что также наблюдалось уменьшение (на 42,7 %);
• импорт товаров ФОБ в первом квартале 2016 г. уменьшился на 41,3 % по сравнению с 2014 г.; во втором квартале также произошло уменьшение (на 43,6 %) в сравниваемые периоды;
• импорт услуг уменьшился на 42 % в первом квартале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.; во втором квартале наблюдалась такая же динамика, т. е. зафиксировано снижение (на 41 %);
• импорт товаров и услуг в первом квартале 2016 г. уменьшился на 45,8 % по сравнению с первым кварталом 2014 г.; за аналогичный период во втором квартале уменьшение произошло на 42,7 %;
• оплата труда к выплате в первом квартале 2016 г. уменьшилась на 43,5 % по сравнению с 2014 г. Сравнивая вторые кварталы, следует отметить такую же динамику показателя. Уменьшение составило 63,2 %.
По полученным данным в процессе исследования можно сделать выводы о том, что счет текущих операций с капиталом значительно уменьшился, значит, повлиял и влияет на макроэкономические показатели экономического развития.
45
Анализируя основные макроэкономические показатели Российской Федерации, считаем необходимым, рассмотреть прямые инвестиции за рубеж и в Российскую Федерацию (рис. 1, 2).
млн долл. США 18000 и
16000 -14000 -12000 -10000 -8000 -6000 -4000 -2000 -0 -
15953
14213
7404
7555
5289
2837
I кв. 2014 г II кв. 2014 г. I кв. 2015 г. II кв. 2015 г. I кв. 2016 г II кв. 2016 г.
Рис. 1. Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж, млн долл. CШA (Составлено на основании [11]).
На рисунке 1 отображены прямые инвестиции из России за рубеж. По данным таблицы видно, что, начиная со второго квартала 2014 г., после введения санкций инвестиции за рубеж уменьшились, в последующем — 2015 г. — со второго квартала инвестиции увеличились и в 2016 году мы наблюдаем динамику роста.
млн долл. США 14000 -1
12000 -
10000 -
8000 -
6000 -
4000 -
2000 -
12083
11450
7115
2038
-463
-385
1
Г
■
■
I кв. 2014 г. II кв. 2014 г.
I кв. 2015 г.
II кв. 2015 г.
I кв. 2016 г. II кв. 2016 г.
-2000 -1
Рис. 2. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию, млн долл. СШA (Составлено на основании [11]).
46
0
Прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию во II квартале 2016 года составили 7115 млн долл. США. В 2014 году этот показатель составил 12083 млн долл. США. Таким образом, за последние годы вложения зарубежных инвесторов в Российскую Федерацию сократились на 4968 млн долл. США. При этом их объем стал минимальным после глобального кризиса 2008 года. В то же время упали и заграничные инвестиции России с 14213 млн долл. США до 7555 млн долл. США.
Доходы от инвестиций отражают владение иностранными финансовыми активами (проценты, дивиденды и другие аналогичные формы дохода) [2].
Динамика банковского кредитования и соответствующее увеличение денежной массы представляют собой производную от потребностей экономики, формируемых наличием ресурсов: материальных; человеческих; управленческих [1].
Поэтому применение любых методов льготного снижения процентной ставки по банковским кредитам ниже рыночного уровня (помимо бюджетных субсидий) для создания более мягких условий кредитования отдельных проектов и программ должно носить ограничительный характер.
При прочих равных условиях это может привести к удорожанию стоимости кредитов для экономики в целом за счет ухудшения условий кредитования отраслей, не получающих государственных льгот. Это является основной причиной, по шторой Банк России ограничивает объем предоставления средств, в рамках своих специализированных инструментов рефинансирования.
Специализированные инструменты рефинансирования Банка России по направлению косвенной поддержки банковского кредитования относится несырьевой экспорт срок кредита до 3-х лет, залогом являются требования по кредитным договорам, обеспеченными договорами страхования АО «ЭСКАР» процентная ставка на протяжении 2016 года была определена на уровне 9 %, требования Банка России к кредитным организациям в млрд. руб. колебалась от 39,7 до 44,7 на протяжении 2016 года, лимит составлял в 2015 году 50, а в 2016 году от 50 до 70.
Масштабные инвестиционные проекты сроком кредита до 3-х лет, залогом являются права, требования по банковским кредитам на реализацию инвестиционных проектов, исполнение обязательств по которым обеспечено государственными гарантиями Российской Федерации процентная ставка сохранялась на протяжении 2015-2016 г.г.
Требования Банка России к кредитным организациям колебалась от 53,4 до 101,4 млрд. руб. на протяжении 2016 года.
Облигации, размещенные в целях финансирования инвестиционных проектов, включены в Ломбардный список Банка России процентная ставка применялась 9 % годовых, требования Банка России к кредитным организациям, млрд. руб. колебалась от 2,9 до 08.
Малый и средний бизнес срок кредита до Зх лет права и требования по кредитным договорам АО «МСП Банк» требования Банка России к кредитным организациям, млрд.руб. на 01.01.2015 г. 23,3; на 01.01.2016 г. 40,1; на 01.07.2016 г. 43,2; по состоянию на 01.10.2016 г, 44,0; по состоянию на 01.11.2016 г. составило 36,2; при лимите 50.
Поручительства АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», выданные в рамках программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, применялась процентная ставка годовых 6,5 %напротяжении2015-2016 годов. Требования Банка России к кредитным организациям колебались на протяжении 2016 года от 0,1 до 32,3. Лимит сохранялся на 01.01.2016 г. 50 млрд. руб.; на 01.07.2016 г. 75 млрд. руб.; на 01.10 2016 г. 125 млрд. руб.; по состоянию на 10.11.2016 г. 125 млрд. руб.
Лизинг, срок кредита до 3-х лет, залогом выступают права, требования по кредиту, предоставленным лизинговым компаниям процентная ставка 9 % годовых лимит в млрд.руб. по состоянию 2016 года составил 10.
Военная ипотека сроком до 3-х лет, залогом являются выданные закладные в рамках программы «Военная ипотека», процентная ставка годовых в 2016 году колебалась от 10,75 % до 10 % годовых. Требования Банка России к кредитным организациям в млрд.руб. колебались от 21 до 29,3, установленный лимит составлял 30 млрд. руб. [11].
Таким образом, характерные особенности денежно-кредитных отношений России:
• возложение финансовой ответственности на всех участников денежно-кредитных отношений;
• возможность реализации таких отношений возможна при совпадении интересов всех участников;
• ожидаемое получение соответствующего экономического эффекта;
• прогноз охватывает Зх-летний период, что одновременно позволяет учитывать шаги влияния денежно-кредитной политики на развитие экономики, субъектов хозяйствования. [1].
В данном случае Банк России рассматривает наиболее вероятный сценарий развития экономики и анализирует альтернативные варианты: изменения ситуации; внешние и внутренние риски, реализация которых может оказывать влияние на финансовую систему и экономику, и, соответственно, на условия проведения денежно-кредитной политики; и рассмотрение совокупности вариантов позволяет прини-
47
мать решения сбалансировано, проводить политику таким образом, чтобы сохранить ценовую и финансовую стабильность при реализации рисковых сценариев.
Важнейшее значение имеет последовательная и согласованная макроэкономическая политика, направленная на обеспечение экономической стабильности:
• формирование условий для устойчивого роста;
• достигнуть этого возможно при помощи ценовой стабильности (снижение инфляции);
• обеспечение устойчивости банковского сектора;
• развитие финансовой системы.
Макроэкономические прогнозы Банка России формируются с учетом ситуации в российской экономике, на которую воздействует ряд факторов, находящихся вне прямого влияния денежно-кредитной политики. А именно:
• внешние (такие как темпы роста мировой экономики, конъюнктура международных финансовых и товарных рынков);
• внутренние условия (параметры государственной политики, структурные характеристики экономики).
Данные факторы Банк России прогнозирует на сценарной основе при формировании прогноза и
учитывает в качестве предпосылок.
Несмотря на сохранение относительно благоприятных внешних финансовых условий, привлечение средств из мировых финансовых рынков для российских заемщиков, по-прежнему ограничены действиями международных финансовых санкций, сохранение которых по всем даже оптимистическим прогнозам продлятся на неопределенный период. Сдерживающий эффект таких ограничений продолжит ослабевать, в том числе за счет диверсификации источников привлечения финансовых средств из международных рынков, включая не затронутые санкциями источники. ВЫВОДЫ
Таким образом, сохранение стабильности в финансовой сфере является залогом предсказуемости и последовательности государственной денежно-кредитной и бюджетной политики, адаптации субъектов хозяйствования к изменению внешних условий, в том числе за счет свободного курсообразования, создавая условия для постепенного улучшения социального настроения, учитывая возросшую сформировавшуюся устойчивость (иммунитет) экономики к таким шокам как санкции, поддерживаемую соответствующей реакцией денежно-кредитной и бюджетной политики. Гибкое изменение валютного курса повлияет на сдерживание совокупного спроса. Темпы ВВП смогут соответствовать 1,0-1,5 % в 2017 г. после чего начнется восстановительный рост.
Своевременное реагирование денежно-кредитной и макропруденциальной существующей политики при возникновении прогнозов перегрева на товарных и кредитных рынках является очень важным для противодействия рискам, ускорения инфляции чрезмерного роста долговой нагрузки и дестабилизации финансовых рынков.
Важная роль отводится бюджетной политике государства таких как: параметры расходов бюджета; скорость сокращения дефицита и структура его финансирования (будут оказывать влияние на экономическую динамику); условия проведения денежно-кредитной политики.
Банку России следует рассчитывать на продолжение бюджетной консолидации при повышающей динамике цен на нефть, учитывать меры в области бюджетной политики по принятию решений ключевой ставки по операционным вопросам, включая определенные параметры своих операций в отечественной и иностранной валютах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов: Постановление Государственной Думы от 2 декабря 2016 года № 350-7 ГД [Электронный ресурс] // Вестник Банка России. — 2016. — № 108 (1826). — 9 декабря. — Режим доступа: cbr.ru/publ/ Vestnik/ves 161209108.pdf (дата обращения: 01.05.2017)
2. Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: cbr.ru (дата обращения: 01.05.2017)
3. Борщ Л.М. Приоритетное развитие банковской системы: ипотечное кредитование в России / Л.М. Борщ, А. Тюлин // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 4 (33). — С. 123-127.
4. Борщ Л.М. Институциональные инструменты государственных целевых программ / Л.М. Борщ, Д.Д. Буркальцева, Ю.Н. Воробьев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016. — № 10. — С. 193-197
5. Burkaltseva D.D. Structural construction of the system ensuring the economic security of the complex system of territorial socio-economic system of the EurAsEC / D.D. Burkaltseva, Y.N. Vorobyov, L.M. Borsh, S.V. Gerasimova, V.V. Chepurko // International Journal of Applied Business and Economic Research. — 2016. — Vol. 14, No 9. — Pp. 5683-5704.
48
6. Модели и информационные системы современной экономики : монография / Н.В. Апатова, О.В. Бойченко, С.В. Герасимова и др.; под ред. Н.В. Апатовой. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. — 554 с.
7. Герасимова С.В. Институциональные основы по формированию структуры бюджетной системы России / С.В. Герасимова, Д.Д. Буркальцева, О.Г. Блажевич // Институциональное экономическое развитие в условиях интеграции и глобализации: сборник материалов I Международного форума (Симферополь — Феодосия, 22 сентября 2016 года). — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2016. — С. 317-321.
8. Борщ Л.М. Развитие кредитного рынка Российской Федерации: механизм развития рыночной экономики / Л.М. Борщ, В.С. Карасик // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 3 (32). — С. 72-76.
9. Бровкина Н.Е. Реализация функций кредитного рынка в условиях негативного действия макроэкономических факторов и системных рисков финансовой нестабильности / Н.Е. Бровкина // Наука и практика. — 2017. — № 2 (26). — С. 58-69.
10. Финансовая культура населения: монография / Нехайчук Д.В., Бекирова С.Э., Ломаченко Т.И., Ворошило В.В., Байрам У.Р, Бондарь А.П., Курьянова И.В., Ягупова Е.А., Жучик А.В., Воробец Т.И., Перзеке Н.Б., Харченко В.А., Климчук С.В., Наздрачев Р.Б., Шевченко М.В., Туманова Е.А., Кремпо-вая Н.Л., Нехайчук Ю.С., Ногас И.Л., Гварлиани Т.Е. и др. — Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2017. — 512 с.
11. Аналитика. Ежемесячный статистический бюллетень Банка России [Электронный ресурс]. — 2016. — № 12 (283). — Режим доступа: arb.ru/banks/analitycs/ezhemesyachnyy_ 81а1£в11сЬе8к£у _ЬуиМеп_Ьапка_гс^п_12_283_2016-10078299/ (дата обращения: 01.08.2017).
Статья поступила в редакцию 15 августа 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года
49