УДК (316.346.32-053.6)
Бахаровская Елена Викторовна Helen Bakharovskaya
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
THE MANAGEMENT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL YOUTH ACTIVITY IN THE MORDEN RUSSIAN SOCIETY
Рассматривается управление формированием и развитием социальной активности молодежи. На основании анализа феномена социальной активности молодежи предложены следующие элементы управления формированием и развитием социальной активности молодых людей: субъекты, объекты, цели, методы, функции управления развитием и формированием социальной активности молодежи, управленческие ресурсы, нормативно-правовое обеспечение, система индикаторов эффективности управления, дана краткая характеристика их содержания. Предложенные выводы автора могут быть использованы для дальнейшего изучения проблематики социальной активности молодежи, а также выступить в качестве основания для разработки рекомендаций по управлению социально значимой деятельностью молодых людей, организации и проведения социологических исследований, формирования различных социальных молодежных программ, нормативных документов
Ключевые слова: управление, социальная активность молодежи, методы управления, функции управления, ресурс управления, индикаторы эффективности
In this article the author considers the management of youth's social activity formation and development in modern Russian society. Under analysis is a phenomenon of a social activity that suggests such elements of management as: subjects, objects, aims, methods, functions of management, management resources, legislative ensuring, management efficiency indicators system, and also gives a short characteristics of its maintenance. The author used such methodological principles as: system principle, principle of social determination, and principle of practical oriented activity. The author's conclusions may be used for investigation of social youth's activity and may be employed as a basis for the references development of social youth management activity for organization sociological studies, making different social youth programs and laws
Key words: management, social youth activity, management methods, functions of management, managements resources, management efficiency indicators
Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» по теме «Качество жизни как основа обеспечения социальной безопасности России в XXI веке»
Современные условия российского общества предопределили изменение отно-
шения государства к молодежи. Молодые люди, обладающие интеллектуальным капиталом, творческими задатками, такими личностными характеристиками, как инициативность, готовность к социальным переменам, самостоятельность, рассматриваются как важные социальные субъекты. При этом дальнейшее развитие и прогресс российского общества будет зависеть от
того, сумеют ли государственные органы направить данный потенциал молодежи в нужное русло. В связи с этим, особую актуальность принимает осуществление управленческого воздействия на формирование и развитие социальной активности молодых людей. Как и любой другой вид, управление формированием и развитием социальной активности молодежи можно проиллюстрировать в качестве совокупности взаимосвязанных элементов, то есть системы.
Управление формированием и развитием социальной активности молодых людей включает такие составляющие, как субъекты, объекты управления, функции управления, методы управления, ресурсы управления, нормативно-правовое обеспечение, систему индикаторов оценки эффективности управления.
Цель управления формированием и развитием социальной активности молодежи, ввиду разнообразия субъектов управления социальной активностью молодых людей, масштабностью данного вида социально значимой деятельности, следует рассматривать на двух уровнях. Первый уровень — уровень общества, второй — личностный. Цель управления формированием и развитием социальной активности молодежи на уровне общества — способствовать становлению института гражданского общества, обеспечить реализацию прав и свобод молодежи, содействовать развитию социального потенциала молодых людей, стимулировать изменения структуры потребностей молодежи от материальных к духовным за счет осознанного активного участия в разрешении актуальных социальных проблем. Данная цель управления формированием и развитием социальной активности молодежи выступает в качестве приоритетов, выдвинутых государством. Ввиду своей сложности возлагается, прежде всего, на федеральные органы власти, субъекты, призванные обеспечивать реализацию положений государственной молодежной политики.
В свою очередь, цель управления формированием и развитием социальной активности молодежи на уровне личности
заключается в координации развития различных ресурсов и возможностей молодежи (интеллектуальные ресурсы, творческие задатки, профессиональные и коммуникационные навыки и др.), проявляющихся в социально значимой деятельности — обеспечение осуществления активности молодежи в рамках социально одобряемых форм, профилактика молодежного экстремизма. Достижение этой цели управления предполагает совместную работу всех субъектов управления, а также необходимую заинтересованность самой молодежи.
Вариативность форм и видов проявления социальной активности молодежи детерминирует наличие многих субъектов управления формированием и развитием указанных социальных инициатив, которые распределяются в следующей иерархии: органы управления федерального, регионального, муниципального, локального уровня, сама личность молодого человека. К субъектам управления формированием и развитием социальной активности молодежи федерального уровня относят государство, совокупность ведомств и министерств, призванных защищать интересы молодежи, регулировать все сферы жизнедеятельности данной группы населения (Министерство образования и науки РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, общественные молодежные организации общероссийского значения и др.) . Указанные субъекты управления разрабатывают и утверждают программы, выступающие стандартом поддержки социально значимых инициатив молодежи на территории государства, обеспечивают защиту ключевых прав и свобод этой группы населения, являются ориентиром для региональных, местных органов власти.
Региональные субъекты управления формированием и развитием социальной активности молодежи могут быть рассмотрены в лице органов субъектов РФ, объектом профессиональной деятельности которых выступает молодежь, ее интересы и значимые потребности, а также общественные организации и социальные службы регионального уровня, осуществляющие
работу с молодежью в сфере образования, добровольческого движения, патриотического воспитания, молодежных инициатив, социальной поддержки отдельных категорий этой группы населения (Администрация края или области, региональные органы власти в области образования, науки и молодежной политики, Молодежный парламент субъекта РФ, социальные службы для молодежи субъектов РФ и др.). Эти субъекты управления исполняют предписания федерального центра в отношении молодых граждан с учетом региональных особенностей и специфики.
Следующая группа субъектов управления формированием и развитием социальной активности молодежи представлена органами муниципальной власти, социальными службами для молодежи городского уровня, организациями третьего сектора, инициативными группами граждан, не состоящими в общественных организациях и объединениях ( Администрация города, городские социальные службы для молодежи, волонтерские и добровольческие организации молодежи, зарегистрированные на данной территории и д. р.) . В отличие от федеральных и региональных субъектов данного вида управления указанная группа не ведет крупномасштабную работу по развитию уровня социальной активности молодых людей, а реализует адресные мероприятия в отношении молодежи.
Локальные субъекты управления формированием и развитием социальной активности молодежи представлены структурами, подразделениями, специалистами, осуществляющими работу с молодежью в конкретном учреждении или организации. Наиболее разнообразно данные субъекты управления представлены в высших и средних учебных заведениях. Примером таковых являются ректорат и деканаты учебных заведений, управления и отделы по воспитательной работе, органы студенческого самоуправления, общественные организации, созданные по инициативе самой молодежи. Данные субъекты управления более гибки в своих действиях, осуществляют постоянный непосредственный контакт
с молодыми людьми, применяют на практике разнообразные вариации управленческих технологий и механизмов, обладают большими возможностями оказать воздействие на молодое поколение.
Субъектом управления формированием и развитием социальной активности молодежи может выступать сам молодой человек, реализующий на практике принципы и положения самоменеджмента. Согласно точке зрения Л. Зайверт, самоменеджмент включает последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, цель которых состоит в том, чтобы максимально применять собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни, преодолевать внешние обстоятельства [1; С. 10]. Рассмотрение личности молодого человека в качестве субъекта управления накладывает особые отпечатки на индивида: необходимость развитости таких характеристик, как личная ответственность, творческий подход к деятельности, наличие альтруистического настроя по отношению к окружающим, отсутствие конформности и безразличия к процессам и явлениям, происходящим в обществе.
Все перечисленные субъекты управления формированием и развитием социальной активности молодежи осуществляют влияние на отдельные объекты, разнообразие которых обусловлено включением субъектов в различные сферы жизнедеятельности. При выделении объектов управления формированием и развитием социальной активности молодежи акцентируем внимание на двух моментах — рассмотрение процесса управления как специфического вида деятельности, анализа молодежи как особого объекта процесса управления.
Таким образом, объектом управления формированием и развитием социальной активности молодежи выступают молодые люди, которые могут быть классифицированы по половой принадлежности, месту и форме обучения в учебном заведении, курсу обучения, характеру занятости, месту жительства и др. При рассмотрении управления формированием и развитием соци-
альной активности молодежи как процесса социальной деятельности, объектами воздействия являются типы отношений, возникающих внутри данной группы, а также характер взаимодействия с социальным окружением.
Следующим элементом системы данного вида управления являются функции управления, которые представляют собой направления деятельности субъектов управления в процессе своей деятельности по достижению запланированной цели. Среди приоритетных функций управления, находящих отражение в формировании и развитии социальной активности молодежи, можно выделить следующие: планирование воздействия на уровень социальной активности молодых людей, организация данного вида деятельности, координация процесса формирования и развития социальной активности молодежи, стимулирование социально значимой деятельности, контроль.
Кроме того, любой процесс управления предполагает использование ряда методов. Традиционно субъекты управления формированием и развитием социальной активности молодежи используют следующие методы управления: организационно-административные (указания и рекомендации молодым людям относительно участия в тех или иных видах социальной активности), экономические (приобретение вещей, необходимых для проведения социальных акций, выдача грантов на реализацию социальных проектов и т.п.) . Социальные методы управления включают действия, обеспечивающие осознание молодежью значимости участия в разрешении актуальных проблем общества, социума, обеспечение условий, позволяющих молодым людям реализовать свои творческие способности и задатки посредством участия в определенных видах социальной активности. Социально-психологические методы управления формированием и развитием социальной активности молодежи предусматривают деятельность по мотивации этой группы населения к разработке и проведению добровольческих акций, написанию социальных проектов, оказанию помощи людям, нуж-
дающимся в посторонней поддержке и т.п.
В управлении формированием и развитием социальной активности субъекты управления опираются на следующие ресурсы управленческого воздействия: организационный, кадровый, информационный, ресурс ближайшего социального окружения, личностный, ресурс самоорганизации, что обусловлено спецификой функций субъекта управления, рассмотрением личности молодого человека в качестве самостоятельного субъекта управления, наличием постоянных контактов с социальной средой.
Другой элемент управления — нормативно-правовое обеспечение формирования и развития социальной активности молодежи посредством различных законов и подзаконных актов закрепляет права молодых людей, называет возможные механизмы поддержки социально значимой деятельности ( грантовая поддержка, предоставление нематериальных льгот молодежным общественным организациям, материальное поощрение талантливой молодежи и др.) , формирует модель взаимоотношений основных субъектов социальной активности — государства, органов власти, общественных организаций и объединений, молодежи.
Планирование и контроль процесса управления формированием и развитием социальной активности молодежи невозможны без применения системы индикаторов эффективности данного воздействия. При этом индикаторы эффективности управления формированием и развитием социальной активности молодежи рассматриваются как количественные и качественные параметры, позволяющие субъекту управления проанализировать соответствие реализованных мероприятий запланированной цели управления формированием и развитием социальной активности молодежи, выявить факторы отклонения. По своей структуре указанные индикаторы эффективности управления могут делиться на группы показателей, характеризующих содержание конечных результатов управления формированием и развитием
социальной активности молодежи, непосредственную организацию процесса управления.
Таким образом, управление формированием и развитием социальной активности молодежи представляет сложный процесс, состоящий из совокупности ряда элементов. Анализ перечисленных элемен-
тов дает возможность получить информацию о состоянии и содержании социально значимой деятельности молодых людей, в соответствии с этим предложить рекомендации по оптимизации управления формированием и развитием социальной активности молодежи.
Литература
1. Зайверт Л. Ваше время — в Ваших руках. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С. 10.
2. Харланова Е.М. Теоретическое обоснование педагогического обеспечения развития социальной активности студентов: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 291 с.
3. Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации: автореферат дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2006.
4. Алещенок С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи: Материалы к дискуссии / НИЦ при Институте молодежи. М., 1998. С.34.
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации // Социальные технологии, исследования. 2007. № 10. С. 40-49.
6. Грунина С.О. Формируем активную личность со студенческой скамьи / / Социальные технологии, исследования. 2006. № 5. С. 55-61.
7. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.
8. Дмитрий Медведев подписал указ «О Совете при президенте РФ по развитию информационного общества в РФ» // Независимая газета. 2008. 7 ноября.
9. Гражданское общество: история и современность: матер. Всерос. науч.-практ. конф. 2627 апреля 2007 г., Ч. 2: Актуальные вопросы гражданского общества. Пространство политики. Политика и право. Социология гражданского общества. Религиозное пространство/ Администрация Читинской области; ЗабГГПУ им. Н.Г.Чернышевского. 2007.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Бахаровская Е.В., ассистент, каф. «Социология и социальная работа», Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) Раб. тел.: (302-2) 35-22-20
H. Bakharovskaya, assistant, Sociology and social work department, Zabaikalsky State University
Научные интересы: организационно-управленческие аспекты формирования и развития социальной активности студенческой молодежи
Scientific interests: organizational and management aspects of student's youth activity formation and development