Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ТРАНЗАКЦИОННАЯ, УЧЕТНАЯ, КОНТРОЛЬНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА'

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ТРАНЗАКЦИОННАЯ, УЧЕТНАЯ, КОНТРОЛЬНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Управления Федерального казначейства по Курской области / казначейское сопровождение / «Электронный бюджет» / государственные информационные системы / Departments of the Federal Treasury for the Kursk Region / treasury support / "Electronic Budget / " state information systems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епифанова Валентина Ивановна, Медведева Светлана Юрьевна, Подосинников Евгений Юрьевич

статья подготовлена на основе доклада руководителя Управления Федерального казначейства по Курской области В.И. Епифановой на расширенном совещании Управления «Об итогах работы УФК по Курской области за 2023 год и основных задачах на 2024 год». В статье затрагиваются актуальные вопросы развития финансовой системы региона, итоги деятельности Управления Федерального казначейства по Курской области за 2023 год, эволюция и основные изменения в деятельности территориального органа Федерального казначейства. Приводятся региональные данные по Курской области – фактологические и статистические, отражающие поднимаемые вопросы по состоянию на январь 2024 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Епифанова Валентина Ивановна, Медведева Светлана Юрьевна, Подосинников Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF THE FEDERAL TREASURY FOR THE KURSK REGION AS A TRANSACTION, ACCOUNTING, CONTROL AND INFORMATION SYSTEM IN THE REGION'S ECONOMY

the article was prepared on the basis of the report of the head of the Federal Treasury Department for the Kursk Region V.I. Epifanova at an expanded meeting of the Department "On the results of the work of the UFK in the Kursk Region for 2023 and the main tasks for 2024." The article touches upon topical issues of the development of the financial system of the region, the results of the activities of the Office of the Federal Treasury for the Kursk Region for 2023, the evolution and main changes in the activities of the territorial body of the Federal Treasury. Regional data for the Kursk region are provided factual and statistical, reflecting the issues raised as of January 2024.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ТРАНЗАКЦИОННАЯ, УЧЕТНАЯ, КОНТРОЛЬНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА»

УДК 332.1

Епифанова Валентина Ивановна, кандидат экономических наук, руководитель Управления Федерального казначейства по Курской области, e-mail: [email protected]

Медведева Светлана Юрьевна, помощник руководителя Управления Федерального казначейства по Курской области e-mail: [email protected]

Подосинников Евгений Юрьевич, доцент, кандидат политических наук, руководитель Курского отделения Российского общества политологов e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ТРАНЗАКЦИОННАЯ, УЧЕТНАЯ, КОНТРОЛЬНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

Аннотация: статья подготовлена на основе доклада руководителя Управления Федерального казначейства по Курской области В.И. Епифановой на расширенном совещании Управления «Об итогах работы УФК по Курской области за 2023 год и основных задачах на 2024 год». В статье затрагиваются актуальные вопросы развития финансовой системы региона, итоги деятельности Управления Федерального казначейства по Курской области за 2023 год, эволюция и основные изменения в деятельности территориального органа Федерального казначейства. Приводятся региональные данные по Курской области - фактологические и статистические, отражающие поднимаемые вопросы по состоянию на январь 2024 года.

Ключевые слова: Управления Федерального казначейства по Курской области, казначейское сопровождение, «Электронный бюджет», государственные информационные системы.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 Epifanova Valentina Ivanovna, Head of the Federal Treasury Department for the Kursk Region, Candidate of Economic Sciences e-mail: [email protected]

Medvedeva Svetlana Yurievna, Assistant to the Head of the Federal Treasury Department for the Kursk Region

e-mail: [email protected]

Podosinnikov Evgeny Yuryevich, Associate Professor, Candidate of Political Sciences, Head of the Kursk Branch of the Russian Society of Political Scientists e-mail: [email protected]

DEPARTMENT OF THE FEDERAL TREASURY FOR THE KURSK REGION AS A TRANSACTION, ACCOUNTING, CONTROL AND INFORMATION SYSTEM

IN THE REGION'S ECONOMY

Abstract: the article was prepared on the basis of the report of the head of the Federal Treasury Department for the Kursk Region V.I. Epifanova at an expanded meeting of the Department "On the results of the work of the UFK in the Kursk Region for 2023 and the main tasks for 2024." The article touches upon topical issues of the development of the financial system of the region, the results of the activities of the Office of the Federal Treasury for the Kursk Region for 2023, the evolution and main changes in the activities of the territorial body of the Federal Treasury. Regional data for the Kursk region are provided - factual and statistical, reflecting the issues raised as of January 2024.

Key words: Departments of the Federal Treasury for the Kursk Region, treasury support, "Electronic Budget," state information systems.

Для Управления Федерального казначейства по Курской области (далее -Управление, УФК) прошедший год стал годом дальнейшего развития системы казначейских платежей, ее бесперебойного функционирования, цифровой трансформации казначейских сервисов на базе Электронного бюджета,

внедрения важных новаций, направленных на повышение эффективности и прозрачности бюджетных расходов, совершенствование системы доведения межбюджетных трансфертов, создание условий для повышения доступности и качества государственных услуг [1].

На 2023 год выпала значимая и торжественная дата - 100-летие образования контрольно-ревизионных органов. Команда ревизоров Управления с высокой степенью ответственности отнеслась к этому событию. Благодаря общей вовлеченности этот год получился ярким и насыщенным! Реализованы интересные, полезные, разноплановые мероприятия, достигнуты высокие показатели в работе. За годы осуществления контроля в составе Казначейства совершен качественный прорыв в развитии системы госфинконтроля -унифицирована и стандартизирована деятельность, внедрен принцип риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий, реализован перевод процессов контрольной деятельности от плана до отчетности в цифровую среду, расширены методы внутреннего контроля наблюдением, анализом, финансово-бюджетным мониторингом [2]. В 2023 году с применением Подсистемы информационно-аналитического обеспечения ГИИС «Электронный

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 бюджет» проанализировано 622 объекта контроля, что в 7 раз превышает показатель 2022 года, в которых с учетом наиболее значительных рисков проведены контрольные мероприятия и достигнута высокая результативность. Также контрольно-ревизионным отделом обеспечен непрерывный контроль специальных казначейских и инфраструктурных бюджетных кредитов [8].

За 2023 год проведено 18 заседаний Контрольной комиссии УФК по Курской области, на которых были рассмотрены материалы 35 контрольных мероприятий. Общая сумма выявленных нарушений в 2023 году составила 740 млн. руб.

2023 год - первый финансовый год, когда ведение лицевых счетов клиентов федерального уровня осуществлялось полномасштабно в ГИИС «Электронный бюджет». При этом, как и в предыдущие годы, работа в УФК осуществлялась в режиме многозадачности и многофункциональности [8].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

В отчетном финансовом году из федерального бюджета доведено 53,4 млрд. рублей, что на 18,2 % больше, чем в 2022 году, из них 46,9 % в форме межбюджетных трансфертов. Процент исполнения федерального бюджета в 2023 году составил 98,24 % от общей суммы доведенных лимитов бюджетных обязательств, что соответствует общероссийскому показателю уровня исполнения - 98,2 %, но он снизился по сравнению с уровнем исполнения федерального бюджета - в 2022 году - 99,3 % и в 2021 году - 98,6 %.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации необходимо было обеспечить достижение максимального показателя освоения средств, выделенных федеральным органам исполнительной власти, а также субъектам Федерации в виде целевых межбюджетных трансфертов. В этих целях Управлением ежемесячно осуществлялся мониторинг исполнения федерального бюджета. Для получения оперативной и достоверной информации и быстрого принятия управленческих решений был создан Ситуационный центр на базе Управления Федерального казначейства по Курской области, который организовал работу по демонстрации возможностей информационных панелей в форме обучающих семинаров с органами власти Курской области. База данных подсистемы ПИАО является удобным и актуальным инструментом для ежедневного отслеживания ситуации с исполнением бюджета, содержит информацию о достижении контрольных точек и предполагаемые риски, в случае неисполнения заданных показателей [4].

Несмотря на проводимую Управлением работу по мониторингу эффективности использования бюджетных средств федеральными получателями и уполномоченными Министерствами и комитетами Курской области в 2023 году не удалось в полной мере обеспечить вовлеченность всех ответственных исполнителей субъекта к анализу выявленных рисков в использовании федеральных средств и своевременному принятию управленческих решений в целях устранения причин их реализации, поскольку областной бюджет в части межбюджетных трансфертов в 2023 году исполнен на 96,7 %, что ниже общероссийского показателя на 2,2 пункта и соответствует 83 месту среди

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 регионов РФ. Соответственно в текущем году необходимо на этом сосредоточить особое внимание.

С развитием цифровых сервисов Федерального казначейства в 2023 году оптимизированы проверочные процедуры в личном кабинете ЕИС. С января 2023 года заказчики федерального уровня формируют распоряжения о совершении казначейских платежей для оплаты исполненных контрактов, включенных в реестр контрактов на основании сведений о денежном обязательстве посредством ЕИС, а с 1 января 2024 года формирование таких распоряжений стало обязательным для заказчиков уровня субъекта Российской Федерации и муниципального образования. С 1 июля 2023 года Управлением осуществляется контроль в ГИС ЕИС закупочных и бюджетных документов, сформированных заказчиками федерального уровня путем однократного направления в личный кабинет органа контроля для проведения всего комплекса проверочных процедур [6].

С 1 сентября 2023 года полностью осуществлен переход на централизованный учет бюджетных обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в МОУ Федерального казначейства.

Управление в 2023 году продолжило осуществлять отдельные функции финансового органа Курской области и финансовых органов всех муниципальных образований Курской области, связанные с исполнением бюджетов, проведением операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств, проведением и санкционированием операций по расходам бюджетных и автономных учреждений, открытием, ведением лицевых счетов и санкционированием операций по расходам получателей средств из бюджета и казначейское обслуживание исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области. С 1 января 2023 года Управлению переданы отдельные функции органа управления Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, связанные с исполнением бюджета Фонда, проведением операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета Фонда [5].

В рамках исполнения Управлением полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней на лицевых счетах клиентов в 2023 году проведено 5,9 млн. кассовых операций, обработано 394,1 тыс. расходных расписаний, поставлено на учет 227,2 тыс. сведений о бюджетных обязательствах, 62,5 тыс. сведений о денежных обязательствах, сформированных получателями бюджетных средств, средняя нагрузка на 1 сотрудника в день в Управлении составила 378,1 документ, в том числе в отделе расходов - 687,5 документов, при этом нагрузка на работника в номерном отделе составила 42,6 документа.

В 2023 году Курской областью активно использовались дополнительные механизмы поддержки ликвидности областного бюджета. Управлением впервые предоставлен бюджетный кредит на опережающее финансирование в общей сумме 1,2 млрд. руб. Указанные средства направлены ОКУ «Курскавтодор» на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» и Министерству культуры Курской области на капитальный ремонт сельских домов культуры в 5 районах Курской области в рамках федерального проекта «Культурная среда».

Средства полностью израсходованного в отчетном году кредита в сумме 1,1 млрд. руб. возвращены Курской областью досрочно, оставшаяся часть кредитных средств подлежит возврату в 2024 году.

В 2023 году предоставлены бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета муниципальных образований: городу Курску -

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 2 кредита с лимитом - 300 млн. руб. и 800 млн. руб., сумма уплаченных процентов составила 383,5 тыс. руб.; городу Железногорску - 1 кредит с лимитом 135,2 млн. руб., сумма уплаченных процентов составила 31,1 тыс. руб.

В рамках заключенного в 2023 году соглашения между Министерством финансов и бюджетного контроля Курской области и Минфином России о предоставлении Курской области в 2023 году бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в сумме 1,5 млрд. рублей Управлением осуществлялось санкционирование операций, связанных с реализацией инфраструктурных проектов.

Использование средств инфраструктурного бюджетного кредита осуществлялось в соответствии с утверждённым постановлением Администрации Курской области детализированным перечнем мероприятий.

За счет средств ИБК в отчетном году завершено строительство трех объектов - водовода и двух детских садов в микрорайоне 4 жилого района

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 Северный. В 2024 году за счет средств ИБК продолжается строительство автодороги по проспекту Булатова, детского сада по проспекту В. Клыкова, начнется строительство трансформаторной подстанции в г. Курске.

В 2023 году Курской области впервые предоставлен специальный казначейский кредит в сумме 400 млн. руб. в рамках заключенного 17 октября 2023 года соглашения между Министерством финансов и бюджетного контроля Курской области и Федеральным казначейством сроком на 15 лет. Указанные средства направлены Министерством транспорта и автомобильных дорог Курской области на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования для эксплуатации на территории муниципальных образований Курской области.

Контроль за использованием бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов в 2023 году Управлением осуществлялся не только в форме последующего контроля, но и на постоянной основе проводился текущий мониторинг хода реализации инфраструктурных проектов. В Управлении создан Инфраструктурный бюджетный комитет, осуществляющий сбор, обобщение и направление оперативной информации и отчетности о реализации инфраструктурных проектов в Курской области в Инфраструктурный бюджетный штаб, созданный на базе МКРУ.

Помимо передачи отдельных функций финансовых органов Курской области по исполнению бюджетов и казначейскому обслуживанию бюджетных и автономных учреждений, Управление осуществляет полномочия по контролю, предусмотренному ч.5 ст.99 Закона №2 44-ФЗ, по 2663 субъектам контроля, в том числе по 2560 субъектам регионального и муниципального уровней, на долю которых приходится 96,1 % от общего количества субъектов контроля. За 2023 год от заказчиков на контроль получено 177 тыс. документов. Из общего количества документов 27 тысяч, или 15,2 % были оформлены с нарушениями нормативно-правовых актов, заказчикам направлены протоколы о несоответствии контролируемой информации [3].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 Особенно важным для нас новшеством прошлого года стало внедрение цифровых актов. Существенные изменения ожидаются и в текущем году, с 1 апреля 2024 года для конкурентных процедур становится обязательным заключение в ГИС ЕИС цифрового контракта [6].

В прошлом году Федеральным казначейством совместно с Минфином России создано единое платформенное решение для учета и исполнения исполнительных документов и решений налоговых органов по федеральным, областным и муниципальным клиентам в ГИИС «Электронный бюджет» [8].

Ход исполнения предъявленных в Управление исполнительных документов и решений налоговых органов по денежным обязательствам клиентов всех уровней представлен на рисунке.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 В отчетном году механизм казначейского сопровождения за счет решений, принимаемых на региональном и местном уровнях, укрепился и получил дальнейшее развитие в отношении средств областного и местных бюджетов.

Положительным итогом исполнения полномочий по казначейскому сопровождению в 2023 году явился результат показателей суммы, количества контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, кассового расхода, соответствующий месту в первой 4-ке в рейтинге территориальных органов Федерального казначейства ЦФО по исполнению функции казначейского сопровождения средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанный эффект достигнут за счет:

1) увеличения количества контрактов (более чем в 3 раза) на капитальные вложения, связанного со снижением минимальной цены контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению;

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

2) увеличения количества контрактов с единственным поставщиком (в 2,5 раза), в связи с заключением муниципальных контрактов с единственными поставщиками на основании решений регионального штаба по повышению устойчивости экономики Курской области;

3) реализации Управлением решений, принятых как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях по распространению механизма казначейского сопровождению на средства областного и местных бюджетов в части обслуживания:

- субсидий (грантов в форме субсидий), предоставляемых в порядке финансового обеспечения затрат, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета и средства областного бюджета на развитие отраслей сельского хозяйства;

- расчетов по государственным контрактам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет кредитов на опережающее финансирование и специальных казначейских кредитов - важнейших финансовых инструментов обеспечения территории Курской области необходимой социальной инфраструктурой.

В связи с расширением периметра казначейского сопровождения объемно-количественные показатели за 2023 год в сопоставлении с 2022 годом значительно возросли. Так, объем поступлений целевых средств увеличился в 2,5 раза, величина кассовых выплат - в 3,7 раза, количество исполненных платежных поручений - в 7,2 раза, количество зарегистрированных Сведений об операциях с целевыми средствами - в 3,7 раза, что свидетельствует о доверии со стороны органов власти Курской области и результативности механизма казначейского сопровождения.

По состоянию на 1 января 2024 года в Сводный реестр включены 2 781 организация, которым открыт 8 441 лицевой счет.

Несмотря на тенденцию снижения количества организаций, включенных в Сводный реестр и уменьшение количества открытых лицевых счетов, Курская область по-прежнему остается лидером в ЦФО по количеству обслуживаемых

лицевых счетов.

Бюджетный мониторинг при открытиилицевыхсчетовУСКП и осуществлении операций налицевыхсчетахУСКП без применения мер реагирования

Областной бюджет -182 на сумму 627.59 млн. руб.

Муниципальные бюджеты 83 на сумму 169.30 млн. руб.

Федеральный бюджет -15 на сумму 26,74 млн. руб.

В рамках реализации мероприятий по сокращению количества юридических лиц, главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и финансовых органов местных бюджетов Управлением в связи с передачей функций финансового органа Администрациям 4 муниципальных районов Курской области открыто/закрыто 14 казначейских счетов, внесено более 200 изменений в записи Сводного реестра и 380 изменений в Книгу регистрации лицевых счетов.

В 2023 году проведена оптимизация счетов 40116. Результатом работы стало значительное их уменьшение с 767 до 104, из них 18 счетов с использованием денежных чеков, 86 счетов с использованием платежных карт.

За 2023 год общий объем перечисленных денежных средств на счета № 40116 Управления составил 2,09 млрд. руб.

В 2023 году при открытии лицевых счетов проведен бюджетный мониторинг без применения мер бюджетного реагирования при открытии лицевых счетов для учета операций получателя средств из бюджета (41) и осуществлении расходных операций на лицевых счетах УСКП в части

перечисления денежных средств на сумму свыше 600 тыс. руб. на банковские счета, открытые в кредитных организациях и 297 участников казначейского сопровождения, в результате которого направлено 2 предупреждения (информирования).

Бюджетный мониторинг без применения мер реагирования проведен в отношении 9 942 операций на общую сумму свыше 54 млрд. руб. по всем уровням бюджетов. По его результатам выявлено 280 (2,8 % от общего количества операций) нарушений на сумму более 823 млн. руб.

При исполнении бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Управление осуществляло учет поступлений и их распределение более чем по 1,8 тысячам кодам бюджетной классификации Российской Федерации и более чем по 3 тысячам нормативов распределения. Учет операций осуществлялся на 758 лицевых счетах администраторов доходов [4].

С 1 января 2023 года изменился порядок перечисления налогов в бюджет. Учет платежей, обязанность по уплате которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, а также иных платежей, администрируемых налоговыми органами и их распределение между бюджетами, осуществлялось на отдельном казначейском счете для учета налоговых платежей, открытом уполномоченному органу Федерального казначейства - Управлению Федерального казначейства по Тульской области. Новые правила стали вызовом для всех регионов, особенно сложным оказался переходный период - 1 квартал 2023 года. Можно отметить, что Казначейство успешно адаптировалось к этим нововведениям [5].

В 2023 году поступления на казначейский счет для учета и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации составили 72,7 млрд. руб., из них перечислено в бюджеты - 71,6 млрд. руб., возвращено из бюджетов различных уровней 1,1 млрд. руб., в бюджет Курской области зачислено доходов от управления остатками средств на ЕКС 732, 5 млн. рублей.

В связи с изменением порядка учета налоговых платежей и реорганизационных процедур государственных внебюджетных фондов сложился значительный рост невыясненных поступлений, в 2023 году их объем составил 2 125,1 млн. руб. В результате проведенной работы из общей суммы НВС возвращено на основании заявлений плательщиков и обращений учреждений и организаций 2,7 млн. руб., уточнено невыясненных поступлений на сумму 242,9 млн. руб., передано для уточнения поступлений, администрируемых ФНС России, в УФК по Тульской области 1896,1 млн. руб.

В отчетном периоде поступило 6,8 тыс. заявок на возврат на сумму 604,9 млн. руб., из них принято к исполнению 5,5 тыс. документов или 81 %. В предстоящем 2024 году планируется реализовать миграцию доходов из информационной системы «АСФК» в подсистему управления доходами (ПУД) системы «Электронный бюджет» [8].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

В 2023 году Управлением обеспечена регистрация пользователей, оказание консультативной помощи, а также направление в ГИС ГМП информации о фактах перечисления в бюджет платежей организациями, которым открыты лицевые счета в казначействе. Системная работа позволила повысить дисциплину администраторов начислений Курской области в части своевременности и полноты направления в ГИС ГМП информации о начисленных платежах в бюджет и обеспечить рейтинг Курской области, отражающий взаимодействие с ГИС ГИП на уровне 93,44 %, против 92,74 % - в 2022 году.

В 2023 году Курская область занимала лидирующие позиции и в ГАСУ. Ежедневный мониторинг размещения информации в ГАС Управление позволил обеспечить Курской области стабильное 1 место со 100 % индексом предоставления данных в систему в соответствии со Сводным рейтингом субъектов РФ в ГАС Управление.

В целях обеспечения надлежащего казначейского обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов Курской области, бюджета Союзного государства, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений, получателей средств из бюджета и иных операций в системе казначейских платежей, в течение 2023 года своевременно и достоверно сформированы, проверены и представлены оперативные, ежемесячные, ежеквартальные и годовые бюджетные отчеты, и отчетность по операциям системы казначейских платежей.

В целях 100 % своевременного размещения качественной информации на сайте bus.gov.ru в 2023 году проделана большая работа по сверке информации о государственных и муниципальных учреждениях [7]. Управлением проводился анализ результатов сверки на предмет достоверности, полноты, актуальности в соответствии с утвержденными требованиями, организована разъяснительная работа, оказывалась консультативная помощь учреждениям, проведено совещание с представителями финансовых органов, органов-учредителей и учреждений, в целях повышения информированности создан в Телеграмм

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 новостной канал. Совместными усилиями в отчетном году обеспечена полнота размещения информации на уровне 81 %.

Внедрение новаций в 2023 году при централизации учетных функций

Внедрение в практику изменений в отражении обязательств по операциям с поставщиками и подрядчиками.

Практическое применение новаций налогового законодательства в части уплаты единого налогового платежа в счет исполнения совокупно обязанности по уплате налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Формирование и представление бюджетной и иной отчетности посредством осуществления электронного взаимодействия

Участие во внедрении и совершенствовании технологических средств, позволяющих сделать процесс исполнения учетной и отчетной функций прозрачным и доступным для заинтересованных пользователей

2023 год - пятый год участия Управления в масштабном проекте Федерального казначейства в статусе единой учетной службы, обеспечивающей ведение бухгалтерского бюджетного налогового управленческого учета и составление отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью, которых осуществляет Правительство РФ, и второй год осуществления функций централизации в полном объеме по 8 субъектам централизованного учета (далее - СЦУ), 3 из которых имеют места присутствия в муниципальных районах Курской области.

Приоритетной задачей для Управления по-прежнему остается обеспечение качественного исполнения переданных полномочий по всем направлениям деятельности.

В 2023 году в рамках централизации учетных функций Управлением проведены начисление и выплата заработной платы (в том числе по договорам гражданско-правового характера) 897 физическим лицам, расчеты на основании электронных образов документов, поступивших из ЕИС УКС в количестве более 6 тысяч документов, для проведения выплат сформировано и передано в кредитные организации и кассу субъекта учета более 1,5 тысячи документов (расчетных ведомостей, реестров), отражено в учете более 29 тысяч бухгалтерских операций с применением почти 200 тысяч бухгалтерских корреспонденций.

В 2023 году особенностями исполнения централизованных полномочий можно выделить:

- организация юридически значимого электронного документооборота без использования бумажных носителей;

- формирование электронных унифицированных форм первичных учетных документов;

- переход на начисление оплаты труда на основании данных ЕИСУКС;

- внедрение в практику изменений в отражении обязательств по операциям с поставщиками и подрядчиками в части формирования отложенных обязательств;

- уплата налогов и страховых взносов в бюджетную систему РФ посредством единого налогового платежа (ЕНП) на единый налоговый счет;

- формирование и представление качественной и достоверной бюджетной и иной отчетности посредством осуществления электронного взаимодействия.

С момента исполнения переданных полномочий прослеживается положительная тенденция к сокращению ряда рисков. Благодаря проделанной работе по взысканию (списанию) просроченной дебиторской задолженности по доходам отдельным субъектам централизованного учета удалось сократить объемы как дебиторской, так и кредиторской задолженности по доходам. Особенного внимания заслуживает повышение качества представления

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 субъектами учета кадровых документов, также усилен контроль за соблюдением порядка списания материальных запасов.

Модель централизации учетных функций находится в стадии развития, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что цифровая реформа бухучета в госсекторе на федеральном уровне успешно развивается.

В целях совершенствования риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольной и аудиторской деятельности в 2023 году изменен подход к проведению проверок деятельности отделов. Тематические проверки отделов проводились по наиболее рискоемким направлениям, с учетом информации о внутренних рисках, реализовавшихся в деятельности Управления.

В рамках совершенствования процедуры организации рассмотрения результатов проверок, проводимых отделом внутреннего контроля и аудита, в 2023 году результаты проверок отделов рассмотрены на заседаниях Комитета Управления по внутреннему контролю и внутреннему аудиту. В целях снижения рисков появления типовых нарушений ежеквартально направляется в отделы Управления Перечень основных нарушений, выявленных в ходе проведения проверок деятельности отделов.

В целях реализации бюджетных полномочий Федерального казначейства, установленных пунктами 3, 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в 2023 году отделом внутреннего контроля и аудита организован и проведен анализ исполнения бюджетных полномочий 19 органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительной органами субъекта Российской Федерации (органами местных администраций), и анализ осуществления 506 главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита.

Правовое сопровождение деятельности и судебная работа в 2023 году

Назначено ади«нистратисных штрафов на общую сумму 45 тыс. руб.

По результатам мониторинга правовой работы за 2023 год Управлением проведена правовая экспертиза 4911 документов, по которым вынесено 1504 правовых заключения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отчетном периоде Управлением принято участие в 297 судебных заседаниях, назначенных по рассмотрению 131 иска. В целом по итогам проведенной в 2023 году работы по линии судебной защиты предотвращено взыскание с казны Российской Федерации денежных средств на общую сумму 64 млн. руб.

В 2023 году Управлением рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях. По результатам их рассмотрения по 9 делам административные штрафы заменены на предупреждение, по 4 делам назначены административные штрафы в общей сумме 45 тыс. руб., по 1 делу вынесено предупреждение [4].

В отчетном году также возросло количество должностных лиц, обратившихся в Удостоверяющий центр Федерального казначейства за получением квалифицированных сертификатов ключей электронной подписи.

За 2023 год было выпущено 20 тысяч сертификатов, что на 15 % превышает уровень предшествующего года.

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации Федеральным казначейством обеспечена интеграция информационной системы «Удостоверяющий центр Федерального казначейства» с мобильным приложением «Госключ».

Теперь квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, созданных удостоверяющим центром Федерального казначейства, можно использовать для подписания электронных документов на мобильных устройствах.

В 2023 году в системе управления эксплуатацией Федерального казначейства (СУЭ ФК) зарегистрировано и обработано более 11 тысяч обращений, что на 6 % больше предыдущего года, они связаны с обновлением ППО АСД «LanDocs» внедрением функционала системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами.

В 2023 году особое внимание уделялось организации работы по мобилизационной подготовке и мобилизации, планированию и проведению мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению антитеррористической защищенности, повышению устойчивости функционирования Управления. Систематически проводились тренировки, отработаны схемы оповещения, действия руководящего состава и работников при выполнении мероприятий Планов. Управление в качестве «пилотного» осуществило апробацию проектов типовых планов по обеспечению непрерывности деятельности ТОФК. В рамках поручения Федерального казначейства в прошлом году проведено 5 стресс-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 тестирований типовых планов и направлены в Управление ведомственных проектов соответствующие предложения, которые учтены и реализованы в жизнь.

В отчетном периоде начата работа по оптимизации имущественного комплекса территориальных отделов Управления. Совместно с филиалом ЦОКР проведена работа по обследованию помещений и рассмотрены предложения по передаче права оперативного управления эксплуатируемых зданий федеральным органам власти. На основании обобщенной информации составлена и согласована Федеральным казначейством Дорожная карта Управления на 2024 год, мероприятия которой по оптимизации организационной структуры в части уменьшения количества точек присутствия будут реализовываться в текущем году.

Все задачи и функции, возложенные на Управление Федеральным казначейством, достаточно успешно выполняет кадровый состав, фактическая численность которого на начало текущего года составила 407 человек (укомплектованность 84 %). Сформировалась слаженная команда профессионалов, из которых 80 % сотрудников работают в казначейской системе более 10 лет. В связи с возрастающими требованиями к кадровому потенциалу в части работы с большими объемами информации, умения улавливать детали, систематизировать и анализировать информацию, проводятся мероприятия для развития их профессиональных компетенций. Выстроена система поддержки инициатив и реализации идей сотрудников в профессиональной деятельности. Многие работники Управления выразили желание оказать помощь в организации работы Управлений Казначейства в новых регионах, включенных в состав Российской Федерации, а три сотрудника Управления были командированы в ЛНР и ДНР для оказания такой помощи [4].

В 2023 году, за многолетний добросовестный труд 1 98 сотрудников (более 49 %) награждены различными наградами Федерального казначейства, Администрации Курской области, Администрации города Курска, Курской

областной Думы, Управления, а также занесены на Доску Почета и в Книгу Почета УФК по Курской области.

В отчетном периоде продолжалась работа, связанная с профессиональным развитием гражданских служащих, прохождением аттестации, присвоением классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации.

Отдельным направлением в работе Управления остается профилактика коррупционных и иных правонарушений. Мероприятия по данному направлению выполнялись в соответствии с Планом противодействия коррупции УФК по Курской области на 2021 - 2024 годы в установленные сроки.

Профессиональные задачи на текущий год по-прежнему амбициозны, масштабны и направлены на дальнейшее развитие казначейской системы. В 2024 году предстоит:

- в целях анализа и выявления недостаточно эффективно используемых ресурсов федерального бюджета и перенаправления их на решение наиболее приоритетных задач необходимо с использованием системы прослеживаемости в Электронном бюджете, дашбордов, аналитических модулей системы, отражающих показатели мероприятий, достижения контрольных точек, на постоянной основе осуществлять мониторинг эффективности использования федеральных средств. В зоне особого внимания должны быть вопросы реализации нацпроектов и госпрограмм, использования средств Резервного фонда Правительства РФ. Мы должны постоянно наблюдать за процессом достижения установленных Соглашениями результатов;

- обеспечить выполнение отдельных функций финансовых органов Курской области и казначейское сопровождение целевых средств областного и муниципальных бюджетов в рамках переданных полномочий;

- обеспечить контроль за целевым использованием средств кредитов и своевременностью их возврата;

- продолжить взаимодействие с уполномоченным органом Федерального казначейства - Управлением Федерального казначейства по Тульской области в части учета и распределения единого налогового платежа в условиях функционирования единого налогового счета;

- реализовать миграцию доходов из информационной системы «АСФК» в подсистему управления доходами системы «Электронный бюджет»;

- в рамках исполнения централизуемых полномочий продолжить работу по внедрению электронных форм документов, обеспечить переход на новый порядок начисления, перечисления, ведения учета, представления информации и отчетности по налогам и сборам, администрируемым ИФНС с учетом изменения сроков уплаты;

- обеспечить исполнение мероприятий Стратегической карты в части централизации счетов № 40116 с использованием денежных чеков;

- обеспечить 100% своевременное размещение качественной информации на сайте bus.gov.ru;

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024

- обеспечить взаимодействие с участниками бюджетного процесса в целях осуществления контрольной деятельности посредством цифровых каналов;

- провести мероприятия по оптимизации организационной структуры, предусмотренные Дорожной картой Управления на 2024 год в части уменьшения количества точек присутствия.

Список источников:

1. Приказ Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых Приказов Федерального казначейства»// СПС КонсультантПлюс (Дата обращения: 05.04.2018).

2. Епифанова Валентина Ивановна Итоги работы Управления Федерального казначейства по Курской области за 2018 год и основные задачи на 2019 год // Научный вестник Крыма. 2019. №4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/itogi-raboty-upravleniya-federalnogo-kaznacheystva-po-kurskoy-oblasti-za-2018-god-i-osnovnye-zadachi-na-2019-god (дата обращения: 24.01.2024).

3. Подосинников Евгений Юрьевич, Мутылина Кристина Олеговна Эволюция системы управления общественными финансами в Курской области // Политика, экономика и инновации. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sistemy-upravleniya-obschestvennymi-finansami-v-kurskoy-oblasti (дата обращения: 24.01.2024).

4. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Курской области // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kursk.roskazna.gov.ru (дата обращения: 24.01.2024).

5. Официальный сайт Федерального казначейства // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://roskazna.gov.ru (дата обращения: 24.01.2024).

6. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zakupki.gov.ru (дата обращения: 24.01.2024).

7. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bus.gov.ru (дата обращения: 24.01.2024).

8. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://budget.gov.ru (дата обращения: 24.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.