Научная статья на тему 'Управление дизайном учебных групп повышения квалификации клинических психологов и врачей-психотерапевтов в целях развития их межгрупповой адаптации к условиям обучения на кафедре психотерапии и сексологии'

Управление дизайном учебных групп повышения квалификации клинических психологов и врачей-психотерапевтов в целях развития их межгрупповой адаптации к условиям обучения на кафедре психотерапии и сексологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН ГРУППЫ / МЕЖГРУППОВАЯ АДАПТАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖГРУППОВА АДАПТАЦИЯ / СУБКУЛЬТУРНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / МЕЖГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Александр Леонидович, Кабинова Ольга Анатольевна

Деятельность кафедры по изучению и управлению межгрупповой адаптацией учебных групп клинических психологов и врачей-психотерапевтов как участников образовательного процесса рассмотрен как процесс управления «дизайном группы» в интересах повышения качества обучения и развития мотивации слушателей на совершенствование компетенций в процессе обучения и межгрупповой адаптации к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Александр Леонидович, Кабинова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление дизайном учебных групп повышения квалификации клинических психологов и врачей-психотерапевтов в целях развития их межгрупповой адаптации к условиям обучения на кафедре психотерапии и сексологии»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.046.4

Иванов Александр Леонидович

канд. психол. наук, доцент kafpsiter@yandex.ru Кабинова Ольга Анатольевна, преподаватель 249252@mail.ru

ФГБОУ ДНО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации

г. Москва

УПРАВЛЕНИЕ ДИЗАЙНОМ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И ВРАЧЕЙ-ПСИХОТЕРАПЕВТОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИХ МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ПСИХОТЕРАПИИ И СЕКСОЛОГИИ

Аннотация:

Деятельность кафедры по изучению и управлению межгрупповой адаптацией учебных групп клинических психологов и врачей-психотерапевтов как участников образовательного процесса рассмотрен как процесс управления «дизайном группы» в интересах повышения качества обучения и развития мотивации слушателей на совершенствование компетенций в процессе обучения и межгрупповой адаптации к учебному процессу.

Ключевые слова:

Дизайн группы, межгрупповая адаптация, компетенции, оптимизация и мотивация обучения, дополнительное профессиональное образование, консультативная и психотерапевтическая деятельность, межгруппова адаптация, субкультурное приспособление, межгрупповое взаимодействие.

Сегодня система дополнительного профессионального образования врачей-психотерапевтов и клинических психологов требует разработки целого комплекса новых условий для повышения мотивации слушателей к развитию навыков и компетенций в психотерапевтической деятельности. Такое требование может быть реализовано путем использования в учебном процессе концепции межгрупповой адаптации (МГА) А.В. Булгакова. Используемый в ней концепт «межгрупповая адаптация» раскрывается как многосторонний процесс по оптимизации взаимодействия различных групп людей с присущими им особенностями, предполагающими дифференциацию по возрастным, гендерным, интеллектуальным, культурным, мировоззренческим, мотивационным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим и интегральным компонентам, например, уровню профессионально-личностного становления [2]. Основными элементами модели А.В. Булгакова являются: межгрупповая адаптационная ситуация, группы организации, характеризующиеся соответствующими субкультурами, сферы проявления МГА: социальная, экологическая, деятельностная, собственно социально-психологическая и интегративная.

Как показали наши исследования 12-ти учебных групп слушателей (в среднем по 30 человек в каждой), прошедших повышение квалификации на кафедре психотерапии и сексологии РМАННО в 201718 г.г. по теме «Консультативная и психотерапевтическая деятельность», совокупность этих проявлений содержательно отражает достигнутый результат МГА всей кафедрой. Коллектив кафедры использовал в исследовательской деятельности по управлению дизайном учебных групп слушателей следующие принципы изучения: сопряжение амбивалентных подходов, цикличность, деятельностное опосредование и принципы оптимизации МГА (сопряжения противоречивости МГА, субкультурного приспособления групп

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

друг к другу, эргономичности МГА), которые реализовывались через такие основные социально-психологические механизмы МГА, как межгрупповая неадаптивность, организационная идентификация, совместная деятельность [2]. Преподаватели кафедры в полной мере опирались на возможности технологий МГА: компетенциальной технологии, технологии командообразования, актуализации групповой идентичности, саморегуляции в ситуации МГА. В понятие «дизайн группы» мы включили основные признаки МГА: взаимодействие субкультур организации, мотивационные, когнитивные, эмоциональные компоненты групповых структур. Необходимо отметить, что это понятие и ранее изучалось представителями различных областей психологического знания - А.С. Гайкаловым (в контексте технологии продаж), Э. Кирхлером и Э. Хельцл (в контексте психологии труда и организационной психологии), О.С. Раздиным и В.И. Кабриной (в контексте профессиональной ориентации), Ф.А. Жулитовым (в контексте психологии управления). Мы солидарны с И.Ю. Артамоновой, которая определяет «дизайн группы» как процесс и результат оптимизации взаимосвязи социально-психологических характеристик группы, в которой социально- психологические процессы раскрываются через мотивационный профиль, организационно-культурные характеристики групп, идентификацию её участников и неформальные взаимоотношения [1]. Наши исследования подтвердили, что результатом работы преподавателей кафедры по управлению дизайном учебных групп слушателей является формирование устойчивой, и в то же время лабильной структуры учебных групп, которые могут как способствовать, так и препятствовать (осознанно или подсознательно) МГА в процессе повышения квалификации. В процессе исследовательской работы сотрудники кафедры создали трёхфакторную референтную модель взаимосвязи дизайна группы и МГА, включающую три фактора: мотивационный, организационно-субкультурный, фактор групповой идентификации и поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия.

С целью объективной психологической диагностики слушателей - клинических психологов и врачей - психотерапевтов, составляющих учебные группы, использовались следующие методики: 1) адаптированный вариант теста «Мотивационный профиль» (П. Мартин и Ш. Ричи); 2) методику оценки организационной культуры (К. Куинн и Р. Камерон); 3) «Тест социальной идентификации» А.В. Булгакова; 4) диагностику межличностных и межгрупповых отношений («социометрию») Дж. Морено; 5) сокращённый вариант методики анализа ситуации межгрупповой адаптации.

Комментируя полученные результаты, опишем сравнение трёхфакторных моделей учебных групп клинических психологов и врачей-психотерапевтов. На первый взгляд, дизайн их очень похож. В обеих группах доминируют мотивационные факторы, однако отмечаем их отличие по содержанию: врачи-психотерапевты стремятся к уточнению нормативно-правовой информации по организации психотерапевтической помощи больным, конкретизации применения психотерапевтического вмешательства, склонны к систематизации деятельности; клинические психологи же склонны к творческому подходу в оказании психологической помощи пациентам, направлены на активный поиск наиболее эффективных моделей психотерапии, использование методов и техник в зависимости от терапевтической ситуации, демонстрируют альтруизм и оптимизм, не тропны к материальному вознаграждению. Наблюдаются и противоположные показатели по потребностям в благоприятных условиях труда и в социальных контактах: у врачей-психотерапевтов они определенно выражены, у клинических психологов - нет. В целом, представленные потребности по группам врачей-психотерапевтов являются характерными для преобладающей у них субкультуры деятельности, а вот клинические психологи категорически не принимают культуру порядка. Подробный анализ ситуаций МГА двух типов учебных групп слушателей показал, что в группе врачей-психотерапевтов они слабо выражены, а для групп клинических психологов, наоборот, все ситуации являются адаптационными. Очевидно, что группы клинических психологов используют принудительный механизм МГА, в котором пассивную роль играют врачи-психотерапевты. Сравнивая трёхфакторные модели учебных групп врачей-психотерапевтов и клинических психологов, отмечаем, что их дизайн статистически значимо отличается друг от друга по общему преобладающему фактору, имеются «пробелы» в структуре дизайна (у врачей-психотерапевтов налицо отсутствие фактора групповой идентификации и поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия). В мотивационном компоненте дизайна групп у слушателей цикла повышения

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

квалификации диагностируются схожие потребности, но с разным знаком: если у группы клинических психологов определенно выражена потребность в достижениях, в выполнении творческой, интересной и полезной работы, в самосовершенствовании, то у группы врачей-психотерапевтов, напротив, эта тенденция не отмечается. В то же время фиксируем индивидуальные мотивы: в группе врачей-психотерапевтов -потребность в структурировании в ущерб креативности и творчеству, а у клинических психологов -отсутствие стремления к материальному вознаграждению, альтруизм, тяга к разнообразию и вариативности в оказании психологической помощи пациентам. В то же время обе группы совпадают в мотивации к условиям деятельности - все исследуемые стремятся работать в оборудованных современными технологиями медицинских центрах и кабинетах, быть свободными от навязанных руководством стандартов и регламентов, нормативов страховых компаний по временным лимитам на консультацию. В группе клинических психологов выражено стремление к избеганию формализма и рутины, к расширению социальных контактов, они не ориентированы на тревогу в оценке их деятельности со стороны руководства, опираются на неформальные взаимоотношения с коллегами и демократичный стиль управления со стороны руководства.

В целом группы врачей-психотерапевтов характеризуются как ориентированные на формальные достижения в ущерб стремления к креативности и творчеству в психотерапевтической деятельности, они большей частью ориентированы на структурирование своей деятельности. Отмечено, что в группе клинических психологов преобладают организационно-субкультурные факторы (43%). Для них характерна направленность на результат, на выполнение поставленной задачи, целеустремлённость в этом, предсказуемость, на структурирование врачебной деятельности, на стабильность и надёжность. В группе клинических психологов доминируют мотивационные факторы (52%). Данная группа по своему характеру является направленной на взаимодействие с коллегами, единомышленниками, представителями других помогающих профессий, поведение в ситуации МГА (62%). Таким образом, данная группа по своему характеру является направленной на взаимодействие с группой оппонентов, на адаптационный процесс.

Коллектив кафедры по результатам исследования установил, что для оптимизации межгруппового взаимодействия слушателей различных учебных групп необходимо: 1) реорганизовывать совместную учебную деятельность психологов-психотерапевтов в рамках учебного курса, привлечь их к внеаудиторной самореализации: участие в научных творческих группах, совместное посещение клиник и медцентров, в которых они трудятся, проведение общих симпозиумов и практических занятий; 2) активнее использовать на занятиях формат групповых дискуссий, тренингов, обсуждать в аудитории проблемные ситуации МГА, разбирать роли, мотивы, эмоциональные и когнитивные реакции участников ситуации, интерпретировать их поведение, чтобы формировать у слушателей умение творчески мыслить, способность брать на себя ответственность за результаты психотерапевтического вмешательства, умение грамотно организовать коммуникацию с пациентами, умение аргументировать свою позицию, чётко осознавать свою роль во взаимодействии, развивать навыки самоконтроля (управления своими эмоциями и поведением), а также проводить тренинги на сплочение, на снятие напряжения, предотвращающих эмоциональное выгорание. 4) Постоянно в рамках проводимых занятий проводить деловые игры, разбирать кейс-ситуации, моделирующие разнообразие психотерапевтических случаев в интересах формирования навыков работы в междисциплинарных психотерапевтических командах специалистов [3]. 5) Развивать на кафедре гибкую систему взаимоотношений между учебными группами в рамках учебного процесса и конкурентность в мотивации на успешность в обучении [4].

Таким образом, в результате систематического проведения перечисленных мероприятий, развитию групповой сплоченности различных по специализации учебных групп коллектив кафедры в итоге добивается командной сплоченности (прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений), при которой достигается выраженная позитивная мотиваций слушателей на качество усвоения знаний, развитие навыков и компетенций клинического психолога и врача-психотерапевта.

Список использованной литературы: 1. Артамонова И.Ю. Влияние дизайна группы на межгрупповую адаптацию студентов-психологов -

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

Москва: МГОУ, 2009. - С. 116.

2. Булгаков А.В. Дизайн группы как возможное интегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией [Текст]/А.В. Булгаков//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2011. -№1. С 45-53.

3. Иванов А.Л., Кабинова О.А. Новый учебный дизайнерский проект как результат интервизии междисциплинарной преподавательской команды. Universum: филология и искусствоведение. 2017. № 12 (46). С. 7-9.

4. Иванов А.Л. Повышение квалификации специалистов психотерапевтического профиля по совершенствованию междисциплинарного взаимодействия в терапевтической команде. В сборнике: Научные исследования: теория, методика и практика. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 56-60.

© Иванов А.Л., Кабинова О.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.