Научная статья на тему 'Управление частно-государственным партнерством в инновационной сфере экономики России'

Управление частно-государственным партнерством в инновационной сфере экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майбородин Геннадий Николаевич

In the article topical problems of private-state partnership management with an object of its effective development are considered. Private-state partnership represents itself as a major tool of project realization in strategically important branches of national economy, and first of all in the innovative sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of private-state partnership in innovative sphere of Russian economy

In the article topical problems of private-state partnership management with an object of its effective development are considered. Private-state partnership represents itself as a major tool of project realization in strategically important branches of national economy, and first of all in the innovative sphere.

Текст научной работы на тему «Управление частно-государственным партнерством в инновационной сфере экономики России»

Рассмотренная процедура может быть использована не только в качестве определения согласованности заранее сконструированных гибридных показателей с системой исходных, но и для непосредственной ранжировки вариантов по совокупности частных показателей, без предварительного конструирования и расчета гибридных.

Для этого построим матрицу

R(z

(32)

m+1,n

где Я - определенная выше матрица ранжировок вариантов по частным показателям, а г = {г1 г2 ...,гт} неизвестная ранжировка вариантов по их совокупности.

Задача определения г может быть поставлена в виде

W (R(z))

(33)

где Ж - коэффициент конкордации.

В силу свойств коэффициента конкордации, задача (33) всегда имеет решение. Пусть

*

г - ранжировка, являющаяся решением за-

дачи (33). Назовем ее обобщающей ранжировкой.

Обобщающая ранжировка максимизирует коэффициент конкордации, вычисленный по матрице Я (г), и является наиболее согласованной с ранжировками вариантов, определяемыми частными показателями. Поскольку при ее построении использовались ранжировки вариантов по возрастанию их качества по каждому из частных показателей, то обобщающая ранжировка дает упорядочение вариантов по их совокупности.

Изложенный подход к согласованию частных показателей эффективности на основе построения обобщающей ранжировки имеет то преимущество, что, не прибегая к непосредственному конструированию и вычислению обобщенных показателей эффективности, дает возможность упорядочить различные варианты формирования пакетов инвестиционных проектов по возрастанию их качества, понимаемого как совокупное, взаимоувязанное проявление системы частных показателей эффективности.

Поступила в редакцию 16.05.2007 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПАРТНЕРСТВОМ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В.А. Майбородин

Majborodin V.A. Management of private-state partnership in innovative sphere of Russian economy. In the article topical problems of private-state partnership management with an object of its effective development are considered. Private-state partnership represents itself as a major tool of project realization in strategically important branches of national economy, and first of all in the innovative sphere.

Частно-государственное партнерство как институциональный и организационный альянс между бизнесом и государством в целях реализации общественно и социально-значимых проектов в стратегически важных отраслях народного хозяйства России способствует, прежде всего, развитию инноваций в этих отраслях. Государство крайне заинтересовано в развитии инновационной экономики в современных условиях, в связи с этим именно государство формирует организаци-

онно-правовые основы частно-государственного партнерства и его основополагающие принципы в инновационной сфере.

К принципам партнерства в инновационной сфере следует отнести следующие:

- стороны частно-государственного партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;

- взаимоотношения или взаимодействие сторон частно-государственного парт-

нерства должны быть определены совместно и зафиксированы в официальных документах, которыми являются договора, программы;

- взаимоотношения сторон частно-государственного партнерства должны носить партнерский или равноправный характер;

- стороны частно-государственного партнерства должны иметь общие цели, интересы и четко определенный государственный интерес, при этом государственный интерес должен быть признан доминирующим. Однако следует иметь в виду, что интересы частных партнеров не должны быть подменены или узурпированы интересом противоположной стороны. В связи с этим возникает проблема поиска механизма согласования интересов партнеров частного сектора и государства;

- стороны частно-государственного партнерства должны объединять свои вклады для достижения общих целей;

- стороны частно-государственного партнерства должны распределять между собой расходы, риски и полученные доходы. При этом предполагается взаимный обмен ресурсами и разделение ответственности, прав и полномочий. Под ресурсами понимаются как материальные, так и денежные и интеллектуальные ресурсы. Вступление в партнерство предполагает отказ от определенной доли контроля над своими средствами, вложенными в реализацию совместного проекта, подчиняясь общим правилам организации партнерства. Вследствие этого возникают, наряду с выгодой, определенного рода риски. Тем не менее, формирование совместного фонда финансовых средств для реализации проекта предполагает контроль со стороны партнерства за их целевым использованием, прозрачность и транспарентность движения денежных потоков.

Развитие частно-государственного партнерства в инновационной сфере требует создания гибкого адекватного организационноэкономического и правового механизма регулирования.

Организационно-экономический меха-

низм регулирования частно-государственного партнерства призван обеспечить:

- развитие партнерских отношений в инновационной сфере, и прежде всего, в сфере НИОКР с целью привлечения частных инвестиций в сферу научно-исследовательских

и проектных изысканий для производства и продвижения на рынок новых видов продукции и услуг;

- поддержку предприятиям малого бизнеса, включенным в орбиту партнерских отношений с крупным бизнесом и обеспечивающим эффективное использование ресурсов за счет сокращения затрат на отдельные операции, работая на принципах аутсортинга;

- законодательно-правовое признание новых форм частно-государственного партнерства в инновационной сфере.

В целях активизации инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в НИОКР необходимо совершенствование российского законодательства. Нормативноправовая база инновационной деятельности не сформирована, в связи с чем не определены в полной мере формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности, не сформирован механизм взаимодействия государства и частного сектора, а также механизм стимулирования предприятий и научных организаций, занимающихся инновационной деятельностью. Действующий Налоговый Кодекс РФ не предусматривает материального стимулирования деятельности инновационных структур и организаций, не обозначены подходы к стимулированию потребителей наукоемкой продукции, формирующих спрос на рынке, не создана нормативно-правовая база при системе поиска разработок по потребностям промышленности и продвижения разработок на рынок. Следует констатировать практически полное отсутствие налоговых льгот для хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, использующего объекты интеллектуальной собственности и результаты научно-технической деятельности как результаты инновационной деятельности.

В Конституции РФ практически отсутствуют такие понятия, как инновационное развитие и частно-государственное партнерство, поскольку данный правовой акт является базовым законом нашей страны и в нем закреплены лишь фундаментальные основы общественного и государственного устройства. Лишь в отдельных статьях Конституции РФ, таких как ст. 34, закреплено право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества, в том числе и государственного для предприниматель-

ской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Данную конституционную норму следует рассматривать как предпосылку в нормативном творчестве для формирования частно-государственного

партнерства.

Законодательно-правовое оформление

частно-государственного партнерства возможно осуществить по следующим направлениям:

- разработать нормативное обеспечение частно-государственного партнерства в научно-технической и инновационной сферах, определив цели и задачи участников частно-государственного партнерства. В свете положений закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. участниками частно-государственного партнерства могут быть определены федеральные органы государственной власти, промышленные предприятия, региональные органы государственной власти, научные организации;

- определить формы и модели партнерства, основываясь на использовании в хозяйственной практике договоров, контрактов, концессий, предоставления государственного имущества и имущественных прав в пользование;

- обеспечить нормативно-правовое сопровождение способов продвижения новых товаров и услуг, инновационных разработок на рынок, создав инновационные инфраструктурные системы поддержки «технологических коридоров»;

- использовать разрешенные государственные субсидии и субвенции в научнотехнической сфере в связи с требованиями ВТО в качестве инструмента государственной поддержки инноваций и развития частно-государственного партнерства;

- оценить и реализовать потенциал налоговых инициатив на федеральном и региональном уровне в целях стимулирования инвестиционного процесса в инновации и стимулирования развития инновационной деятельности на базе частно-государственного партнерства.

Развитию частно-государственного

партнерства в инновационной сфере будет способствовать включение малых предприятий в систему партнерских отношений с крупным бизнесом. Участие государства в системе взаимодействия «государство -

крупный бизнес - малые предприятия» обязывает государство быть не только организатором инновационной деятельности, но и непосредственным участником освоения производства и тиражирования новых видов продукции и технологий. Взаимодействие малого и крупного бизнеса по совместной разработке проектов и изготовлению опытно-промышленных образцов на производственных мощностях малых предприятий увеличивает загрузку производственных мощностей, повышает производительность труда и фондоотдачу на малых предприятиях и вместе с тем расширяет объемы инвестирования в производство. Доля прибыли, идущая на развитие производства на малых предприятиях, как правило, стабилизируется и имеет положительную динамику, а рост рентабельности производства сопровождается ускорением оборачиваемости оборотных средств как малых, так и крупных предприятий, работающих совместно. При этом следует отметить, что взаимодействие малого и крупного бизнеса снижает риск вложений в разработку промышленных инвестиционных проектов со стороны инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды вкладывают средства, как правило, в наукоемкие проекты по разработке проектов, опытных образцов с целью их дальнейшего тиражирования и продвижения на рынок. Малые предприятия имеют возможность работать на взаимовыгодных условиях в системе частно-государственного партнерства с Российским фондом поддержки малых и средних предприятий, с Государственным фондом поддержки малых предприятий в научнотехнической сфере, венчурным инвестиционным фондом и др. Взаимодействие крупных и малых предприятий с инвестиционными фондами следует, на наш взгляд, рассматривать не только как форму частно-государственного партнерства, где государство выступает непосредственным участником инновационной деятельности, но и как инструмент государственного регулирования развития партнерских отношений в инновационной сфере и государственной поддержки малых предприятий.

Развитие частно-государственного партнерства обусловливает многообразие форм его проявлений. Частно-государственное

партнерство может быть реализовано в следующих формах:

- контракты и договора, предоставляемые государством частному сектору;

- арендные отношения, включая финансовую аренду - лизинг;

- концессионные соглашения;

- соглашения о разделе продукции.

В настоящее время к формам частногосударственного партнерства предлагается отнести частно-государственные предприятия, товарищества.

В России применяются различные формы частно-государственного партнерства, за исключением концессионных соглашений, хотя, по мнению большинства ученых и экспертов, именно концессионные соглашения являются наиболее перспективной формой частно-государственного партнерства, с присущим им конкурентным преимуществом. Конкурентное преимущество концессий заключается в их долгосрочном характере, по сравнению с контрактами и арендой. Основным преимуществом концессии, на наш взгляд, является наличие определенной степени свободы в принятии управленческих решений представителями частного сектора в системе частно-государственного партнерства, что свидетельствует об управляемости этой формы частно-государственного партнерства. У представителей государства также имеются определенные рычаги воздействия на представителей частного сектора в случае нарушения последними указанных условий. Кроме того, государство передает частному сектору права владения и пользования объектом собственности на возмездной основе, оставляя за собой право распоряжения ею [1]. Федеральный закон «О концессиональ-ных соглашениях» от 21 июля 2005 г. будет способствовать качественно новому уровню развития взаимодействия между государством и частным бизнесом в стратегически важных отраслях хозяйства в России, и прежде всего, в сфере инноваций. Предоставляя частному сектору на временной и возмездной основе право владения и пользования государственным имуществом с обязатель-

ным условием инвестирования последним предоставляемого в концессию имущества, государство, таким образом, контролирует использование государственного имущества через налоговую систему. За предоставленное в концессию имущество представители частного сектора уплачивают государству установленную ставку за пользование имуществом, вносят налоги и принимают на себя коммерческие риски, возникающие в процессе эксплуатации объектов государственной собственности. Собственность возвращается государству по истечении срока действия концессионного соглашения. При этом государство оставляет за собой право отбора потенциальных партнеров - представителей частного сектора на конкурсной основе, что позволяет государству регулировать концессионные соглашения.

Использование частно-государственного партнерства в сфере инноваций создает условия для использования новых инструментов государственного регулирования в экономике, ориентируемой на инновационное развитие.

1. Варнавский В.Г. // Отечественные записки. 2004. № 6.

2. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 20.04.2007 г.) «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессиональных соглашениях» // Там же.

Поступила в редакцию 25.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.