УДК 628.4
Шибиченко Г.И.1 Пархоменко Н.А.2
УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам управления благоустройством территории муниципального образования в контексте российской практики. Рассматриваются ключевые аспекты организации и регулирования процессов благоустройства, включая законодательные основы, механизмы финансирования, взаимодействие между различными уровнями власти и участие граждан в принятии решений. Особое внимание уделено проблемам и перспективам развития системы управления благоустройством территорий, а также примерам реализации проектов по улучшению городской среды.
Ключевые слова: управление благоустройством, муниципальное образование, городская среда, законодательство о благоустройстве, финансирование благоустройства, участие граждан, взаимодействие властей, проекты благоустройства.
Shibichenko G.
Parkhomenko N.
MUNICIPAL IMPROVEMENT MANAGEMENT IN RUSSIAN PRACTICE
Abstract. The article is devoted to the management of the improvement of the territory of a municipality in the context of Russian practice. The key aspects of the organization and regulation of landscaping processes are considered, including legislative frameworks, financing mechanisms, interaction between different levels of government and citizen participation in decision-making. Special attention is paid to the problems and prospects of the development of the territory improvement management system, as well as examples of the implementation of projects to improve the urban environment.
Keywords: landscaping management, municipal formation, urban environment, landscaping legislation, landscaping financing, citizen participation, government interaction, landscaping projects.
Местное самоуправление является важным и необходимым звеном демократического управления, обеспечивая значительный вклад гражданского участия в функционировании государственного аппарата в Российской Федерации. Важность этой системы подчеркну-
та Конституцией РФ, которая предписывает строгое соблюдение решений, утверждённых органами местной власти или их представителями, а также гражданами муниципальных образований в соответствии с их правовой компетенцией [1].
1 Шибиченко Григорий Игоревич, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, е-мейл: [email protected]
Grigory Shibichenko, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Public Municipal Administration and Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
2 Пархоменко Наталья Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, е-мейл: [email protected]
Natalia Parkhomenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Municipal Administration and Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Термин «муниципальное образование» охватывает целый спектр административных единиц - городских и сельских поселений, муниципальных районов городских округов, муниципальных округов. Эти образования могут включать как отдельные внутригородские территории мегаполисов федерального значения (например, городское либо сельское поселение, муниципальный район или городской округ), так и спецтерритории внутри федеральных городов. Введение данного понятия в Гражданский кодекс РФ обусловлено необходимостью создания особого вида публично-правовых субъектов для полноценного юридического взаимодействия на уровне прочих субъектов федерации.
Административная реформа середины 90-х годов XX века сыграла заметную роль в укреплении самоопределения различных уровней местного управления посредством принятия ключевого законодательного акта о принципах функционирования локального самоуправления. Эти преобразования привели к моделированию более продуктивной структуры управления на местах.
Концепция благоустройства рассматривается как одна из важнейших задач улучшения урбанизированных пространств. Уровень развития инфраструктуры оказывает прямое влияние на социальное благополучие населения страны и определяет качество жизни людей, включая обеспечение безопасных и комфортных условий для здорового существования жителей города. Управление процессом благоустройства предполагает реализацию совокупности мер по преобразованию конкретных территорий с учётом их специфических особенностей и значимости для общества.
Планирование и улучшение территории в рамках муниципальных образований представляют собой сложный процесс, в котором должны сочетаться интересы всех социальных групп (владельцев автотранспорта, пешеходов, семей с детьми, молодёжи и пожилых людей). Формирование городского пространства основывается на тщательно подготовленных пространственных и планировочных кон -цепциях Российской Федерации. Исторически термин уходит корнями в эпоху Российской
империи и Советского Союза, имея в те времена более узкое значение. На практике благоустройство представляет собой комплексное понятие, которое включает проектирование и создание городской среды с высокими показателями качества [2].
При объективном рассмотрении термина «качественная городская среда» следует понимать благоустройство как создание безопасного и комфортного для жизни пространства с оптимальными акустическими условиями и благоприятным климатом. Оно должно быть удобным для перемещения людей разных возрастов. Кроме того, такая среда должна поддерживать местную идентичность и предлагать широкий спектр функций для всех.
Таким образом, улучшение территории города способствует созданию более желательной среды как для жителей, так и для гостей города. Это включает упорядочение зон общего пользования между зданиями: дворовые площади, улицы, бульвары и площади становятся частью комфортной городской среды при сохранении её уникальности. Компетенция городской администрации охватывает управление дорогами и общественными площадями через договоры с проверенными подрядчиками. Для этого требуется значительное внимание к деталям.
Эффективная реализация подобных мероприятий требует соблюдения технических стандартов инженерного проектирования в урбанистике - от водоотведения до установки наклонных бордюров тротуаров ради безопасности передвижения пешеходов. Основными документами по этим вопросам являются муниципальные правила благоустройства территорий; они разработаны для создания порядка на улицах города и обеспечения удобства использования инфраструктуры различными группами населения.
Регулярно проводимые мероприятия, направленные на улучшение городского благоустройства и озеленение населённых пунктов, осуществляются в соответствии с действующими региональными и местными программами. Они базируются на планах градостроительства для городских округов и поселений. Эти действия, разработанные ранее на основе
нормативных стандартов по благоустройству территорий, ориентированы на формирование более комфортной городской среды обитания. В обширный перечень подобных мероприятий входят: санитарная очистка парков, скверов, улиц и дворовых зон; оборудование и поддержание в надлежащем состоянии пляжей города и других зон отдыха; выявление и ликвидация незаконных свалок мусора; озеленение местности посредством посадки деревьев, декоративных кустарников и цветов; проведение санитарной обработки зелёных насаждений с целью их улучшения; очистка береговых линий рек, озёр или водоёмов внутри территории городского пространства; организация общественных субботников и месячных акций по уборке для усовершенствования санитарного состояния жизненной среды.
Чёткая организация благоустроительной деятельности устраняет нужду в поиске новых зон отдыха за пределами уже освоенных городских пространств [3]. Процесс управления благоустройством может быть охарактеризован как совокупность последовательных мероприятий по повышению качества физической составляющей окружающей среды с целью её функционального улучшения и эстетического совершенствования. В более широком контексте «благоустройство» следует понимать как непрерывный ряд систематических мер для повышения качества жизни населения, исходя из специфических нужд городских жителей.
Термин «комфортность городской среды» может иметь различную трактовку в зависимости от конкретного населённого пункта. Однако фундаментом этой концепции всегда остаются требования к безопасности. Комфортная городская среда обязана обеспечивать соблюдение всех основных параметров безопасности, доступности для разных групп населения и экологических требований наряду с высококачественными стандартами при проектировании дорожных покрытий, уличного освещения и общественного озеленения - всё это требует комплексного подхода к планированию городской инфраструктуры.
Компактность городской среды выступает как один из важнейших индикаторов её бла-
гоустроенности и удобства для проживания населения. Этот параметр подразумевает наличие плотной и разнообразной застройки, оптимизированной развитой улично-дорож-ной сети. Особое значение имеет средняя этажность зданий при многофункциональном использовании пространства в рамках отдельных строений. Характеристики такой компактной и хорошо организованной городской среды включают: высокую концентрацию жителей на ограниченных территориях в сочетании с интенсивным строительством; совмещение жилых помещений с коммерческими площадками внутри одного здания или квартала; преимущественную застройку зданиями высотой девять этажей и выше; отличную доступность общественного транспорта наряду с комфортными условиями для пеших перемещений различных категорий горожан.
Муниципальные органы власти, разрабатывая и внедряя правила обустройства территорий, обладают значительной автономией от внешних обстоятельств. Однако они обязаны получать согласование от различных региональных структур и органов управления. Эта необходимость зачастую ограничивает выбор доступных методов контроля и регулирования для местных властей, что может осложнять их деятельность. В условиях выраженной слабости муниципального уровня административного управления в Российской Федерации сложилась ситуация, когда ключевые решения о городском развитии принимаются не только на уровне муниципалитетов, но также на более высоких уровнях государственной системы управления. Это влияет на степень доверия граждан к власти и создает барьеры для эффективного взаимодействия между всеми участниками процесса управления городской средой.
Для реализации комплексного благоустройства необходимо интегрировать все уровни системы озеленения с архитектурно-художественными аспектами оформления города. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы благоустройства относятся к компетенции местных властей самоуправления и администрации территориальных единиц. Существен-
ные изменения были внесены Федеральным законом № 463-ФЗ от 29 декабря 2017 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 463-ФЗ). Этот закон уточнил значения таких терминов, как «правила благоустройства территории муниципального образования», «благоустройство территории», «прилегающая территория» и «элементы благоустройства», предоставив четкие определения этим понятиям.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации играет ключевую роль в управлении бюджетными средствами, выделяемыми для различных регионов и местных органов власти, ориентируясь на их продуктивное использование. Благодаря введению закона 463-ФЗ были успешно решены многие спорные вопросы, связанные с обслуживанием муниципальных территорий, что положительно сказалось на развитии городской инфраструктуры.
Регулирование этой значимой сферы осуществляется через ряд нормативных актов России. Сюда входят:
- ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях»;
- ФЗ № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях», направленный на их регулирование;
- ФЗ № 95-ФЗ от 11.07.2001 г. «О политических партиях», задающий правовые рамки партийной деятельности;
- ФЗ № 174-ФЗ от 3.11.2006 г. «Об автономных учреждениях», где рассмотрены основы функционирования автономных учреждений;
- ФЗ № 315-ФЗ, 1.12.2012 г. «О саморегулируемых организациях»;
- ФЗ № 125-ФЗ, принятый 8.09.1997 г., «Об обеспечении свободы совести и религиозных объединений»;
- ФЗ № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», посвященный вопросам благотворительности и благотворительным организациям;
- Жилищный кодекс Российской Федерации с его важнейшими нормами регулирования жилищной сферы;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет обязательства организаций по содержанию городских объектов. Градостроительный кодекс РФ регулирует обязанности управляющих зданиями по поддержанию городской инфраструктуры в соответствии с нормами благоустройства и санитарными стандартами, что является значимым аспектом сохранения качества жизни в городе.
Также важен интегрированный подход к мероприятиям по благоустройству муниципальных территорий. Масштабные федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» и национальный проект «Жилье и городская среда» направлены на создание обновленной урбанистической среды посредством унифицированных стратегий для улучшения качества жизни населения.
Закрепление участия граждан и активного общества в процессах улучшения экологического состояния организовано в рамках специальной документации Планового приоритета развития комфортной городской среды, которая была утверждена Советом при Президенте РФ по вопросам стратегического развития и зафиксирована протоколом заседания от 18.04.2017 г. № 5.
Для успешного воплощения этого проекта муниципальные образования разрабатывают пятилетние программы благоустройства своих городов, следуя рекомендациям Министерства строительства Российской Федерации. В 2019 году Министерство официально утвердило методическое руководство, касающееся создания индекса качества городской среды (распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р). Ежегодно до первого ноября индекс оценивается для каждого города, предоставляя ключевые данные о состоянии урбанистической среды.
Федеральное управление всех аспектов вовлеченности граждан в процессы обустройства территорий основывается на следующих основных законодательных актах: Федеральный закон (ФЗ) от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления» и ФЗ от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Граждане осуществляют местное самоуправление для решения различных вопросов насущных нужд территории, подразумевая заботу о жизнеобеспечении местного населения через непосредственные действия или посредством органов власти муниципалитетов, как это предусмотрено Конституцией и зафиксировано в законодательных актах, таких как ФЗ № 131 (ст. 2 данного закона).
При управлении территориями важно учитывать ключевые положения Стратегии развития до 2030 г. и Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 года», а также другие значительные документы стратегии, такие как «Основные направления деятельности Правительства РФ до декабря 2024», которые были утверждены Правительством РФ годом ранее [4, 5, 6].
Анализ системных процессов локального управления позволяет оптимально организовать задачи, выделяя ключевые направления, значимые для их реализации. В настоящее время в Российской Федерации основные задачи муниципальных властей четко урегулированы девятью основополагающими кодексами и более чем шестью десятками федеральных правовых актов. Эти нормативные документы можно условно разделить на две значительные категории: социально ориентированные задачи и функциональные виды деятельности.
К группе задач, направленных на решение социальных вопросов, относятся следующие направления:
- развитие градостроительных инициатив с акцентом на комфортное и эргономичное использование пространств;
- управление сектором жилищно-коммунальных услуг с целью улучшения качества предоставляемых услуг;
- поддержка инфраструктуры муниципалитетов для ее непрерывной эксплуатации;
- обеспечение локальной безопасности как важного фактора стабильности региона;
- интеграция механизмов участия граждан в управлении для повышения уровня общественного взаимодействия;
- оказание поддержки уязвимым категориям населения через социальную помощь;
- тактико-стратегическое развитие культурных и общественных связей внутри сообществ;
- обеспечение доступности медицинских услуг в рамках системы здравоохранения;
- организация образовательного процесса, включающая совершенствование учебной базы учреждений образования;
- мониторинг потребительского рынка с целью защиты интересов населения;
- укрепление физической культуры и спорта ради здоровья общества;
- охрана экологии как важный элемент устойчивого развития региона.
Функционально-обеспечивающая деятельность включает в себя следующие элементы:
- обработка информации для управления органами власти по установленным стандартам, что повышает общую продуктивность работы структур;
- профессиональное развитие кадров государственного управления посредством повышения их квалификации;
- предоставление разнообразных муниципальных услуг населению для удовлетворения насущных нужд;
- управление стратегическим развитием территорий с учетом современных вызовов и потребностей адаптации к ним;
- грамотное финансирование и тщательное бюджетное планирование как залог финансовой стабильности местного бюджета;
- экономическая активность внутри муниципалитетов как имеющее весомое значение для динамичного роста местной экономики.
Подобная классификация задач предоставляет возможность более глубокой идентификации ключевых функций структур местного самоуправления. Среди них можно выделить:
- формулирование норм и контроль деятельности учреждений различных типов в правовом поле;
- обеспечение бесперебойной работы социально значимых служб;
- организация налаженного взаимодействия между всеми участниками административного процесса с целью улучшения принимаемых решений за счет тесного сотрудничества всех вовлеченных сторон;
- детализированное планирование реализации долгосрочных стратегий роста по всем уровням власти территориального деления района или города;
- своевременная корректировка управленческих действий путем контроля сроков операций над процессами местного значения;
- создание благоприятных условий, предусматривающее обеспечение поступательного социально-экономического развития конкретного субъекта Российской Федерации [7].
Институциональное оформление, надзор и директивное управление включают полномочия органов местного самоуправления, которые несут ответственность за формирование ключевых стратегических ориентиров, базисных принципов, а также моделей и подходов к работе на основе имеющейся правовой базы и нормативных актов. Функция обеспечения подразумевает активные действия с высокой степенью ответственности за конечную результативность мероприятий и качество общественных услуг для населения.
Организационная функция тесно связана с разработкой оптимальной административной структуры, которая чётко разграничивает роли всех участников процесса; регламентацией всех процессов и взаимодействий между субъектами деятельности; а также гарантированием адекватной ресурсной поддержки для реализации запланированных мер.
Задачи планирования и внедрения охватывают исполнение обязанностей органами местного самоуправления в соответствии с утверждёнными нормами и предписаниями, что способствует выполнению поставленных задач. Контрольная функция служит управленческим инструментом для качественной оценки общей эффективности работы по заранее установленным критериям и индикаторам.
Создание благоприятных условий для успешного выполнения функций органов местного самоуправления может быть эффективно выражено через разработку комплексных
нормативно-правовых документов, сложных методических указаний и финансово-экономических инструментов. Это также осуществляется через соответствующие административные структуры, обеспечивающие материально-технические ресурсы информационного характера на местах.
Роль местного самоуправления в осуществлении отдельных полномочий определяется детально проработанными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Эти законодательные документы могут учитывать множество дополнительных аспектов благоустройства территории с учётом природно-климатических условий, географического расположения региона, а также социально-экономического профиля каждой муниципальной единицы с её уникальными особенностями.
В Российской Федерации природа местного самоуправления одновременно обладает двойственным характером и внутренней противоречивостью. С одной стороны, органы местного самоуправления представляют важную составную часть системы публичной власти на уровне местных сообществ, с другой - являются значительным элементом более обширной государственной управленческой структуры. При этом в соответствии с положениями статьи 12 Конституции Российской Федерации органы муниципального управления формально не включены в государственную систему власти, что придаёт их деятельности определённую степень автономии и независимости от централизации [8].
Практическая реализация данного конституционного принципа усложняется тем фактом, что муниципальные органы де-факто играют ключевую роль внутри общей государственной управленческой модели. Это особенно очевидно в условиях экономической модернизации страны. Новые экономические обстоятельства требуют повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отдельных регионов, что обуславливает пересмотр роли муниципальных структур в обеспечении устойчивого развития разнообразных территорий.
Муниципальные полномочия охватывают
широкий спектр социальных, экономических и политических задач, обеспечивая тем самым активное взаимодействие населения с властью на различных уровнях управления. В данном контексте изучение функциональных аспектов работы органов местного самоуправления приобретает особую актуальность.
Среди основных законодательных актов следует отметить Федеральный закон № 463-ФЗ от 29 декабря 2017 года, который внёс существенные изменения в федеральное законодательство касательно организации местного самоуправления в России. Этот нормативный акт уточняет юридические определения таких понятий, как «правила благоустройства территории», «благоустройство территории», «прилегающая территория» и другие ключевые элементы благоустроительных инициатив [8].
Вопросы локального значения для поселений всех типов касаются системы утверждения правил благоустройства территорий и контроля их исполнения с соблюдением установленных экологических стандартов качества окружающей среды. Эти стандарты имеют огромное значение для благосостояния населения данных районов.
Органы местного самоуправления обычно состоят из ключевых компонентов, таких как представительный орган власти, глава муниципального образования и местная администрация, выполняющая функции исполнительной ветви власти. К этим основным компонентам присоединяются контрольно-счетный орган и другие вспомогательные структуры, а также выборные должностные лица. Их полномочия определяются уставом конкретного муниципального образования с целью решения широкого круга актуальных вопросов местного значения.
Финансовая автономия органов самоуправления значительно зависит от качества осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности и профессионализма сотрудников, руководящих управлением финансов муниципалитета. Поэтому важно создать эффективную систему финансовых взаимоотношений, способствующую экономическому развитию территории. Это включает механизмы предоставления государственных транс-
фертов и стимулы для повышения экономической активности на местах [9].
Следовательно, для достижения стабильного развития муниципальных образований необходимо наличие компетентного руководства, чёткая организация процессов работы и готовность эффективно решать возникающие вопросы в строгом соответствии с российским законодательством. Это является важнейшим фактором устойчивости всей системы местной власти.
В сфере благоустройства основные задачи под контролем муниципальной власти включают следующие аспекты:
- координация выполнения правил благоустройства городских территорий для улучшения условий жизни населения;
- выдача разрешений на земляные работы или мероприятия по изменению благоустройства с последующим контролем процесса восстановления;
- разработка планов и эффективное проведение инспекций по вопросам благоустройства для оперативного реагирования на возникающие проблемы;
- регулярное обследование территорий для обнаружения нарушений с составлением соответствующих административных протоколов;
- документирование результатов проверок как организаций, так и физических лиц для всестороннего анализа текущей деятельности;
- принятие необходимых мер в случае выявленных нарушений согласно действующему законодательству Российской Федерации;
- активное участие в приёмке завершённых работ по благоустройству территорий с целью обеспечения их качества;
- контроль и надзор за объектами благоустройства, предполагающий детальную и всестороннюю оценку состояния элементов уличной инфраструктуры и рекламных установок в соответствии с действующими техническими стандартами;
- разработка мотивированных заключений при отклонении заявок на размещение рекламных установок с соблюдением всех необходимых процедур оформления запросов
от заинтересованных сторон. Данные меры способствуют согласованной и систематизированной деятельности административных органов, существенно упрощая работу муниципальных властей и их взаимодействие с гражданским обществом;
- анализ, тщательное документирование и постепенная классификация множества нарушений, связанных непосредственно с уходом за общественными точками пространства и проведением земляных работ. Также осуществляется полноценная подготовка ряда документов для приемки восстановленных участков благоустройства. Региональные власти обладают полномочиями по введению дополнительных требований к существующим нормам благоустройства в муниципальных образованиях. Это включает вопросы единой архитектурной стилистики, порядок содержания внешних частей зданий, крыш, фасадов и ограждений, что способствует формированию связного и привлекательного визуального облика территории в целом.
Особенно важным является анализ современных подходов к совершенствованию системы благоустройства в муниципальных образованиях. Ключевую роль играет использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), который обеспечивает стабильное финансирование мероприятий по улучшению городской среды. В настоящее время проекты ГЧП на территории Российской Федерации нередко основаны на заемных капиталах различных финансовых учреждений. Особенно активны такие крупные российские банки как Газпромбанк, группа компаний ВТБ (включая банк ВТБ-24), ПАО Сбербанк России, Банк Москвы и ОАО «Внешэкономбанк». Эти ведущие банковские структуры выступают ключевыми участниками консорциумов совместно с частными фирмами, создавая надежную финансовую основу проектов для обеспечения их эффективности и оправданности вложений.
В Российской Федерации ключевой формой партнерства между государством и частным сектором является концессионное соглашение. Согласно требованиям, установленным для таких соглашений, концессионер берет на
себя обязательство создать с нуля или реконструировать существующую недвижимость за свой счет. После этого имущество может быть либо передано концеденту, либо использовано в рамках оговоренной цели. Наряду с этим концессионер осуществляет разнообразные виды деятельности с использованием данного объекта. Исследование текущего состояния развития и интенсивного внедрения государственно-частных партнерств указывает на их значительную перспективность в области модернизации городской инфраструктуры за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, что способствует улучшению условий жизни населения.
Расчет эффективности мероприятий по благоустройству и озеленению территорий носит многоуровневый характер и охватывает несколько различных аспектов. В целях создания специализированного рейтинга для оценки муниципальных органов управления, а также для полного контроля над достижением целевых показателей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) разрабатываются различные критерии оценки. Эти критерии включают анализ уровня благоустройства как дворовых территорий, так и общественно доступных пространств; кроме того, они оценивают качество капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Среди важных аспектов также рассматриваются эффективность работы информационно-расчетных центров (ИРЦ), уровень управления жилищным фондом, состояние расчетов за использование энергоресурсов, техническое состояние объектов ЖКХ и высокое качество водопроводной воды.
Одной из основных проблем в муниципальном управлении вопросами благоустройства является недоработанность подходов к формированию и оценке местных бюджетов. Современные практики часто акцентируют внимание на формальных показателях исполнения бюджетов по доходам и расходам; вместе с тем они не всегда учитывают уникальные особенности каждого муниципалитета и не дают полной картины социально-экономического воздействия от выполнения полномочий местной власти. Более того, устаревшие управ-
ленческие методы негативно влияют на внедрение эффективного взаимодействия между различными заинтересованными сторонами сотрудничества. Ограниченные финансовые ресурсы вкупе с нехваткой высококвалифицированного персонала создают значительные препятствия для местных властей при формировании качественных заказов и налаживании сотрудничества как с деловыми сообществами города, так и с его населением.
Проблемы, наблюдаемые в области бюджетного регулирования, приводят к значительному снижению кадровой базы местных сообществ и ставят под угрозу реализацию их интересов и прав. Традиционные методы линейного управления зачастую тормозят процессы и создают внутриведомственные барьеры, что ограничивает возможности для равноправного взаимодействия всех заинтересованных участников [10].
В современных условиях крайне важно реформировать существующее законодательство, чтобы повысить эффективность местного самоуправления, особенно в контексте улучшения качества благоустройства территорий. Необходимо развивать динамичные формы сотрудничества с бизнесом и обществом через внедрение гибких управленческих моделей, готовых к изменениям в системе жилищно-коммунального хозяйства в разных регионах Российской Федерации.
Облагораживание городских пространств включает широкий спектр задач: от капитального ремонта до обслуживания дорожной инфраструктуры и мостовых переходов. Важную роль играют организация уличного освещения и обустройство зон отдыха для граждан. Озеленение территорий, состояние зеленых насаждений и эффективная работа ливневой канализации требуют особого вни-
мания и комплексных подходов к оценке городской инфраструктуры.
Механизм государственно-частного партнерства является основополагающим элементом привлечения дополнительных средств и профессиональных ресурсов частного сектора для совместной деятельности. Формирование критериев оценки эффективности работы органов власти способствует достижению стратегических целей благоустройства, что положительно влияет на качество городской среды.
Начиная с 2016 года, активно реализуются проектные методы управления благоустройством с целью решения стратегически важных задач при ресурсных ограничениях. Этот подход подразумевает формирование межведомственных команд из квалифицированных специалистов регионального уровня для успешной реализации различных инициатив по обновлению городских пространств.
Прозрачность процедур выбора подрядчиков через конкурентные торги способствует значительному повышению качества работ на объектах городской инфраструктуры. Открытые конкурсы обеспечивают активное участие делового сообщества, способствуя улучшению услуг для населения города.
Таким образом, использование законодательных методик наряду с системой оценки производительности органов местной власти в сочетании с проектным управлением и государственно-частным партнерством формируют прочную основу для успешной реализации ключевых задач по совершенствованию городской среды. Это приводит к улучшению жизненных условий граждан за счет более эффективного использования ресурсов и укрепляет потенциал местного самоуправления ради устойчивого развития территорий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.12.2024)
2. Смешко О.Г. Региональная экономика: факторы развития [Текст]: монография / О.Г. Смеш-ко; Санкт-Петербургский ун-т упр. и экономики. - Санкт-Петербург: СПбУУиЭ, 2018.
3. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоуст-
ройству территорий муниципальных образований// [Электронный ресурс]: - приказ Мин-региона России от 27.12.2011 № 613 - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.12.2024).
4. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.12.2024).
5. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 51040/(дата обращения 07.12.2024)
6. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req
7. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований// [Электронный ресурс]: - приказ Мин-региона России от 27.12.2011 № 613 - Режим доступа: http://www.consultant.ru, (дата обращения 07.12.2024).
8. Халецкая С.Ю. Целевые программы как инструмент обеспечения благоустройства дворовых территорий города (на примере г. Тюмени) [Текст] / С.Ю. Халецкая, А.Б. Храмцов // Тюменская область: историческая ретроспектива, реалии настоящего, контуры будущего. сборник статей международной научной конференции. 2019.
9. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miNfiN.ru/ru/om/fiNgram/about/targets (Дата обращения 07.12.2024)
10. Официальный сайт Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nadzor26.ru/ (Дата обращения 07.12.2024)
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation [Electronic resource]: feder. Law No. 131-FZ dated 06.10.2003 (as amended on 07/20/2020) - Access mode: http://www.consultant.ru (accessed 07.12.2024)
2. Smeshko, O. G. Regional economy: factors of development [Text]: monograph / O. G. Smeshko; St. Petersburg University of Management and Economics. - St. Petersburg: SPBUIE, 2018.
3. On approval of Methodological recommendations for the development of norms and rules for the improvement of municipal territories// [Electronic resource]: - Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated 12/27/2011 No. 613 - Access mode: http://www. consultant.ru (date of application 07.12.2024).
4. On the introduction of the Housing Code of the Russian Federation, [Electronic resource]: feder. Law No. 189-FZ of 12/29/2004 - Access mode: http://www.consultant.ru (accessed 07.12.2024).
5. The Urban Planning Code of the Russian Federation dated 12/29/2004 No. 190-FZ (as amended on 08/03/2018) // SPS "Consultant plus". - Access mode: http://www.consultant.ru / document/ cons_doc_LAW_51040/(accessed 07.12.2024)
6. Decree of the President of the Russian Federation dated 16.01.2017 No. 13 "On approval of the Fundamentals of the State policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025" [Electronic resource] // SPS Consultant Plus. - Access mode: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req
7. On approval of Methodological recommendations for the development of norms and rules for the
improvement of municipal territories // [Electronic resource]: - Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated 12/27/2011 No. 613 - Access mode: http://www. consultant.ru , (date of application 07.12.2024).
8. Khaletskaya, S.Yu. Target programs as a tool to ensure the improvement of the city's courtyards (on example of Tyumen) [Text] / S.Y. Khaletskaya, A.B. Khramtsov // Tyumen region: historical retrospective, realities of the present, contours of the future. collection of articles of the international scientific conference. 2019.
9. The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://miNfiN.ru/ru/om/fiNgram/about/targets (Accessed 07.12.2024)
10. Official website of the Stavropol Territory Administration - State Housing Inspection [Electronic resource]. - Access mode: http://nadzor26.ru / (Accessed 07.12.2024)