Экономика
УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ
Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления И права, 620075, г. Екатеринбург, Уральская государственная сельскохозяйственная академия ул. К. Либкнехта, д. 42
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой управления Уральской государственной юридической академии.
Особую нишу в системе управления агропромышленным комплексом занимает хозяйственное (корпоративное) управление.
Как видно из табл. 1, акционерные общества составляют 61,3 % от всех хозяйствующих субъектов в аграрной сфере, и как показывает практика, именно эти организации чаще других организационноправовых форм хозяйствования имеют тенденцию к интеграции и кооперативным отношениям.
Период с 2000 г. по настоящее время в Российской Федерации характеризуется созданием крупных хозяйствующих структур холдингового типа.
Хотя до сих пор нет специального федерального закона о холдингах, фактическое распространение этой экономической формы свидетельствует о ее привлекательности для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Практически в каждом субъекте РФ успешно функционируют известные на всю страну агрохолдинги. Например, в Свердловской области широко известен холдинг «УГМК-Агро» отличающийся своей высокоэффективной и рентабельной деятельностью.
Наряду с холдинговыми компаниями в сферу корпоративных отношений за последние годы стали активно включаться организации кластерного типа. Кластеры в аграрной сфере создаются как правило, по продуктовому признаку (зерновой, молочный, мясной и т. д.)
К сожалению, по кластерам также отсутствует специальный федеральный закон и правовое регулирование осуществляется с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
В аграрной сфере страны реально присутствуют и другие интегрированные формирования, основанные на корпоративных началах.
Корпоративные отношения сегодня являются неотъемлемой частью экономики государства.
В связи с этим существует и их фактическое воздействие на аграрную политику, так как корпоратив-
ные отношения предполагают совместные действия, поведение заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений) объединенных между собой совместными (корпоративными) целями и связями.
Поскольку понятие корпоративные отношения не определены в современном российском гражданском законодательстве, то оно представляет собой, по мнению Я. М. Гринтаса [4], «условную экономическую и юридическую интерпретацию».
Процесс демократизации по мере развития и углубления агроинтегрированной структуры представляет собой рациональное сочетание функций управления в зависимости от отношений собственности как внутри отдельно взятого предприятия, так и в масштабе, например, агрохолдинга или другой интегрированной организации.
В управлении агропромышленным комплексом в настоящее время принимают реальное участие отраслевые союзы и ассоциации, созданные в форме некоммерческих организаций.
Мы уже давали полный перечень таких союзов и ассоциаций в АПК на федеральном уровне [2], которым федеральным законом № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» [6] государство делегировало право управленческого воздействия на развитие агропромышленного комплекса.
В Свердловской области осуществляют свою деятельность 11 некоммерческих партнерств и некоммерческих организаций — отраслевых союзов и ассоциаций АПК, объединенных в Ассоциацию отраслевых союзов (ассоциаций) АПК Свердловской области.
К основным направлениям деятельности названной Ассоциации относятся: участие в формировании и реализации государственной аграрной политики в Свердловской области, Уральском федеральном округе и в Российской Федерации; участие в разработке и реализации проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а так же целе-
Таблица1
Структура сельскохозяйственных организаций по формам хозяйствования
(по состоянию на 1 января 2011г.)
Виды организаций Удельный вес в общем числе, %
Открытые акционерные общества 6,5
Закрытые акционерные общества 7,5
Общества с ограниченной ответственностью 47,3
Коллективные организации 1,6
Сельскохозяйственные производственные кооперативы 28,2
Государственные унитарные предприятия 3,3
Прочие организации 5,6
Экономика
вых программ и пилотных проектов в области сельского хозяйства, аграрного рынка и социальноэкономического развития сельских территорий; содействие в качественном развитии в Свердловской области аграрного образования и аграрной науки.
Для достижения целей, определенных предметом деятельности, Ассоциация проводит работу по внедрению технических регламентов, направленных на повышение качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также по развитию общественной сертификации продовольственных товаров, производимых на территории Свердловской области под торговой маркой «Покупай наше местное»; содействует членам Ассоциации во взаимном сотрудничестве в сфере хозяйственного и социальных отношений, особенно, в вопросах ценовой политики и ограничения монополизма; организовывает деятельное участие членов Ассоциации в иных мероприятиях проводимых в Свердловской области, Уральском федеральном округе, Российской Федерации и за рубежом; привлекает к активному участию членов ассоциации в подготовке кадров высококвалифицированных специалистов для предприятий и организаций АПК Свердловской области в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, а также повышения классификации, переподготовки и дополнительного образования; принимает активное участие в пропаганде среди молодежи сельского образа жизни, престижности и особой значимости труда в сельском хозяйстве и др.
Одним из достоинств Устава Ассоциации является наличие положений о взаимодействии Ассоциации с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями некоммерческими организациями. Так, согласно разделу VI Устава, Совет Ассоциации совместно с органами государственной власти рассматривает предложения по ограничению деятельности естественных монополий, льготному налогообложению, развитию социального партнерства и другие важные вопросы в сфере АПК; органы государственной власти согласовывают с Советом Ассоциации проекты областных законов и постановлений Правительства Свердловской области, касающиеся развития сельского хозяйства, аграрного рынка, устойчивого социального развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности, подписывают с Советом Ассоциации соглашения по вопросам ценовой политики на агро-продовольственном рынке области. Кроме того, кандидат на должность Министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области назначается с учетом мнения Совета Ассоциации В соответствии с пунктом 2.3 раздела V Устава Ассоциации в Совет Ассоциации в качестве ассоциированного члена с правом совещательного голоса могут быть избраны представители Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия и других государственных и общественных организаций Свердловской области.
Из вышеизложенного следует, что союзы и ассоциации АПК имеют реальные правовые возможности влиять на аграрную политику и занимают свою заметную нишу в системе управления агропромышленным комплексом страны.
Особую функцию на локальном уровне выполняет внутрихозяйственное управление.
Как известно, важнейшими локальными правовыми актами являются Устав организации, Учредительный договор, Соглашение о создании крестьянского (фермерского хозяйства) и другие правоустанавливающие документы, регламентирующие создание (образование) и функционирование субъектов аграрного предпринимательства.
Любой локальный правовой акт, в первую очередь, основывается на федеральном законодательстве и правовых актах субъекта РФ и не может противоречить им.
Однако в каждой организации (предприятии) имеются свои особенности, которые и отражаются в локальных правовых актах и на их основе строится правовое регулирование внутрихозяйственной деятельности и, особенно, управления организаций.
Каковы же органы управления в хозяйствующих субъектах АПК?
Согласно федеральному закону №74 ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5], органы управления определяются Соглашением о создании КФХ, которое подписывают все члены фермерского хозяйства.
Глава хозяйства наделяется лишь рядом представительных функций. Управление фермерским хозяйством осуществляется общим собранием членов КФХ, подписавших соглашение о создании фермерского хозяйства, Федеральным законом № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации (с последующими изменениями и дополнениями)» [6] определены органы управления производственных и потребительских сельскохозяйственных кооперативах.
Управление кооперативом осуществляется на демократических принципах. Высшим органом управления кооператива является общее собрание членов кооператива. В крупных кооперативах с числом членом более 300, оно может проводиться в форме собрания уполномоченных, если это предусмотрено уставом кооператива. Причем уполномоченные избираются на каждое собрание уполномоченных (один уполномоченный не более чем от 10 членов кооператива).
Исполнительными органами выступают правление и председатель кооператива. В кооперативах допускается избрание исполнительного директора кооператива. Закон также предусматривает возможность нанимать по трудовому договору исполнительного директора. В потребительских кооперативах в обязательном порядке должен избираться и наблюдательный совет в количестве не менее 3 членов кооператива.
Общее собрание рассматривает наиболее важные вопросы деятельности кооператива. К его исключительной компетенции относятся такие вопросы, как утверждение устава кооператива, внесение в него изменений, выборы руководящих органов, установление размера и порядка внесения паевого взноса, порядок распределения прибыли и убытков между членами кооператива и ряд других (ст. 20 закона).
Хозяйственное общество (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества) появились в российской аграрной сфере в период осуществления современной аграрной реформы.
Экономика ^тГ/
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. В период между общими собраниями общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), а руководство текущей деятельностью единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор). Одновременно с единоличным исполнительным органом может быть создан коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Функции единоличного органа могут быть переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Общее собрание акционеров правомочно, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Решение общего собрания принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, если для принятия решения законом не установлено иное. Голосование на общем собрании осуществляется по принципу «одна голосующая акция общества — один голос», за исключением случаев, предусмотренных законом.
Управление в обществах с ограниченной ответственностью имеет много общего с управлением в акционерных обществах. Здесь тоже высшим органом управления является общее собрание участников. Кроме того, также создаются совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и другие), наряду с которым может быть создан и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и другие). Порядок избрания, функции и полномочия названных органов во многом совпадают с функциями аналогичных органов акционерных обществах.
С 1 июля 2012 г. вступил в силу федеральный закон №380-ФЗ от 03.12.2011 «О хозяйственных партнерствах».
Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а так же иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале партнерства, если иное не предусмотрено федеральным законом № 380-ФЗ и (или) соглашением об управлении партнерствами.
В государственных и муниципальных унитарных предприятиях в соответствии с федеральным законом №161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственным и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗРФ 2002 № 48 ст. 4746) управление осуществляется на принципах единоначалия. Руководитель ГУПа или МУПа назначается учредителями предприятия при условии прохождения установленных процедур подбора и расстановки управленческих кадров.
Тема управления любой отраслью экономики всегда была актуальной и вызывающей много вопросов. Особенно это касается аграрной сферы, где система управления отраслью еще далека от совершенства. Новые требования к управлению российским агропромышленным комплексом будут объективно вызваны в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.
Потребуется кардинальная перестройка и модернизация, в первую очередь, государственного управления АПК.
Поскольку нормы ВТО предусматривают снижение объемов прямой государственной финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, необходимо будет выстраивать новую аграрную политику на уровне государства и регионов РФ.
Острой проблемой становится конкурентоспособность отечественного аграрного сектора в целом и отдельных его подотраслей. Это потребует срочной технологической модернизации аграрного производства и внедрения инноваций. Необходимо более оперативно решать проблемы выработки эффективных защитных мер для российского АПК в условиях ВТО.
Реально потребуется обучение кадров аграрных специалистов по вопросам международной торговли на агропродовольственном рынке. И это далеко не полный перечень проблемных направлений совершенствования системы управления российским агропромышленным комплексом. Новое время ставит перед АПК и новые задачи, а без качественного управления их решение весьма проблематично.
Литература
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.
2. Воронин Б. А. Управление и государственный контроль в аграрной сфере Российской Федерации. Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 2000.
3. Воронин Б. А. Там же.
4. Воронин Б. А. Там же.
5. Гринтас Я. М. Корпоративные отношения. М. : Волтерс Клувер, 2005.
6. Воронин Б. А. Система управления сельским хозяйством в Российской Федерации: состояние, проблемы совершенствования // Управленец. 2010. № 1-2. С. 40-47.
7. СЗРФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
8. СЗРФ. 1995. № 50. Ст. 4870.