Научная статья на тему 'Управление адаптацией предприятий автомобильного транспорта в условиях нестабильности внешней среды'

Управление адаптацией предприятий автомобильного транспорта в условиях нестабильности внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханалиев Г. И.

Причиной, определяющей необходимость адаптации и соответствующей постоянной перестройки организации, является все возрастающая подвижность внешней среды. С увеличением ее динамизма (что характерно для современных экономических условий) стабильная и жесткая система управления становится недостаточно эффективной. Адаптация организации к изменениям во внешней среде занимает важное место в системе управления предприятием любой отрасли, но особенно необходима для организаций транспорта, производящих услуги, характеристики которых должны гибко следовать за изменениями требований клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление адаптацией предприятий автомобильного транспорта в условиях нестабильности внешней среды»

2. Брытков М. Обоснование производственных типов крестьянских (фермерских) хозяйств // АПК: экономика, управление. 1999. № 5.

3. Кумахов Б.А. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и их кооперирование. Нальчик: КБАИ, 1994.

4. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.

6. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М.: Экономика, 1991.

ХАНАЛИЕВ Г.И.

УПРАВЛЕНИЕ АДАПТАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

республики ведут свою деятельность в нестабильной внешней среде. Анализируемые организации располагают недостаточной или неточной информацией о ней.

П

л ь

и

CD 7

0J

Ol

z ш

о

Причиной, определяющей необходимость адаптации и соответствующей постоянной перестройки организации, является все возрастающая подвижность внешней среды. С увеличением ее динамизма (что характерно для современных экономических условий) стабильная и жесткая система управления становится недостаточно эффективной.

Адаптация организации к изменениям во внешней среде занимает важное место в системе управления предприятием любой отрасли, но особенно необходима для организаций транспорта, производящих услуги, характеристики которых должны гибко следовать за изменениями требований Ь клиентов. N

Определяя значение адаптации и адаптивности, как способности организации к адаптации, можно □ отметить, что в современных условиях наряду с инновационностью, они являются основой конкурен- ^ тоспособности предприятия. ^

Экономическая система автотранспортного предприятия, прежде всего, в силу отраслевой специфики подвержена активному влиянию со стороны многочисленных факторов внешней среды. Для получения объективной картины относительно факторов, активное влияние которых обуславливает необходимость адаптации, был проведен экспертный опрос среди представителей автотранспортных предприятий Чеченской Республики. ц

Данные проведенного анализа внешней среды (таблица 1) организаций региона показывают, ^ что наибольшее влияние на деятельность предприятий региона имеют такие факторы деловой сре- о ды, как конкуренты и органы власти. Степень их важности по пяти бальной шкале составляет от 3,9 до 4,2. При этом направленность влияния в основном — отрицательная [1]. £

Можно сделать вывод, что конкуренция среди транспортных предприятий достаточно развита и ^ в совокупности с органами власти определяет их поведение. Менеджеры должны внимательно оце- $ нивать конкуренцию в отрасли, и определять эффективные конкурентные стратегии. По данным о

проведенного исследования можно сделать вывод, что автотранспортные организации Чеченской о

о о

ш

О

Основные проблемы, с которыми сталкиваются автотранспортные предприятия, в связи с нео- о пределенностью деловой среды следующие: ^

1) нерегулируемая конкуренция; Ц

2) сильная налоговая нагрузка; о

3) несовершенная система государственного заказа; ™

4) недостаточно определенная законами РФ сертификация, паспортизация и т.д.; 5

5) нет стабильного поступления финансовых средств; ф

6) несоблюдение договорных обязательств со стороны поставщиков и потребителей. |

Организация должна соответствовать своей внешней среде, что может быть достигнуто путем °

о

адаптации. ^

Таблица 1. Результаты исследования степени влияния факторов деловой среды на автотранспортные предприятия Чеченской республики

Факторы деловой среды Показатели Влияние на пред-приятие (от 0 до 5) А Направленность влияния (+1; -1)Б Степень важности В=А*Б

Поставщики 1 .Соблюдение графиков поставки 2,2 + 1 +2,2

2.Нарушение договорных 2,9 -1 -2,9

связей

З.Рост цен на поставляемые 3,6 -1 -3,6

ресурсы

Потребители 1 .Оценка качества услуг 2.Нарушение и изменение 3,8 3,5 + 1 -1 +3,8 -3,5

договорных связей З.Рост объема потребляемых 3,8 +1 +3,8

услуг

Конкуренты 1 .Мощность парка 2.Качество услуг 4,2 4,1 -1 -1 -4,2 -4,1

3.Позиции на рынке 2,4 -1 -2,4

Финансовые ¡.Стабильность работы 1,6 +1 +1,6

организации 2.Изменения валютного курса 3.Возможность получения кредита 2,9 2,5 -1 +1 -2,9 +2,5

4.Размер процентной ставки 3,0 -1 -3,0

Органы власти 1 .Состояние государственного бюджета и бюджета республики 3,0 +1 +3,0

2.Наличие государственных 2,7 + 1 +2,7

заказов

3.Налоговая нагрузка на 3,9 -1 -3,9

предприятие

4.Отсутствие налоговых льгот зд -1 -зд

П

л ь

0 со

7

си

01

г

о

ь

N □

N о

I—

ф

I—

^

о а ф

ш

X

X >

0

1_

О х

X ф

ш

I—

О

а

о <

>

о

0

1_

0

1_

о о

ш

о

I—

о о о.

о ф

о ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

О

о

По нашему мнению, применительно к экономическим системам, адаптацию понимать как механизм экономических и социальных регулировок, позволяющих системе сохранять (изменять) направление и темп развития вне зависимости от воздействия внешних факторов.

Развитие автомобильного транспорта в рыночных условиях характеризуется следующими отраслевыми особенностями:

- разукрупнением и диверсификацией, увеличением хозяйственной и экономической самостоятельности предприятий;

- сокращением объёмов выполняемых работ, численности работников и доходов, ростом расходов;

- нехваткой инвестиций;

- старением парка подвижного состава и других основных фондов.

Поэтому адаптирование микроэкономической среды автотранспортных предприятий к условиям рыночного механизма хозяйствования сложно и сопровождается необходимостью тщательного анализа экономической среды, в которой происходит приспосабливание хозяйствующего субъекта. Без соблюдения принципов адаптивности на всех уровнях организации транспортного процесса затруднительно преодолеть многочисленные негативные тенденции, сложившиеся в развитии современного транспортного комплекса Чеченской республики. К основным принципам адаптации можно отнести: комплексность; системность; экономическая целесообразность; экологическая безопасность;

социальная защита; наименьшая затратность.

В экономической литературе большое внимание уделяется показателям, характеризующим уровень адаптации предприятия. Точки зрения на эту проблему весьма разнообразны.

Предлагаются различные показатели в качестве измерителей уровня адаптации:

1) рентабельность активов;

2) рост производственно-экономического потенциала;

3) улучшение качества автотранспортных услуг;

4) повышение оборачиваемости оборотных средств;

5) рост конкурентоспособности услуг транспорта;

6) уменьшение себестоимости перевозок;

7) комплексная сравнительная рейтинговая оценка по совокупности критериев;

8) отклонение фактического значения рентабельности активов от его расчётного уровня;

9) показатель организованности функционирования.

На наш взгляд, данная система должна быть дополнена показателями по оценке финансового состояния предприятия, которые отражают его возможности осуществлять самофинансирование, характеризующееся финансовой устойчивостью и платежеспособностью.

Поскольку стабильные позиции большинства предприятий на рынке во многих случаях определяются наличием у них устойчивой и имеющей положительную динамику прибыли, предприятие с более высокой степенью адаптации будет иметь более высокие и стабильные темпы роста прибыли. 01

По нашему мнению, значимость адаптации, как экономической категории, для развития хозяй- ^

ствующих субъектов автомобильного транспорта заключается в прогнозировании промежутка вре- ^

мени, необходимого для стабилизации в развитии предприятий различной организационно-право- ^

вой принадлежности при достижении максимальных производственно-финансовых показателей дея- о тельности. Такой промежуток времени называют временным лагом адаптации [3].

В работе сделана попытка выведения формулы «временного лага» адаптации с учетом отрас- □

левых особенностей развития и состояния автомобильного транспорта в нынешних условиях рыноч- О ной экономики республики.

Уровню адаптации присущ характер непостоянства, и размер его зависит от степени сбаланси-

Сфр — стоимость финансовых ресурсов.

П

л ь

о со

7

рованности многофакторной адаптационной среды функционирования автотранспортного предпри- о ятия. Этот показатель можно выразить следующим образом: £

КА=(В+Фа) /(Стр+Смр+Сфр), о

где: К А — коэффициент адаптации;

В — выручка от реализации транспортных услуг; х

Фа — стоимость активной части финансовых ресурсов (это та часть средств хозяйствующего о

субъекта в денежной форме, которая непосредственно способствует расширению размеров его дея- §

тельности — прибыль, чистый оборотный капитал и др.); ф

Стр — стоимость трудовых ресурсов; о

Смр — стоимость материальных ресурсов; о

^

о о

Данное равенство отражает коэффициент адаптации, в зависимости от значения которого мож- ^

но судить о степени адаптивности предприятия. о

т

Расчет данного коэффициента включает в себя отношение финансовых средств предприятия к

его адаптационному потенциалу, непосредственно участвующему в формировании этих средств [2]. о

Таким образом, чем выше степень адаптивности предприятия в сформировавшихся условиях его ^ функционирования, тем меньше адаптационный период и более эффективно осуществляемое им про-

о

изводство. Ф

Приведенная совокупность формул отражает усредненный коэффициент адаптации и, соответственно, усредненный ее «временной лаг». Практические расчеты на примере действующего в г. ^ Грозном пассажирского автотранспортного предприятия свидетельствуют о том, что не всегда мас- ® сивное вливание капитала в производство способствует быстрой адаптации. Основной причиной этого в нашем случае является не отлаженный механизм ценообразования на рынке транспортных услуг. § Процесс восстановления экономического потенциала Чеченской Республики идёт по мере реа- о

лизации федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 г. и последующие годы)». Реформа на транспорте начата без достаточного теоретического обоснования, детально разработанной программы, учитывающей специфику региональных условий функционирования транспортного комплекса республики. Руководители зачастую выбирали неправильную методику формирования программ ведения производства. Ошибочно менялась структура производства с целью поиска путей наиболее эффективного его производства, что привело к тому, что в г. Грозном только одно действующее предприятие в системе ФГУП «Чеченав-тотранс». Производимые предприятием транспортные услуги убыточные. Государственных дотаций — нет, также как и массового поступления новой техники. Отсутствие денежных средств на пополнение парка новыми автомобилями, несвоевременное выполнение ТО и ремонта подвижного состава приводит к резкому и неуклонному спаду показателей производства. Для улучшения сложившейся ситуации на транспорте Чеченской Республики Правительством должен быть отлажен механизм государственной поддержки.

Анализ экономической ситуации в Чеченской республике показывает, что жесткая налоговая политика, бесконтрольность государственных органов, коррупция и внутренняя нестабильность не способствуют частным капиталовложениям в экономику. С целью поддержки функционирующих предприятий, координации их взаимодействия, приведения их в законодательные рамки и усиления степени адаптации к условиям внешней среды, предлагается организация городского адаптационно-я го центра структуре отдела транспорта и связи администрации г. Грозного. Основополагающим прин-

П

_п ь

о

ципом действия системы взаимопомощи посредством организации адаптационного центра является скрытая форма кредитования участников, согласно которой одно предприятие, привлекая средства другого, оплачивает данный вид услуг по обоюдной договоренности двух сторон, второе предприятие при этом эффективно располагает временно свободные денежные или материальные средства, о получая доход. Многие предприятия Чеченской Республики, не успевают полностью адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования, результатом чего явилась их убыточная деятельность, а за-^ частую и банкротство. Однако ряд предприятий на сегодняшний день сумели разработать эффективен ную адаптационную систему ведения собственного производства, например, автобаза ОАО НПК «Ин-^ тербизнес-55», которая создана в 1995 г. под патронажем Федерального государственного учрежде-^ ния «Дирекция по восстановлению ЧР».

0 Таким образом, в системе управления транспортным комплексом Чеченской республики долж-® ны быть специальные адаптационные структуры, в функции которых входит изучение условий и

0 закономерностей функционирования рынка, разработка предложений об интенсивных путях разви-® тия производственного процесса, прогнозирование возможных последствий при трансформации пред-

1 приятий.

(з Необходимо возобновить систему рационального государственного контроля за деятельностью

1_

° предприятий транспортного сектора, но не в действовавших ранее рамках жесткой регламентации, а ф в рамках координирующих направлений их развития. Государственное регулирование неизбежно в

Ш

о налаживании ценового механизма, кредитно-финансовой политики, проведения лизинговых опера-о.

о ций и развития дотационной политики.

^ Только при сбалансированности внешних, внутренних факторов и условий среды функционирования автотранспортных предприятий возможна наиболее быстрая и эффективная их адаптация и

2 развитие.

о

о ЛИТЕРАТУРА.

1. Клочков В.Н. Адаптация и конкурентоспособность автотранспортных систем в рыночных условиях. СПб.: СПбГИЭА, 2004.

2. Лущиков Ю.А. Адаптация сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям хозяйствования: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2001.

3. Табачникова Е.В. Методические основы формирования адаптивной системы управления грузового автотранспортного предприятия: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2003.

о о о.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.