Научная статья на тему 'Управленческий потенциал как сущностная сила человека'

Управленческий потенциал как сущностная сила человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1624
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / MANAGERIAL POTENTIAL / ESSENTIAL POWERS / MANAGERIAL EXPERIENCE / MANAGERIAL MOTIVATION / MANAGERIAL ORIENTATION / MANAGERIAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельник Юрий Иванович

В статье представлен феномен управленческого потенциала руководителя с позиций философского и психологического дискурса. Управленческий потенциал рассматривается как сущностная сила человека и как система, описаны его системные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий потенциал как сущностная сила человека»

ной жизненной ситуацией невозможно, у мужчин-инвалидов псевдокомпенсации представлены самостоятельной системой взаимосвязи с защитно-совладающими механизмами. Анализ взаимосвязей псевдокомпенсаций с защитно-совладающим блоком позволяет думать о том, что «подбор» механизмов психологической защиты и механизмов совладания более адекватен и согласуем. Психологические защиты, с одной стороны, позволяют снизить уровень значимости психотравмирующего фактора у мужчин, с другой стороны, лишают их возможности активно воздействовать на ситуацию. Однако механизмы совладания мужчин-инвалидов направлены на выработку стратегий преодоления и оценку результата действий в трудной жизненной ситуации. Следовательно, специфика взаимосвязи псевдокомпенсаций с защитно-совладающими механизмами мужчин позволяет им лучше справиться с трудной жизненной ситуацией, так как наряду со смягчением психического дискомфорта происходит активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей.

Литература

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М., 2007.

2. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. -2008. - № 2. - Т. 29. - С. 88-96.

3. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды) / Р.Р. Набиуллина. - Казань, 2003.

4. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности / С.Т. Посохова. - СПб., 2001.

5. Сидоренко, Е.В. Комплекс «неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера / Е.В. Сидоренко. - СПб., 1993.

6. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко. - СПб., 2003.

7. Старшенбаум, В.Г. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия / В.Г. Старшенбаум. - М., 2003.

8. Ташлыков, В.А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. - Томск, 1990. - С. 60-61.

9. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М., 1989.

УДК 159.9.316.61

Ю.И. Мельник

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК СУЩНОСТНАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА

В статье представлен феномен управленческого потенциала руководителя с позиций философского и психологического дискурса. Управленческий потенциал рассматривается как сущностная сила человека и как система, описаны его системные характеристики.

Управленческий потенциал, сущностные силы, управленческий опыт, управленческая мотивация, управленческая ориентировка, управленческий продукт.

This paper presents the phenomenon of managerial potential of the leader with the positions of philosophical and psychological discourse. Managerial potential is considered as the essential power of the man and as a system, its system characteristics are described.

Managerial potential, essential powers, managerial experience, managerial motivation, managerial orientation, managerial product.

В научной литературе по управлению понятие «управленческий потенциал» очень часто используется как образная метафора, которая не наполнена глубоким научным содержанием. Под термин «управленческий потенциал» часто попадает описание всего управленческого персонала организации - «управленческий потенциал организации», или он представляет собой характеристику отдельного руководителя для описания совокупности его управленческих возможностей и способностей - «обладает высоким управленческим потенциалом». В целом интерпретация управленческого потенциала страдает эклектичностью, отсутствием глубины анализа и не отражает внутреннюю сторону как управленческих, так и других возможностей человека. Мы считаем,

что каждый человек в той или иной степени обладает определенным управленческим потенциалом, который в первую очередь необходим для организации своей личной жизнедеятельности. Полностью же управленческий потенциал актуализируется именно в управленческой деятельности как одной из форм его естественного проявления. Только тогда, когда человек приобретает статус руководителя в рамках своей профессиональной карьеры, можно говорить о возможности и необходимости реализации и актуализации своего управленческого потенциала. Внешним условием такой реализации является качество организации профессиональной управленческой среды как на конкретном предприятии, так и в обществе в целом. Здесь важным является то, насколько соци-

альная система создает, задает соответствующие условия и способствует реализации управленческого потенциала руководителей как профессионального сообщества.

С внутренней стороны управленческий потенциал опирается на субъективные управленческие возможности каждого руководителя и его личностные ресурсы. Управленческие возможности являются частным случаем общих возможностей человека, наряду с интеллектуальными, личностными и духовными возможностями, которые позволяют организовать свою жизнедеятельность. Такие возможности составляют совокупность сущностных сил или дея-тельностных способностей человека, т. е. тех которые разворачиваются именно в деятельности (в нашем случае - управленческой деятельности).

Основу определения «сущностных сил» как философской категории составляет понятие «сущность», введенное еще Л. Фейербахом, хотя разработка проблемы сущности человека имеет свою историю в развитии общества, в философской мысли и в науках о человеке. Сначала сущность человека искали в природных стихиях и первоначалах. Затем человека отождествляли с макрокосмосом, в котором сам человек - это микрокосм как совокупность природных стихий и духовности, что и есть неотъемлемый атрибут человека. Такое целостное синкретическое понимание сущности человека оказалось «ненаучным» для бурно специализирующейся науки. Впоследствии науки о человеке отделили человека от своей природы и от природы вообще, и в науках на долгое время установилось дуальное понимание человека, приведшее к абсолютизации биологизатор-ского и социологизаторского подходов. Системный подход попытался вернуть человеку его целостность, но понятие «целостность человека» до сих пор является лишь гносеологической категорией и не раскрывает сущности человека.

В философском понимании сущность есть отражение предельной общности и абстрактности предмета, есть смысл данной вещи, то, что ее отличает от других вещей, что остается неизменным при любых условиях [5]. Отсюда «найти сущность человека -это значит ответить на вопрос: что такое человек в отличие от всех других вещей, что является в нем постоянным и неизменным, независимым от изменяющихся условий его существования» [5, с. 13].

Как известно, Л. Фейербах сводил сущность человека к абстрактно-всеобщим рассуждениям о природе и свойствах человека [10]. В отличие от него, К. Маркс в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» не ограничился описанием свойств человека, а предпринял попытку выяснить его подлинную сущность, которая с предельной ясностью была сформулирована в работе Маркса «Тезисы о Фейербахе»: «человек есть совокупность общественных отношений» [8]. Но понятие «совокупность общественных отношений» хотя и может претендовать на предельную всеобщность (человек действительно есть продукт истории как абстрактный, так и конкретный, и прав был К. Маркс, критикуя основной принцип западной идеологии - «робинзонаду» как

форму существования человека), но не является предельной абстракцией феномена человека. Мы не претендуем на исследование природы и определение сущности человека. Наша задача показать, опираясь на тезис К. Маркса о человеке как совокупности общественных отношений, что управленческий потенциал нужен, что он проявляется именно в системе социальных отношений и используется для организации жизнедеятельности сообщества людей. Понятно, что в силу развития человека и общества возникла серьезная необходимость в организации совместной жизнедеятельности, т. е. в управлении, и эта необходимость потребовала появления людей, которые осуществляли бы это управление. Вождь, шаман, предводитель, царь, король, управляющий и т.д. осуществляли управленческую деятельность в силу своих управленческих возможностей, реализуя свой управленческий потенциал.

Таким образом, мы утверждаем, что управленческий потенциал является одной из форм проявления сущностных сил человека для организации своей жизнедеятельности в обществе и для общества. В данном случае управленческий потенциал становится социально востребованным и значимым, что ставит задачу воспитания, развития и формирования такого потенциала у специально отобранных для этого людей. Способы такого отбора не входят в предмет нашего рассмотрения, хотя мы понимаем, что характер выдвижения на управленческую должность, способ приобретения управленческого статуса может оказать влияние на качество и содержание управленческого потенциала человека.

Общество, как уникальная форма человеческого бытия, есть необходимое средство и область реализации возможностей и потенциалов человека, в том числе и управленческого для определенной категории людей, которые занимаются собственно управленческой деятельностью. Общество выступает как наиболее реальная и приемлемая форма реализации сущности человека и его сущностных сил в виде разнообразных потенциалов - интеллектуального, личностного, управленческого и др.

Сущность отражает единство, целостность человека, а сущностные силы отражают мир человеческих возможностей и способностей, являются конкретными, индивидуальными и субъективными [6]. Если сущность человека является внешней стороной самого феномена человека, то сущностные силы есть внутренняя сторона сущности человека, его субъект-ность, созидательный потенциал личности, возможность реализовать все свои силы, силы своего существа. В данном понимании сущностные силы рассматриваются уже не только как синтез деятельных способностей человека, но и как действительные силы-потенциалы, как стремление реализовать и объективировать себя в мире.

Таким образом, сущностные силы - это совокупность потенциалов человеческого развития (духовного, личностного, интеллектуального и творческого) как философская категория отражает диалектику возможного и действительного в виде самодвижения элементов такого развития. Самодвижение внутрен-

них элементов потенциала любой системы обусловлено, по мнению Л. Иванько [7], концентрацией внутри него трех уровней связей и отношений:

1) отражающее прошлое как совокупность накопленных свойств, обусловливающих возможность развития, что составляет ресурс системы;

2) репрезентирующее настоящее как актуализация наличных способностей человека. Соотношение реализованных и нереализованных возможностей составляет резерв системы;

3) ориентированное на будущее как рождение новых сил и возможностей на стадии реализации, перехода в актуальное состояние. Здесь потенциал, выступая как единство устойчивого и изменчивого, в потенции сам уже содержит «зародыш» будущего развития.

Индивидуальное развитие человека на основе актуализации его потенциалов носит всеобщий характер, охватывающий как духовное, так и материальное производство, где последнее является фундаментом существования общества. Различаясь по предмету и результату деятельности, духовное и материальное производство едины в своем начале, поскольку цель любой деятельности задается идеально. Как духовное, так и материальное производство неизбежно сталкивается с необходимостью управления, в котором целеполагание является ключевой функцией. Это позволяет говорить об универсальности именно управленческой деятельности, которая связана с постановкой целей в системе управления. Что, в свою очередь, предполагает людей, которые занимаются такой деятельностью профессионально, используя все свои возможности и способности, т.е. при наличии определенного управленческого потенциала и, конечно, соответствующего статуса.

В целом мы считаем, что проблема управленческого потенциала руководителя есть проблема существования и проявления человеческого потенциала и человеческого духа вообще. Такой ракурс рассмотрения данной проблемы диктуется изменением места человека в мире, высокой значимостью эффективного управления в современном обществе и соответственно повышенными требованиями к личности и качествам управленца, к его способностям и возможностям, что собственно и составляет его духовно-нравственный и управленческий потенциалы. В таком понимании описание всех сущностных сил человека, в том числе и управленческого потенциала, уже не удовлетворяет современным требованиям научного познания, которое характеризуется ростом качественного разнообразия способов мышления и методологических подходов внутри каждой научной области.

Одним из таких способов и подходов является системное понимание человека, в котором различные «потенциалы» человека выступают необходимым системным атрибутом как самого человека, так и сферы его жизнедеятельности. Потенциалы человека определяют параметры развития системы, как конкретизированная мера задают нормативный масштаб развития, который выражает отношения соответствия между определенными внешними условия-

ми и нормальным функционированием человека. Потенциал есть идеально-целевой масштаб становления и развития системы [7].

В нашем случае управленческий потенциал задает и вектор, и масштаб развития управленца как личности, так и профессионала. И если мы уповаем и настаиваем, что управленца можно и необходимо рассматривать как системного объекта, то задан-ность развития руководителя обусловлена актуализацией совокупности всех возможных потенциалов человека: духовного, творческого, интеллектуального, личностного, управленческого.

Духовный потенциал руководителя является энергетической основой развития, интегральной характеристикой всех психических возможностей человека.

Творческий потенциал руководителя задает направление развития, вектор активности личности, его интегрирующее качество в виде способности ставить и решать новые задачи в сфере управленческой деятельности и в сфере своей жизнедеятельности.

Личностный потенциал руководителя как пространство развития составляет диалектическую совокупность личностных свойств, связей и отношений, существующих в единстве актуального и виртуального состояний и определяющих возникновение дополнительных сил и возможностей в процессе жизнедеятельности и в профессиональной деятель-нос-ти [7].

Интеллектуальный потенциал руководителя есть динамический показатель реализации его интеллектуальных способностей и предполагает решение управленческих задач интеллектуально, т. е. с умом.

Управленческий потенциал руководителя выступает показателем реализации возможностей и потенциалов человека в системе управленческой деятельности и, прежде всего, своих управленческих способностей.

Данные потенциалы руководителя составляют идеально-целевой масштаб его развития и самореализации, в котором, опираясь на свой духовный потенциал, максимально используя свой творческий, интеллектуальный и личностный потенциалы, руководитель способен развернуть свой управленческий потенциал и максимально реализовать себя в управленческой деятельности. Духовный, творческий, личностный и интеллектуальный потенциалы выступают как системные качества человека и составляющие человеческого потенциала. Структура такого человеческого потенциала представляет собой, по мнению Г.М. Шамаровой [11], два уровня: 1) базовый, в который входят физическое, психическое и социальное здоровье человека; 2) деятельностный, включающий в себя физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциалы.

Ю.Г. Семенов в свою очередь конкретизировал составляющие потенциала личности руководителя [9]. Он предлагает пятикомпонентную модель потенциала личности руководителя:

1. Наследственно-биологический - качества, характеризующие человека как представителя нацио-

нальности, пола, обладающего рядом физиологических характеристик, темпераментом. Данные качества не меняются.

2. Социально-психологический - каким человек видит себя в социуме: его самооценка, культурно-духовная база его статусно-ролевой позиции, адап-тированность, коммуникативная компетентность.

3. Организационно-управленческий - качества успешного управленца: уровень влиятельности в коллективе, место в структуре организации, авторитет среди подчиненных, реализация функций управления.

4. Профессионально-творческий - образование, опыт руководящей работы, стремление к профессиональному росту.

5. Социально-культурный - мировоззренческие установки, ценности, культурный уровень, осведомленность в различных областях жизни.

Эффективность руководителя можно оценить по пяти основным видам потенциала.

Действительно, элементы человеческого потенциала охватывают все иерархические уровни человека как индивида, личности и индивидуальности и выступают своеобразными внутренними предпосылками эффективной и качественной реализации управленческого потенциала руководителя. И здесь можно предположить, что управленческий потенциал в той или иной степени охватывает всю систему психологии человека от организма и психических свойств до интегральной индивидуальности (в терминах Б. Ананьева и В. Мерлина). Такая психологическая обусловленность управленческого потенциала определяет методологические требования к его исследованию и, прежде всего, разработки проблемы психологического статуса и психологического обоснования управленческого потенциала.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- управленческий потенциал выступает как общественное достояние, что предполагает создание в социуме соответствующих условий для его развития, становления и актуализации в управленческой среде и собственно у конкретных управленцев;

- управленческий потенциал выступает как сущностная сила человека в виде стремления реализовать себя в мире через преобразование действительности в рамках управленческой деятельности;

- как сущностная сила управленческий потенциал выступает формой человеческой субъектности, и, таким образом, его можно описать на психологическом языке;

- как и любой человеческий потенциал, управленческий потенциал имеет свою внутреннюю структуру:

• накопленные свойства - ресурс управленческого потенциала;

• наличные способности - резерв управленческого потенциала;

• возможная реализация - состояние управленческого потенциала;

- управленческий потенциал выступает в системе других потенциалов человеческого бытия и разви-

тия: духовного, творческого, интеллектуального и личностного;

- управленческий потенциал и его проявление представляют собой одну из форм человеческого потенциала вообще;

- управленческий потенциал руководителя является системным явлением и требует системного подхода к его описанию и изучению.

Как субъектная мера сущностных сил человека управленческий потенциал выступает как системное явление и представляет собой интегрированный показатель реализации управленческих способностей руководителя, обусловленный накопленными управленческими свойствами и степенью актуализации наличных управленческих возможностей.

В психологическом плане управленческий потенциал представляет собой совокупность врожденных и приобретенных качеств руководителя и его индивидуальных возможностей. Характер и качество его реализации свидетельствуют о ресурсных и резервных возможностях управленца как человека и о превращении управленческого потенциала в управленческий капитал.

О характере такого превращения говорит Р.Р. Аколупина [1]. Согласно термину «потенциал» (от лат. potential - сила, мощь, возможность, способность, существующая скрыто, которая принадлежит человеку), потенциал может превратиться в капитал при наличии соответствующей потребности (не только при личной потребности, но и при необходимости в случае управленческого труда и его социальной значимости). Имеющийся управленческий потенциал - это те возможности, которые еще не реализованы, но находятся в резерве. Такой резерв действительно можно накапливать до определенного времени. Превращение управленческого потенциала руководителя в отдельный управленческий капитал происходит в силу профессиональной необходимости и соответствующей, прежде всего, внутренней мотивации при определенном внешнем стимулировании со стороны организации. При организационной заинтересованности можно говорить о совокупном управленческом потенциале и капитале организации и о превращении их в менеджерский репута-ционный ресурс конкретной организации. А менеджерский ресурс в виде ответственности менеджмента, по мнению В. Акулова, является неисчерпаемым (только приумножаемым) и может стать реальным средством повышения эффективности управления [2].

Внутренний потенциал человека говорит о его психологической природе и основаниях. Можно и необходимо утверждать о психологических основаниях потенциала человека и его последующей реализации в конкретной деятельности. Становление и актуализация управленческого потенциала обусловлены как внутренними предпосылками, так и внешними обстоятельствами, связанными с опытом участия в конкретной управленческой деятельности. Внутренними предпосылками выступает вся совокупность психологических свойств человека в виде его макрохарактеристик как индивида, субъекта дея-

тельности, личности и индивидуальности в терминах Б.Г. Ананьева [3]. В свою очередь В.А. Ганзен представил системное описание человека и его психологической сущности, где категории индивида и личности характеризуют интегративные отношения человека в системе биологического вида и общества соответственно, а категории субъекта и индивидуальности - дифференцирующие отношения человека в объективном мире, в среде деятельности и выделения себя в обществе [4].

Мы предполагаем, что управленческий потенциал имеет психологические предпосылки на уровне индивида и субъекта как природные и биологические. В данном случае характеристики индивида и субъекта являются лишь факторами и условиями становления и проявления управленческого потенциала человека, но не говорят о его содержании и специфике. С психологической стороны качества мышления и восприятия, волевые процессы и эмоциональные состояния обеспечивают характер и динамику осуществления управленческой деятельности и косвенно обусловливают ее содержание.

Психологические основания управленческого потенциала можно рассмотреть на уровне личности и индивидуальности как социальные характеристики человека, отражающие общее и особенное соответственно. Характеристики личности и индивидуальности, таким образом, становятся психологическими основаниями управленческого потенциала, но через структурное описание потенциала вообще. Согласно вышесказанному, структуру потенциала любой системы можно представить как три взаимосвязанных уровня: отражающее прошлое, репрезентирующее настоящее и возможное будущее. Данным уровням соответствуют следующие характеристики личности и индивидуальности:

- отражающее прошлое - опыт как характеристика индивидуальности - совокупность накопленных всех возможных качеств и свойств, обусловливающих возможность дальнейшего развития, что составляет ресурс потенциала системы;

- репрезентирующее настоящее - направленность и способности как характеристики личности -актуализация наличных мотивов и способностей человека, где последние дают возможность ориентироваться в среде, а в целом показывают соотношение реализованных и нереализованных возможностей и составляют резерв потенциала системы;

- возможное будущее - продуктивность как характеристика индивидуальности - стадия реализации своих возможностей, переход в актуальное состояние потенциала системы.

Таким образом, потенциал любой системы обладает тремя качествами, такими как ресурс, резерв и актуальное состояние реализации, а в случае потенциалов человека речь идет о его возможностях. Данные возможности опредмечиваются и наполняются конкретным содержанием непосредственно в деятельности и через деятельность. Управленческая деятельность имеет свой предмет и содержание и обусловливает реализацию возможностей человека как руководителя, а управленческий потенциал явля-

ется необходимым условием осуществления управленческой деятельности. Психологическими основаниями управленческого потенциала выступают опыт, направленность, способности и продуктивность как сущностные силы человека, которые приобретают специфическое содержание в рамках осуществления собственно управленческой деятельности. Как системная характеристика, любая система имеет свой потенциал, управленческий потенциал выступает мерой реализации управленческих возможностей и необходимых способностей человека. Актуализация управленческого потенциала обусловлена накопленным управленческим опытом, что составляет ресурс управленческого потенциала, и наличным лич-ностно-профессиональным резервом в виде управленческой мотивации и управленческой ориентировки. Реализация управленческого потенциала предполагает производство соответствующего управленческого продукта.

Таким образом, управленческий потенциал руководителя является целостной многоуровневой организацией и включает как элементы управленческий опыт, управленческую мотивацию, управленческую ориентировку и управленческий продукт. Как системная категория управленческий потенциал отражает формально-динамическую сторону управленческой деятельности руководителя и предполагает накопление потенциала, его актуализацию и последующую реализацию. Представленные элементы управленческого потенциала являются подсистемами системы управленческого потенциала, и каждый из них в отдельности отражает тот или иной аспект активности и поведения человека как руководителя. Как системное явление управленческий потенциал можно представить через основные характеристики системного объекта, предложенные В.А. Ганзеном. В. А. Ганзен ввел в аппарат психологии понятийный общенаучный пентабазис, состоящий из четырех ря-доположенных понятий (пространство, время, энергия и информация) и одного объединяющего (субстрат). Этот пентабазис (СПВЭИ) называется общенаучным и используется для описания системного явления. В.А. Ганзен представил пентабазис в вер-бально-графической форме (рис. 1).

Энергия Информация

«Э» «И»

СУБСТРАТ

Время Пространство

«В» «П»

Рис. 1. Графосимволическое представление общенаучного пентабазиса

Следуя логике системного описания можно представить четыре элемента управленческого потенциала через характеристики пространство, время, энергия и информация.

Управленческий опыт является основой управленческого потенциала, временной характеристикой системы и отражает весь накопленный опыт руководства и организационной деятельности человека.

Управленческая мотивация является энергетической характеристикой управленческого потенциала, определяет особенности личностного резерва руководителя и отражает степень желания заниматься управленческой деятельностью.

Управленческая ориентировка отражает поведенческий аспект деятельности руководителя, умение ориентироваться в управленческой среде и принимать соответствующие управленческие решения и является пространственной характеристикой управленческого потенциала.

Управленческий продукт как информационная характеристика управленческого потенциала отражает тот или иной уровень достижения и результативности в конкретной управленческой деятельности.

Собственно управленческий потенциал является общим интегративным понятием и явлением и объединяет в себе все перечисленные характеристики.

Таким образом, мы получили системное описание такого сложного явления, как управленческий потенциал, в соответствии с описанием характеристик пентабазиса (рис. 2).

Управленческая мотивация Управленческий продукт

Управленческий потенциал

Управленческий опыт Управленческая ориентировка

Рис. 2. Системное описание управленческого потенциала

Совокупность данных элементов составляет управленческий ресурс и управленческий резерв в структуре индивидуального управленческого потенциала. Каждый элемент управленческого потенциала имеет свое описание, его можно представить с внешней и внутренней стороны с соответствующими характеристиками, которые и проявляются в управленческой деятельности конкретного руководителя.

Литературы

1. Аколупина, Р.Р. Профессия менеджера: человеческий потенциал и его роль в возрастании человеческого капитала / Р.Р. Аколупина // Управление персоналом. -2007. - № 9. - С. 70-73.

2. Акулов, В.Б. Специфические менеджерские ресурсы и повышение эффективности функционирования экономических организаций / В.Б. Акулов // Ученые зап. Петрозаводского гос. ун-та. - 2008. - № 4. - С. 94-100.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л., 1969.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В .А. Ганзен. - Л., 1984.

5. Григорьян, Б.Т. Философия о сущности человека / Б.Т. Григорьян. - М., 1973.

6. Железов, Е.А. Сущностные силы человека / Е.А. Железов. - Казань, 1986.

7. Иванько, Л.И. Личностный потенциал работника: методологические проблемы исследования / Л.И. Иванько // Личностный потенциал работника в условиях интенсификации производства. - Свердловск, 1986. - С. 52-76.

8. Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2 изд. - М., 1961. - Т. 42, 46.

9. Семенов, Ю.Г. Личностно-деловой потенциал эффективного руководителя в контексте организационной культуры / Ю.Г. Семенов // Человек и труд. - 2008. - № 5. - С. 48-50.

10. Фейербах, Л. Избранные философские произведения: в 2 т. / Л. Фейербах. - М., 1955.

11. Шамарова, Г.М. Проблема управления человеческим потенциалом / Г.М. Шамарова // Управление персоналом. - 2008. - № 8. - С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.