Управленческий аспект проблемы использования наркотических лекарственных средств
© Коллектив авторов, 2016 ISSN 2070-4909 X
DOI: 10.17749/2070-4909.2016.9.2.064-067
о. °
Соболева С. Ю., Соболев А. В., Каминская И. А.
i ¡5
ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Минздрава России
cq го
- OJ
Резюме
Использование наркотических лекарственных средств (НЛС) в здравоохранении в настоящее время характеризуется наличием определенных «перекосов», связанных с превалированием правового аспекта в ущерб медицинскому, биоэтическому, экономическому, социальному и другим. Авторы выделяют в проблеме очевидный управленческий дисбаланс, касающийся существующей системы учета и контроля НЛС, и предлагают опираться в ее решении на практические инструменты менеджмента: функциональный и процессный подходы, а также систему сбалансированных показателей. Так, конкретизация операций позволит выявить неэффективные, узкие места, дублирование функций и основные потери в процессах оборота НЛС, а применение системы сбалансированных показателей — определить опережающие индикаторы рационального использования данной группы препаратов.
Ключевые слова
Наркотические лекарственные средства, психотропные вещества, оборот НЛС, доступность, управление, процессный подход.
т о
Статья поступила: 15.02.2016 г.; в доработанном виде: 21.04.2016 г.; принята к печати: 21.06.2016 г. Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии необходимости раскрытия финансовой поддержки или конфликта интересов в отношении данной публика-Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Для цитирования
Соболева С. Ю., Соболев А. В., Каминская И. А. Управленческий аспект проблемы использования наркотических лекарственных средств. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная Фармакоэкономика и Фармакоэпидемиология. 2016; 2: 64-67.
MANAGEMENT ASPECT OF THE PROBLEM OF NARCOTIC DRUGS USE
Soboleva S. Yu., Sobolev A. V., Kaminskaya I. A.
Volgograd State Medical University of the Ministry of Health Russian Federation Summary
The use of narcotic drugs in healthcare system nowadays is characterized by lawful aspects prevalence over medical, bioethics, economic and social aspects. The paper highlights the management imbalance in the system of record and control of narcotic drugs and suggests using in its decision real management tools: functional and process approaches as well as balance score card. The operation definition will allow to identify the ineffective phases, functional overlaps and basic losses in the process of narcotic drugs turnover while balance score card implementation will help to reveal the anticipatory indexes of efficient use of such medication.
Key words
Narcotic drugs, psychotropic substance, narcotic drugs turnover, availability, management, process approach. Received: 15.02.2016; in the revised form: 21.04.2016; accepted: 21.06.2016. Conflict of interests
The authors declared that they do not have anything to disclosure regarding funding or conflict of interests with respect to this manuscript. All authors contributed equally to this article.
For citation
Soboleva S. Yu., Sobolev A. V., Kaminskaya I. A. Management aspect of the problem of narcotic drugs use. FARMAKOEKONOMIKA. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya / PHARMACOECONOMICS. Modern pharmacoeconomics and pharmacoepidemiology. 2016; 2: 64-67 (in Russian).
Corresponding author
Address: pl. Pavshikh Bortsov, 1, Volgograd, Russia, 400131. E-mail address: [email protected] (Soboleva S. Yu.).
Œ О
О
to
m
ю
en ■
■t Ю
I
СП ■t CD
СП +
CD
ГО
CD Œ
T ^
о с
0
1
X
о s
X го
CD Œ
го
I О - -&
ГО X
CIS
64
Рациональное использование наркотических лекарственных средств (НЛС) и их доступность для медицинских целей является важным маркером социального благополучия в обществе. Национальное законодательство, регламентирующее их использование, опирается главным образом на международные правовые акты, носящие в основном рекомендательный характер, а также на передовой зарубежный опыт [7,10]. С одной стороны, государство гарантирует доступность наркотических средств и психотропных веществ всем гражданам, которым они необходимы в медицинских целях [9], с другой — администрирование через уполномоченные субъекты не допускает их незаконный оборот. Однако зачастую возникают ситуации, когда меры, принимаемые государством по недопущению выхода НЛС из законного оборота, ограничивают доступность для нуждающихся в них больных [3]. Нахождение консенсуса между всеми заинтересованными сторонами процесса будет свидетельствовать о зрелости гражданского общества.
Чаще всего проблемы в сфере использования НЛС возникают по следующим причинам:
— происходит наложение функциональных обязанностей заинтересованных субъектов;
— присутствует размытость границ ответственности или перекрестная ответственность;
— лоббируются ведомственные интересы;
— имеется возможность двойного толкования юридических актов.
Недостаточное финансирование отрасли еще сильнее усугубляет ситуацию. На наш взгляд, проблема недообеспеченности здравоохранения НЛС полиморфна и должна рассматриваться в различных ракурсах:
— социальном: нужды здравоохранения в наркотических препаратах и отсутствие доступа к ним для лиц, употребляющих наркотики;
— биоэтическом: доступность для лиц, испытывающих боль, получения необходимой обезболивающей терапии;
— медицинском: возможность и способность оказать помощь пациенту, нуждающемуся в ней;
— правовом: препятствие в распространении наркотических средств;
— экономическом: финансирование здравоохранения на необходимом уровне;
— управленческом: организация процесса заказа, закупки, поставки, наличия необходимого запаса НЛС.
При этом ни один из перечисленных ракурсов не должен превалировать, все они должны быть уравновешены. Однако в настоящее время доминируют правовые аспекты, а биоэтические и медицинские — отходят на второй план. Такой дисбаланс в использовании НЛС становится причиной трагических случаев из-за перенесенных страданий, вызванных некупированной в полной мере или некупированной вовсе болью нуждающихся в опи-оидной терапии больных, что усугубляет сложившуюся ситуацию и нагнетает социальную напряженность в обществе [1,4,8]. Так, создана разноуровневая система учета наркотических средств и психотропных веществ, действительно препятствующая распространению подконтрольных веществ через медицинские учреждения и систему здравоохранения, однако на практике превратившаяся в дамоклов меч, как для медицинских и фармацевтических работников, так и для пациентов. Сложившийся дисбаланс, однако, возможно отрегулировать, используя управленческий инструментарий по совершенствованию процессов организации, координации и контроля за оборотом этой группы лекарственных средств.
Согласно нормам менеджмента существующая система многоуровневого учета НЛП является чрезмерной, затратной в ресурсном отношении, сложной в применении. Контроль, во-первых,
не должен быть более затратным, чем та деятельность, которую он обеспечивает. Во-вторых, он должен быть направлен на самое главное, быть избирательным, а не сплошным, изыскивать те ре-перные точки, по которым можно получить реальную картину состояния контролируемой системы. В рассматриваемом ракурсе из сплошного контроля в цепочке «назначение НЛС — приобретение НЛС» таким показателем является сам рецепт — документ строгой отчетности. Поэтому все другие мероприятия, сопровождающие процедуру получения препарата — прикрепление медицинской организации к аптеке, список врачей, имеющих право выписывать НЛС и образцы их подписей, формирование списков лиц, получающих эти препараты — лишь усложняют процесс. Упрощение процедур по учету, хранению, доставке, назначению НЛС несет в себе философию уменьшения затрат в системе здравоохранения.
Еще одним эффективным инструментом решения проблемы рационального использования НЛС и их доступности является процессный подход, доказавший свою эффективность уже достаточно продолжительное время при применении в управлении организациями различных сфер деятельности [2]. Несмотря на объемный характер работ по его внедрению, в конечном итоге, он приводит к упрощению процедур, к экономии финансовых средств бюджетного или коммерческого назначения, к выявлению эффективных и неэффективных операций [6].
Процессный подход предполагает разделение всей цепи соприкосновения с НЛС на операции. Каждая операция является потребителем другой операции и, в свою очередь, имеет своих потребителей. Например, такой процесс, как «получение лицензии» может быть разделен на более «простые» последовательные операции: определение необходимых и возможных для организации видов деятельности по обороту НС и ПВ — подготовка помещения и оборудования для хранения запаса НС и ПВ — обучение персонала — подготовка пакета документов для предоставления в лицензирующий орган.
Процесс «допуск специалистов к работе с НС и ПВ» может быть разбит на другие последовательные операции: определение необходимого числа лиц, допущенных к работе с НС и ПВ — обучение персонала — получение справок об отсутствии заболеваний1 — получение заключения об отсутствии судимости2 — ознакомление с должностной инструкцией — издание приказа о допуске.
Все операции процесса обладают стоимостными факторами и характеристиками производительность/результативность. Выполнение каждой операции влияет на производительность и стоимость последующей операции процесса. Сложение стоимости операций приводит к получению стоимости всего процесса. При этом некоторые выделенные операции (подготовка пакета доку-
Выданные медицинскими организациями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими трудовыми обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом — требование ФЗ-3.
Заключение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в т.ч. за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации — требование ФЗ-3.
--
х
го ^
X о
го со
го ¡^
с
^ си
X
о си
т ^
си
о ей
Б
-О
си
о
со го
и
ГО (О
со ^
5 °
3 ™
о
к ^
^ Й-Ч о
оО
си т го
X
(Л
со —
го £
I?
О. £
си . .
1 {5
Е
(Л £ ^
Е » ° ю о <?
£ ^ О I
О СП
ГО -чГ
Е ®
го ¡3?
■С СП О.
I?
Э ■:
^ с; о. си
го
^ т
о ™
О си
го ^
X СО
? £
3 -
о
го
.а
ю
т ^
ц
о с
о
X
X
о
го х
ГС §1
? £ I- О.
£ о ^ 2
го
о
ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2016; Том 9, № 2
www.pharmacoeconomics.ru
65
к го
ГО х
ментов для предоставления в лицензирующий орган, издание приказа о допуске и др.), в свою очередь, также могут быть разделены на процедуры, которые будут являться исходными элементами оценки стоимости всего процесса.
Для более правильного применения процессного подхода важно иметь в виду тот факт, что количество операций внутри процесса, которые мы должны выделить и описать, не должно превышать 7-8, иначе система приобретает громоздкий вид и несет в себе риски стать неуправляемой. Процессы, у которых есть так называемый «владелец», контролируются от его имени или по поручению. Участники соприкосновения с НЛС могут иметь схожие процессы. Так, например, процесс «хранение НЛС» может быть описан и организован у разных участников одинаково (Минздрав, Правительство РФ). Принципиально то, что в каждом случае «владелец» процесса находится в том ведомстве, где этот процесс имеет место, что исключает перекрестное владение процессом.
Для решения стратегических задач по рациональному использованию НЛС можно применить модифицированную модель Нортона и Каплана или систему сбалансированных показателей (ССП) [5]. Данная система предполагает проведение анализа ситуации с четырех точек зрения: обучаемости и роста, внутренних процессов, клиентов и финансов. Каждая их них вносит вклад в общую стратегию, отвечая на определенные вопросы.
Ракурс обучения — как мы должны обучать сотрудников медицинской отрасли правилам использования, хранения, назначения, перевозки, списания, учета, юридической грамотности для достижения цели. В данном случае формулируется первая стратегическая цель — профессиональная специализированная подготовка медицинского персонала.
Ракурс внутренних процессов — что мы должны сделать с точки зрения улучшения и (или) оптимизации внутренних процессов, чтобы они соответствовали описанным эталонным (статистически лучшим в отрасли) для удовлетворения наших клиентов (пациенты, ученые, наркополицейские). Так формулируется вторая стратегическая цель — пресечение незаконного использования НЛС.
Ракурс клиента — что нужно сделать для полного удовлетворения запроса пациентов на НЛС. Суть работы заключается в интерактивном выявлении проблем при осуществлении клиентообра-щенных процессов. Таким образом, цель номер три — обеспечение лекарственной защищенности нуждающегося населения.
Ракурс финансовый. В силу того, что заказчиком в данном случае является государство, а не акционеры (владельцы) компании, стратегической целью номер четыре будет рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на виды деятельности по обороту НЛ и ПВ в медицинских и фармацевтических организациях. Данная цель несет в себе финансовый смысл не экономии государственных ресурсов на пациентах, нуждающихся в медицинской помощи, а сокращения затрат на каждой операции и процессе. Для унификации издержек однотипных лечебных учреждений и облегчения экстраполяций, ухода от поправочных коэффициентов регионального несоответствия, а также упрощения процедур планирования медицинскими и фармацевтическими организациями следует производить учет операционных затрат каждым субъектом согласно стоимости каждой операции.
Индикаторы, традиционно используемые в ССП, представляют собой смесь общепринятых типичных отраслевых индексов в сочетании с ключевыми показателями эффективности. Последние делятся на запаздывающие, выражающие уже полученный результат, и опережающие, влияющие на будущую эффективность. Следует отметить, что предлагаемые индикаторы не являются медицинскими и относятся именно к проблеме организации использования НЛС. Так, к запаздывающим индикаторам следует отнести:
— увеличение количества применяемых НЛС до уровня развитых стран;
с
— удовлетворенность пациентов при снятии болевого синдрома (выписной эпикриз, анализ карты болевой чувствительности до и после применения НЛС);
— экономия бюджетных средств при ведении деятельности по обороту НС и ПВ;
— уменьшение количества правонарушений в связи с применением НС и ПВ.
Опережающими индикаторами мы предлагаем считать следующие:
— количество медицинских работников, прошедших специальную профессиональную подготовку;
— количество НС и ПВ в заявках на получение от медицинских организаций;
— количество выписанных рецептурных бланков в лечебных учреждениях с назначением НС и ПВ;
— уменьшение стоимости затрат по всем видам деятельности.
Стратегическая карта рационального использования НЛС
в предварительном виде может выглядеть следующим образом. 2
Цели: 1. Профессиональная специализированная подготовка медицинского персонала; 2. Пресечение незаконного использования НЛС в медицинской отрасли; 3. Обеспечение лекарственной защищенности нуждающегося в НЛС населения; 4. Рациональное использование бюджетных средств на НЛС.
Измерители: количество медицинского персонала прошедшего специализированную подготовку; процент увеличения/уменьшения случаев выхода подконтрольных веществ из законного оборота; обеспечение НЛС всех нуждающихся; экономия финансовых средств за счет оптимизации процессов и операций.
Задачи должны быть максимально конкретизированы на уровне регионов и отдельных медицинских организаций в соответствии с поставленными целями.
Инициативы: программа по специализированному обучению медицинского персонала. Программа формирования лояльности ФСКН. Программа выявления больных и нуждающихся. Программа по повышению профессионального уровня медицинского персонала.
Таким образом, проблема эффективного применения НЛС, кроме явной медицинской специфики, имеет также и управленческий аспект. Так, нами были определены перекосы в сторону чрезмерного контроля в ущерб остальным управленческим функциям — планированию, организации и координации деятельности. Также удалось обозначить возможность эффективного использования процессного подхода, позволяющего исключить дублирование операций и сократить экономические издержки, к решению конкретных задач по рациональному использованию НЛС. Применение еще одного управленческого инструмента — системы сбалансированных показателей — позволило определить стратегические цели и создать стратегическую карту альтернативного решения проблемы.
Литература:
1. Грацинская И. Процесс обезболивания в России контролируют силовые структуры. Наша версия. 06.04.2015. №13. URL: https://versia.ru/process-obezboNvamya-v-rossii-kontroliruyut-silovye-struktury. Дата обращения: 05.11.2015.
2. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник. М. 2005; 319 с.
3. Каминская И. А. Проблемы правоприменения законодательства, регулирующего сферу легального оборота наркотических средств и психотропных веществ в медицинских организациях Врач скорой помощи. 2014; 6: 55-58.
4. Каминская И. А., Мошкова Л. В. Историко-правовые особенности формирования среды доступности наркотических средств и психотропных веществ для медицинских целей. Фармация. 2015; 5: 20-24.
го
66
ГС
5. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей — ЗАО «Олимп-Бизнес». М. 2003; 214 c.
6. Мандриков В. Б., Соболева С. Ю. Применение процессного подхода в управлении образовательными программами медицинского университета. Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Челябинск. 2014; 66-74.
7. Соболева С. Ю., Соболев А. В. Проблемы и перспективы обеспечения лекарственной безопасности в России. Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях: сб. науч. тр. Междунар. научно-практич. конф. ВолгГТУ. Волгоград. 2015; 1: 219-221.
8. Справляться с болью и с законом. Онкология сегодня. 2014; 3 (6): 14-15. URL: www.netoncology.ru. Дата обращения: 05.11.2015.
9. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями) Система Гарант. URL: http://base.garant. ru/12107402/#ixzz3rkTqJjsV. Дата обращения: 05.11.2015.
10. Федоров А. В. Приведение российских перечней наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ в соответствие с международными антинаркотическими конвенциями: история вопроса и современное состояние. Наркоконтроль. 2013; 2: 8-18. URL: http://lawinfo.ru/ catalog/5609/5823/2/. Дата обращения: 05.11.2015.
References:
1. Gratsinskaya I. Nasha versiya. 06.04.2015. №13. URL: https:// versia.ru/process-obezbolivaniya-v-rossii-kontroliruyut-silovye-struktury. Accessed: 05.11.2015.
2. Eliferov V. G., Repin V. V. Business processes: regulation and control: a textbook [Biznes-protsessy: reglamentatsiya i upravlenie: uchebnik (in Russian)]. Moscow. 2005; 319 s.
3. Kaminskaya I. A. Vrach skoroipomoshchi. 2014; 6: 55-58.
4. Kaminskaya I. A., Moshkova L. V. Farmatsiya. 2015; 5: 20-24.
5. Kaplan Robert S., Norton Deivid P. Balanced Scorecard — ZAO «Olymp-Business» [Sbalansirovannaya sistema pokazatelei — ZAO «Olimp-Biznes» (in Russian)]. Moscow. 2003; 214 c.
6. Mandrikov V. B., Soboleva S. Yu. The use of the process approach in the management of educational programs Medical University. Optimization of higher medical and pharmaceutical education: quality and innovation management: Materials of II Russian (V intrahigh) scientific-practical conference dedicated to the Day of Russian science [Primenenie protsessnogo podkhoda v upravlenii obrazovatel'nymi programmami meditsinskogo universiteta. Optimizatsiya vysshego meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya: menedzhment kachestva i innovatsii: materialy II Vserossiiskoi (V vnutrivuzovskoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi Dnyu rossiiskoi nauki (in Russian)]. Chelyabinsk. 2014; 66-74.
7. Soboleva S. Yu., Sobolev A. V. Problems and prospects of ensuring drug safety in Russia. The economic security of Russia and its strategy for the development of regions in modern conditions: Sat. scientific. tr. Intern. Scientific-practical. Conf. VSTU [Problemy i perspektivy obespecheniya lekarstvennoi bezopasnosti v Rossii. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii i strategii razvitiya ee regionov v sovremennykh usloviyakh: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. VolgGTU (in Russian)]. Volgograd. 2015; 1: 219-221.
8. Coping with pain and with the law. Oncology today (in Russian). 2014; 3 (6): 14-15. URL: www.netoncology.ru. Accessed: 05.11.2015.
9. The Federal Law of January 8, 1998 N 3-FZ «On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances» (as amended). The system «Garant» [Federal'nyi zakon ot 8 yanvarya 1998 g. N 3-FZ «O narkoticheskikh sredstvakh i psikhotropnykh veshchestvakh» (s izmeneniyami i dopolneniyami) Sistema Garant (in Russian)]. URL: http://base.garant. ru/12107402/#ixzz3rkTqJjsV. Accessed: 05.11.2015.
10. Fedorov A. V. Bringing Russian lists of narcotic drugs, psychotropic substances, precursors of narcotic drugs and psychotropic substances, potent and poisonous substances into line with international anti-drug conventions: the background and the current state. Drug control [Privedenie rossiiskikh perechnei narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv, prekursorov narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv, sil'nodeistvuyushchikh i yadovitykh veshchestv v sootvetstvie s mezhdunarodnymi antinarkoticheskimi konventsiyami: istoriya voprosa i sovremennoe sostoyanie. Narkokontrol (in Russian)]. 2013; 2: 8-18. URL: http://lawinfo.ru/catalog/5609/5823/2A Accessed: 05.11.2015.
--
X
ГО CL X о
ro
CQ
ro
CL с
tu £ Ö
X
o
CD T CL CD
O CQ
Б .0
CD
O ü
CQ CS
ÜI
ГО CD
CQ ^
2 °
3 ™
§ ®
o
CT
к ä?
^ Й Ч 0 о О
CD Т
го
X
(Л
со —
го -g
i? о. £
CD . .
I «О
Е
(Л
■F ^
Е » ° ю о <?
2 ¿О
О I
О СП ГО
Е ®
го ю s= ел a.
I?
CD
Сведения об авторах:
Соболева Светлана Юльевна — к.э.н., зав. кафедрой экономики и менеджмента, Волгоградский государственный медицинский университет. Адрес: пл. Павших Борцов, 1, г. Волгоград, Россия, 400131. Тел.: +7(8442)381458. E -mail: [email protected].
Соболев Александр Витальевич — к.э.н., преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Волгоградский государственный медицинский университет. Адрес: пл. Павших Борцов, 1, г. Волгоград, Россия, 400131. Тел.: +7(8442)384297. Тел.: +7 (8442) 384297. E-mail: [email protected].
Каминская Ирина Анатольевна — к.ф.н., доцент кафедры фармакологии и биофармации ФУВ, Волгоградский государственный медицинский университет. Адрес: пл. Павших Борцов, 1, г. Волгоград, Россия, 400131. Тел.: +7(8442) 978180. E-mail: [email protected]
About the authors:
Soboleva Svetlana Yulevna — PhD, Head of the Department of Economics and Management, Volgograd State Medical University. Address: pl. Pavshikh Bortsov, 1, g. Volgograd, 400131. Tel.: +7 (8442) 381458. E -mail: [email protected].
Sobolev Aleksandr Vitalevich — PhD., Lecturer, Department of Economics and Management, Volgograd State Medical University. Address: pl. Pavshikh Bortsov, 1, g. Volgograd, 400131. Tel.: +7(8442) 381458. E-mail: [email protected].
Kaminskaya Irina Anatolevna — PhD, Associate Professor, Department of Pharmacology and Biopharmaceutics HFC, Volgograd State Medical University. Address: pl. Pavshikh Bortsov, 1, g. Volgograd, 400131. Tel.: +7(8442) 978180. E-mail: [email protected]
ro
w rn
О ™
О CD
ГО ^
X CQ
T £
s -
О
ro
.0
Ю
T ^
о с
о
X
X
о
го
Б х
ГС
и
? и
I- о.
£ О
О. 2
р ^
ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2016; Том 9, № 2
www.pharmacoeconomics.ru
67
го
.
о
ГС
го
ie
ГО х CIS