Научная статья на тему 'Управленческий анализ деятельности торговых организаций'

Управленческий анализ деятельности торговых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1250
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ / ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОЭФФИЦИЕНТЫ / ЭТАПЫ АНАЛИЗА / ANALYSIS / MANAGEMENT / TRADE / TRADE ORGANIZATION / COEFFICIENTS / STAGES OF ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосельский Святослав Олегович, Сазонова Алла Владиславовна

Торговая организация и ее деятельность имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других отраслей: товарооборот главный результат деятельности, преобладание краткосрочных обязательств, небольшой уставный капитал и др. В данной статье с учетом специфики деятельности торговой организации рассмотрены основные положения проведения управленческого анализа на предприятиях данной отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новосельский Святослав Олегович, Сазонова Алла Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ANALYSIS OF ACTIVITY OF TRADE ORGANIZATIONS

Trade organization and its activities have a number of features that distinguish it from other industries: commodity turnover is the main result of activity, the predominance of short-term obligations, a small authorized capital, etc. In this article, taking into account the specifics of the activities of the trade organization, the main provisions for conducting managerial analysis at enterprises of this Industry

Текст научной работы на тему «Управленческий анализ деятельности торговых организаций»

УДК 332.01

Новосельский Святослав Олегович, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансов ФГБОУ ВО КГУ e-mail: [email protected]

Сазонова Алла Владиславовна, студентка 4 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ

e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: торговая организация и ее деятельность имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других отраслей: товарооборот -главный результат деятельности, преобладание краткосрочных обязательств, небольшой уставный капитал и др. В данной статье с учетом специфики деятельности торговой организации рассмотрены основные положения проведения управленческого анализа на предприятиях данной отрасли.

Ключевые слова: анализ, управление, торговля, торговая организация, коэффициенты, этапы анализа.

Novoselskiy Svyatoslav Olegovich, candidate of Economic Sciences, associate professor of accounting and finance of the Kursk state university e-mail: [email protected]

Sazonova Alla Vladislavovna, the student 4 rates of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU

e-mail: [email protected]

MANAGEMENT ANALYSIS OF ACTIVITY OF TRADE ORGANIZATIONS

Annotation: trade organization and its activities have a number of features that distinguish it from other industries: commodity turnover is the main result of activity,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(11), 2017 the predominance of short-term obligations, a small authorized capital, etc. In this article, taking into account the specifics of the activities of the trade organization, the main provisions for conducting managerial analysis at enterprises of this Industry.

Keywords: analysis, management, trade, trade organization, coefficients, stages of analysis.

Торговая организация - это организация, которая является посредником по продвижению товара от производителя к потребителю. Выделяют ряд особенностей, присущих этой отрасли:

- основным результатом деятельности торговой организации является товарооборот, а не выручка от реализации;

- торговые организации работают уже с готовым продуктом, не занимаются производством, следовательно, нет добавленной стоимости;

- основные средства торговых организаций не используются для производства, а заняты в сфере обращения. В составе ОС преобладают торговые площади, торговое оборудование;

- торговые предприятия имеют низкую величину и долю уставного капитала;

- торговые организации имеют низкую величину и долю долгосрочных обязательств;

- в составе пассива торговых организаций преобладают в абсолютном и относительном выражении краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность поставщикам

Цель анализа деятельности торговой организации заключается в том, чтобы найти резервы повышения эффективности деятельности и увеличения объема товарооборота [1].

Выделяют следующие задачи анализа деятельности торговых организаций:

- контроль выполнения планового товарооборота и возникающих отклонений;

- анализ факторов, вызвавших отклонения от планового объема товарооборота;

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(11), 2017

- поиск возможных резервов роста объема товарооборота.

Для проведения анализа необходима информация учетных документов. В частности данные бизнес-плана, товарных отчетов, регистров о движении и остатков товаров, данные счета «Товары», данные статистической отчетности (например, форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и др.).

Мы предлагаем разделить управленческий анализ торговой организации на три ключевых этапа:

- анализ структуры имущества;

- анализ источников формирования имущества;

- анализ финансовых результатов деятельности организации.

На первом этапе анализа целесообразно рассмотреть состав и структуру имущества торговой организации, представив данные анализа в таблице 1.

Таблица 1 - Состав и структура имущества предприятия

Показатель Годы Абс. отклонение, ± Темп прироста, %

20 г 20 г

Имущество, всего тыс. руб.

Внеоборотные активы, всего тыс. руб.

в % к итогу имущества

Нематериальные активы, всего тыс. руб.

в % к итогу внеоборотных активов

Основные средства, всего тыс. руб.

в % к итогу внеоборотных активов

Отложенные налоговые активы, всего тыс. руб.

в % к итогу внеоборотных активов

Оборотные активы, всего тыс. руб.

в % к итогу имущества,

Запасы, всего тыс. руб.

в % к итогу оборотных активов

Дебиторская задолженность, всего тыс. руб.

в % к итогу оборотных активов

Денежные средства, всего тыс. руб.

в % к итогу оборотных активов

Кроме того можно провести расчет таких показателей, как:

- коэффициент годности, который характеризует отношение стоимости выбывших основных средств за период к стоимости основных средств на начало периода;

- коэффициент обновления рассчитывается как отношение стоимости введенных в эксплуатацию основных средств за анализируемый период к стоимости основных средств на конец периода;

- коэффициент роста определяется отношением стоимости основных средств на конец года к стоимости основных средств на начало года;

- коэффициент интенсивности обновления основных средств;

- фондоотдача определяется как отношение объема товарооборота (производства продукции) к среднегодовой стоимости основных средств;

- фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи;

- фондовооруженность рассчитывается делением среднегодовой стоимости основных средств на среднегодовую численность работников.

На втором этапе анализа при рассмотрении состава и структуры источников формирования имущества результаты анализа удобно представить в таблице 2.

Таблица 2 - Состав и структура источников формирования имущества предприятия

Показатель Годы Абс. отклонение, Темп прироста,

20 г 20 г ± %

Источники, всего тыс. руб.

Собственный капитал, всего тыс. руб.

в % к итогу источников

Уставный капитал, всего тыс. руб.

в % к итогу собственного капитала

Нераспределенная прибыль, всего

в % к итогу собственного капитала

Заемный капитал, всего тыс. руб.

в % к итогу источников

Долгосрочные кредиты и займы, всего тыс. руб.

в % к итогу заемного капитала

Краткосрочные обязательства, всего тыс. руб.

в % к итогу источников

Краткосрочные кредиты и займы, всего тыс. руб.

в % к итогу краткосрочных обязательств

Кредиторская задолженность, всего тыс. руб.

в % к итогу краткосрочных обязательств

ISSN: 2414-0309 4

Кроме того можно рассчитать следующие коэффициенты структуры капитала [3]:

- коэффициент автономии (концентрации собственного капитала), который определяется путем деления величины собственного капитала на сумму активов. Коэффициент показывает долю собственных средств в общей сумме источников финансирования;

- коэффициент привлечения заемного капитала, который рассчитывается путем деления суммы заемного капитала на сумму активов. Он показывает удельный вес заемных средств в общей сумме источников финансирования;

- коэффициент покрытия внеоборотных активов = (собственный капитал + долгосрочные займы) / внеоборотные активы. Данный коэффициент определяет, какую часть внеоборотных активов можно покрыть за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств;

- коэффициент покрытия процентов (защищенности кредиторов) вычисляется с помощью деления суммы прибыли до выплаты процентов и уплаты налогов на сумму процентов к уплате. Данный коэффициент показывает, сколько раз в течение года компания заработала средства для выплаты процентов по займам;

- коэффициент покрытия активов собственными средствами определяется путем деления собственных оборотных средств на сумму активов. Коэффициент показывает удельный вес собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) в общей сумме источников финансирования.

Третий этап проведения анализа деятельности торговой организации заключается в анализе финансовых результатов. Для этого целесообразно будет представить изменение всех видов доходов и расходов организации в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика финансовых результатов деятельности предприятия

Показатель Значение Абс. отклонение, ± Темп прироста, %

20_г 20_г

Товарооборот

Себестоимость реализованной продукции

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прочие доходы

Прочие расходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыль (убыток) до налогообложения

Чистая прибыль (убыток)

При оценке финансовых результатов предприятия необходимо рассчитать следующие коэффициенты (показатели рентабельности предприятия) [2]:

- рентабельность продаж вычисляется путем деления суммы прибыли на выручку. Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. выручки;

- коэффициент чистой рентабельности равен отношению прибыли до налогообложения и средней величины активов, умноженному на 100%. Коэффициент чистой рентабельности активов показывает, какой процент прибыли получит предприятие на единицу стоимости всех видов ресурсов организации;

- рентабельность активов = чистая прибыль / сумма активов. Данный показатель также называют нормой прибыли. Он показывает, насколько эффективно используется имущество организации;

- коэффициент рентабельности собственного капитала определяется путем деления суммы чистой прибыли на среднюю величину собственного капитала. Полученное значение умножается на 100%. Таким образом, мы получим процент прибыли, который предприятие получит на единицу стоимости собственного капитала;

- рентабельность оборотного капитала определяется аналогично: чистая прибыль / средняя стоимость оборотных активов. Рентабельность оборотного

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(11), 2017 капитала показывает, сумму прибыли, которая приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы.

Все указанные коэффициенты необходимо рассчитывать в динамике, определять отклонения и темпы прироста.

После проведения основных этапов анализа управленческий персонал предприятия в соответствии с необходимостью может провести дополнительные этапы анализа, такие как анализ маркетинговой деятельности, анализ экономического потенциала торговой организации и др. Также нужно заметить, что управленческий анализ необходимо проводить совместно с другими видами анализа. Это обеспечит системный подход к проблемам управления и эффективности использования ресурсов. Кроме того, анализ необходимо проводить непрерывно, чтобы наблюдать динамику показателей и верно оценивать потенциал и перспективы организации.

Список литературы:

1. Новосельский С.О. Экономическое развитие территорий: коллективная монография / С.О. Новосельский, М.В. Шатохин, Н.В. Сирокина, О.И.Рашидов, Л.И. Крячкова, В.А. Левченко, И.А. Рашидова, В.Н. Лопин, Т.А. Седых, А.С. Разумова, М.Н. Мелентьева. - Курск: Изд-во «Деловая полиграфия», 2016. - 502с.

2. Новосельский С.О. Индикативный механизм оценки социально-экономической конкурентоспособности развития районов Курской области / С.О. Новосельский, М.В. Шатохин, Ю.Д. Ванин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2012. - №7. - С.26-30.

3. Новосельский, С.О. Роль инновационных процессов в повышении эффективности производства свекловичной отрасли / С.О. Новосельский, С.Н. Волкова, С.Д. Некрасов, А.В. Сидоров. - В сборнике: Проблемы развития аграрного сектора региона материалы всероссийской научно-практической конференции: в 4-х частях. 2006. - С.266-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.