Научная статья на тему 'Управленческая культура руководителя общеобразовательной школы: структура и содержание'

Управленческая культура руководителя общеобразовательной школы: структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ / CULTURE MANAGEMENT / HEAD OF SECONDARY SCHOOL / PERSONAL CHARACTERISTICS OF A DIRECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багирова З. К.

В статье представлены некоторые теоретические подходы к пониманию культуры управления как составной части общей культуры человечества, расширены представления о роли и значении управленческой культуры в деятельности директора современного образовательного учреждения. Автор раскрывает основные структурные компоненты управленческой культуры директора современной школы, обозначает барьеры, препятствующие эффективному управлению образовательными учреждениями. В статье также показаны основные личностные характеристики руководителя, которые способствуют эффективности его работы. При этом автор приходит к выводу, что в современных условиях только системный, комплексный подход позволяет успешно управлять образовательным учреждением, обеспечивать высокую эффективность обучения и воспитания, реализацию намеченных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CULTURE OF THE HEAD IN A SECONDARY SCHOOL: STRUCTURE AND CONTENTS

The research paper presents some theoretical approaches to the understanding of culture as an integral part of the common culture of humanity, expanded view of the role and importance of the management culture in the activities of Director of contemporary educational institutions. The author reveals the main structural components of the management culture of Director of a modern school, identifies the barriers to effective management of educational institutions. The article also shows the main personal characteristics of a leader, which contribute to the effectiveness in administrative work. The author comes to the conclusion that in modern conditions only systematic, comprehensive approach to successfully manage an educational institution, to ensure high efficiency of training and education, the goals to be met. The research helped to differentiate socioeconomic (authoritarian style, collapse of moral values, problems in economy), social (low educational level of the society, underfunding of educational system by the state, teachers go into business) and psychological barriers (low psychological culture, lack of a net of psychological assisting institutions) that hinder management in schools.

Текст научной работы на тему «Управленческая культура руководителя общеобразовательной школы: структура и содержание»

Умело совмещал в своей деятельности медицину, физиологию, психологию, педагогику С.П. Боткин (1832-1889) - врач, ученый и общественный деятель. Его идеи были сосредоточены на восприятии взаимоотношений организма и внешней среды, целостности организма и его изменчивости, происхождения психической деятельности человека. Главнейшей задачей практической медицины и педагогики он считал предупреждение болезни, а не ее лечение.

Идеи Боткина были близки П.Ф. Лесгафту (1837-1909) - биологу, анатому, педагогу, врачу, создателю научной системы физического воспитания. Человек им всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. «Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им аспектов воспитания» [9].

И.А. Сикорский (1842-1919) - русский ученый-психолог, теоретик национализма, активный общественный деятель. Наличие медицинского образования, знание педагогики и психологии позволяли ему определять проблем детского развития и

Библиографический список

разрабатывать практические рекомендации для воспитания и обучения. В качестве основного фактора воспитания он рассматривал интеграцию школы, семьи, психологической помощи и медицины

Особый интерес представляют научные взгляды и идеи В.М. Бехтерева (1857-1927). Отличительная черта его концепции - антропологическая ориентация, аналитически раскрыл понимание «больной и здоровый человек». «Впервые в отечественной науке глубоко и полно было обосновано представление о человеке как биосоциальном существе» [10]. Будучи специалистом в области анатомии, гистологии, морфологии и физиологии мозга, психо- и невропатологии, психологии и педагогики, Бехтерев впервые ввел понятие медицинская педагогика [1].

Таким образом, начальный этап интеграции медицинского образования с педагогическим характеризуется стремлением ученых к междисциплинарному знанию о человеке. Проблема человека как предмета воспитания, развития и сохранения здоровья потребовала изыскания возможности педагогического, психологического и медицинского приложения.

1. Медицина и педагогика на пути интеграции. Реферат. Московская Медицинская Академия им. И.М. Сеченова. Available at: xrefer-at.ru>71/5609-1-medicina-i-pedagogika

2. Информационный ресурс: Available at: pedagog/medicinskaya-pedagogika

3. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Москва: Правда, 1990.

4. Современный словарь по педагогике. Сост. Е.С. Репацевич. Минск: «Современное слово», 2001.

5. Давыдов И.И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей. Русский педагогический вестник. 1834; № 10, Т. 6.

6. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании. Санкт-Петербург, 1846.

7. Енгалычев П.Н. Словарь добродетелей и пророков, с прибавлением некоторых достопамятных происшествий Санкт-Петербург: Типография Департамента Народного Просвещения, 1828.

8. Большая медицинская энциклопедия. Москва, 1962; Т. 24.

9. Лесгафт П.Ф. Избранные. Труды. Сост. И.Н. Решетень. Москва, 1987.

10. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. Москва; Воронеж, 2007. References

1. Medicina i pedagogika na puti integracii. Referat. Moskovskaya Medicinskaya Akademiya im. I.M. Sechenova. Available at: xreferat. ru>71/5609-1-medicina-i-pedagogika

2. Informacionnyj resurs: Available at: pedagog/medicinskaya-pedagogika

3. Frank S.L. Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii. Moskva: Pravda, 1990.

4. Sovremennyj slovar' po pedagogike. Sost. E.S. Repacevich. Minsk: «Sovremennoe slovo», 2001.

5. Davydov I.I. O soglasovanii vospitaniya s razvitiem dushevnyh sposobnostej. Russkijpedagogicheskij vestnik. 1834; № 10, T. 6.

6. Aftonas'ev A.F. Mysli o vospitanii. Sankt-Peterburg, 1846.

7. Engalychev P.N. Slovar' dobrodetelej i prorokov, s pribavleniem nekotoryh dostopamyatnyh proisshestvij Sankt-Peterburg: Tipografiya Departamenta Narodnogo Prosvescheniya, 1828.

8. Bol'shaya medicinskaya 'enciklopediya. Moskva, 1962; T. 24.

9. Lesgaft P.F. Izbrannye. Trudy. Sost. I.N. Resheten'. Moskva, 1987.

10. Behterev V.M. Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka. Pod red. A.V. Brushlinskogo, V.A. Kol'covoj. Moskva; Voronezh, 2007.

Статья поступила в редакцию 11.03.15

УДК 371

Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

MANAGEMENT CULTURE OF THE HEAD IN A SECONDARY SCHOOL: STRUCTURE AND CONTENTS. The research paper presents some theoretical approaches to the understanding of culture as an integral part of the common culture of humanity, expanded view of the role and importance of the management culture in the activities of Director of contemporary educational institutions. The author reveals the main structural components of the management culture of Director of a modern school, identifies the barriers to effective management of educational institutions. The article also shows the main personal characteristics of a leader, which contribute to the effectiveness in administrative work. The author comes to the conclusion that in modern conditions only systematic, comprehensive approach to successfully manage an educational institution, to ensure high efficiency of training and education, the goals to be met. The research helped to differentiate socioeconomic (authoritarian style, collapse of moral values, problems in economy), social (low educational level of the society, underfunding of educational system by the state, teachers go into business) and psychological barriers (low psychological culture, lack of a net of psychological assisting institutions) that hinder management in schools.

Key words: culture management, head of secondary school, personal characteristics of a director.

З.К. Багирова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В статье представлены некоторые теоретические подходы к пониманию культуры управления как составной части общей культурычеловечества, расширены представления о роли и значенииуправленческойкультурывдеятельностидиректора современного образовательного учреждения. Автор раскрывает основные структурные компоненты управленческой культу-рытррегеора сетруренной ш^с^тв, обозначаеьМсрнеры,пршчятсевршщин ¡^в^с^^^тыномутмвавлению обсьзовутушоными учреждениями. В статье также показаны основные личностные характеристики руководителя, которые способствуют эф-фьчтиенотни его работы. При этом автор приходит к выводу, что в современных условиях только системный, комплексный подход позволяет успешно управлять образовательным учреждением, обеспечивать высокую эффективность обучения и воспитанря, реализецив нтмеченных целтк.

Ключевые слова: культура управления, руководитель общеобразовательной школы, личностные характеристики рушовоертелч.

Всоорнекствии сзакотомРоешийской Федора-шн-рбьбра-зовании» система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть напуввлрна еа рвзвктиелирмости шдпуснникк, нс сшздаьиеус-ловий для его самоопределения и самореализации. Тем самым, со рсеЫ трстнме россейскогн оЬчазтванин вотаёезшдачароиека новых подходов к управлению образовательными учреждениями длярешедрязадач,которытссрвот перем шкслоИ стголь дарство и общество.

Mртoмcанзивoпниыеeп весррс о выевштнишесновных рреы бований к современному руководителю, а также о выявлении факторов, неблагоприятно сказывающихся на эффективность упуа влнтиу.

Управленческая культура руководителя образовательного уноеждуупя- этокомплетс спурв-ннчсcкиx знаеий,уменими опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидувскснитнорчуекнм вапсамленуосрн.Прветоомасрерятво управления заключается, прежде всего, в умении выбирать наи-болтиэффективные дмьдмнмого крнкуитннгу мо меинаиьемеми и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности.

Вашоымюомтнеомявлянтня нттфакыычпнпеынмо ныли-чия у руководителя профессионального образования, особое юнтненнеироеи его сурсоЯео(лтк нoееoснаoмy по вышмнию эффективности профессиональной деятельности путём изменения споогвпонеденкр,кпосто яннуму ^^звож ческих способностей. В соответствии с новыми требованиями,

првлъявльчрымир соввсменной -пюлвл^I^omяшсефтрмиро-вания системы образования, эффективный руководитель должен помнить, что сразу овладеть этими способностями невоз-М^с^рм^[^октн1^е новыевтстутбтыанныш рпособтонтей и развитие уже имеющихся должно происходить на протяжении длиьельн ого ьтpсикнвpелони,Юaкеичсткинн пшншяжении всей профессиональной управленческой деятельности при чере-уранир^^рнт;^(^в оУт—ния (нпсышeыияивиачфикт-ии, самообучения) и практической деятельности. Большое значение в деяеельнистмптрфесри oнaмы^oгoрyктвoйинecяпы1нютфa кто-ры опыта, умения импровизировать в своей деятельности, находить творческие и оптимальные решения, адаптироваться к

Выделим основные личностные характеристики руководи-чрле, кртсвые спoивбуувшшрxффeкчавньчтиe-oнa б от в|(рир. 1) Основными компонентами управленческой культуры можно cнитaтотлe-нющит:

наличие знаний для успешной деятельности; понимание змочукик 3-1« знчпим рмя □сак-ищ набор операционных умений; владение алгоритмами решения трудовых задач; свpppаиьpчревpтнepкрroпpлxpач к псеШуссконауьной деятельности.

р^ифн^ь^и ровании образовательной политики в области повышения управленческой культуры необходимо решение сле,оуюшсхмаыев: pауьпнеeнмтэшфуктивl-pгевкaиыс.кeаpтвия городских, районных органов управления образованием с об-

Рис.1.Основныеличностныехарактеристикиэффективногоруководителя

Таблица 1

Основные барьеры, препятствующие эффективному управлению образовательными учреждениями

социально-экономические социальные психологические

преобладание авторитарного стиля руководства во многих сферах общества; крах многих социальных и духовных ценностей; проблемы в экономике и т.д. недостаточно высокий социальный статус образования в обществе; остаточный принцип финансирования образования; переход первоклассных специалистов- предметников в сферу бизнеса в связи с необходимостью «выживания» в условиях экономической нестабильности в стране низкий уровень психологической культуры педагогов и управленцев; отсутствие разветвлённой сети психологических служб, как в системе среднего образования, так и в других отраслях; недостаточная ориентация общественного сознания в целом на необходимость психологического обеспечения жизнедеятельности людей и психологической защиты и т.д.

разовательными учреждениями и, непосредственно, с их руководителями, укрепление информационно-технической, материальной и учебно-методической базы системы повышения квалификации управленческих кадров.

В то же время учёными выявлены три основные группы барьеров, препятствующих эффективному управлению образовательными учреждениями на основе демократических принципов (табл.1).

Повышение квалификации ещё не гарантирует качественного управления, но существенно повышает потенциальные управленческие возможности руководителей. Однако, даже в условиях функционирования в сложной экономической, социальной ситуации в стране, руководитель образовательного учреждения может быть оптимально результативен. Выделим ведущие факторы эффективного функционирования образовательного учреждения при оптимальном управлении: знание и согласованное видение главных проблем школы; владение руководителем технологией освоения новшеств; создание условий, мотивирующих коллектив к достижению максимально возможных оптимальных результатов; создание условий, позволяющих обеспечить высокую степень удовлетворённости участников образовательного процесса результатами деятельности; организация своевременной информированности педагогов и учащихся о результатах совместной деятельности; соответствие выбранной миссии школы образовательным потребностям учащихся и образовательным интересам социума; соответствие ценностей, норм, традиций, школьной культуры философии школы, ценностям и целям её развития; принятие школьным коллективом общих целей совместной деятельности; осознание педагогами развития как важнейшей цен-

Библиографический список

ности; согласованное понимание нынешних требований к школе и их изменения в будущем.

Следует отметить, что нет и не может быть каких-то абсолютных, универсальных методов руководства, пригодных на все случаи жизни, безотказно действующих в любых ситуациях. Ведущими в работе руководителя образовательного учреждения должны быть методы стимулирования. При этом особую роль играет социальное и моральное стимулирование, использование методов убеждения. Руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить о том, что он, прежде всего педагог, учитель учителей, умелый и тактичный воспитатель.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что для руководителя современной школой характерны:

• ориентация руководителя на развитие образовательного учреждения в целом, членов педагогического коллектива и на саморазвитие;

• учёт и удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса;

• ориентация на развитие индивидуальности школы;

• соответствие системы управления особенностям школы и её социального окружения;

• опора на научные знания, теорию современного менеджмента в образовании;

• восприятие школы как целостной социальной и образовательной организации

Таким образом, в современных условиях только системный, комплексный подход позволяет успешно управлять образовательным учреждением, обеспечивать высокую эффективность обучения и воспитания, реализацию намеченных целей.

1. Алексеева Т.А., Рекичинская Е.А. Управленческие инновации в гимназии. Педагогическое обозрение. № 10 (85).

2. Астафьева Н.Е., Кузнецов С.В. Управление образованием в условиях модернизации. ПЕДС0ВЕТ.0RG: материалы 15-го Всероссийского интернет-педсовета. Available at: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=324&mode=threaded&pid=50831

References

1. Alekseeva T.A., Rekichinskaya E.A. Upravlencheskie innovacii v gimnazii. Pedagogicheskoe obozrenie. № 10 (85).

2. Astaf'eva N.E., Kuznecov S.V. Upravlenie obrazovaniem v usloviyah modernizacii. PEDSOVET.ORG: materialy 15-go Vserossijskogo inter-net-pedsoveta. Available at: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=324&mode=threaded&pid=50831

Статья поступила в редакцию 17.03.15

УДК 378

Borokova I.D., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Cherkessk, Russia),

E-mail: [email protected]

MATHEMATICAL EDUCATION AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL THINKING IN BACHELORS MAJORING IN SOCIAL WORK. This article discusses the approach to the development of technological thinking by means of mathematical education among bachelors, whose major is social work. Characteristics of technological activity in social work as an activity, procedure, implementation of which is feasible, are most effective in the presence of a professional advanced technological thinking. The necessity of application of mathematical education with the purpose of development of technological thinking in the bachelor of social work is stated. The author concludes that the educational sphere of "Mathematics" acts as a subject of general education, the main objective of which is intellectual education, development of human thinking necessary for free and painless adaptation of it to the conditions of life in the modern society, as well as the effective exercise of the professional activity. The paper gives main ideas that define the meaning of technological type of thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.