Научная статья на тему 'Управленческая культура и профессиональная этика государственных служащих муниципального управления'

Управленческая культура и профессиональная этика государственных служащих муниципального управления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2409
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL ETHICS / ETHICS MANAGEMENT / MANAGEMENT CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимова Екатерина Сергеевна, Вдовенко Евгений Олегович, Мирсаидов Бекмурод Мирзагумолович

Рассмотрено состояние проблемы управленческой культуры и профессиональной этики в сфере российского государственного и муниципального управления. Определено содержание понятий служебной и профессиональной этики. Намечены задачи повышения управленческой культуры у государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ефимова Екатерина Сергеевна, Вдовенко Евгений Олегович, Мирсаидов Бекмурод Мирзагумолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CULTURE AND PROFESSIONAL ETHICS OF CIVIL SERVANTS OF THE MUNICIPALITY

The state of the problem of management culture and professional ethics in the Russian public and municipal administration are considered. The content of the concepts of service and professional ethics are defined. We outlined task of improving the management culture to the civil servants.

Текст научной работы на тему «Управленческая культура и профессиональная этика государственных служащих муниципального управления»

УДК 35.07

Е.С. Ефимова*, Е.О Вдовенко**, Б.М. Мирсаидов***

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия

125047 Москва, Миусская пл., 9

* e-mail: [email protected]

**e-mail: [email protected]

***e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрено состояние проблемы управленческой культуры и профессиональной этики в сфере российского государственного и муниципального управления. Определено содержание понятий служебной и профессиональной этики. Намечены задачи повышения управленческой культуры у государственных служащих.

Ключевые слова: профессиональная этика, служебная этика, управленческая культура.

Развитие институтов гражданского общества зависит от эффективности административно-управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих, которые способны реализовать задачи реформирования и совершенствование системы управления в стране, направленной на демократизацию общественной жизни. Государственная и муниципальная служба является социальным институтом, обеспечивающим реализацию целей и функций государства. Современное общество отличается высокой степенью институционализации, который зависит от уровня профессионализма кадров, их способности осуществлять административно-управленческую

деятельность на основе управленческой культуры и руководствуясь этикой служебных отношений. Однако существует противоречие между значимостью управленческой культуры и этики служебных отношений на государственной и муниципальной службе, важностью разработки теоретических основ реализации научно обоснованной государственной политики в повышении культуры государственных и муниципальных служащих и сложностью практической реализации, отсутствием единой модели в системе административно-управленческой деятельности.

К. Шольтс отмечал, что управленческая культура управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения. М. Вебер отмечает, что в основе четкой функциональной и управленческой регламентации лежит управленческая культура и служебная этика. Э. Шай предложил рассматривать управленческую культуру по трем уровням: поверхностному или символическому (познание культуры начинается с ее восприятия), подповерхностному (изучению подвергаются ценности и верования членов организации), глубинному уровень (скрытые и принимаемые на веру предположения о мотивах поведения людей).С. Хонди предложил типологию организационных культур и описал что позволяет и в каких условиях добиваться успеха. В основе культуры управления лежат определенные юридические,

моральные, организационные, экономические нормы, которые должны строго соблюдаться отражены в государственно-правовых нормативных актах. Они являются определяющими в регуляции поведения руководителя в области нравственности и морали; устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей, правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации; регулируют экономическую

деятельность организации. Все это придает культуре управления определенную специфичность.

Основные исследования в области управленческой культуры строятся на изучении:

- управленческой культуры руководителя (В. В. Кузнецов, Е. Л. Кумунджиева, А. П. Поздняков и др.) применительно к субъекту управления, то есть к личности, представляя ее как часть профессиональной культуры и отражая степень усвоения управленцем культурного опыта человечества;

- управленческой культуры организаций (М. А. Васьков, О. С. Виханский, А. И. Наумов и др.), отмечая в организации установленный способ иерархических и управленческих групповых связей и взаимоотношений сотрудников.

Под управленческой культурой мы понимаем качественный показатель деятельности человека в системе взаимоотношений, определяемых

специфической иерархией руководства и подчиненности, основанной на сотрудничестве, выработке общих ценностей.

Культура пронизывает процесс управления от начала до конца, играет огромную роль в организации общения и профессиональной деятельности. Исследование управленческой культуры и этики служебных отношений на государственной и муниципальной службе невозможно без определения ее ценностных и культурно-исторических оснований, которые лежат в основе общей этической культуры человека.

В системе социального взаимодействия в коллективе особая роль отводится нормам поведения и культуре взаимоотношений с людьми. Важным их

элементом являются профессионально-этические отношения субъектов деятельности, в основе которых порядочность, ответственность, профессионально-нравственная культура, соблюдение социальных норм и правил поведения и пр.

Анализируя феномен профессиональной этики, авторы (В.И. Бакштановский, М. В. Первушин, Е. С. Протанская, Ю.В. Согомонов) рассматривают ее как средство регуляции поведения профессионалов в деловой среде; этические основания успеха профессионала и соотношение успеха индивида в профессии и успеха решения проблем общества в целом»; преломление ценностей религиозной этики в деловой среде, их влияние на становление и развитие российского предпринимательства и пр.

В работах А. С. Капто, Ю. В. Согомонова, В. А. Цвыка и др. раскрыты понятия прикладной и профессиональной этики, их специфика и функции, предложена теоретическая и эмпирическая интерпретация основных профессионально-этических категорий. Г. В. Лазутиной, А. И. Турчинова, Э. А. Уткина обозначена специфика профессиональной морали, проанализирована нравственная мотивация труда. В своих работах авторы используют понятия профессиональной и служебной этики как синонимы. Однако в своем большинстве исследователи в области профессиональной и служебной этики разводят данные понятия, выделяя специфические оттенки в их содержании.

Профессиональная этика обусловлена «особенностями профессии, корпоративными интересами, профессиональной культурой; людьми, выполняющими одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывающими специфические традиции, которые объединяются на основе профессиональной солидарности,

поддерживают репутацию своей профессиональной группы». [5] Яркий пример профессиональной консолидации - профессиональные праздники.

Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его производственной и служебной деятельности. В служебной этике выделяют этику межличностных отношений и этику управления. В этике межличностных отношений особое место отводится взаимодействию «подчинённый -руководитель». Главное требование к подчинённому -признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Этика управления - это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно-распорядительных

полномочий, т.е. в сфере управления. Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями. [2]

В последние годы государственная и муниципальная служба в России исследователями рассматривалась с разных сторон, а именно,

профессиональной деятельности и как правовой, организационный, экономический, нравственный институт, что свидетельствует о ее многогранности. Новым подходом стал «креативный маркетинг в государственном муниципальном управлении позволяет выделить новую миссию инновационной экономики через активизацию, развитие и придание позитивной направленности процессам, происходящим в социально-экономической системе». [1]

Однако, говорить о новом облике государственной и муниципальной службы как социального института в России рано, пока она не будет освобождена от устаревших традиций, например, решения проблем между властью и гражданином не правовым путем -давлением, силой, использованием личных связей.

Для Российской управленческой культуры характерна кластерная модель управления с коллективистической по характеру постановкой целей, стремлением к коллективной ответственности, что сохранилось от многолетней коммунистической идеологии советского периода. Особенности отношений в российских организациях и учреждениях проявляются в эмоционально-личностном характере, стремлением добиться результатов с менее отчетливым распределением ролей. Для русского человека более важны чувства симпатии и антипатии в отношениях между людьми, а не формальные принципы. [4]

Профессиональная деятельность государственных и муниципальных служащих протекает в заданной среде и определяется ее условиями:

- «совокупностью целей, задач и концепций, направленных на их достижение, объединяющих профессиональную деятельность государственных и муниципальных служащих;

- системой решений и воздействий, усиливающих и реализующих мотивирующую роль целеполагания субъектов деятельности;

- уровнем технической оснащенности профессиональной деятельности». [3]

В сфере государственной и муниципальной службы главным ресурсом являются люди, т.е. служащие, поэтому важнейшим направлением развития данной профессиональной среды становится овладение демократической культурой управления, которая основана на профессиональной культуре государственных и муниципальных служащих. Формализация служебной этики представлена в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». В Кодексе подчеркивается «необходимость обучения

государственный и муниципальных служащих моральным принципам в условиях повышенных общественных ожиданий в отношении эффективности их работы» [6]. Кодекс служебной, профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих России служит целям соблюдения в государственной службе этических норм и правил человеческого общежития, исторически сложившихся нравственных устоев народов, населяющих территорию Российской Федерации. Он основан на

традиции - «жить по законам правды и справедливости, выражать сострадание и заботу о людях, проявлять бескорыстное милосердие, совестливость и скромность, осуществлять саморазвитие чувств социальной справедливости».

Специфика содержания понятий

профессиональная и служебная этика нами видится в следующем:

- профессиональная этика обусловлена особенностями профессии, профессиональной культурой, специфическими традициями, которые объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию профессиональной группы;

- служебная этика представляет совокупность норм, правил и принципов поведения человека, осуществляемых в сфере его служебной деятельности, проявляющейся в этике межличностных отношений и управления данной организации.

Управленческая культура и этика профессиональных и служебных отношений выполняет множество функций:

- культурную - сохранение культурных традиций и формирование вновь выработанных образцов культуры, поэтому управленческую деятельность можно рассматривать;

- регулирующую, т.к. поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации (корпорации), их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов;

- адаптивную, облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации через общие нормы поведения, ритуалы, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников;

- мотивирующую функцию, т.к. создает необходимые стимулы, желание соответствовать имиджу организации.

Для формирования современной системы административно-управленческой деятельности важно преодолеть противоречие между устаревшими традициями взаимоотношений власти и управления и новыми требованиями, выдвигаемыми современными реалиями к управленческой культуре и профессионально-этическим отношениям ее субъектов. Для этого существует необходимость в выделении этических компонентов профессионализма в системе административно-управленческой деятельности.

Ефимова Екатерина Сергеевна, преподаватель кафедры психологии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Евгений Олегович, слушатель программы «Преподаватель высшей школы» РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Мирсаидов Бекмурод Мирзагумолович магистрант 2 курса Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва.

Литература

1. Ефимова Е.С., Хачатуров-Тавризян Е.А. Креативный маркетинг в государственном муниципальном управлении.//Успехи в химии и химической технологии. 2G15. Т. 29. № 5 (164). С. 44-46.

2. Ефимова Н.С. Профессиональная этика государственных служащих муниципального управления// Успехи в химии и химической технологии. 2G15. Т. 29. № 5 (164). С. 41-43.

3. Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. Н. Новгород, 1998. 189 с.

4. Омельченко Н. А. Этика государственной и муниципальной службы. М.: Изд-во Юрайт, 2G16. 4G8 с.

5. Скворцова В.Н. Профессиональная этика. Томск: Изд-во ТПУ, 2GG6. 18G с.

6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих российской федерации и муниципальных служащих. // https://11.mvd.ru/Dejatelnost/Sluzhba.

Efimova Ekaterina Sergeevna*, Vdovenko Evgeniy Olegovich**, Mirsaidov Bekmurod Mirzagumolovich***

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.

e-mail: * e-mail: [email protected], **[email protected], ***e-mail: [email protected]

MANAGEMENT CULTURE AND PROFESSIONAL ETHICS OF CIVIL SERVANTS OF THE MUNICIPALITY

Abstract

The state of the problem of management culture and professional ethics in the Russian public and municipal administration are considered. The content of the concepts of service and professional ethics are defined. We outlined task of improving the management culture to the civil servants.

Key words: professional ethics, ethics management, management culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.