УДК 32
Евтехова Анна Сергеевна
аспирант. Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации a.evtexova@mail .ru Anna S. Evtehova graduate student. Orlovsky branch Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration a.evtexova@mail .ru
Управленческая культура государственных гражданских служащих
как интегративная система
Management culture of civil servants as an integrative system
Аннотация. Данная статья посвящена изучению управленческой культуры, обоснованию особенностей содержания и определения теоретико-методологической сущности управленческой культуры государственных гражданских служащих.
Annotation. This paper is devoted to the study of managerial culture, justification nature of the content and determine the theoretical and methodological essence of administrative culture of civil servants.
Ключевые слова: культура, управленческая культура, государственные гражданские служащие, структура управленческой культуры государственных гражданских служащих.
Keywords: culture, management culture, civil servants, the structure of the management culture of civil servants.
Современные тенденции развития общественных отношений повышают требования к государственному управлению. Возникает необходимость в разработке концептуальных основ изучения формирования управленческой культуры государственных гражданских служащих.
Проблема формирования и совершенствования управленческой культуры активно обсуждается авторами и исследователями. В. К. Белолипецкий, Л. А. Павлова определяют «управленческую культуру» прежде всего как «практическую систему мер и методов, имеющих прямое и непосредственное отношение к практике» [1, с. 112, 113].
А.В. Данилов отмечает, что управленческая культура представляет собой систему усвоенных в процессе управленческой социализации значений, ценностей и норм управления. Управленческая культура руководителя - устойчивая система управленчески значимых качеств личности, включенного в определенную иерархию должностного лица, ориентирующегося на внеэкономические методы стимулирования деятельности подчиненных [4, с. 141-146].
В работах Иванова В.Н., Патрушева В.И. управленческая культура представляется как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе и творческой управленческой деятельности [6, с. 256].
Почевалов Д.А. пишет, что определение понятия управленческой культуры основывается, прежде всего, на социологическом понимании культуры и учете актуальных задач развития управления. Культура управления может пониматься как совокупность характерных черт управленческого воздействия, при котором формирующими аспектами культуры является практика воздействия руководителя на подчиненного и соответствующая управленческая рефлексия [8].
В научных работах Проказиной Н.В. под управленческой культурой государственных гражданских служащих понимается совокупность профессионально значимых личностных качеств, стереотипов, установок, ценностей; знаний, навыков, компетенций; отношений; юридических, моральных и организационных норм поведения, предопределяющих содержание, направленность и эффективность профессиональной управленческой деятельности [9, с. 71-76].
Приведенные определения управленческой культуры автору позволили выделить следующие особенности:
1. Управленческая культура предстает как система элементов различного характера, направленная на осуществление управленческой деятельности, которая задает определенный тип действий, необходимый для достижения поставленной цели.
2. Управленческая культура определяет направление управленческой деятельности, определяя ее качественные характеристики.
Структура управленческой культуры государственных гражданских служащих как интегративной системы включает взаимосвязанные элементы: нормативный, ценностно-ориентационный и практико-деятельностный. Нормативная подсистема определена с позиций социологических концепций М. Вебера, А. Файоля, Ф. Тейлор, которая включает: стандарты поведения; социальные нормы; права, обязанности, ограничения, запреты, закрепленные нормативно-правовыми актами, регулирующие служебное поведение государственного гражданского служащего. Ценностно-ориентационная подсистема определена с позиций социологических взглядов Э. Мэйо и социологической школы «человеческих отношений». Она состоит из духовно-нравственных установок, ценностей и стереотипов; ценностных
ориентаций; творческой индивидуальности, инициативности. Практико-деятельностная подсистема выделена автором на основе представления о том, какими средствами и способами осуществляется социальное действие. Данная подсистема включает в себя: управленческие умения и навыки, профессиональные компетенции; профессиональные способности.
Существенное влияние на состояние уровня управленческой культуры государственных гражданских служащих оказывают нормативные требования и нормы организационной системы (государства или органа государственной гражданской службы. Индикаторами данной подсистемы являются занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей, стандарты поведения государственного гражданского служащего, характерные для государственной организации (корпоративный элемент). Наличие «формализованных» компонентов обосновано социологической концепцией М. Вебера.
Духовно-нравственные установки и ценности представляют собой важнейшие элементы структуры личности государственного гражданского служащего. Л. Вечер указывает на то что, «ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, формы поведения или институты индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения» [2, с.156]. В основе духовно-нравственных ценностей находится нравственное сознание, которое имеет свою структуру, где выделяются нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Система ценностных ориентаций предполагает также наличие профессиональных ценностей. Значимыми в управленческой культуре являются ценностное отношение к профессиональной деятельности; уровень технологической компетентности; творческая активность; преобладающий стиль мышления; мотивация к профессиональному совершенству.
Практико-деятельностная подсистема характеризуется наличием в ней таких компонентов, как управленческие знания, умения или профессиональные компетенции. Это технологический компонент, включающий способы и приемы управления социальными процессами. Решение данных задач основывается на умениях гражданского служащего в области анализа и планирования, организации, контроля и регулирования социальных процессов.
Компетенции целесообразно рассматривать как характеристики личности, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение [11, с. 7]. В качестве компетенций выступают личностные компетенции (мотивация, саморазвитие), этические, когнитивные и функциональные. Применимо к государственным гражданским служащим особое место занимают специфические компетенции, характерные для успешной управленческой деятельности
(стратегическое видение, работа с людьми, творческое мышление). Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения [1]. Следует также отметить, что все три подсистемы
- ценностно-ориентированная, практико-деятельностная и нормативная подсистемы взаимосвязаны между собой. Таким образом, на основе анализа различных научных позиций автор пришел к выводу о том, что:
1. Управленческая культура государственных гражданских служащих
- это интегративная система, представляющая собой структуру взаимосвязанных элементов - ценностно-нравственных ориентиров и норм поведения, управленческих и профессиональных компетенций, способностей, направленных на повышение качества управленческой деятельности.
2. В предлагаемой нами структуре управленческой культуры государственных гражданских служащих прослеживается связь между всеми подсистемами, при этом ценностно-ориентированная подсистема занимает доминирующее место по отношению двум другим, что говорит о существенном ее влиянии в формировании управленческой культуры государственных гражданских служащих.
Литература:
1. Белолипецкий В. К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления. Учебно-практическое пособие. М., ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д. Издательский центр «МарТ», 2004, С. 112, 113.
2. Вечер Л.С, деловое общение государственного служащего: практикум /Л. Вечер. - М.: ФОРУМ, 2012. С.156.
3. Гладышев А.Г., Горбов Н.М., Иванов В.Н. и др., под общ. ред. В.Н.Иванова. Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. М., 2003. С.28.
4. Данилов А.В. Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ)// общественные и гуманитарные науки, № 74-1. С. 141-146.
5. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Учеб.пособие. 2-е изд., испр. И доп. М.: Муниципальный мир, 2004. С. 256.
6. Отражение, деятельность, познание //А.М. Коршунов. М.: Политиздат, 1979. 216с. С.45.
7. Почевалов, Д.А. Обратная связь в управленческой культуре местных администраций: автореферат [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/obratnaya-svyaz-v-upravlencheskoi-kulture-mestnykh-administratsii Дата обращения 28.04.2014.
8. Пашин Л.А., Проказина Н.В. Теоретические подходы к изучению управленческой культуры государственных гражданских служащих//Среднерусский Вестник общественных наук. Вып. №3, РАНХиГС, 2013. С. 71-76.
9. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г [Электронный ресурс]
http://vocabulary.ru/dictionary/979/word/profesionalnye-sposobnosti
10. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова. М. С. 7.
11. Управленец-менеджер XXI века. Проект: выявление и развитие управленческих способностей учащихся / Гладышев А.Г., Горбов Н.М., Иванов В.Н. и др., под общ. ред. В.Н.Иванова. Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. М., 2003. С.28.
Literature:
1. Belolipetsky C. K., L. Pavlova, Ethics and management culture. Study and practice guide. M, ICC "March". Rostov n/A. Publishing center "March", 2004, С. 112, 113.
2. Evening-HP business communication state employee: workshop /L. the Evening. - M.: the FORUM, 2012. Р.156.
3. Gladyshev A.G., humps NM, Ivanov V.N. and others, under the General Ed. Ivanov. Academy of social Sciences technology and local government. M., 2003. P.28.
4. Danilov A.V. Management culture Manager in the administrative-command system (sociological analysis)// social Sciences and Humanities, No. 741. p. 141-146.
5. Ivanov V.N., Patrushev VI Social technology: Textbooks. 2nd ed., Corr. And supplementary M: Municipal world, 2004. Р. 256.
6. Reflection, activity, cognition //A. M. Korshunov. - M.: Politizdat, 1979.
P.45.
7. Pochevalov, D.A. Feedback in the management culture of the local administrations: summary [Electronic resource] http://www.dissercat.com/content/obratnaya-svyaz-v-upravlencheskoi-kulture-mestnykh-administratsii date of access 28.04.2014.
8. Pashin L.A., Procaine NV Theoretical approaches to the study of the management culture of civil servants//Russian Bulletin of social Sciences. - Vol. No. 3, Ane, 2013. Р. 71-76.
9. Applied aspects of modern psychology:terms, laws, concepts, methods/ reference book, the author N.I. Grooms, 1992 [Electronic resource]http://vocabulary.ru/dictionary/979/word/profesionalnye-sposobnosti
10. Personnel management: theory and practice. Competence approach in personnel management: training-Handbook/Ed. by YA Kabanova. M. N-7.
11. Manager-the Manager of the XXI century. Project: identification and development of managerial abilities of students / Gladyshev A.G., humps NM, Ivanov V.N. and others, under the General Ed. Ivanov. Academy of social Sciences technology and local government. M., 2003. P.28.