С.Б. СМИРНОВ, профессор, проректор
А.Ю. ЖЕГИН, доцент Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Уполномоченный вуз Рособразования:новый подход к реализации государственной политики
Анализируется опыт внедрения в российскую систему образования нового подхода к организации повышения квалификации научно-педагогических кадров, а именно развитие института уполномоченных вузов Рособразования по определенным направлениям повышения квалификации.
Ключевые слова: уполномоченный вуз, повышение квалификации научно-педагогических кадров, экспертиза программ повышения квалификации, федеральная сеть вузов по повышению квалификации.
В условиях модернизации системы высшего профессионального образования приоритетным направлением государственной образовательной политики становится развитие научно-педагогического кадрового потенциала высшей школы.
Основными инструментами радикального реформирования всей системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, осуществляемого Минобрнауки и Федеральным агентством по образованию, являются оптимизация финансирования, концентрация полномочий и ресурсов в руках ограниченного количества вузов, санация слабых и непрофильных учреждений, повышение требований к открытию программ дополнительного профессионального образования, финансируемых за счет госбюджета. Привычной системы, когда вузы просто подавали заявку на повышение квалификации, а затем получали приказ о контрольных цифрах, больше не существует. Рособразова-нием выстраивается система, ранжирующая вузы на «базовые», «направляющие», «линейные». Их статус, функции и финансирование весьма существенно отличаются друг от друга.
В 2009 г. Федеральным агентством по образованию введена новая катего-
рия вузов, осуществляющих повышение квалификации работников высшей школы, - «уполномоченный вуз по определенным направлениям повышения квалификации» - и разработан внутренний регламент по осуществлению государственной функции повышения квалификации. Основной задачей уполномоченного вуза определена действенная помощь Рособразованию в практическом решении задач государственной политики, направленной на развитие кадрового потенциала высшей школы посредством повышения квалификации научно-педагогических работников за счет эффективного использования кадровых, интеллектуальных, технологических и материальных ресурсов.
Управлением научных исследований и инновационных программ Федерального агентства по образованию было принято решение о предоставлении в экспериментальном порядке РГПУ им. А.И. Герцена статуса уполномоченного вуза по следующим направлениям: «Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы», «Современные образовательные технологии», «Педагогическое образование».
В соответствии с внутренним регламентом и положением Рособразова-
ния уполномоченному вузу вменяется в обязанности решение целого ряда задач по проведению, организации и экспертизе программ повышения квалификации, выработке рекомендаций, распространению передового опыта и др.
В течение первого года работы на конкретном примере отрабатывалась модель функционирования института уполномоченных вузов, его взаимодействия с федеральным центром, линейными и региональными вузами, реализующими данные направления повышения квалификации научно-педагогического состава.
За время проведения эксперимента был получен определенный опыт выполнения функций уполномоченного вуза, который требует осмысления и анализа. В данной статье уделим внимание основным направлениям.
Повышение квалификации ППС по соответствующим направлениям. Несмотря на традиционную формулировку, в реализации данной деятельности проявились определенные количественные и качественные отличия, а именно увеличение плана приема в рамках контрольных цифр, с включением в него преподавателей не только РГПУ им А.И. Герцена (38% слушателей), но и других вузов Санкт-Петербурга (62% слушателей), в основном технических университетов.
Распределение слушателей по направлениям повышения квалификации
в рамках приказов Рособразования о контрольных цифрах приема (приказ № 3бб от 07.04.2009) и приоритетным направлениям (приказ № 1780 от 01.12.2008) представлено на рис. 1.
В рамках контрольных цифр
□ Психолого-
20%__ —\ педагогическая
/ \ подготовка - 255
/С \ 42% □ Современные
1 образовательные
V \ / технологии - 226
V □ Педагогическое
38% ^--- __ образование - 119
В рамках доп. приказа по вузам №1780
19%_____ □ Психолого-
педагогическая
\ 40% V подготовка - 72 □ Современные образовательные технологии - 73
41 % — □ Педагогическое образование - 35
Рис. 1. Распределение слушателей по направлениям повышения квалификации
Таким образом, квалификацию в нашем университете повышали сотрудники 8 вузов Санкт-Петербурга и 74 вузов из семи федеральных округов (рис. 2).
Следует отметить, что особое внимание уделялось содержательной и структурной перестройке программ повышения квалификации. РГПУ им. А.И. Герцена сократил общее количество программ, полностью сосредоточившись на направлениях, по которым был утвержден в качестве уполномоченного вуза.
При построении программ повышения квалификации учитывались интересы конкретных вузов. Опыт пока-
Количество человек
60
40
20
В рамках доп. приказа по вузам №1780
Ряд2
□ Ряд1
Ряд1
А
У -
и
РДЗ-
Це
47
Се
55
Ю
32
Ряд4
Пр
21
Ряд5
□
Ряд6
Ур
11
а
Си
Ряд
Ряд7
Да
Рис. 2. Распределение слушателей, повышавшихквалификацию по федеральным округам
зал правильность такого подхода, который обеспечивался, в частности, наличием большого количества вариативных модулей, введенных в программы по итогам консультаций с преподавателями и научными сотрудниками вузов. Во всех программах присутствовал и инвариантный модуль, разделы которого были согласованы с Рособразованием.
Приведем примеры модулей.
Инвариантный модуль «Профессиональная деятельность в сфере современного высшего образования» включал следующие разделы:
• Политическая компетенция преподавателя высшей школы;
• Квалификационные требования к профессиональной деятельности в сфере образования;
• Характеристика образовательного процесса в современном вузе;
• Современный культурный контекст и культурологические компетенции преподавателя вуза;
• Информационная компетенция преподавателя высшей школы;
• Экономическая компетенция преподавателя высшей школы;
• Правовая компетенция преподавателя высшей школы;
• Коммуникативная компетенция преподавателя высшей школы.
Вариативные модули.
«Психолого-педагогическая подготовка »:
• Стрессв деятельности преподавателя;
• Управлениедело-выми отношениями;
• Формирование карьеры преподавателя вуза;
• Средства психологического воздействия преподавателя на аудиторию;
• Социально-психологические технологии взаимодействия преподавателя с «трудной» группой;
• Технологии самопрезентации преподавателя высшей школы;
• Молодежная культура в профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы;
• Современный учебно-методический комплекс;
• Проектирование образовательной программы подготовки аспирантов;
• Программы развития академической и научно-исследовательской мобильности аспирантов;
• Организация системы работы с аспирантами на выпускающей кафедре;
• Исследовательское обучение в условиях многоуровневой системы образования;
• Преемственность содержания и механизмов организации исследовательской деятельности обучающихся на разных ступенях непрерывного образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
• Научно-информационная среда исследовательской деятельности обучающихся;
• Технологии управления конфликтом.
0
9
5
«Современные образовательные технологии»:
• Технология организации самостоятельной работы студентов;
• Технологии оценивания достижений студентов;
• Технология тестирования;
• Технология модульного обучения;
• Технология развития критического мышления;
• Технологии решения конкретных ситуаций;
• Технологии групповой работы (дискуссия, работа в группах, технология группового взаимодействия);
• Технология развития мышления студентов;
• Технологии проектирования информационной образовательной среды;
• Технологии использования информационных образовательных ресурсов сети;
• Технологии организации коллективного образовательного сетевого взаимодействия;
• Технологии проектирования электронных ресурсов для дистанционного сопровождения самостоятельной образовательной деятельности студентов;
• Тренинговые технологии в практике преподавательской деятельности;
• Технологии электронного обучения и управление знаниями.
«Педагогическое образование »:
• Развитие непрерывного образования;
• Зарубежные и отечественные модели педагогического образования;
• Взаимодействие педагогического вуза и социальных партнеров;
• Проектирование образовательных программ бакалавриата в многоуровневом образовании;
• Проектирование образовательных программ магистратуры в многоуровневом образовании;
• Качество образования в контексте Болонской декларации;
• Изменение позиции преподавателя вуза.
Следующее важное направление деятельности, на котором хотелось бы остановиться, - это экспертиза программ повышения квалификации вузов Санкт-Петербурга и регионов. Для успешной реализации этой задачи в университете был создан экспертный совет, в работе которого приняли участие более 30 специалистов РГПУ им. А.И. Герцена и ведущих вузов России. Экспертизу прошло около 300 программ, две трети из них были представлены педагогическими и гуманитарными университетами (табл. 1).
На основе результатов экспертизы университетом ведется подготовка материалов рекомендательного характера для образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации научно-педагогических кадров, по организации данного вида образовательной деятельности по определенным направлениям. В обобщенном виде результаты были представлены в Федеральное агентство по образованию.
Основными компонентами экспертизы являлись следующие:
A. Общая оценка программы;
Б. Оценка целевой направленности программы;
B. Оценка содержания программы;
Г. Оценка технологий реализации
программы;
Д. Оценка форм и видов аттестации и контроля;
Е. Оценка литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно-методических материалов, пособий, необходимых для освоения программы.
В табл. 2 представлен пример детализации одного компонента анализа
Статистические данные о представлении программ различными вузами
Таблица /
Всею/ % от общего количеств» В том числе по федеральным округам
СЗФО ЦФО ПФО ЮФО СФО ДФО УФО
Общее количество вузов / % от ой шею количества 77 719 18/23 21 /27 12/16 И /14 6/8 2 /3
И? них;
Классические университеты 24/32 2 4 9 5 3 - 2
Педагогически с университеты 19/25 3 2 4 3 5 2 -
Гуманитарные университеты 3/4 - 1 1 - - 1 -
Технические университеты 14/18 1 4 3 3 2 1 -
Отраслевые технические вузы 10/13 - 7 2 1 - - -
Другие вузы (финансово-экономические, академии государственной службы) 6/8 1 - 2 - 1 2 -
Общее количество программ / % от общего количества 97 9/9 22/23 29/3« 14/14 12/12 8/8 3/3
Из них представлены (количество I % по округу):
Классическими университетами 36/37 4 6 14 5 3 - 3
Педагогическими университетами 21/22 3 3 4 4 5 2 -
Гуманитарными университетами 4/4 - 1 2 - - 2 -
Техническими университетами 17/18 1 4 4 4 2 2 -
Отраслевыми техническими вузами 11/11 - 8 2 1 - - -
Другими вузами (финансово-экономическими, академиями государственной службы) 8/8 1 - 3 - 2 2 -
»
а
аг «
С*)
а
аг ^
о
а §
£
Таблица2
Средний балл по компонентам и показателям оценивания
Компоненты оценки и показатели Средний балл Максимально возможный балл
А. Общая оценка программы 56,32 110
А1. Актуальность
А1.1. Соответствие стратегическим направлениям развития системы высшего профессионального образования 7,51 10
А1.2. Ориентированность на решение актуальных профессиональных задач профессорско-преподавательского состава 7,14 10
А1.3. Степень отражения современных научных, научно-практических и научно-методических достижений в данной области 6,50 10
А2. Адресность (адресована преподавателям любой отрасли знаний и специальности; адресована преподавателям определенной отрасли знаний; адресована преподавателям определенной специальности). 8,02 10
А3. Персонификация (возможность построения индивидуального образовательного маршрута )• 2,27 10
А4. Вариативность
А4.1. Вариативность содержания (модулей, разделов, тем) 1,89 10
А4.2. Вариативность форм и заданий текущей и/или итоговой аттестации 2,97 10
А4.3. Вариативность форм и заданий для организации самостоятельной работы слушателей 2,55 10
А5. Целостность (оценка внутренней логики построения, степень содержательной взаимосвязи основных разделов, тем и модулей программы) 6,55 10
А6. Результат освоения программы (ориентация на создание определенного продукта, который может использоваться в профессиональной деятельности слушателей) 4,65 10
А 7. Целесообразность с точки зрения развития практики образования 6,55 10
программы и механизм определения среднего балла.
На основе среднего балла, полученного в ходе экспертизы программ различных вузов, можно сделать вывод о том, что результаты в целом лучше у профильных вузов (рис. 3), однако экстраполировать полученные данные на все вузы не следует. В частности, программы по направлению «Педагогика высшей школы» некоторых технических вузов (например, МГТУ им. Баумана) существенно выделяются на общем фоне и заслуживают самой высокой оценки.
Создание федеральной сети вузов, осуществляющих повышение квалификации по направлениям уполномоченного вуза в регионах. В 2009 г. была начата работа по согласованию программ и координации совместных действий с вузами регионов, а именно с
Томским государственным педагогическим университетом, Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, Пятигорским государственным лингвистическим университетом, Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом им. Н.Г. Чернышевского, Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого, Курским государственным университетом, Казанским государственным технологическим университетом.
Подводя итоги реализации эксперимента в 2009 г., можно сказать, что в целом идея создания уполномоченного вуза успешно прошла апробацию и может быть переведена из экспериментального режима в плановый. Представляется целесообразным развитие
0,00 -I-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-
All А1.2 А1.3 А2 A3.1 А4.1 А4.2 А4.3 А5.1 А6.1 А7.1 < Общий ^^^Профильные вузы А Непрофильные вузы
Рис. 3. Средний балл по критериям компонента А. Общая оценка
программы
института уполномоченных вузов Рос- кации преподавательских кадров по образования по повышению квалифи- различным направлениям.
SMIRNOV S, ZHEGIN A. UNIVERSITY AUTHORIZED BY RUSSIAN FEDERAL AGENCY OF EDUCATION: NEW CONCEPTION OF THE FEDERAL EDUCATIONAL POLICY IN ACADEMIC STAFF IN-SERVICE TRAINING
The article analyses the implementation into practice of a new conception of academic staff in-service training organization, development of universities authorized by the Federal agency of education on special educational areas. The perspectives of this conception are considered on the bases of Herzen university experience as an authorized university on the following areas: «Psychological-pedagogical training of university lecturers», «Modern educational technologies», «Pedagogical education» in 2009.
Keywords: authorized universities; academic staff in-service training; expertise of inservice training programs; Federal universities in-service training net.
В.Е. МЕДВЕДЕВ, декан О п0вышении квалификации
факультета пкп преподавателей инженерных
МГТУ им. Н.Э. Баумана вуЗОВ
В статье освещается опыт разработки инновационных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров по приоритетным направлениям развития экономики. Особое внимание уделено педагогическим аспектам подготовки преподавателей.
Ключевые слова: повышение квалификации, системный подход, педагогическая компетентность преподавателя.