9.3. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Некрасов Дмитрий Викторович, аспирант. Место учебы: Российская таможенная академия. e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуются вопросы развития правового института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО), совершенствования административно-правового статуса юридического лица, которому предоставлены специальные упрощения, предпринята попытка на теоретическом уровне раскрыть содержание понятия «специальные упрощения» и «режим деятельности УЭО».
Ключевые слова: Таможее6нный союз, уполномоченный экономический оператор, административно-правовой статус, специальные упрощения, преимущества, правовой режим, таможенное администрирование.
Annotation: The article is devoted to the legal institute of the authorized economic operator (AEO), development of administrative legal status of the company granted by the customs with special benefits, an attempt is made to open the content of the term «special benefits» and «regime of the AEO activity» in customs theory. Keywords: Customs union, authorized economic operator, administrative-legal status, special simplifications, benefits, legal regime, customs regulation.
В целях повышения безопасности и упрощения международной торговли Всемирной таможенной организацией разрабатываются и внедряются эффективные инструменты и принципы таможенного администрирования. Как известно, в 2005г. на платформе Всемирной таможенной организации были приняты Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли, заложившие правовую основу для развития института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО), который, по мнению международных экспертов, обеспечивает высокую степень безопасности международной цепи поставок товаров и предполагает получение выгод участниками внешнеторговых операций.
Несмотря на то, что институт уполномоченного экономического появился в правовой системе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 6 июля 20lO года1 в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза2 (далее - ТК ТС), практический интерес в его дальнейшем развитии на территории Таможенного союза (далее - ТС) и
1 Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭ^». ИПС «КонсультантПлюс».
2 Таможенный кодекс Таможенного союза (в редакции Протокола от 16 апреля 2010 года№ 16). Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС, принятого на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17. ИПС «КонсультантПлюс».
Единого экономического пространства (далее -ЕЭП) начал по-особому проявляться в период разработки Основных направлений совершенствования таможенного администрирования в рамках Таможенного союза в 2012-2015годах3, разработчиком которых выступила Евразийская экономическая комиссия в конце 2012 г.4
В соответствии со ст. 38 ТК ТС под уполномоченным экономическим оператором понимают юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 ТК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 ТК ТС. В целях развития положений ТК ТС, относящихся к институту уполномоченного экономического оператора, таможенное законодательство государств-членов Таможенного союза подверглось модернизации, в том числе посредством разработки правовых норм, регулирующих таможенные правоотношения в связи с ведением реестра уполномоченных экономических операторов,5 организацией взаимодействия таможенных органов с юридическими лицами при применении специальных упрощений6 и осуществлении таможенных операций.7 Анализ правоприменительной практики приводит к пониманию необходимости дальнейшего совершенствования правовых норм, равно как и административно-правового статуса УЭО.
Такой вывод основывается не только на анализе проблемных вопросов в связи с присвоением правового статуса и последующей деятельностью экономического оператора, но и национальных программ, реализуемых зарубежными таможенными администрациями в отношении юридических лиц, которым предоставляются специальные упрощения. В международной практике такие упрощения (временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора и др.) предоставляются в обмен на выполнение особых требований таможни к организации бизнеса, производственным процессам, организации логистических цепей поставки, системы учета товаров, программному обеспечению, системе безопасности на предприятии, подготовке персонала.
3 Основные направления совершенствования таможенного администрирования в рамках Таможенного союза в 2012-2015 годах. URL:http://www.tsouz.ru/db/dta/Documents/Functions2012.pdf
4 В настоящий момент документ находится в процессе разработки.
5 См., например, Приказ ФТС России от 14 сентября 2011 г. № 1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов». ИПС «КонсультантПлюс» ; Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля». ИПС «КонсультантПлюс».
6 См., например, Приказ ФТС России от 20 сентября 2011 г. №1914 «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором». ИПС «КонсультантПлюс
7 См., например, Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»; Приказ ГТК Республики Беларусь от 24 января 2012 г. № 30-ОД «О критериях неприменения таможенного сопровождения товаров при перемещении иностранных товаров по процедуре МДП». иПс «КонсультантПлюс.
По нашему мнению, опыт таможенного администрирования зарубежных партнеров в обозначенной сфере заслуживает внимания, а практические разработки и рекомендации, например, Всемирной таможенной ор-
ганизации,
Европейского союза,9 государств-
участников форума Азиатско-тихоокеанского сотрудничества10 могут стать предметом серьезных исследований представителями от науки и должностными лицами таможенных органов. Специфика института уполномоченного экономического оператора широко обсуждается на различных научных площадках.11 Однако как на теоретическом, так и на практическом уровне остаются неразрешенные вопросы в связи с реализацией потенциальных возможностей для юридических лиц, ради чего собственно и был создан рассматриваемый институт.
Административно-правовой статус УЭО предоставляется для получения специальных упрощений при осуществлении таможенных операций импортером, экспортером. Анализ зарубежного опыта показывает, что к этой группе могут быть отнесены такие юридические лица как таможенные представитель, перевозчик, владелец склада временного хранения. Вместе с тем, таможенное законодательство ТС не раскрывает понятия «специальное упрощение» или «специальное преимущество».
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «преимущество» имеет несколько значений: выгода, превосходство, исключительное право на что-нибудь, привилегия.12 Одно из значений понятия «упрощение» - это упрощенный способ, прием.13 Изучение программ УЭО, реализуемых таможенными администрациями зарубежных стран, а также зарубежной правоприменительной практики приводит к пониманию некоторой тождественности этих терминов.
В ст. 41 ТК ТС перечисляются отдельные действия, которые могут совершать юридические лица, имеющие статус УЭО, и таможенные органы как субъекты административно-правовых отношений в области таможенного дела. Например, согласно пп. 3 п. 1 ст. 41 ТК ТС уполномоченному экономическому оператору может быть предоставлено такое упрощение как «проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора».
Для данного случая речь идет, в том числе, о таможенных операциях, под которыми понимают действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.14 Иными словами, в рам-
8 AEO Guidance. How to develop an AEO programme. World customs organization. May, 2010.
URL: http://www.wcopscg.org/safe_package_III.pdf
9 Authorized economic operators Guidance. Approved by the CCC-GEN (AEO subsection) on 17 April 2012/
10 APEC Authorized Economic Operator Compendium. Second Sub-Committee on Customs Procedures Meeting/ Tokyo, Japan. 1517 September 2010. URL:http://aimp.apec.org/Documents/2010/ SCCP/SCCP2/10_sccp2_015.pdf
11 См., например, Форум уполномоченных экономических операторов Европейского региона. Экономический форум. 23 Мая 2013 г. г. Астана. URL:http://2013.astanaforum.org/ru/events/ authorized-economic-operators-institute-forum
12 Толковый словарь С.И. Ожегова. URL:http://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=23469
13 Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. URL:www.dic.academic.ru
14 Таможенный кодекс Таможенного союза (в редакции Прото-
кола № 16 от 16 апреля 2010 года). Приложение к Договору о Та-
ках таможенного института уполномоченного экономического оператора термин «специальные упрощения» можно исследовать сквозь призму правовых норм, регулирующих порядок совершения таможенных операций. С другой стороны, специальные упрощения можно рассматривать в рамках правосубъектности (правового статуса) уполномоченного экономического оператора, равно как и правового режима, представляющего собой официально установленный особый порядок, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования. Однако во всех перечисленных случаях особая роль, безусловно, отводится административно-правовому статусу УЭО, который и определяет объем специальных упрощений при осуществлении таможенных операций. В контексте исследования института УЭО попытаемся определить взаимосвязь между такими понятиями как административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора, специальные упрощения, таможенные операции, а также режим деятельности УЭО.
Прежде всего, отметим, что (применительно к УЭО) в таможенном законодательстве, например, Европейского союза, используется термин «benefits», который трансформировался в таможенном законодательстве Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в понятие «специальные упрощения». По нашему мнению, понятие «benefits» в рамках института уполномоченного экономического оператора можно рассматривать тождественным термину «преимущества», что соответствует значению этого понятия в английском языке, и, следовательно, актах таможенного законодательства зарубежных государств, рекомендациях Всемирной таможенной организации. В свою очередь термин «упрощения» переводится на английский язык как «simplifications». Если исходить из выдвинутого нами положения о тождественности терминов «специальные упрощения» и «специальные преимущества», то в контексте толкования понятия «преимущество» под специальными преимуществами (упрощениями) можно понимать исключительное право действовать определенным образом.15 По нашему мнению, речь идет об исключительном праве на совершение действий, перечисленных в статье 41 ТК ТС.
Такая позиция соответствует теории права. Термин «право» многозначителен, он может употребляться в различных смыслах и значениях.16 Так, когда идет речь о праве в субъективном смысле, то имеется в виду право, которое принадлежит конкретному лицу (физическому или юридическому). Это, по общему признанию, вид и мера возможного поведения, действия, притязания лица, основанных на принадлежащем ему праве. Субъективное право - это принадлежащее конкретному лицу правомочие, основное на объективном праве.17 В связи с этим, проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях,
моженном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС, принятого на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17. // Собр. законодательства Российской Федерации. 13 декабря 2010 года. №50, ст. 6615. пп. 29. п.1 ст. 4.
15 См. толковый словарь С. И. Ожегова
16 Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд. -М.: Проспект, 2009. - С. 234.
17 Там же. С. 235.
на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора - субъективное право или, по-другому, - правомочие уполномоченного экономического оператора.
Таким образом, под специальными упрощениями следует понимать преимущества в виде исключительного права на совершение действий, перечисленных в статье 41 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно пп. 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенными операциями понимают действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Учитывая сказанное, специальные упрощения можно рассматривать как преимущества в виде исключительного права на совершение отдельных таможенных операций, установленных таможенным законодательством. По нашему мнению, наиболее приемлемым определением специальных упрощений является следующее.
Специальные упрощения - исключительное право на совершение отдельных таможенных операций юридическими лицами, которые соответствуют условиям присвоения статуса уполномоченного экономического оператора, и установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
Визуализация изложенного подхода в части содержания термина «специальные упрощения» представлена на рис. 1. При этом возможное толкование понятия «специальные упрощения» отображено на рис. 2. Если наша позиция о рассмотрении специального упрощения как исключительного права на совершение действий (операций), предусмотренных статьей 41 ТК ТС может быть принята для понимания правовой природы рассматриваемого понятия, то можно утверждать, что объем прав и обязанностей уполномоченного экономического оператора может варьироваться в зависимости от специальных упрощений или исключительного права, фактически предоставленного юридическому лицу при осуществлении предпринимательской деятельности.
Как было отмечено выше, специальные упрощения (преимущества), а вместе с ними и административно-правовой статус УЭО можно рассматривать в контексте соответствующего правового режима.
Согласно Д.Н.Бахраху, правовой режим - это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.18 Понятие «правовой режим» позволяет выявить особенности юридического регулирования определенного участка деятельности, специфику правового инструментария, опосредующего существование и функционирование тех или иных объектов управленческого воздействия. А.Д. Благов отмечает, что правовой режим - очень широкое юридическое понятие, и, несмотря на то, что ученые, в том числе ученые-административисты, достаточно давно занимаются проблемами правовых режимов, единой точки зрения на сущность данного явления в административно-правовой науке и практической деятельности нет.19
Рис. 1 Содержание понятия «специальные упрощения»
С пепиаль ные упр ош ения
■I Т I
преимущества в визе исюпочтп ельного права на совершение дейспи й,
перечисленных в статье 41 ТК ТС
Рис. 2. Толкование понятия «специальные упрощения»
Алексеев С. С. полагает, что понятие режима несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности.20 Правовой режим можно также определить как особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм.21 При этом основными составляющими правового регулирования являются средства (юридические нормы, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей и акты применения права), способы их применения и принципы. По мнению А.Д. Благова, термин «правовой режим» может иметь отношение не только к какому-нибудь кругу общественных отношений, но и к определенным видам деятельности, содержанию определенных действий, а также к определенным субъектам и объектам.
По нашему мнению, административно-правовой режим деятельности уполномоченного экономического оператора представляет собой особый порядок деятельности юридического лица, которому предоставлены специальные преимущества при осуществлении таможенных операций в таможенной сфере, опосредованный сочетанием административно-правовых средств таможенного регулирования.
На основании вышеизложенного сформулирует выводы.
Правовой институт уполномоченного экономического оператора малоизучен и требует дальнейшего исследования. На сегодняшний день отдельные правовые категории (понятия) этого института не имеют толко-
18 Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: 1993, - С. 279
19 Благов А.Д. Сущность и особенности административно-правового режима// Известия ИГЭА.-2007.-№ 2 (52).-С. 125.
20 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: 1989. -С. 186.
21 Благов А.Д. Сущность и особенности административно-правового режима// Известия ИГЭА.-2007.-№ 2 (52).-С. 126.
вания ни в нормативных правовых актах, ни в теории административного, таможенного права.
Для целей правового регулирования таможенных правоотношений с участием УЭО термин «специальные упрощения» имеет равное значение термину «специальные преимущества».
Специальные упрощения (преимущества) могут рассматриваться как действия (таможенные операции), совершение которых дозволяется лицам, получившим статус уполномоченного экономического оператора, а также как мера возможного поведения или исключительное право юридического лица - УЭО на совершение действий, перечисленных в статье 41 ТК.
Административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора напрямую зависит от объема специальных упрощений (преимуществ), предоставленных ему таможенным органом.
Административно-правовой режим деятельности уполномоченного экономического оператора - порядок деятельности юридического лица, которому предоставлены специальные преимущества при осуществлении таможенных операций в таможенной сфере, опосредованный сочетанием административно-правовых средств таможенного регулирования.
Список литературы:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (в редакции Протокола от 16 апреля 2010 года № 16). Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврА-зЭС, принятого на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17. ИПС «КонсультантПлюс».
2. Основные направления совершенствования таможенного администрирования в рамках Таможенного союза в 2012-2015 годах. URL:http://www.tsouz.ru/db/ dta/Documents/Functions2012.pdf
3. Благов А.Д. Сущность и особенности административно-правового режима// Известия ИГЭА.-2007.-№ 2 (52).-С. 126.
4. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: 1993, - С. 279
20. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: 1989. -С. 186.
5. AEO Guidance. How to develop an AEO programme. World customs organization. May, 2010. URL: http://www.wcopscg.org/safe_package_I II.pdf
6. Authorized economic operators Guidance. Approved by the CCC-GEN (AEO subsection) on 17 April 2012
7. APEC Authorized Economic Operator Compendium. Second Sub-Committee on Customs Procedures Meeting/ Tokyo, Japan. 15-17 September 2010. URL:http://aimp. apec.org/Documents/2010/SCCP/SCCP2/10_sccp2_015.pdf
Literature list:
1 .The customs code of the Customs union (in reduction of the Protocol of April 16, 2010 № 16). Informational legal system "ConsultantPlus".
2. The main directions of improvement of customs administration within the Customs union for the period of 20122015. URL: http://www.tsouz.ru/db/dta/Documents/ Func-tions2012.pdf
3.Blagov A.D. The nature and features of administrative legal regime// News of ISEA.-2007 . -№ 2 (52). - Page 126.
4.Bakhrakh D. N. Administrative law: textbook for higher education institutions. M: 1993, - Page 279.
20.Alekseev S.S. The general permissions and the general ban in the Soviet law. M: 1989 . - Page 186.
5.AEO Guidance. How to develop an AEO programme. World customs organization. May, 2010. URL: http://www.wcopscg.org/safe_package_I II.pdf
6. Authorized economic operators Guidance. Approved by the CCC-GEN (AEO subsection) of on 17 April 2012
7. APEC Authorized Economic Operator Compendium. Second Sub-Committee on Customs Procedures Meeting/Tokyo, Japan. 15-17 September 2010.
URL:http://aimp.apec.org/Documents/2010/SCCP/SCCP2/1 0_sccp2_015.pdf
Рецензия
на статью аспиранта Российской таможенной академии Некрасова Дмитрия Викторовича «Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций»
Актуальность темы статьи обусловлена разработкой новых подходов к вопросам совершенствования таможенного регулирования на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. В настоящий момент в Евразийской экономической комиссии разрабатываются Основные направления таможенного администрирования, в которых обозначены ряд позиций по дальнейшему развитию правового института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО).
В статье дан анализ относящегося к исследуемой теме таможенного законодательства Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, акцентировано внимание на отечественной и зарубежной правоприменительной практики в части реализации положений, относящихся к специфике деятельности уполномоченного экономического оператора.
В целях развития теории таможенного дела заслуживает внимание позиция аспиранта о рассмотрении правовой категории «специальные упрощения» сквозь призму понятий «правовой статус» юридического лица, «таможенные операции», «административно-правовой режим».
Интересен подход автора к толкованию понятий «специальные упрощения», «административно-правовой режим деятельности УЭО» в рамках теории административного и таможенного права, а также представленные им в этой связи авторские определения. Примечательно, что для обоснования своих выводов Д.В. Некрасов ссылается на существующую правоприменительную практику международного таможенного сообщества и теорию права.
Статья написана хорошим научным языком и заслуживает опубликования в журнале «Пробелы в российской законодательстве».
Старший научный сотрудник Научно-
исследовательского центра Российской таможенной академии канд. юридич. наук С. В. Мозер