Научная статья на тему 'Уполномоченные органы и организации, осуществляющие права и обязанности концедента по концессионному соглашению'

Уполномоченные органы и организации, осуществляющие права и обязанности концедента по концессионному соглашению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННЫЕ ФОРМЫ / ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНЦЕДЕНТ / КОНЦЕССИОНЕР / CONCESSION FORMS OF MANAGEMENT / PARTNER RELATIONS / AND THE GRANTOR / THE CONCESSIONAIRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Максим Юрьевич, Маслова Светлана Валентиновна

Авторами подчеркивается, что страна в целом, власть, бизнес и общество в России недостаточно готовы к партнерским отношениям в сфере производственной инфраструктуры; нет четких представлений о путях перехода на концессионные формы хозяйствования и возможных социально-экономических последствиях. В то же время экономический потенциал партнерств и концессий в России достаточно высокий. На основе анализа региональных практик сделан вывод о том, что на современном этапе заключения и исполнения концессионных соглашений сложилась тенденция наделения правами и обязанностями концедента по концессионному соглашению нескольких субъектов, а в некоторых случаях создания даже некоего институционального механизма, включающего совокупность взаимодействующих государственных (муниципальных) органов и организаций, причем как коммерческих, так и некоммерческих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competent authorities and organizations involved in rights and obligations of the grantor of the concession agreement

The authors emphasized that the country as a whole, government, business and society in Russia is not sufficiently prepared for partnership in the sphere of production infrastructure, there are no clear ideas about how to go to the concession forms of management and the possible socio-economic impacts. At the same time, the economic potential of partnerships and concessions in Russia is high enough. Based on the analysis of regional practices concluded that at the present stage-trial and execution of concession agreements has developed an approach granting rights and obligations of the grantor of the concession agreement of several subjects, and in some cases even creating some of the institutional mechanism that includes a set of interacting between a state (municipal) authority organs and organizations, both commercial and noncommercial.

Текст научной работы на тему «Уполномоченные органы и организации, осуществляющие права и обязанности концедента по концессионному соглашению»

М.Ю. Соколов1, С. В. Маслова2

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОНЦЕДЕНТА ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ

Страна в целом, власть, бизнес и общество в России недостаточно готовы к партнерским отношениям в сфере производственной инфраструктуры; нет четких представлений о путях перехода на концессионные формы хозяйствования и возможных социально-экономических последствиях. В то же время экономический потенциал партнерств и концессий в России достаточно высок [3, с. 30].

В июле 2005 г. был принят федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - закон о концессиях), регулирующий отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и устанавливающий гарантии прав и законных интересов сторон. Закон распространяется и на те имущественные объекты, которые не могут быть приватизированы. Концессия подразумевает сохранение права собственности государства на имущественный объект и передачу его в эксплуатацию частному лицу на 99 лет. Согласно закону, на условиях концессии могут быть переданы объекты ЖКХ, дорожной, придорожной и инженерной инфраструктуры, инфраструктуры энергосбережения, а также объекты образования и здравоохранения. Концессионное соглашение может быть заключено только в отношении государственного имущества. Если имущество находится в совместной собственности, то до его передачи в концессию необходимо оформить исключительные права собственности государства на передаваемый объект. Дополнением к концессии служит система управления концессионным процессом и создание организационно-экономической модели управления партнерскими отношениями [3, с. 31].

Несмотря на сложности подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений, а также императивные требования к их содержанию [2, 4, 5], нормы закона все-таки реализуются. В настоящее время в Российской Федерации заключено и исполняется множество концессионных соглашений, в рамках которых концедент и концессионер исполняют свои права и обязанности.

Согласно ст. 5 Закона о концессиях, концедентом могут быть Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование. В силу особого статуса указанных публично-правовых образований от их имени выступают соответственно правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом органами и юридическими лицами. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная метрополитена и другого транспорта общего пользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 791);

• вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 12 Закона о концессиях);

• вправе принимать на себя обязательство по выплате компенсации концессионеру в случае недостижения в процессе использования установленных соглашением показателей интенсивности движения и состава транспортных средств, а также определять условия и порядок расчета и выплаты указанной компенсации (ст. 38 Закона о дорогах);

1 Максим Юрьевич Соколов, директор Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации, канд. экон.наук, e-mail: [email protected]

2 Светлана Валентиновна Маслова, заместитель председателя Юридического комитета Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, канд. юрид.наук, e-mail: [email protected]

• обязан предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности, а также принять указанное имущество от концессионера в срок, установленный соглашением (ч. 1 ст. 3 и ст. 14 Закона о концессиях);

• обязан заключить с концессионером договор аренды земельного участка, на котором располагается объект соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной соглашением (ч. 1.1 ст. 11 Закона о концессиях);

• обязан обеспечить концессионеру условия для выполнения работ по созданию, реконструкции объекта соглашения (п. 19 Типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов; объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 748);

• обязан оказывать концессионеру содействие при выполнении работ по созданию, реконструкции объекта концессионного соглашения (п. 18 Типового концессионного соглашения в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 791);

• выдает концессионеру согласие на создание недвижимого имущества, которое не относится к объекту соглашения и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру имущества (ч. 10 ст. 3 Закона о концессиях); на перемену лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга (ч. 2 ст. 5 Закона о концессиях); на прекращение (приостановление) деятельности, предусмотренной соглашением (ч. 2 ст. 8 Закона о концессиях); на передачу объекта соглашения в пользование третьим лицам (ч. 1 ст. 8 Закона о концессиях);

• осуществляет подготовку территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (п. 23 Типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов; объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 748);

• обеспечивает при прекращении действия концессионного соглашения возврат концессионеру инвестированного капитала, за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен при установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») и др.

Более подробно права и обязанности концедента регламентируются непосредственно в концессионных соглашениях. Так, например, в соглашении по Орловскому тоннелю под р. Невой в Санкт-Петербурге, заключенном 19.06.2010 г. между Санкт-Петербургом и ООО «Невская концессионная компания», права и обязанности концедента (Санкт-Петербурга) включают в том числе:

• обязанность подписать прямое соглашение с финансирующими организациями (п.

13.2);

• обязанность обеспечить выдачу соответствующим государственным органом всех прав и разрешений в отношении участка недр, необходимых для реализации проекта (п. 11.2);

• обязанность в течение 30 рабочих дней после уведомления концессионером инженера о том, что тоннель готов к приемке, сообщить концессионеру в письменной форме тарифы

платы за проезд и льготы, которые должны применяться с даты начала эксплуатации тоннеля (п. 28.7);

• право по мере необходимости и в любое время вносить изменения в тарифы платы за проезд и льготы и обязанность уведомлять концессионера в письменной форме о таких изменениях не позднее чем за 30 рабочих дней до даты, в которую указанные изменения в соответствии с планами концедента должны вступить в силу (п. 28.8);

• право потребовать от концессионера удаления с земельного участка любого работника, агента или подрядчика и любого лица, относящегося к концессионеру, которые, по мнению концедента, проявляют некомпетентность или небрежность при исполнении своих обязанностей (п. 31.3) и др.

Таким образом, полномочия концедента по концессионному соглашению осуществляются им в финансовой, имущественной, тарифной, градостроительной, природоохранной, коммунальной, транспортной и иных сферах, в силу чего их возложение не на одну организацию или орган, которые, как правило, обладают отраслевой правосубъектностью, представляется обоснованным. Этот принцип воспринят и применяется на федеральном и региональном уровнях. Так, в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 № 512-р установлено, что полномочия концедента при заключении концессионного соглашения в отношении автомобильной магистрали «Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск», которая будет эксплуатироваться на платной основе, осуществляет от имени Российской Федерации Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), а полномочия концедента при исполнении концессионного соглашения -государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Рассмотрим несколько примеров из региональной практики.

Согласно п. 6 постановления правительства Москвы от 02.03.2010 № 183-ПП «О реконструкции (модернизации) спецзавода № 2 на основе концессионного соглашения», полномочия концедента от имени г. Москвы уполномочен осуществлять департамент имущества Москвы. Вместе с тем, в силу п. 10.3 постановления предоставление земельного участка концессионеру (что также является обязанностью концедента) возложено на департамент земельных отношений Москвы, а в соответствии с п. 12 ассигнования на

промышленную переработку твердых бытовых отходов в обеспечение обязательств по концессионному соглашению предусматриваются департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, так что возможные выплаты по концессионному соглашению будет осуществлять указанный орган.

Согласно п. 4 постановления главы администрации Волгоградской области от 21.06.2011 № 641 «О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на проектирование, строительство и эксплуатацию полигонов для размещения твердых бытовых отходов с мусоросортировочными комплексами и мусороперегрузочными станциями на территории Волгоградской области» полномочия концедента при проведении конкурса и заключении концессионного соглашения от имени Волгоградской области осуществляет комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. При этом часть полномочий концедента, например принятие в государственную собственность Волгоградской области созданного объекта концессионного соглашения, указанный орган власти осуществляет совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

Наиболее детально полномочия концедента по концессионному соглашению распределены в постановлении мэрии Новосибирска от 11.08.2011 № 7207 при заключении соглашения в отношении объектов газоснабжения Новосибирска:

• департамент земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска обеспечивает заключение концессионного соглашения и договора аренды земельного участка, на котором располагается объект соглашения и который необходим для осуществления концессионером реконструкции;

• муниципальное унитарное предприятие «Энергия» передает концессионеру объект концессионного соглашения;

• департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города и муниципальное унитарное предприятие «Энергия» осуществляют контроль за исполнением концессионного соглашения в отношении объектов газоснабжения Новосибирска в части исполнения концессионером обязательств по подготовке и согласованию в установленном порядке проектной документации, соблюдению сроков и порядка реконструкции объекта соглашения, осуществлению инвестиций в его реконструкцию, обеспечению надлежащего выполнения работ и осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением;

• департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска осуществляет контроль за исполнением иных условий концессионного соглашения в отношении объектов газоснабжения Новосибирска.

Полномочия концедента по контролю за исполнением концессионных соглашений четко разграничены в постановлении администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 28.07.2009 № 978:

• управление жизнеобеспечения администрации Уссурийского городского округа -контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения по соблюдению сроков создания и по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствии с установленными в нем целями;

• муниципальное учреждение Уссурийского городского округа «Служба единого заказчика-застройщика» - контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения по осуществлению инвестиций в создание объекта соглашения и обеспечению соответствия технико-эконономических показателей объекта соглашения установленным соглашением технико-экономическим показателям.

В постановлении правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2010 № 1578 «О мерах по реализации концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации Орловского тоннеля под р. Невой в Санкт-Петербурге» установлено, что в целях выполнения соглашения комитет по инвестициям и стратегическим проектам назначается уполномоченным органом на получение и рассмотрение любых документов и (или) уведомлений, поступающих от государственной управляющей компании концеденту в соответствии с концессионным соглашением; на направление обращений, поступивших от государственной управляющей компании в уполномоченные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией; на подготовку и направление ответов от имени концедента по обращениям к концеденту государственной управляющей компании; на осуществление взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления, государственной управляющей компанией, лицом, относящимся к концеденту, и концессионером в целях реализации концессионного соглашения; на исполнение иных прав и обязанностей концедента (за исключением прав и обязанностей по осуществлению выплат концессионеру в соответствии с соглашением, а также прав и обязанностей, исполнение которых отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга) [2]. При этом органом, осуществляющим выплаты государственного финансирования по контрольным этапам «А» и «В» по концессионному соглашению, является комитет по развитию транспортной инфраструктуры.

Отметим, что именно в целях реализации концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации Орловского тоннеля под р. Невой в Санкт-Петербурге на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.01.2011 № 89 правительством Санкт-Петербурга приобретены в государственную собственность города акции ОАО «Орловский тоннель», уполномоченного осуществлять отдельные права и обязанности концедента по указанному соглашению и являющегося государственной управляющей компанией.

Из изложенного следует, что на современном этапе заключения и исполнения концессионных соглашений сложился подход наделения правами и обязанностями концедента по соглашению нескольких субъектов, а в некоторых случаях - даже создания некоего институционального механизма, включающего в себя совокупность взаимодействующих государственных (муниципальных) органов и организаций, причем как коммерческих, так и некоммерческих. Наделение указанных субъектов правами и

обязанностями концедента осуществляется несколькими способами. Наиболее распространенным из них является решение вопроса об уполномоченном органе или организации прямо в решении о заключении концессионного соглашения.

В качестве примеров можно привести постановление Правительства Мурманской области от 22.08.2011 № 414-ПП «О заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области», в котором предусмотрено, что полномочия концедента при заключении и исполнении концессионного соглашения осуществляет от имени Мурманской области комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области, а отдельные полномочия концедента при заключении и исполнении соглашения в части передачи объекта соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества осуществляет от имени Мурманской области государственное областное унитарное предприятие «Инвестиционно-консалтинговый центр», а также Распоряжение Кабинета Министров от 27.08.2010 № 1487-р «О проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения», в котором установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан осуществляет полномочия концедента при заключении и исполнении указанного концессионного соглашения.

Еще одним способом определения лица, осуществляющего полномочия концедента, в частности от имени Российской Федерации, является прямое указание в федеральном законе. Например, в ч. 4 ст. 38 Закона о дорогах содержится указание на то, что по концессионному соглашению в отношении платной автомобильной дороги концедентом от имени Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Согласно ст. 34 Закона об Автодоре, полномочия концедента, связанные с проведением конкурсов, обеспечением заключения и исполнения концессионных соглашений в отношении автомобильных дорог федерального значения, защитных дорожных сооружений и искусственных дорожных сооружений, деятельность по организации строительства или реконструкции которых осуществляется на основании концессионных соглашений, заключенных государственной компанией «Российские автомобильные дороги» (Автодор), либо которые переданы в доверительное управление государственной компании «Российские автомобильные дороги» (Автодор) и в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение о заключении концессионного соглашения, либо в отношении которых до дня вступления в силу Закона об Автодоре были приняты решения Правительства Российской Федерации о заключении концессионных соглашений, осуществляет государственная компания «Российские автомобильные дороги», являющаяся некоммерческой организацией, от имени Российской Федерации.

В ряде регионов применяется комплексное регулирование вопросов, связанных с заключением и исполнением концессионных соглашений, в том числе вопросов уполномоченных органов и организаций.

В положении о концессионных соглашениях, объектом которых является недвижимое имущество муниципального образования «Город Екатеринбург», утвержденном решением екатеринбургской городской думы четвертого созыва от 22.04.2008 № 30/58, установлено, что во всех случаях заключения и исполнения концессионных соглашений на территории Екатеринбурга (за исключением предоставления в аренду земельных участков) права концедента от имени муниципального образования осуществляет администрация города в лице департамента по управлению муниципальным имуществом, а права концедента по предоставлению земельных участков осуществляет администрация Екатеринбурга.

В положении о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе реализации Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», утвержденном постановлением администрации городского округа Самара от 11.12.2009 №

1385, предусмотрено, что концедентом является городской округ Самара, от имени которого выступает департамент управления имуществом. Контроль за исполнением концессионных соглашений осуществляют этот же орган, а также отраслевые (функциональные) органы администрации городского округа Самара, определенные в решении департамента управления имуществом.

Список литературы

1. Асаул, Н. А. Инновационный сценарий развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга/ Н. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4 (18). - С. 12-19.

2. Вилисов, М. В. Проблемы реализации Закона о концессионных соглашениях/ М. В. Вилисов // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.- 2005. - Декабрь. - № 4(25).

3. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики/ П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2010. -№1 (23). - С. 21-26.

4. Рачков, И. Белые пятна в Федеральном законе «О концессионных соглашениях»/ И. Рачков, А. Сорокина // Закон. - 2007. - № 4. - С. 141-145.

5. Ястребов, А. Я. Проблемы развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации в посткризисный период/ А. Я. Ястребов // Экономическое возрождение России. - 2010. -№2 (24). - С. 8-13.

The list of the literature

1. Asaul, N. A. The innovational script of development of a transport-logistical complex of Saint Petersburg/ N. A. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - №4 (18). - P. 12-19.

2. Vilissov, M. V. Problems of realization of the Law about concession agreement/ M. V. Vilissov //Real estate and investments. Legal regulation. - 2005. - December.- № 4 (25).

3. Erofeev, P. Ju. Features and the basic directions resourse reservation in the concept of a sustainable development of economy/ P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. - 2010. -№1 (23). - P. 21-26.

4. Rachkov, I. White stains in the Federal law «About concession agreements»/ I. Rachkov, A. Sorokina //Law. - 2007 - № 4. - P. 141-145.

5. Jastrebov, A. Ja. Problems hawks of development of partnership of the state and business in the Russian Federation during the post-crisis period/ A. Ja. Jastrebov // Economic revival of Russia. - 2010. -№2 (24). - P. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.