Научная статья на тему 'Уплата государственной пошлины бюджетными организациями'

Уплата государственной пошлины бюджетными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1128
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровикова Е. В.

Государственная пошлина определена налоговым законодательством в качестве сбора, взимаемого за определенные юридически значимые действия налогоплательщика. В статье 333.17 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) отмечено, что плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица. Однако НК РФ предусматривает ситуации, когда бюджетные организации освобождаются от обязанности уплаты данного сбора. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В статье рассмотрены порядок и сроки уплаты государственной пошлины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уплата государственной пошлины бюджетными организациями»

Налогообложение

УПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ БЮДЖЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Е.В. БОРОВИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения ВЗФЭИ, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Московского городского университета управления

правительства Москвы

Государственная пошлина определена налоговым законодательством в качестве сбора, взимаемого за определенные юридически значимые действия налогоплательщика. Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 %, за исключением пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ). Данные об исполнении бюджетов свидетельствуют о некотором возрастании доли этого сбора в доходах региональных бюджетов. Удельный вес государственной пошлины и других сборов в доходах бюджетов субъектов Федерации составил 0,04 % в 2006 г. и 0,05 % в 2007 г. В структуре местных бюджетов на долю этихдоходов приходилось 0,6 %в 2006 г. и0,5 %в 2007 г. [5]

Бюджетные организации при осуществлении своей деятельности выступают плательщиками государственной пошлины в случае обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении этих организаций юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. В ст. 333.17 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) отмечено, что плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица. Однако НК РФ предусматривает ситуации, когда бюджетные организации освобождаются от обязанности уплаты данного сбора. Согласно подп. 1 п. 1ст. 333.35 НК РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В случае если истец освобожден от уп-

латы государственной пошлины, сбор уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований (подп. 4п.1 ст. 333.22 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены ст. 333.18 НК РФ. Следует подчеркнуть, что сроки уплаты сбора дифференцированы в зависимости от субъекта, в адрес которого обратилась организация, а также в зависимости от содержания обращения:

• при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или кмировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

• ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

• при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;

• при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) — до выдачи документов (их копий, дубликатов);

• при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;

• при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международ-

ном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение. На практике может возникнуть ситуация, когда за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющихправанальготы. При данных обстоятельствах государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер сбора уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты (п. 2ст. 333.18 НК РФ).

Уплата сбора осуществляется по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. В соответствии с налоговым законодательством уплата государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Исковые заявления, направляемые в арбитражные суды, могут иметь имущественный или неимущественный характер. Это определяет размеры пошлины, установленные ст. 333.21 НКРФ. Кодекс предусматривает также ряд статей, регулирующих размер государственной пошлины в зависимости от особенностей осуществления юридически значимых действий. Так, в частности, ст. 333.19, 333.23 НК РФ определены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. При совершении нотариальных действий пошлина уплачивается по следующим ставкам (ст. 333.24 НК РФ):

• за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 руб.;

• за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, — 200 руб.;

• за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита

(займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, — 200 руб.;

• за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, — 500 руб.;

• за удостоверение договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, — 300 руб.;

• за удостоверение договоров поручительства — 0,5% суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 руб. и не более 20 000 руб. и т.д.

Специальные нормы предусмотрены для определения ставок пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы; за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Необходимо отметить, что на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату, учитывая имущественное положение плательщика. Арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ обладают аналогичным правом (п. 2 ст. 333.22 НК РФип.З ст. 333.23 НК РФ).

Прокомментируем применение рассмотренных норм примерами.

Пример 1. Федеральное государственное унитарное предприятие «Вертикаль» обратилось к нотариусу с целью удостоверения копий учредительных документов, удостоверения сделки, предмет которой не подлежит оценке. Каковы особенности расчета с бюджетом по налоговым платежам?

Так как указанное предприятие, очевидно, относится к категории предприятий, полностью финансируемых из федерального бюджета, то в соответствии с подп. 1 п. 1ст. 333.35 НК РФ, оно освобождено от уплаты государственной пошлины.

Пример 2. Детский сад, финансируемый из средств бюджета муниципального образования, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО «Строймонтаж» о взыскании денежных средств в размере 60 ООО руб., перечисленных в форме аванса организации-исполнителю по договору оказания услуг

проведения капитального ремонта здания детского сада. Поскольку услуги не были оказаны в установленные договором сроки и ОАО «Строймонтаж» заявило о полном прекращении работ, бюджетное учреждение приняло решение потребовать в судебном порядке возврата выплаченной суммы. В исковом заявлении также указана сумма штрафных санкций в отношении строительной организации — 15 ООО руб. Какова сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет?

Требование возврата денежных средств бюджетным учреждением носит имущественный характер. При этом в цену иска следует включить сумму штрафа за нарушение условий договора (подп. 2 п. 1ст. 333.22 НК РФ). Общая стоимость иска: 60 000руб. + 15 000руб. = 75 000руб. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается на основе подп. 1п. 1ст. 333.21 НК РФ: при цене иска от 50001руб. до 100 000руб. - 2 000руб. плюс 3 % суммы, превышающей 50000руб.

Сумма налога составит: 2000 руб. + 0,03 х (75 ООО - 50 ООО) = 2 750руб.

Пример 3. Кинотеатр «Семейное кино», учредителем которого являются органы власти субъекта Федерации, в марте текущего года подал заявление о повторной выдаче копий решений арбитражного суда по делам, рассмотренным в январе текущего года, и дубликата исполнительного листа. Общее количество страниц документов — 17. Какова сумма государственной пошлины, рассчитанной и уплаченной налогоплательщиком?

Осуществление указанных юридически значимых действий облагается по ставке пошлины, установленной подп. 13 п. 1 ст. 333.21 НКРФ: 2руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб. Сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет: 17 х. 2руб. = 34руб.

Пример 4. Арбитражный суд в апреле текущего года рассмотрел иск Отделения Федерального казначейства по Первомайскому району одного из субъектов Федерации в отношении организации, предоставляющей услуги телефонной связи. Сумма, заявленная в иске, составила 30000руб. Иск был удовлетворен в пользу ис-тцалишьна 15000руб. Какова сумма государственной пошлины, подлежащей уплате в бюджет?

Поскольку данное бюджетное учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1 п. 1ст. 333.35 НК РФ, ее уплата производится ответчиком в размере, пропорциональном удовлетворенным судом требованиям истца (подп. 4 п. 1ст. 333.22 НК РФ). Сумма иска не превышает 50 000руб., поэтому действует ставка пошлины: 4 % цены иска, но не менее 500руб. (подп. 1 п. 1ст. 333.21 НКРФ).

Ответчиком будет уплачено: (0,04 у. 30000руб.)/ 2 = 600руб.

Организации могут получать отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины (ст. 333.41 НК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1ст. 64 НК РФ. Подчеркнем, что п. 1. ст. 64 НК РФ рассматривает отсрочку или рассрочку по уплате налога как изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных законодательством, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Копия заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога направляется заинтересованным лицом в 5-дневный срок в налоговый орган по месту его учета. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины не препятствует предоставлению указанных преференций этому же лицу по иным налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ).

При получении отсрочки или рассрочки на сумму государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока действия льготы.

Статья 333.40 НК РФ определяет основания и порядок возврата или зачета рассматриваемого федерального сбора.

Государственная пошлина возвращается налогоплательщику частично или полностью в случаях:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено в соответствии с законодательством;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 %

суммы уплаченной им государственной пошлины. Данная нормане применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации (п. 4ст. 333.40 НК РФ).

Возврат пошлины осуществляется органами Федерального казначейства на основании заявления налогоплательщика, которое подается, как правило, в орган или должностному лицу, совершившему юридически значимое действие. Если дело рассматривалось в судах или мировыми судьями, заявление направляется в налоговый орган по месту нахождения суда.

Заявление налогоплательщика должно сопровождаться платежными документами, если возврат пошлины предполагается в полном объеме, или копиями этих документов при частичном возврате. Решение о возврате сбора принимает орган или должностное лицо, совершившее юридически значимое действие. Заявление, в котором налогоплательщик претендует на возврат государственной пошлины, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты сбора, а возврат уплаченных сумм должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня подачи такого заявления. Лицо также имеет право на зачет излишне уплаченной суммы пошлины в счет будущих выплат за аналогичные действия. Зачет производится на основании заявления, срок подачи которого совпадает со сроком подачи заяв-

ления о возврате сбора. Заявление о зачете должно сопровождаться следующими документами: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Пример 5. Организация речного транспорта направила в арбитражный суд апелляционную жалобу. На основании подп. 12 п. 1ст. 333.21 НК РФ организацией была уплачена государственная пошлина в размере: 2 ООО руб. х 0,5 = 1000 руб. Однако суд отказал организации в принятии жалобы.

Указанное обстоятельство предполагает возврат государственной пошлины в размере уплаченной суммы (подп. 2п. 1ст. 333.40НКРФ).

Органы и должностные лица представляют в налоговые органы всю необходимую информацию о совершении ими юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц в целях обеспечения правильности и прозрачности порядка уплаты государственной пошлины. Порядок информационного обмена определяется Министерством финансов РФ (ст. 333.24 НК РФ). Налоговые органы в свою очередь осуществляют контроль за правильностью фискальных процедур в отношении государственной пошлины.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008).

2. Налоговый кодекс РФ (ч. 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 07.05.2007); (ч. 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008; с изм. и доп., вступающими в силу c05.01.2008).

3. Беляев А. Судебные расходы бюджетных учреждений // Бюджетные орг. : бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. №11.С.56 — 63

4. www. consultantplus. ru

5. www. minfin. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.