Научная статья на тему 'Университеты России в системах развития и интеграции'

Университеты России в системах развития и интеграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университеты России в системах развития и интеграции»

220

Научная жизнь

ческий, морфологический, проверочный, гиперический и символический). Обсуждение причин такого пересмотра в рамках рецензии было бы слишком объёмным, поэтому я позволю себе отослать читателя, а также и автора рецензируемого учебника к опубликованным ранее работам [12; 13].

Впрочем, думается, что проблемы теории русского письма стоило бы всё-таки рассмотреть в отдельном учебнике - скажем, «Графика, орфография и пунктуация современного русского языка».

Остановлюсь вкратце также и на второй части учебно-методического комплекса М.Б. Попова - на хрестоматии. Казалось бы, в распоряжении студентов есть обширная хрестоматия А.А. Реформатского [14]. Но, во-первых, это пособие по истории только лишь московской фонологической школы, а во-вторых, не включает зарубежных трудов по фонологическим проблемам и, в-третьих, слишком велико по объёму для учебных целей. М.Б. Попов сумел создать более компактное и вместе с тем более представительное пособие, включающее выдержки из трудов фонетистов и петербургской, и московской, и пражской школ. Пожалуй, из трудов московской школы стоило бы включить выдержки из «Русской фонетики» М.В. Панова, но в целом хрестоматия даёт настолько полную картину развития фонетической теории русского языка, насколько это возможно в рамках учебной книги.

В целом УМК М.Б. Попова, безусловно, заслуживает весьма позитивной оценки, а при некоторой доработке - и переиздания более солидным тиражом, чем рецензируемый выпуск, чей тираж - всего 100 экземпляров, что для учебной книги явно недостаточно.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Ранее эта статья была опубликована в журнале «Русский язык в школе» [10], но, к сожалению, с грубыми опечатками.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аверина С. А. Старославянский язык: программа курса и методические рекомендации. СПб., 2о09 ; Аверина С. А., Навтанович Л. М., Попов М. Б., Старовойтова О. А. Старославянский язык : учебник. СПб., 2009 ; Старовойтова О. А. Старославянский язык : сб. упр. СПб., 2009.

[2] Попов М. Б. Фонетика современного русского языка : учебник. СПб., 2014 ; Попов М. Б. Фонетика современного русского языка : хрестоматия. СПб., 2014.

[3] Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 2010. С. 195.

[4] Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.,

2008. С. 104.

[5] Осипов Б. И. Память как фактор усвоения фонетики родного языка // Человек в зеркале языка. М., 2005. Кн. 2. С. 307-322.

[6] Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. С. 49 и след. ; Маслов Ю. С.

Введение в языкознание. М., 1987. С. 61-62 ; Осипов Б. И. Краткий курс русского языка. Омск, 2005. С. 50-57.

[7] Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967.

[8] Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.

[9] Осипов Б. И. К интеграции фонологических школ // К истории языка, письма и культуры: избр. ст. Омск, 2014. Т. 1 : Развитие языка и методика его преподавания. С. 336-346.

[10] Осипов Б. И. К интеграции фонологических школ // Русский язык в школе. 2013. № 2.

С. 61-65.

[11] Бельдиян В. М. Русское правописание. Омск, 2008. С. 21-30.

[12] Осипов Б. И. О принципах орфографии и типах написаний // Лингвистика и школа - III : матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 6-8 ноября 2007 г.). Барнаул, 2008. С. 192-197.

[13] Осипов Б. И. Основы языкознания : сб. наглядных пособий. Омск, 2012. Табл. 11.

[14] Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Б.И. Осипов

Университеты России в системах развития и интеграции

Последние 10 лет юбилейные события, связанные с «круглыми» датами со дня создания Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ), сопровождаются научными форумами. Так, 20-21 октября 2004 г. в Омске работала региональная научная конференция «Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы» [1]. Тогда оргкомитет конференции возглавляли его председатель ректор ОмГУ профессор Г.И. Геринг, заместители председателя проректор по научной работе ОмГУ доцент В.И. Струнин и директор Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН, директор Сибирского филиала Российского института культурологии, заведующий кафедрой этнографии и музееведения ОмГУ профессор Н.А. Томилов, ученый секретарь научно-технического отдела ОмГУ П.В. Орлов. В конференции принимали участие ученые из 10 городов России и Казахстана. Было заслушано около 200 докладов. Материалы конференции были изданы в пяти книгах [2].

В 2009 г., а именно 29-30 октября, в Омске прошла Всероссийская научная конференция «Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны», посвященная 35-летию ОмГУ

[3]. Оргкомитет этого форума возглавили его председатель ректор ОмГУ профессор В.И. Струнин, заместители председателя заведующий кафедрой философии ОмГУ профессор В.И. Разумов, директор Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, директор Сибирского филиала Российского института

Рецензии

221

культурологии, заведующий кафедрой этнографии и музееведения ОмГУ профессор Н.А. Томилов, ученый секретарь оргкомитета заведующая отделом аспирантуры и докторантуры ОмГУ Т.Ф. Конышева. В конференции пожелали принять участие ученые из 22 городов России. Было заслушано 110 докладов. Материалы конференции были опубликованы в виде сборника научных трудов [4].

А затем наступила очередь проведения третьей конференции в честь юбилея ОмГУ. 23-24 октября 2014 г. в Омске прошла Всероссийская научная конференция «Университеты в системах развития и интеграции России», посвященная 40-летию ОмГУ. Оргкомитет данного форума возглавили председатель ректор ОмГУ профессор А.В. Якуб, заместители председателя проректор по научной работе ОмГУ профессор С.В. Белим, заведующий кафедрой философии ОмГУ профессор В.И. Разумов, директор Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, заведующий кафедрой этнологии, антропологии, археологии и этнографии ОмГУ профессор Н.А. Томилов, ученый секретарь конференции начальник отдела аспирантуры и докторантуры ОмГУ Т.Ф. Конышева.

23 октября состоялось пленарное заседание, включившее пять докладов ученых ОмГУ. Первым был заслушан доклад В.П. Корзун и В.Г. Рыженко «Особенности складывания университетской корпорации в Омском государственном университете имени Ф.М. Достоевского». Выступившая с докладом В.П. Корзун рассказала собравшимся о выходе в свет коллективной монографии «Университет в истории и история университета», так же, как и конференция, посвященной 40-летию ОмГУ. В истории ОмГУ авторы доклада выделили два этапа: 1) «советский», который включил в ОмГУ ученых и преподавателей разных научных школ, оказавшихся в условиях «сплавления» коллектива в период столкновений демократических устремлений личностей с руководящей ролью партийной системы; 2) «российский», характеризующийся в какой-то мере разрывом поколений и расхождением их ценностных установок и в то же время сохранением блока устойчивых черт, которые характерны для университетской культуры. В докладе перечислены и практики консолидации университетской корпорации (университетская газета, Музей истории ОмГУ, памятные мероприятия, университетские праздники и т. д.). В заключении доклада говорилось о том, что важно преодолеть сложившийся канон в восприятии университетской корпорации, представленной исключительно профессорско-преподавательским составом, который игнорирует специфику университетской корпорации, включающую двух основных актеров - преподавателей и студентов. При этом препо-

давательская субкультура определена как атомизированная, а студенческая корпоративная культура - как более монолитная.

Далее А.К. Гуц выступил с докладом «Смысл региональных университетов и специфика Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского». Он в своеобразной манере изложил свое понимание причин появления в регионах России в 1970-х гг. большого количества новых университетов. Выступление А.К. Гуца вызвало серию вопросов к докладчику и даже обмен мнениями.

В докладе Н.А. Томилова «Интеграция гуманитарных исследований в российской науке на рубеже ХХ-ХХ1 веков (омский опыт)» был пока в достаточно общем виде представлен опыт взаимодействия в проведении научных исследований академических, вузовских и отчасти музейных учреждений города Омска в области исторических и культурологических наук. Речь шла и о выделении двух периодов в интеграции гуманитарных исследований омских историков, археологов, этнографов, культурологов, филологов (прежде всего фольклористов). Первый период приходится на конец 1970-х - середину 1980-х гг. и характеризуется взаимодействием ученых разных ведомств главным образом в рамках научных конференций и совещаний. Второй период начинается с конца 1980-х гг. и продолжается в настоящее время - в эти годы помимо совместных научных мероприятий проводятся и совместные научные исследования, в Омске появляются научно-исследовательские учреждения гуманитарного профиля, коллективы и лаборатории межведомственного статуса и межотраслевого вида, складываются научные школы - школы по отечественной истории и историографии, по этнографии, фольклористике, музееведению. В завершение своего выступления докладчик отметил, что в активизации интеграции гуманитарных исследований ведущую роль наряду с научными учреждениями играет ОмГУ, который уже 40 лет осуществляет свою плодотворную деятельность.

В.И. Разумов в докладе «Опыт междисциплинарных исследований и инновации в Омском государственном университете имени Ф.М. Достоевского» отметил, что несмотря на объявление еще 10 лет назад университетов России центрами создания инноваций и формирования кадров для инновационной экономики, омские вузы так и не стали такими центрами. Он проанализировал причины такого положения, среди которых назвал то, что в ОмГУ инновационная деятельность так и не была предусмотрена, что нет и ясности в необходимости такой деятельности по инновационной реорганизации, что не определено новое качественное состояние будущего «инновационного университета», что пока у университета нет необходимых внешних ресурсов для такой деятельности.

222

Научная жизнь

Затем В.И. Разумов высказал предложения по развитию инновационной перестройки ОмГУ, а такие в целом по степени развития ОмГУ на следующие пять лет.

В докладе Ю.П. Дуся «Традиционные ценности подготовки специалистов экономического профиля в вузе» сначала была дана оценка современной ситуации с подготовкой экономистов, выражающаяся в том, что в представлениях значительной части общества экономист, бизнесмен нацелен в своей деятельности исключительно на прибыль и не связывает ее с культурными основами и традициями российского народа, патриотизмом. Далее докладчик остановился на краткой характеристике роли и судеб традиционных ценностей в формировании корпоративной культуры в разные периоды развития европейской цивилизации. Основная часть доклада была посвящена освещению опыта в подготовке специалистов на факультете международного бизнеса ОмГУ. Ю.П. Дусь отметил главное: «наряду с тем, что упор в учебной программе был сделан на современные экономические модели, математику, информационные технологии и владение английским языком, было решено обеспечить хорошую гуманитарную подготовку будущих бизнесменов». Он сообщил также, что спрос на молодых специалистов -выпускников факультета, которые обладают современными знаниями, соответствующими деловыми и человеческими качествами, оказался даже очень высоким. «Таким образом, необходимость внимания экономистов к общественным факторам, к человеку, к его душе должна становиться все более очевидной и добросовестным исследователям, и всем тем, кто участвует в подготовке будущих хозяйственных руководителей», - такое утверждение и прозвучало в завершение доклада.

Далее работа конференции проходила по секциям; «История университетов России: становление и развитие» (руководитель В.П. Корзун), «Университетское образование и научная деятельность в контексте модернизации современной России и перехода к стратегии инновационного развития» (руководители А.Н. Лукьянов, В.И. Разумов), «Историко-культурное наследие, вузовские и академические музеи как фактор устойчивого роста России» (руководители В.Г. Ры-женко, Г.М. Патрушева), «Проблемы всеобщей истории и университетское историческое образование» (руководитель С.В. Фоменко), «Город и городское пространство в исследованиях университетской отраслевой и академической науки» (руководители

Д.А. Алисов, О.В. Гефнер), «Вопросы теории и преподавания иностранных языков» (руководитель Г.Г. Галич), «Психологическая

наука как фактор развития современной России» (руководитель Л.И. Дементий), «Этнографические и археологические исследования народов России на современном этапе» (руководители М.Л. Бережнова, С.С. Тихонов), «Социально-культурная деятельность в развитии университетов страны и региона» (руководитель Г.Г. Волощенко, Л.В. Секретова), «Актуальные проблемы кино-,

фото-, видеотворчества на современном этапе» (руководитель О.Л. Ермакова), «Проблемы юридического образования в университетах» (руководитель Т.Ф. Ящук), «Эволюция гражданского процесса» (руководитель Л.А. Терехова), «Актуальные проблемы досудебного уголовного производства» (руководитель В.А. Азаров).

В конференции в очной и заочной форме приняли участие ученые из 22 городов России (с охватом от Санкт-Петербурга и Воронежа на западе до Комсомольска-на-Амуре на востоке), а также из Алма-Аты (Казахстан). По результатам работы данного форума подготовлен к печати сборник научных трудов, включивший около 180 научных статей.

Библиотека ОмГУ подготовила для участников конференции книжную выставку «Научные труды ученых Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского» (авторы выставки Г. А. Горшкова и

О.Н. Екимова). Участникам конференции были вручены подарочные наборы, а принявшим участие в пленарном заседании были вручены экземпляры газеты «Вестник культуры» (председатели редакционной коллегии Н.А. Томилов и А.В. Якуб), подготовленной ОмГУ и Омским филиалом Российского фонда культуры специально к 40-летию ОмГУ.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Струнин В. И., Томилов Н. А. Конференция в честь 30-летия Омского государственного университета // Культурологические исследования в Сибири. 2006. №1. С. 105-109.

[2] Университеты как регионообразующие научнообразовательные комплексы : тез. докл. регион. науч. конф., посвящ. 30-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского / отв. ред. В. И. Струнин, Н. А. Томилов. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2004. Ч. 1. 104 с. ; Ч. 2. 296 с. ; Ч. 3. 456 с. ; Ч. 4. 384 с. ; Ч. 5. 207 с.

[3] Томилов Н. А. Всероссийская научная конференция к 35-летию Омского университета // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 1. С. 196-199.

[4] Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны: сб. науч. тр. / отв. ред. В. И. Разумов, В. И. Струнин, Н. А. Томилов. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. 564 с.

Н.А. Томилов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.