ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2015. № 4. С. 176-181.
ХРОНИКА
УДК 94(470.67)(092)
УНИВЕРСИТЕТЫ МАГОМЕД-РАСУЛА ИБРАГИМОВА (к 65-летию Ибрагимова Магомед-Расула Абдуллаевича)
Х.А. Амирханов
Институт ИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала
ihae_dnc@mail.ru
22 июля 2015 г. исполнилось 65 лет ведущему научному сотруднику Отдела этнографии Института ИАЭ ДНЦ РАН, кандидату исторических наук, доценту Ибрагимову Магомед-Расулу Абдуллаевичу.
Магомед-Расул Ибрагимов прошел немало жизненных университетов, начиная с воспитания в семье жителя селения Башлыкент Каякентского района ДАССР Ибрагимова Абдуллы -ветеринарного фельдшера и Бахмудкадиевой Издек - учительницы начальных классов, переселившихся в город Дербент в поисках лучшей жизни. Родители Абдуллы и Издек были детьми зажиточных башлинцев Ибрагима и Казибаймата, которых в 1937 г. выселили из села как кулаков: Казибаймата отправили в ссылку в Казахстан (где он умер), а Ибрагим ушел с семьей на хутор в 10 км. от Башлы. По отцовской линии Магомед-Расул состоит в родстве с известным ученым, основателем дагестанской этнографической школы д.и.н., проф. С.Ш.Гаджиевой, которая приходилась двоюродной тетей его отца. По материнской линии Магомед-Расул родственник Героя соц. труда, академика, д.с.-х.н., гендиректора совхоза в пос. Мамедкала Н.А. Алиева, который приходился ему троюродным дядей.
Он родился в центре старой части древнего Дербента - в Пятом магале (квартале). Учился он в средней общеобразовательной школе № 115, считавшейся одной из лучших школ Дербента,
поскольку это была школа, находившееся в ведомстве Северо-Кавказской железной дороги; в ней почти все учителя были профессионалами, преимущественно русскими. Первой учительницей его была Мария Тихоновна, русская учительница, о которой у него остались светлые и благодарные воспоминания. После окончания школы классная руководительница Валентина Владимировна (историк по образованию) сказала его отцу: «Если ваш сын будет и дальше учиться, то пусть поступает на исторический факультет, у него хорошая память и логическое мышление; в других предметах он не силен».
В мае 1967 г. в г. Дербенте, в доме отца М.-Р. Ибрагимова (по инициативе проф. С.Ш. Гаджиевой) в гостях на неделю остановилась небольшая экспедиция Ленинградского университета. Возглавлял экспедицию всемирно известный ученый, заведующий кафедрой археологии Ленинградского университета д.и.н., проф. М.И. Артамонов; вместе с ним были известные ученые - Л.Н. Гумилев, Н.А. Баскаков, А.В. Гадло. Во время пребывания в доме отца М.И. Артамонов как-то сказал ему: «Абдулла, отправь своего сына к нам на учебу в Ленинград, для Дагестана надо готовить археологов». Этот случай предопределил дальнейшую судьбу М.-Р. Ибрагимова. Кстати, тогда же М.И. Артамонов, погладив голову Магомед-Расула, обращаясь к А.В. Гадло, сказал: «Саша, я думаю, что вот так выглядели хазары».
При поступлении в Ленинградский государственный университет Магомед-Расулу повезло тем, что в 1967 г. в честь 50-летия Октябрьской революции для абитуриентов из национальных окраин предоставлялись льготы, в частности не надо было сдавать иностранный язык, а вместо сочинения надо было писать диктант. В отличие от многих приезжих студентов ему не пришлось ежедневно ездить в общежитие университета, находившегося в красивейшем пригороде Ленинграда - Петергофе, а посчастливилось жить в исторической, старейшей территории Северной столицы - на Петроградской стороне, в семье проф. А.В. Гадло (1937-2002), известного российского этнографа-кавказоведа, доктора исторических наук, заведующего кафедрой этнографии и антропологии СПбГУ. Благородная и интеллигентная семья настоящих петербуржцев А.В. Гадло стала для первокурсника Магомед-Расула вторым университетом, где он был фактически сыном для Александра Вильямовича и внуком для его мамы Лидии Платоновны, светлую память о которых он хранит в своем сердце.
В 1968 г. на историческом факультете ЛГУ (декан, профессор В.В. Мавродин) было восстановлено этнографическое образование: открылась кафедра этнографии и антропологии, которую возглавил востоковед д.и.н., проф. Р.Ф. Итс. По этой кафедре по совету д.и.н., проф. А.В. Гадло стал специализироваться Магомед-Расул. Его учителями были проф. А.В. Гадло, Р.Ф. Итс, М.И. Артамонов, Л.Н. Гумилев, В.В. Мавродин, Д.Г. Савинов, И.И. Гохман и др. известные ученые.
Годы учебы в университете оказали огромное влияние на становление его личности, коренным образом изменили его представления о мире, ему открылись бескрайние горизонты древних и новых культур и ценностей. Первые два-три года ему приходилось усиленно заниматься, чтобы хотя бы приблизиться к уровню подготовки его сокурсников, ленинградцев и ребят из других городов северо-западных регионов СССР, откуда была большая часть первокурсников. Уже со второго курса учебы он, как отличник учебы, начал получать повышенную стипендию, чему очень была удивлена староста курса, раздававшая стипендию.
На историческом факультете Ленинградского университета примерно в эти же годы учились его коллеги по Институту и ДГУ: Б.Б. Булатов (д.и.н., декан исторического факультета ДГУ), Э.М. Далгат (д.и.н., зав. Отделом новой и новейшей истории Дагестана ИИАЭ), М.М. Магомедханов (д.и.н., зав. Отделом этнографии ИИАЭ), З.Б. Рамазанова (д.и.н., вед. н.с. ИИАЭ).
Трудовую деятельность Магомед-Расул начал очень рано, будучи студентом третьего курса, в качестве внештатного преподавателя ЛГУ, хотя родители Магомед-Расула жили в достатке и регулярно отправляли ему деньги. В последующем преподавание в ВУЗах Дагестана (Даггосуниверситете, Даггоспедуниверситете, Даггоссельхозакадемии) стала важной частью его жизни. В трудные 1990-е и 2000-е годы, наряду с основной работой в Институте, ему приходилось работать в трех ВУЗах, чтобы содержать семью.
В Институте ИАЭ ДНЦ РАН М.-Р. Ибрагимов работает с сентября 1972 г. За это время он прошел путь от ст. лаборанта до заместителя директора Института по научной работе; в 1992-1993 гг. был ученым секретарем Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, а в настоящее время является ведущим научным сотрудником.
После завершения учебы в аспирантуре Института этнографии и антропологии (г. Москва), где специализировался в лаборатории этнической статистики и картографии, в 1979 г. М.-Р. Ибрагимов защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Динамика численности и расселение
народов Дагестана (1870-1970 гг.) /Этностатистическое и этногеографическое исследование/». Научным руководителем и наставником его был заместитель директора Института этнографии и антропологии АН СССР по научной работе д.и.н., проф. С.И. Брук.
В квалификационной работе он реконструировал этнодемографическую и этногеографическую ситуации в регионе, дал тщательный анализ динамики численности народов Дагестана, начиная со второй половины XIX - третьей четверти XX в. и выявил основные факторы, обусловившие эти изменения. В его работе впервые были проанализированы особенности рождаемости, смертности и естественного прироста населения Дагестана на протяжении столетнего периода. Раскрыты некоторые этнические аспекты естественного и механического движения населения Дагестана, уточнена численность 33 населявших Дагестанскую область (в том числе 27 коренных) народов на 1866, 1886, 1894 и 1916 гг. В этой работе им были составлены этнические карты, отражающие особенности размещения народов в 1866, 1926 и 1970 гг., а также прослежены изменения в этнической географии народов Дагестана, на основе которых выделены основные этапы формирования современной этнической карты Дагестана за столетний период. Специализированный совет K002.76.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнографии АН СССР рекомендовал издать его диссертацию в полном объеме.
С 1975 г. М.-Р. Ибрагимов опубликовал в России, США, Японии, Индии, Турции, Израиле, Польше, Азербайджане более двухсот работ: монографий, энциклопедических трудов, учебных пособий, статей в отечественных и зарубежных научных сборниках и журналах «Этнографическое обозрение», «Политические исследования», «Социологические исследования», «Федерализм», «Вестник Санкт-Петербургского университета», «Вестник Дагестанского научного центра», «Вестник Института истории, археологии и этнографии», «Исламоведение», «Europe-Asia Studies», «Nationalities Papers», «Slavic Evroasian studies», «Balkan Linguistics Journal», «Arcana», «Avrasya incelemeleri Dergisi (Jurnal Evraziyk. issledov)» и др.
Круг научных интересов М.-Р. Ибрагимова охватывает широкий спектр вопросов: этническая история, этническая демография, этническая картография, этническая география, этническое самосознание народов Дагестана, современные этноконфессиональные процессы в Дагестане. По этим актуальным проблемам им опубликовано более двух сотен научных статей, тезисов, докладов, в том числе 21 статья в рецензируемых журналах и 15 коллективных монографий.
В коллективной монографии «Народы Дагестана» (М., 2002) М.-Р. Ибрагимов - автор глав: «Население (этнодемографический обзор)», «Кумыки», «Ногайцы», «Азербайджанцы», «Горские евреи», «Чеченцы». В историко-этнографических очерках даны сведения по этнической истории, описаны основные компоненты традиционного хозяйства, поселений и жилищ, одежды и пищи, брака и семьи, семейных и общественных праздников, календарных обрядов, верований и других элементов культуры, обозначены актуальные проблемы национального развития указанных выше народов Дагестана.
М.-Р. Ибрагимов является автором ряда статей в энциклопедиях «Народы России». (М., 1994), «Народы и религии мира». (М., 1998), «Энциклопедия культур народов юга России. Том I. Народы юга России» (Ростов-на-Дону, 2005), в которых содержатся краткие сведения об истории, языке, экономике, материальной и духовной культуре некоторых народов Дагестана.
Он является ответственным редактором и автором более 20 статей «Кумыкского энциклопедического словаря», выдержавшего два издания (Махачкала, 2009 и 2012), ответственным редактором или составителем ряда сборников научных статей, изданных Институтом истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. М.-Р. Ибрагимов - соавтор учебно-справочного пособия «Атлас Республики Дагестан» (М., 1999), методических пособий для студентов исторического факультета ДГУ, соавтор учебного школьного пособия «Атлас Республики Дагестан. География. 9 класс» (М., 2005).
М.-Р. Ибрагимов успешно представляет дагестанскую науку во многих международных научных форумах: в Сент-Луисе, 1999 г. (США), в Иерусалиме, 2002 г. (Израиль), в Саппоро и Токио, 2004 г. (Япония), в Калькутте, 2012 г. (Индия), Тблиси (Грузия), Баку (Азербайджан). Он является участником республиканских, региональных, всесоюзных и всероссийских конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани, Элисте, Нальчике, Магасе, Грозном, Махачкале, Дербенте, Хасавюрте и др. городах.
Научным исследованиям М.-Р. Ибрагимова присуща новизна и глубина подходов к осмыслению и решению проблем, опора на широкую источниковую базу. Выводы и концепции автора отличаются аргументированностью и достоверностью. С его трудами связано становление
этнической демографии как особого направления научных исследований в Дагестане. Изучив на основе разнообразного комплекса исторических и статистических источников этнодемографическое развитие многоэтничного населения Дагестана, М.-Р. Ибрагимов убедительно доказал несомненную взаимосвязь между демографическими процессами и изменениями социально-экономического положения народов Дагестана.
М.-Р. Ибрагимов был в числе первых исследователей, которые широко использовали картографические источники для установления политических и административно-территориальных границ государственных образований и потестарных обществ. На основе изучения картографических источников появилась возможность установления этнических границ и особенностей расселения народов в позднесредневековый и новый периоды истории Дагестана.
В этногеографических исследованиях М.-Р. Ибрагимова прослежена история административно-территориального деления со времени образования Дагестанской области (1860-1920), ДАССР (1921-1991) и РД (с 1991 г.), которые проиллюстрированы схематическими картами административно-территориальных изменений границ Дагестана. Им созданы и изданы этнические карты расселения народов Дагестана на разные хронологические периоды: Расселение народов Дагестана в конце XIX - начале XX в., Расселение народов Дагестана в середине XX в., Расселение народов Дагестана в конце XX - начале XXI в. Он автор ряда публикаций по этнической география народов Дагестана на рубеже ХШ-ХУП вв., конца XIX - начала ХХ в., современного расселения народов Дагестана.
Разработанная им типология этнических общностей Дагестана XIX - начала ХХ в. и многоступенчатость уровней самосознания народов Дагестана являются общепризнанными в дагестанской этнографии. Еще в 1985 г. он описал две группы этнических общностей, различавшиеся по степени внутриэтнической консолидации, наличия различных уровней самосознания, а также этнические, субэтнические и этнографические группы Дагестана. Он верно отметил, что большинство этнических общностей Дагестана в XIX - начале XX в. представляло собой развитые сформировавшиеся народности с присущими им основными чертами общности феодального типа. Вместе с тем для них было характерно наличие патриархально-родовых пережитков, сохранявшихся в их среде на протяжении всей феодальной эпохи и в период зарождения капиталистических отношений в крае. Все население Дагестана в целом в рассматриваемый период составляло макроэтносоциальную общность, единство которой было обусловлено социально-экономическими, историко-политическими и культурными причинами: близостью происхождения (с определенными оговорками), общностью исторических судеб, длительными территориальными контактами, хозяйственно-культурными и торговыми связями, тенденцией к интеграции.
Наибольшие успехи достигнуты М.-Р.А. Ибрагимовым в разработке этнодемографических проблем народов Дагестана в ХХ в.: динамики численности и этнического состава, этнических особенностей показателей рождаемости, смертности и естественного прироста населения; особое место среди которых занимают исследования по этнической демографии русских Дагестана, получившие положительные отклики у многих исследователей этих проблем.
Им впервые изучены и освещены изменения этнодемографической ситуации в Дагестане со второй половины XIX - до начала XXI в., в том числе в конце XIX - начале XX в., в годы гражданской войны, накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), в последней четверти XX - начале XXI в., а также проблемы формирования городского населения Дагестана, последствий депортации населения Дагестана в годы войны (1941-1945 гг.), специфики современных миграционных процессов в Дагестане.
Оригинальными подходами отличаются его публикации по этноязыковым, этнокультурным, этнополитическим и этноконфессиональным проблемам современного Дагестана. М. -Р. Ибрагимов внес существенный вклад в изучение и освещение истории формирования русского, чеченского, ногайского, азербайджанского и горско-еврейского населения Дагестана.
Круг научных интересов М.-Р. Ибрагимова достаточно широк и включает вопросы этнической истории народов Дагестана, в том числе проблемы становления их этнического самосознания. Он обосновал ошибочность мнения ряда советских и российских исследователей утверждающих, что этническая самоидентификация, да и сами этносы Дагестана порождены в советский период истории. Изучение основных этапов эволюции этнического самосознания дагестанцев, начиная с раннего средневековья до начала XX в., позволило ему установить, что этническое самосознание народов Дагестана появляется вместе с первыми экзоэтнонимами, которыми обозначали предков дагестанцев в древних и средневековых источниках. Динамика этнического самосознания дагестанцев была вызвана, прежде всего, внутренними социально-
культурными и этнополитическими преобразованиями наряду с его историческим контекстом. Такой подход позволил объяснить, как различные социальные, культурные и политические проблемы в истории Дагестана вносили те или иные (иногда существенные) изменения в этническую и политическую самоидентификацию на локальном (джамаатском), этническом и общедагестанском уровнях.
Многие работы М.-Р. Ибрагимова базируются на оригинальных полевых этнографических материалах, собранных им в процессе экспедиционных работ практически во всех районах Дагестана. Начиная со студенческих лет М.-Р. Ибрагимов, ежегодно участвуя в этнографических экспедициях, возглавляемых известными этнографами А.В. Гадло, С.Ш. Гаджиевой, А.И. Исламмагомедовым, М.О. Османовым, получил хорошие навыки полевой работы; это был очередной университет М.-Р. Ибрагимова. В конце 1980-х гг. он сам возглавлял этнографические экспедиции по сбору и обработке полевого материала, которые порой были единственным источником информации по этнической демографии и этнической географии края. Из 1600 населенных пунктов Дагестана, пожалуй, нет ни одного крупного дагестанского села, в котором он не работал.
Научные работы М.-Р. Ибрагимов, насыщенные богатым достоверным историко-этнографическим и этностатистическим материалами, вносят определенный вклад в изучение этнической истории, этнической географии, этнодемографического развития народов Дагестана и Северного Кавказа. Своими трудами М.-Р. Ибрагимов выдвинулся в ряд ведущих исследователей по проблемам этнодемографии, этногеографии и картографии Дагестана. Поэтому не случайно он является одним из постоянных экспертов Министерства по делам национальностей РД (где несколько лет работал главным специалистом в аналитическом отделе), членом Научного совета при Президиуме ДНЦ РАН по проблемам историко-культурного наследия Дагестана, членом редколлегии ряда журналов Дагестана.
М.-Р. Ибрагимов был координатором и исполнителем ряда исследовательских проектов: международного проекта Бирмингемского университета «Ислам в постсоветской России» (19981999), исполнителем международного проекта «Ислам и политика в России: многоуровневый и сравнительный подход» (2003-2006), осуществленного при финансовой поддержке Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии, исполнителем международного гранта Калькуттского института азиатских исследований Гуссейна Абул Калама (2012), исполнителем российского гранта «Проект по созданию учебно-научного центра по подготовке специалистов в области археологии и этнографии (антропологии) Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» (2013-2014).
В настоящее время является руководителем проекта и исполнителем гранта РГНФ «Миграционные процессы на Северо-восточном Кавказе: этнические связи и формирование мигрантских социальных сетей в диаспорах» (2014-2016).
Будучи координатором по Дагестану Бирмингемского проекта «Ислам в постсоветской России» и одним из исполнителей, для доклада по результатам исследования М.-Р. Ибрагимов в 1999 г. был приглашен на конференцию Американской Ассоциации славянских исследований в гор. Сент-Луис (США). На этом форуме он отмечал, что полиэтничный и поликонфессиональный Дагестан является примером возможности существования на небольшой территории представителей многих народов и адептов нескольких религий. Поликультурное сообщество дагестанцев в течение многих веков выработало механизм нейтрализации этнических и конфессиональных коллизий, которые неизбежно возникали в условиях этнополитической и конфессиональной дробности Дагестана. Эпоха воинствующего атеизма и упадка религиозной культуры в 1920-1980-х гг. привела к религиозной неграмотности, что в свою очередь создало почву для религиозных спекуляций и фанатизма части верующих дагестанцев. Этим умело воспользовались ваххабисты (радикально настроенная часть мусульман, называющая себя салафитами), начавшие вооруженную борьбу за власть в августе - сентябре 1999 г. Очевидно, что первопричиной этой войны в Дагестане был не ислам, а интересы ряда зарубежных стран, пытающихся осуществить передел сфер влияния на Кавказе и использующих для этого экстремизм, прикрываемый религиозными лозунгами. Дагестанцы не поддержали экстремистов, которые силой оружия пытались изменить государственный строй Дагестана.
Особую страницу в творческой биографии составляет его многолетнее сотрудничество с коллегами из зарубежных университетов: Бирмингемского университета, Университета Хоккайдо, Токийского университета; кстати, в последнем он читал лекцию для студентов социального факультета, чем по праву может гордиться, поскольку приглашение в Токийский университет - огромная честь.
В исследованиях, проведенных М.-Р. Ибрагимовым совместно с проф. Университета
Хоккайдо К. Мацузато дан анализ конфессиональной ситуации на примере изучения тарикатских общин современного Дагестана. Авторы пришли к выводу, что в Дагестане предпринята попытка сохранить на местном уровне огосударствленный имперский ислам, тогда как мусульмане в других регионах СНГ стремятся найти новую модель организации религиозной жизни. Не случайно стратегия религиозной оппозиции в Дагестане состоит в том, чтобы убедить федеральные российские власти, будто запрет альтернативных духовных управлений в Дагестане является нарушением федерального законодательства. Оппозиция считает, что монополия на ресурсы, которыми обладает ДУМД, должна быть ликвидирована. Подъем и крах «ваххабизма» в Дагестане в течение прошлого десятилетия показывает, что, несмотря на сильное влияние со стороны арабского мира, Дагестан останется частью Евразии и его ислам, в обозримом будущем, будет сохранять местные особенности. Авторы проанализировали факторы, побудившие народы Дагестана отвергнуть ближневосточную модель этноконфессионального развития и сделать выбор в пользу целостности Российской Федерации, а также своего пребывания в ее составе. По их мнению, такой поворот событий был обусловлен «нестабильной стабильностью» дагестанского общества, корни которой, в свою очередь, кроются в исторически сложившейся в Дагестане традиции полиэтнического и поликонфессионального сосуществования, подкрепленной российско-советскими институциональными механизмами в форме Духовного управления мусульман и системы этнотерриториального федерализма. К важнейшим условиям «нестабильной стабильности» Дагестана К. Мацузато и М.-Р. Ибрагимов относят автономию территориальных общин, перекрестную структуру социальных расколов, отказ от принципа «этнической чистоты» и наличие институтов сообщественной демократии.
Исследования М.-Р. Ибрагимов отличаются высоким научно-теоретическим уровнем, ясной постановкой вопроса, исчерпывающим использованием обширного полевого этнографического и архивного материалов, а также литературного материала, привлечением сравнительно-исторических данных. Накопленным научным опытом он охотно делится с аспирантами, одна из которых защитила кандидатскую диссертацию в Японии.
Научную и научно-организационную деятельность он совмещает с преподавательской деятельностью. С 1992 г. по настоящее время он ведет преподавательскую работу на историческом факультете ДГУ, где долгое время являлся заместителем декана по научной работе, руководителем этнографической практики у студентов, а также исполнял обязанности зав. кафедрой археологии и этнографии.
Коллектив Института поздравляет Ибрагимова Магомед-Расула Абдуллаевича в связи с 65-летием со дня рождения, желает крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов в развитии этнографической науки.