Университеты и научные центры как базовые элементы региональной инновационной системы
В работе рассмотрена структурная модель инновационной системы Томской области, учитывающая то, что университеты и научные центры уже сегодня вносят существенный вклад в экономику региона. Проанализирована роль организаций научно-образовательного комплекса вреги-ональной инновационной системе. Предложено для развития и реализации потенциала университетов/научных центров использовать результаты комплексной оценки образовательного, научного, инновационного потенциала организаций.
Е. А. Монастырный,
к. ф.-м. н.,
зам. директора Томской ассоциации научно-образовательных учреждений «Межведомственный научно-образовательный центр»
Прежде, чем перейти к обсуждению основного вопроса, рассмотрим некоторые пропорции экономики Томской области, которые не рассматривались в другой статье настоящего выпуска, посвященной проблемам региональной статистики инноваций. Объемы продукции и оказанных услуг предприятий сырьевых отраслей, предприятий с низким уровнем развития инновационных процессов, инновационно активных предприятий, организаций научно-образовательного комплекса в нашем регионе относятся примерно как 50:34:10:6. Если исключить сырьевые отрасли, т. е. те, источником развития которых является природная рента, то пропорции выглядят как 68:20:12.
В Томской области соотношение вкладов в финансирование исследований и разработок бюджета, иностранных источников и промышленности выглядит следующим образом 34:13:53, причем вклад инновационно активных предприятий кратно выше, чем предприятий с низким уровнем развития инновационных процессов. Усредненная оценка проведена автором по результатам данных областной статистики и регионального экспериментального статнаблюде-ния 2004-2006 гг. В России доля наукоемкой промышленности в общем объеме производства 3%, а соотношение вкладов в исследования и разработки бюджет/внебюджет выглядит по результатам 2005 г. как 60:40. Указанные особенности экономики региона объясняют повышенный интерес к организациям научно-образовательного комплекса — университетам и научным институтам как к центрам генерации знаний, центрам генерации инноваций, центрам генерации высококвалифицированных кадров для предприятий инновационного сектора экономики Томской области и других регионов Сибири.
В работе [1] предложена модель инновационной системы. Эта базовая модель отражает основные ха-
рактеристики и функции инновационных систем. Используемой детализации достаточно, чтобы сформировать структурную модель и оценить синергетические эффекты инновационной системы. Однако переход от базовой модели к модели инновационной системы отдельного региона требует большей конкретизации.
Региональные инновационные системы не являются замкнутыми — все они действуют на едином рыночном пространстве, происходит постоянный обмен товарами, информационными, материальными и человеческими ресурсами. Для регионов с высоким научно-техническим и образовательным потенциалом необходимо учитывать то, что вклад научно-образовательного комплекса в валовый региональный продукт сравним с вкладами других отраслей экономики. Образование и наука, экспортирующие образовательные и научно-технические услуги, относятся одновременно и к уровню «основная деятельность», и к уровню «обеспечение основной деятельности».
На рис. 1 приведен состав инновационной системы региона с высоким научным и образовательным потенциалом. Рассмотрим уровень «основная деятельность», претерпевший наиболее значительные изменения по сравнению с базовой моделью. Элементы «крупные промышленные предприятия», «малые и средние предприятия», «прикладная наука» проанализированы с позиций «продукция - услуги» и «уровень организации бизнеса». Не вдаваясь в детали анализа, отметим следующее.
Крупные промышленные предприятия формируют элемент «крупный бизнес» в секторе «продукция», что соответствует данным региональных статистических наблюдений в Томской области в 2004-2006 гг. Университеты продолжают формировать элемент «образование» в той части, в которой обеспечивают
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
Уровень «Управление/регулирование»
Органы власти и управления
Уровень «Обеспечение основной деятельности»
2 4а . 3 ^
Организации Фундаменталь- Образование
инфраструктуры ная наука
Уровень «Основная деятельность»
^ Крупный бизнес ^ Малый бизнес ^Прикладная наука ^ Малый бизнес ^ Крупный бизнес
Продукция Услуги
Рис. 1. Состав модели инновационной системы региона с высоким научно-образовательным потенциалом
человеческими ресурсами другие элементы инновационной системы, и формируют новый элемент «крупный бизнес» в секторе «услуги». Практика показывает, что именно образовательные услуги, сконцентрированные в университетах, и являются примерами организации крупного успешного бизнеса в сфере услуг инновационного характера. Другой пример — отрасли телекоммуникаций.
Финансовые услуги банковского сектора, к сожалению, в России не мотивированы на поддержку инновационных процессов. Элемент «малые и средние предприятия» распадается на два элемента «малый бизнес» в секторах «продукция» и «услуги». В этот элемент входят, в том числе и консалтинговые организации, экспортирующие консалтинговые услуги. Элемент «наука», имеющий две составляющие: «фундаментальная наука» и «прикладная наука», обладает настолько своеобразным набором признаков, что позволяет идентифицировать его как ключевой элемент модели инновационной системы и относить одновременно к уровням «основная деятельность», «обеспечение основной деятельности» и к секторам «продукция», «услуги», не разделяя его на малый и крупный бизнес.
Следующим сюжетом, требующим рассмотрения, является анализ связей университета, как части научно-образовательного комплекса, входящего в четыре (!) элемента инновационной системы: «фундаментальная наука», «прикладная наука», «образование», «крупный бизнес». Необходимо выделить три типа связей для любого элемента инновационной системы. Все они имеют экономическую основу, носят рыночный характер, но имеют разную системную природу и обеспечивают разные процессы в инновационной системе.
Первый процесс — продажа товара (продукция или услуги) на внешних относительно инновационной системы рынках. Этот процесс формирует денежный поток, направленный в систему, формирует центры генерации прибыли и инвестиций.
Второй процесс — продажа товара (продукция или услуги) элементам (субъектам) инновационной системы. Этот процесс обеспечивает взаимное дополнение ресурсов, повышение конкурентоспособности системы и проявляется в виде синергетических эффектов.
Третий процесс — продажа товара (продукция или услуги) другим субъектам социально-экономической системы региона. С точки зрения инновационной системы и научно-образовательного комплекса как ее составной части — это своеобразная диффузия инноваций, создание условий расширения инновационного сектора путем эффективного взаимовыгодного обмена субъектов с разным уровнем организации инновационных процессов.
Безусловно, все три процесса составляют единое целое и их жесткое разграничение невозможно, но с целью понимания сущности инновационных процессов, обеспечения возможности их формирования и регулирования выделение этих процессов необходимо.
Рассмотрим связи между элементами инновационной системы с точки зрения ресурсного подхода.
Университеты — субъекты системных элементов «образование», «крупный бизнес» (образовательные услуги) формируют человеческие ресурсы для элементов региональной инновационной системы и других систем. Их влияние определяется «накоплением» выпускников в организациях и учреждениях региона, перечнем и качеством услуг по переподготовке и повышению квалификации специалистов, а также масштабом образовательного бизнеса, возможностью формировать центры прибыли и инвестиций. Зависимость университетов от системы выражается потребностью предприятий в молодых специалистах, подготовленных университетом, в объеме целевой подготовки и переподготовки кадров для предприятий региона, тем денежным потоком, который при этом формируется.
Связь образование-наука как внутренняя для университета рассмотрена ранее в работе [2].
Университеты и научные институты — субъекты системных элементов «фундаментальная наука», «прикладная наука» формируют информационные, материальные и человеческие ресурсы для всех элементов инновационной системы. Выделим некоторые из них.
Знания, сформулированные в форме объектов интеллектуальной собственности (информационный ресурс), являющиеся составной частью бизнес-идеи, то есть идеи будущего товара. С точки зрения ресурсного подхода [3] интеллектуальная собственность, созданная на первом этапе инновационного процесса, является базовым ресурсом. На ее основе разрабатываются и производятся материальные, развиваются и пополняются информационные и подготавливаются человеческие ресурсы, и в этом смысле они являются производными. Особое место интеллектуальной собственности среди информационных ресурсов определяется тем, что она, во-первых, является основой создания других типов ресурсов; во-вторых, определяет возможность достижения долгосрочных конкурентных преимуществ; в-третьих, для нее характерны специфические методы защиты.
Прототипы и опытные образцы. Материальное воплощение будущего товара. Организация его производства и выход на рынок могут оказаться эконо-
мически нецелесообразными, но сам факт материализации бизнес-идеи имеет принципиальное значение.
Подготовка кадров высшей квалификации. Важнейшая функция науки, обеспечивающая мотивацию и возможность саморазвития.
Кроме того, необходимо также отметить следующие результаты деятельности университетов и научных центров.
Создание новых инновационных и высокотехнологических предприятий. Новые технологические предприятия — это подготовка будущего, формирование эффективной наукоемкой экономики, расширение рынка труда для высококвалифицированного персонала, создание высокой добавленной стоимости.
Повышение потенциала конкурентоспособности системы. Достижение долгосрочных конкурентных преимуществ продукции организаций, осуществляющих основную деятельность, и конкурентоспособности системы в целом возможно лишь при обеспечении конкурентоспособности элемента «наука», причем как «фундаментальная наука», так и «прикладная наука».
Влияние науки на другие элементы инновационной системы определяется тем потоком бизнес идей, который она генерирует, возможностью достижения долгосрочных конкурентных преимуществ продукции и технологий, а зависимость — тем денежным потоком, который поступает в науку от этих элементов, в первую очередь от промышленности.
Еще один сюжет, который необходимо хотя бы упомянуть в настоящей статье, — это возможность формирования на базе университетов/научных центров инновационных кластеров [4].
Мировой опыт показывает, что наибольшие успехи показывают кластеры с высокой степенью участия научных центров и университетских комплексов, с высокой долей инновационной продукции, выпускающие товары с долгосрочными конкурентными преимуществами за счет использования результатов научных исследований, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров в своих интересах.
Анализ роли университетов и научных центров как базовых элементов региональной инновационной системы приводит нас к вопросу: а что же такое научный, образовательный, инновационный потенциал университета/научного центра и как его измерять?
Методика комплексной оценки научного, образовательного, инновационного потенциала университета/научного центра рассматривалась в работе [2]. Здесь же приведем только принципиальные подходы к ее разработке.
Методика построена как сугубо рабочий инструмент с целью, во-первых, определения слабых сторон в организации научного, образовательного, инновационного процессов и выработки рекомендаций по их устранению, во-вторых, подготовки информационно-аналитической базы (определение областей преимуществ и компетенций) для
управления изменениями и разработки стратегии развития университета/научного центра.
В работе над формированием перечня вопросов использованы все доступные формы федеральной и ведомственной отчетности, официальные документы, содержащие необходимую информацию. То есть при анализе можно использовать уже имеющуюся открытую информацию. Количество новых вопросов не превышает 15%.
В результате анализа университета/научного центра как системы была разработана рабочая модель (рис. 2). Принципиальной особенностью рабочей модели является выделение в качестве разделов анализа элементов системы — «наука», «образование», «инновации» и связей между элементами «наука-образование», «наука-инновации», «образование-инновации». Кроме того, в методику вводится второй уровень анализа, позволяющий определить области компетенций университета/института в научной, образовательной, инновационной сферах и уровень его финансового самообеспечения.
В каждом из разделов методики определены от двух до шести индикаторов, характеризующих то или иное состояние элемента или процесса. Во всех разделах используются методы экономического анализа.
Все это позволяет достичь поставленной цели: определить области преимуществ и компетенций, а также зоны рисков в научной, образовательной, инновационной сферах; дать оценку уровня финансового самообеспечения университета/института.
В настоящее время проведена апробация методики в двух томских университетах. Показана ее работоспособность и эффективность.
Кроме того, комплексная оценка научного, образовательного, инновационного потенциала университета/научного центра как элемента региональной инновационной системы позволяет ответить на то, каким образом он как часть научно-образовательного комплекса:
^ формирует характеристики четырех элементов региональной инновационной системы «Фундаментальная наука», «Прикладная наука», «Образование», «Крупный бизнес (образовательные услуги)»;
^ участвует в процессе формирования денежного потока, направленного в систему, в процессе вза-
Наука Экономика Наука Образование Экономика Образование Экономика Образование Инновации Экономика Инновации Экономика Наука Инновации Экономика
Комплексная оценка потенциала. Область преимуществ и компетенций института и зона рисков в научной, образовательной, инновационной сферах Копмлексная оценка экономики. Уровень финансового самообеспечения института
Рис. 2. Рабочая модель структуры компетенций и процессов научно-исследовательского института
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
имного дополнения ресурсов, повышения конкурентоспособности системы в целом, а также в процессе диффузии инноваций в социально-экономической системе региона;
^ может служить основой формирования инновационного кластера, то есть кластера, сформированного на базе или имеющего в своем составе центры генерации научных знаний, центры генерации бизнес идей, центры подготовки высококвалифицированных специалистов; выпускающего продукцию, обладающую долгосрочными конкурентными преимуществами; действующего на перспективных растущих рынках или формирующего новые рынки сбыта.
Выводы: во-первых, уже сегодня университеты и научные центры являются существенными элементами региональной инновационной системы, во-вторых, анализ, развитие и реализация их научного, образовательного, инновационного потенциала может
позволить значительно усилить их влияние на экономику Томской области.
В заключение автор выражает глубокую признательность В. И. Зинченко, Г. И. Тюлькову, Г. Е. Дунаевскому, Л. М. Огородовой, Е. П. Губину, Я. Н. Гри-ку, И. В. Краковецкой, Н. О. Чистяковой, без деятельной поддержки которых была бы невозможна практическая реализация изложенных в работе идей.
Литература
1. Е. А. Монастырный. Структурная модель инновационной сис-темы//Инновации, № 8, 2005. С. 49-54.
2. Е. А. Монастырный. Научный, образовательный, инновационный потенциал университета как научного центра//Известия вузов. Физика, № 3, 2006.
3. Я. Н. Грик, Е. А. Монастырный. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок//Ин-новации, № 7, 2004. С. 85-87.
4. Е. А. Монастырный. Инновационный кластер//Инновации, № 2, 2006. С. 38-43.